развитие эмоционального мира дошкольников с нарушением зрения
материал по теме
Предварительный просмотр:
Развитие эмоционального мира дошкольников
с нарушением зрения
консультация для родителей
В настоящее время особо значимой является проблема исследования эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями в развитии, поскольку любой дефект сопровождается изменениями эмоционального состояния ребёнка.
Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение детей между собой и взрослыми. Непонимание другого часто становится причиной страха, отчуждённости, враждебности. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его успех в межличностном общении. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими. Всему этому надо учиться. Взрослые, сопровождающие детей, могут научить их понимать «язык эмоций» - научить присматриваться к лицам и жестам человека, к выражению глаз, улавливать изменения в интонации речи, замечать и понимать различные нюансы её звучания. Понятие «эмоциональный интеллект» охватывает следующие способности:
- Способность распознавать собственные эмоции;
- Способность владеть собственными эмоциями;
- Способность к самомотивации;
- Коммуникативная способность.
Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Приобщение ребёнка к эмоциональной культуре поможет формированию эмоционально яркой, нравственно богатой и владеющей своими чувствами личности.
Во время коррекционно-развивающей деятельности со слабовидящими детьми и детьми с тяжелыми нарушениями речи (старшие и подготовительные группы) я провожу различные игры, которые способствуют развитию эмоционального мира дошкольников.
Эти игры не только развивают умение детей в распознании различных эмоциональных состояний, эмоциональный словарь дошкольников, но и способствуют развитию зрительного восприятия цвета, слухового и зрительного внимания, развивают у детей глазодвигательную функцию, формируют чувство близости с другими, чувства ценности других и самоценности.
1.Игра «Солнце, дождь и ветер». Цель: развивать у детей внимание, связанное с координацией зрительного, слухового и двигательного анализаторов, мимику и пантомимику.
Ход игры: на разные 3 сигнала – картинки: солнце, туча, ветер – дети выполняют соответствующие движения с мимикой на лице.
Смотри, не зевай! Солнце, дождь и ветер различай!
Что увидишь на картинке, то и проживай!
«Солнце» - подпрыгивают, хлопают в ладоши, улыбаются.
«Туча» - тело напряжено, плечи приподняты, можно обхватить себя за локти и прижать их к телу. На лице грусть, недовольство. Очень неприятно, потому что у детей нет зонта.
«Ветер» - дети немного раскачивают тело из стороны в сторону, на лице спокойствие.
Для развития внимания нужно менять сигнал и его название.
2.Игра «Яблочное настроение». Цель: закреплять умения детей в распознавании различных эмоциональных состояний (чувств) по мимике, развивать эмоциональный словарь, продолжать учить проживать различные эмоции, развивать цветовосприятие, цветоощущение.
Ход игры: рассмотреть красивые необычные яблоки (их может принести сказочный персонаж). Беседа:
- какое настроение у этого яблока? (весёлое, радостное)
- какое чувство оно переживает? (веселье, радость)?
- какого цвета грустное яблоко? И т. д.
- обыгрывание и показ яблочного настроения.
3.Игра «Солнце, облака и месяц». Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния по мимике на рисунках, развивать эмоциональный словарь, продолжать учить проживать разные эмоции. Развивать зрительное внимание, восприятие: глазодвигательную функцию, прослеживающую функцию взора.
Ход игры: рассказать детям сказку с использованием иллюстраций.
«На ночном небе звёзды светят ярким светом, как фонарики. Когда наступает утро, небо становится светлым и всходит доброе Солнышко. Его любят все люди, природа: звери, птицы, цветы, деревья. Вокруг Солнца проплывают Облака, разные по форме и цвету. Они двигаются то медленно, то быстро, обгоняя друг друга и играя в догонялки.
Однажды Солнце задержалось и не появилось на небе в срок. Облака перестали улыбаться и играть. Одно Облачко испугалось и всё время повторяло: «Как страшно без Солнца. Я боюсь, боюсь!» Другое Облачко так расстроилось, что даже стало плакать: «Кап-кап!». А это Облачко обиделось, рассердилось на своих друзей, на Солнце, нахмурило брови, стало ругаться и даже драться с другими Облаками. От этого появились молнии, загремел гром. Только одно Облачко не испугалось, не заплакало и не рассердилось. Оно всех успокаивало: «Не бойтесь, не грустите и не злитесь! Солнце обязательно скоро взойдёт, и мы все успокоимся. Давайте будем танцевать, улыбаться и тогда Солнышко к нам вернётся». Облака послушались и перестали злиться и грустить, стали улыбаться, петь песни и танцевать.
И произошло чудо – Солнышко выглянуло и согрело всех своими лучами. Всё стало как прежде. Вечером Солнце ушло спать, а на небе появился Месяц. Он спел Облакам колыбельную песенку, и все заснули волшебным сном. Месяц улыбался и от удовольствия даже сам закрыл глаза.
А звёздочки освещали небо и радовались, что все отдыхают, что на небе царит покой и дружба».
Вопросы и задания:
-найдите глазами облако, которое улыбается? Грустит? Злится?
-какое настроение у облака с права от грустного?
-какое облако слева от злого?
-какое облако висит ниже всех? Выше всех?
-кто выше всех (солнце)?
-у кого на небе одинаковое настроение?
-постарайтесь проследить глазами (нарисовать) дорожку от весёлого облака к злому облаку, от испуганного облака к солнцу. И т. д.
4.Игра «Новый клубочек». Цель: развивать уверенность, гордость за свои успехи, новые знания и умения; формировать чувство близости с другими; способствовать принятию детьми друг друга; формировать чувство ценности других и самоценности.
Дети, сидя в кругу, передают друг другу клубочек и рассказывают:
-какое у них сегодня настроение;
-сравнивают своё настроение с каким-либо явлением природы;
-передают пожелания друг другу;
-затем рассказать детям, что в мире всё меняется, и к ним пришёл новый клубочек (клубок другого цвета и размера). Он повзрослел, стал больше, т.к. у него больше знаний. Клубочек хочет услышать от своих друзей, чему новому они научились, что нового узнали, какое настроение у них сейчас и почему? Клубочек желает своим друзьям, чтобы они стремились узнать что-то новое и интересное и хотели измениться в лучшую сторону, чтобы быть умными, интересными людьми.
5.Игры: «Рукопожатие по кругу»; «Испорченный телефон» (передаём радостные слова, страшные слова, грустные слова и т.д.); «Комплименты»; «Вместе весело шагать…» (пение песен в кругу); «Волшебный стул» (на стуле сидит грустный или обиженный ребёнок, дети по очереди кладут ему руку на плечо и говорят добрые и ласковые слова).
6.Упражнения:
- «Встаньте все, кто…………. любит бегать, радуется хорошей погоде, любит дарить цветы, и т.д.»
- «Что такое радость?» (высказывания детей)
- «Кто как радуется?»
- «Что нам делать с этим чувством?»
- «Зеркало» (показ перед зеркалом своих эмоций).
- «Волшебный мешочек» (оставить в мешочке все плохие слова).
- «Коврик злости»
- «Возьми себя в руки» ( при неприятной ситуации обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека).
- «Фигуры эмоций», «Поставь балл эмоции», «Угадай эмоцию».
- «Связующая нить».
7.Релаксационные упражнения: Солнечный зайчик, Воздушный шарик, Самолёт, Тропический остров, Спаси птенца.
8.Использование ритуалов:
- приветствия – радость от встречи, желание играть со всеми, пожелания радостного настроения, здороваемся с солнышком и небом, со всеми детьми;
- прощания – пожелания друг другу, прощание с добрыми словами.
Литература.
- Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М., 1998.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Я, 1997.
- Кряжева Н.Л. Кот и пёс спешат на помощь. Анималотерапия для детей. Я, 2000.
- Лэндрет Г.Я. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.
- Шипицына Л.М., Волкова Л.С. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи. Дефектология, №4 – 1993.
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. В мире детских эмоций. М., 2004.
Учитель-дефектолог Борн Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развития коммуникативной компетенции дошкольников с нарушением зрения»
Представленные мною методические разработки описывают возможности формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста, имеющих зрительную патологию....
Развитие эмоционального мира дошкольника с нарушением зрения и речи.
Роль и значение эмоций для ребенка неоспоримо.Эмоции играют важную роль в его развитии.Как лучше ввести ребенка в мир эмоций? Конечно, через игру!...
Музыкотерапия в развитии эмоциональной сферы детей с нарушениями зрения
1. Особенности музыкотерапии, как психотерапевтического метода.2. История развития музыкотерапии.3. Практическое использование м...
Развитие эмоционального мира дошкольников с нарушением зрения.
Консультация для родителей...
Развитие эмоционального мира ребенка с нарушением зрения
Развитие эмоционального мира ребенка с нарушением зрения Современная социальная ситуация не всегда способствует удовлетворению потребностей дошкольников с нарушением зрения, в позитивных эмоциональных...
Развитие эмоционального мира дошкольников с нарушением зрения
Консультация для родителейВ настоящее время особо значимой является проблема исследования эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями в развитии, поскольку любой дефект сопровождается измен...
Методический материал по коррекционной педагогике на тему «Развитие эмоционального мира ребенка с нарушением зрения»
Развитие эмоционального мира ребенка с нарушением зрения Современная социальная ситуация не всегда способствует удовлетворению потребностей дошкольников с нарушением зрения, в позитивных эмоциона...