Цикл конспектов по обучению шахматам
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Цикл конспектов занятий
по обучению игре в шахматы
для детей старшего дошкольного
возраста
Тема: «Шахматные фигуры»
Цель: закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.
Задачи:
- Развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность.
- Укрепление партнерских отношений между детьми и взрослыми.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы любите играть? Соревноваться? Тему игры вы узнаете, если отгадаете, что находится в волшебной коробке. На квадратиках доски
Короли свели полки
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
Король с королевой живут без корон
Ладья без весел, без хобота слон,
Конь без копыт, седла и уздечки
- рядовые - не человечки. - Отгадали. Это - шахматы.
- Давайте устроим соревнования, кто наберет больше жетонов, тот будет объявлен победителем.
- «Волшебный мешочек» дети по очереди, на ощупь, отгадывают шахматную фигуру.
- «Отгадайка»
Дети отгадывают загадки:
Шагаем лишь вперед, а не наоборот.
По чину нам положен один короткий шаг.
Зато назад не может нас передвинуть враг.
Стою на краю. Путь откроют - я пойду.
Только прямо хожу, как зовут, не скажу.
Не живет в зверинце, не берет гостинца.
По косой он ходит, хоботом не водит.
Прыгнет он - подковы звяк.
Необычен каждый шаг,
Буква Г и так и сяк.
Видимо, она упряма, если ходит только прямо.
Не петляет прыг да скок, не шагнет наискосок.
Так от края и до края может двигаться она.
Эта башня боевая неуклюжа, но сильна.
- Игра "Собери доску":
- лент (8 белых, 8 черных) помогите сложить шахматную доску.
- "Блиц - вопрос":
- Каких клеток больше, черных или белых? (равно)
- Без какой фигуры не бывает игры? (король)
- Где возникли шахматы? (Индия)
- Как пешке укрыться от чернопольного коня? (встать на белое поле)
- Что такое шах?
- Что такое мат?
- Между какими фигурами стоит конь в начале игры? (слон и ладья)
- Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)
- Эстафета "Расставь фигуры": на скорость - бег и правильная расстановка фигур в первоначальное положение.
- «Доскажи словечко»
Белый отряд, черный отряд,
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном.
Точно такой же порядок в другом.
- каждом отряде - сам погляди – Оба угла занимают …
Рядом с ладьями … видны.
Рядом с конями встали ...
Кто ж в середине - …
Самые главные в войске своем.
- Игра "Что изменилось": на доске - 6 фигур, дети закрывают глаза, а ведущий меняет местами две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного цвета, либо ничего не меняет.
Подведение итогов. Награждение участников.
Тема: «Учимся играть в шахматы – игровые ситуации для
дошкольников»
Цель: познакомить детей с игрой, историей ее возникновения.
Задачи: дать первоначальное представление о шахматных фигурах. Познакомить с названием шахматных фигур. Развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность. Укрепление партнерских отношений между детьми и взрослыми. Воспитание интереса к шахматам, привитие любви к игре. Развитие умения думать, расширение кругозора, внимательности и
наблюдательности. | ||||||||||
Оборудование и дидактическое | оснащение занятия. Демонстрационная | |||||||||
доска. | Наборы шахматных | фигур. | Комплекты | учебников | И. | Г. | ||||
Сухина «Шахматы». Дидактические игры. Загадки, | задачи на шахматную | |||||||||
тему. Словарь: шахматы, ладья, ферзь, слон, конь, пешка. | ||||||||||
Ход занятия |
- Организационный момент.
Организация детей на занятие, создание положительного психологического настроя- проведение психогимнастики.
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем,
Лучи солнышка возьмем
- к сердечку поднесем. 2) Основная часть.
Воспитатель: Ребята, вы загадки любите отгадывать? Попробуйте
отгадать мою:
Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.
- «Знаю я одну игру», —сказал ребятам Петя. — Где б я ни был, и везде. В нее играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь, Слон, конь и пешек ряд, а возглавляет всех король —
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!
- О какой игре шла речь в стихотворении? (Дети:о шахматах).
- Правильно. Скажите, а что такое шахматы? (Ответы детей)
- Давайте посмотрим мультфильм, в котором тетушка Сова расскажет
о шахматах, и мы решим все споры.
Просмотр мультфильма «Ежик – шахматист» из цикла «Мудрые сказки
тетушки Совы».
- Что же такое шахматы? Просто игра? (Дети:это спортивная игра).
- Но ведь в спорте должен присутствовать элемент соревнования.
- В чем же соревнуются шахматисты? В силе? В быстроте? (Дети: В
смекалке, находчивости, в быстротеума…)
- А кто из вас уже умеет играть в шахматы (Ответы детей). А кто хотел бы научиться?
Дидактическая игра «Соответствия»
- Ребята, а вы запомнили названия шахматных фигур? О них упоминалось в начале занятия, в стихотворении, и тетушка Сова их называла. Давайте повторим вместе!
А кто же придумал такую интересную игру? Существует множество легенд о происхождении шахмат. Вот одна из них.
Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране под названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран.
Было у шаха множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА,
- которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре всех противников он победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тринадцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощные колесницы, а самое главное – непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, слоны считались самым грозным в мире оружием! Никто не мог их остановить: ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Все они могли преодолеть, все разрушить на пути.
И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Это сейчас можно сходить в кино, сразиться в интересную компьютерную игру. Но в то время не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты!
Посидел Падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев! Прибежали испуганные мудрецы:
«Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите меня!Придумайте забавуцарскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите – велю золота отсыпать, сколько унесете, а нет – мой меч – голова с плеч!» - Так раньше у царей водилось.
Опечалились мудрецы, пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать. Время назначенное проходит, зовёт их грозный владыка к себе. «Ну что,придумали?» - спрашивает.
Один чародей достаёт кубики золотые, цепочки серебряные. Поиграл цепочками царь, побросал кубики. Не понравилось! «С глаз долой!» - закричал. Хорошо ещё, казнить не велел. Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные.
Покатал правитель шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве. Скоро все мудрецы были изгнаны, лишь один, самый известный, остался.
«Ну, а у тебя, что за игрушка?» -спрашивает грозный царь.
Достает самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там – деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!»
«Не все то золото, что блестит!» -мудрец отвечает.
Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках все свое войско: и коней, и пехоту, и крепости, и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.
Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, черное войско. Падишах с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?»
Мудрец молвил: «Давай,повелитель,попробуем!» - объяснил шаху правила игры, и они начали сражение. И вскоре великий полководец увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. И детей своих научил играть.
А мудреца велел хорошо наградить.
Когда царь добирался до шахматного короля противника, то он по своей былой военной привычке окликал врага: «Эй,шах!» (потому что шах–это
король).А когда вражеский король падал сражённый,то великий падишах сгрустью говорил: «ШАХУ МАТ!» (мат означало «смерть») Сражение ведь кончалось на этом. А царь так любил воевать. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб.
С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ.
Со временем правила игры изменялись. Теперь короля нельзя убить, потому что он - самая главная фигура, полководец, который никогда не покидает свою армию и поле боя.
Ребята, Вы устали? (Да) Предлагаю немножко отдохнуть, выходите ко мне.
Физкультминутка:
- А сейчас мы с вами превратимся в пешки: ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд. Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)
Жители шахматного королевства очень любят различные игры. Самая
любимая игра у них «прятки». Ребята, а Вы любите играть? (Да).
- Вам предлагаю поиграть в игру «Волшебный мешочек» (дети по очереди, на ощупь, отгадывают шахматную фигуру и достают её из мешочка).
Игра «Большая и маленькая». (Поставить перед детьми шесть разных шахматных фигур. Попросить выбрать самую высокую, назвать ее, отставить в сторону. Потом снова выбрать самую высокую из оставшихся фигур и отставить в сторону и т. д. до самой маленькой фигуры)
Игра "Расставь фигуры" (дети должны правильно расставить фигуры впервоначальное положение).
Игра "Что изменилось?». (На магнитной доске - 6 фигур, дети закрывают глаза, а ведущий меняет местами две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного цвета, либо ничего не меняет. Дети должны определить все произошедшие изменения).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Как хорошо вы сегодня играли. А сейчас вспомним ещё раз название всех шахматных фигур:
- смотрю на первый ряд по краям ладьи стоят.
Рядом вижу я коней
Нет фигуры их хитрей.
Меж коней заключены
Наши славные слоны.
И еще два поля есть
- на них король и ферзь.
- теперь без спешки идут на месте пешки.
3) Заключительная часть. Рефлексия.
Что мы сегодня с Вами делали (Ответы детей). Что нового узнали? Какие
задания понравились? Какие вызвали затруднения? Мне очень понравилось с Вами играть. Вы у меня самые умные, веселые и смелые ребята! На следующем занятии мы продолжим наше знакомство с этой увлекательной игрой.
Тема: «В королевстве шахмат»
Цель: закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной
игре.
Задачи:
- Развивать образное, логическое мышление, память, внимание, сообразительность.
- Укрепление партнерских отношений между детьми.
- Расширить кругозор детей.
- Вызвать у детей интерес к шахматам.
Оборудование и материал: шахматные доски; набор шахматных фигур; компьютеры; магнитная шахматная доска, набор магнитных шахматных фигур, эмблемы для команд, костюм для короля. Действующие лица: король – воспитатель.
Ход занятия:
Под мелодию «Ох, рано встает охрана» входит Король (переодетый воспитатель).
Король: - Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются).
Король: - Без какой фигуры не бывает игры? (Ответы детей).
Король: - Правильно, без короля не может быть игры.
Король: - Я люблю гладкий, расчищенный путь,
- любую сторону могу я шагнуть. Я могуч, но шаг мой короткий, всего на клеточку я могу отойти.
- конце игры я могу в бой ввязаться, а поначалу боязливо прячусь в кусты. Зато начеку королевская рать — Должна Короля она оберегать.
Ведь если бы я беззащитный погиб, Фигуры войну продолжать не могли б.
Запомни: Король всех главней, всех важней, нет в шахматном войске
вождей!
Король: - Ребята, вы любите играть, соревноваться? (Ответы детей).
Король: - Тогда прослушаете стихотворение:
И, как всегда, в начале боя
Часы качнули тишину,
- двинулись два ратных строя. На деревянную войну.
- с яростью, в начальной спешке. Не тратя энергичных слов, Пошли кромсать друг друга пешки Под топот коней и слонов.
А короли, боясь атаки, проворно отошли в углы,
- прячутся в ладейном мраке
Их драгоценные тылы.
- возникает напряженье. Среди шифрованных полей В разгар упрямого сраженья Двух разноцветных королей. Фигуры тают справа, слева, Себя отвагой окрыляя.
- насмерть бьется королева, Подруга жизни короля.
А властелины хмурят брови, когда проигрывают бой.
Им мало деревянной крови – Им часто хочется живой.
- строятся послушно рати, Преображая каждый ранг.
Недаром в роще на закате Слона напоминает танк. (Ответы детей). Король: - Да, это великая игра царей, настоящее военное сражение. Король: - Приглашаю вас на шахматный турнир и объявляю его открытым! Король: - Давайте разделимся на 2 команды и устроим соревнования. Одна
команда будет называться – «Белый король», а другая – «Черный король». Кто наберет больше жетонов, тот будет объявлен победителем.
Король: - Первое задание: «Доскажи словечко»:
- Скоро бой. И ждет войска Деревянная (доска).
- Ни к чему, ребята, спешка – Потеряться может (пешка).
- Играет не простую роль Его величество (король).
- В «шалашах» и в «камышах» Я услышал слово (шах).
- В словах «матрешка» и «формат» Я подчеркну не шах, а (мат).
- Нужно проявить сноровку, чтобы сделать(рокировку).
Король: - Второе задание: «Волшебный мешочек». По очереди, на ощупь, вы должны отгадать шахматную фигуру.
Король: - Третье задание: «Собери доску». Какая команда соберет быстрее шахматную доску из 16 лент (8 белых, 8 черных), та команда побеждает.
Король: - Четвертое задание: "Большая и маленькая". (На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте).
Король: - Пятое задание: ««Блиц - вопрос":
- Из каких досок не строят теремок? (шахматных)
- Каких клеток больше, черных или белых? (поровну) - В каких клетках не держат зверей? (шахматных)
- Где возникли шахматы? (в Индии)
- Какой формы шахматная доска? (квадратная)
- Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)
Король: - Шестое задание: эстафета "Расставь фигуры":
на скорость - бег и правильная расстановка фигур в первоначальное положение.
Король: - Седьмое задание на компьютере: игра "Что изменилось". (На доске
- 6 фигур, дети закрывают глаза, а король меняет местами две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного цвета, либо ничего не меняет).
(Подведение итогов. Награждение участников).
Король: - Если зря не зазнаваться, Каждый день тренироваться: думать, размышлять, играть – Сильным шахматистом можно стать!
(Король прощается с детьми и уходит под мелодию - «Ох, рано встает охрана»).
Тема: «В стране шахматных чудес»
Тип занятия: повторение и обобщение пройденного материала в игровой форме с элементами инсценировки.
Цель: закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной
игре.
Задачи:
Образовательные: повторить и закрепить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур, линейном мате, рокировке, запись адресов шахматных фигур, активизировать мыслительную деятельность.
Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству.
Развивающие: развивать творческое мышление, логическое мышление, память, внимание, пространственные представления, способствовать умению доказывать правильность своего решения, развивать интеллект.
Оборудование: интерактивная доска, магнитная шахматная доска –1, напольная шахматная доска – 1, комплект напольных шахматных фигур– 1, комплект магнитных шахматных фигур– 1, конверты с заданиями – 3, портрет шахматной фигуры – Ладья, портрет шахматной фигуры – Король, портрет шахматной фигуры – Слон, портрет шахматной фигуры – Ферзь, портрет пешки, бумажные салфетки, фломастеры по количеству детей (один синий и один красный).
Предварительная работа: изучение шахматной доски, ходов фигур, как бьют шахматные фигуры, основные правила игры, что такое шах, мат, пат, длинной и
короткой рокировки, шахматной нотации, линейного мата.
Образовательная область: познавательная, речевая, социально-коммуникативная.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, посмотрите сколько гостей у нас в группе.
Давайте с ними поздороваемся.
– Здравствуйте уважаемые гости! Мы вас приветствуем в шахматном королевстве. (Дети здороваются с гостями.)
– Ребята, посмотрите у нас с вами новая большая напольная шахматная доска, но что-то здесь не хватает. Как вы думаете, чего не хватает?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно шахматных фигур. Их заколдовал злой волшебник. Волшебник (голос) Ха-ха, я злой волшебник, и я заколдовал вашу
шахматную доску, а чтобы ее расколдовать вам необходимо поделиться на команды «Белая ладья» и «Черная ладья», а затем справиться со всеми моими заданиями.
Воспитатель. Юные шахматисты, будем расколдовывать шахматную доску.
Ответы детей.
Воспитатель. Для этого вам нужно поделиться на две команды. Дети одетые
- белые накидки будут в команде «Белая ладья», а дети, одетые в черные накидки, будут в команде «Черная ладья». (Воспитатель выбирает капитанов команд.)
Ответы детей.
– Ребята, теперь мы смело можем отправляться со своими знаниями по шахматному королевству.
Волшебник. Первое задание – найдите шахматную фигуру – Конь. (Дети находят на интерактивной доске шахматную фигуру – Конь, и встают полукругом возле интерактивной доски, а затем слушают внимательно загадки. После каждой отгадки ребенок дотрагивается до вопросительного знака на интерактивной доске и появляется отгадка.)
Воспитатель. Первая загадка для команды «Белая ладья». Слушайте внимательно.
Иногда король с ладьей ходят вместе очень ловко, Шахматисты ход такой называют…(Рокировкой)
– Посмотрите на интерактивную доску и скажите какие бывают рокировки? Ответы детей.
Воспитатель. Правильно длинные и короткие.
– Следующая загадка для команды «Черная ладья». Слушайте внимательно. Это есть не пораженье, не фиаско, и не крах, а всего лишь нападенье – Королю объявлен…(Шах)
– Посмотрите на интерактивную доску и скажите какой фигурой королю объявлен шах?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно черной ладьей.
– А сейчас загадка для команды «Белая ладья». Если в шахматы играешь, то, конечно, это знаешь – Будет лучший результат, если ты поставишь… (Мат)
– Посмотрите на интерактивную доску и скажите королю объявлен шах, если да, то какой фигурой?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно ферзем.
– А королю можно куда-нибудь пойти?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно нет. Значит эта позиция мат.
– Следующая загадка для команды «Черная ладья». Слабый в шахматах готов И поймать такой «улов».
Я ответу буду рад: Результат ничейный…(Пат)
– Посмотрите на интерактивную доску и скажите королю объявлен шах?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно нет.
– А король может куда-нибудь пойти?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно нет. Значит эта позиция пат. Волшебник. Вижу, справились с заданием, а теперь найдите шахматную фигуру – Слон.
(Дети находят в комнате шахматную фигуру – Слон, а воспитатель достает письмо №2. Читает письмо)
Воспитатель.
– Во втором испытании вам необходимо записать адреса шахматных фигур.
– Присаживаемся за столы. Команда «Белая ладья» садится справа, а команда «Черная ладья» садится слева от меня.
– Все красиво мы сидим за осанкой мы следим.
– Ребята, переверните карточки с заданием, вам нужно вписать в прямоугольники адреса шахматных фигур. Всем все понятно?
Ответы детей.
Воспитатель. Возьмите в руки синий фломастер и начинайте выполнять задание.
– Вы справились с заданием, а теперь проверьте друг у друга. Если вы нашли ошибку, то возьмите красный фломастер и напишите правильный ответ рядом с прямоугольником.
– Ребята вы писали, ваши пальчики устали. Давайте с ними поиграем. Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки). Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу) Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе). А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами) Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок) Необычен каждый шаг! (указательный палец)
А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу ходит только прямо! вперёд)
Волшебник. Как вы быстро справились с таким сложным заданием, а теперь
найдите шахматную фигуру – Король.
(Дети находят в комнате шахматную фигуру – Король, а воспитатель достает письмо №3.)
Воспитатель. Следующее испытание для капитанов команд. Для выполнения задания команда «Белая ладья» подходит к демонстрационной шахматной доске, а команда «Черная ладья» подходит к столику с настольной шахматной доской. Слушаем внимательно задания: капитану команды «Белая ладья» необходимо на демонстрационной доске черному королю двумя ладьями поставить линейный мат; капитану команды «Черная ладья» в белой шахматной армии сделать короткую рокировку. Капитаны команд выполняют задания, а участники команд наблюдают за правильностью выполнения своих капитанов. Всем все понятно?
Ответы детей.
Воспитатель. Тогда начинаем выполнять задания.
– Вижу капитаны команд справились с заданием.
– Команда «Белая ладья» ваш капитан справился с заданием? Ответы детей.
Воспитатель. Команда «Черная ладья» ваш капитан справился с заданием? Ответы детей.
Воспитатель. Юные шахматисты, вы молодцы, а теперь мы поиграем. –Давайте подойдем к шахматной напольной доске. Физкультминутка:
- понедельник вы шахматную фигуру-ладья рисовали. Во вторник вы по вертикали в классики играли.
- среду вы по горизонтали танцевали.
- четверг вы шахматные улицы перечисляли.
- пятницу вы по белой большой диагонали гуляли на цыпочках и руки верх поднимали.
А в субботу отдыхали.
Волшебник. Хорошо играете на шахматной доске, а теперь найдите шахматную фигуру – Ладья.
(Дети находят в комнате шахматную фигуру – Ладья, а воспитатель достает письмо №4)
Воспитатель. В следующем испытании вам необходимо отгадать кроссворд.
– Присаживаемся за столы. За осанкой мы следим все красиво мы сидим. (На интерактивной доске появляется кроссворд.)
– Первый вопрос для команды «Белая ладья». Слушаем внимательно вопрос. Кто знает тот руку поднимает.
– 1. У этой фигуры ход похож на уголок – 3 клетки прямо, клетка в бок? Ответы детей.
Воспитатель.
– Правильно конь.
–Вопрос для команды «Черная ладья».
– 2. По косой он ходит и хоботом водит? Ответы детей.
Воспитатель.
– Правильно слон.
– Вопрос для команды «Белая ладья».
– 3. Один раз погибает, а два раза родится? Ответы детей.
Воспитатель.
– Правильно пешка.
– Вопрос для команды «Черная ладья».
– 4. Любые ей доступны дали, по вертикали и горизонтали? Ответы детей.
Воспитатель.
– Правильно ладья.
– Вопрос для команды «Белая ладья».
– 5. Кто двигается также как слон и ладья?
Ответы детей.
Воспитатель.
– Правильно ферзь.
– Вопрос для команды «Черная ладья».
– 6. Гладкий он любит расчищенный путь, только на шаг он может шагнуть? Ответы детей.
Воспитатель.
– Правильно король.
– Ребята, какое слово получилось по вертикали, выделенное красным цветом?
Ответы детей. Воспитатель.
– Правильно пешка.
– Ребята, а чем интересна пешка?
Ответы детей.
Воспитатель.
– Правильно пешка не является фигурой, но может стать фигурой. Например: если любая белая или черная пешка достигнет последней горизонтальной линии соперника, после чего пешка может превратиться в любую фигуру, кроме короля. Поэтому говорят, что пешка два раза родится.
– Волшебник, мы справились со всеми твоими заданиями.
(В группе появляется волшебник.)
Волшебник. Юные шахматисты, какие вы молодцы, справились со всеми моими заданиями. Я очень рад, что вы любите играть в шахматы, поэтому я помогу вам до конца расколдовать напольную шахматную доску, но для этого вам нужно еще немножко потрудится.
– Послушайте меня внимательно.
– Команда «Белая ладья» найдите шахматную фигуру ферзь.
(Как только команда «Белая ладья» найдет шахматную фигуру ферзь. Команда «Белая ладья» в месте с воспитателем подойдет к этой фигуре и будет ждать выполнения задания команды «Черная ладья».)
– Команда «Черная ладья» найдите пешку.
(После того как команда «Черная ладья» справится с заданием. Команда «Черная ладья» и волшебник подойдут к пешке.)
– Какие вы молодцы справились с моими заданиями. Ребята повторяйте за
мной волшебные слова: крибле, крабле, бумс. (Волшебник и воспитатель снимают накидки с напольных шахматных фигур.)
Воспитатель. Ребята, теперь у нас с вами есть большая напольная доска и два шахматных войска. Мы с вами сможем играть в шахматы на полу.
– И сейчас мы немножко поиграем. Каждая команда расставит свое войско на напольной шахматной доске. Но для этого сначала вспомним, на каких горизонталях стоят белая и черная армия?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно белое войско стоит на 1; 2; горизонтали, а черное войско на 7; 8; горизонтали.
(Волшебник и воспитатель подают детям напольные шахматные фигуры. Как только команды справились с заданием, они делают взаимопроверку.)
– Дети, давайте сделаем взаимопроверку, прочитаем хором стихотворение, которое помогает нам правильно расставить фигуры:
Я смотрю на первый ряд, По краям ладьи стоят. Рядом вижу я коней, нет фигуры их хитрей. Меж коней заключены Наши славные слоны.
И еще два поля есть,
А на них король и ферзь. А теперь без спешки идут на место пешки.
– Какое правило существует, чтобы не перепутать места короля и ферзя? Ответы детей.
Воспитатель. Правильно ферзь любит свой цвет.
Волшебник. Молодцы потрудились от души, и я сейчас вам вручу сладкие
призы.
Раздает сладости детям и взрослым, а затем уходит.)
Воспитатель. Юные шахматисты, путешествие по шахматному королевству закончилось!
– Уважаемые гости, подойдите к демонстрационной магнитной шахматной доске и если вам понравилось занятие прикрепите на шахматную доску белую шахматную фигуру, если я что-то не учла прикрепите черную шахматную фигуру.
Тема: «Сравнительная сила фигур»
Цель: дать представление детям о ценности фигур.
Задачи:
- развитие внимания и логического мышления;
- обучение шахматным терминам;
- воспитание чувства, такта, уважения к своему партнёру.
Оборудование: шахматные доски, настенная шахматная доска, значки-смайлики.
Ход занятия:
Здравствуйте ребята, сегодня я вас приглашаю отправиться в магазин, вы, наверное, часто бывали в магазинах. А какие бывают магазины? (ответы детей).
- мы с вами отправимся в не простой, обыкновенный: продуктовый или хозяйственный магазин, мы отправимся в шахматный магазин, в этом магазине можно купить шахматные фигуры, но чтобы их купить надо знать их ценность. Давайте послушаем наших друзей динозавриков, они нам расскажут о ценности фигур. (Дети слушают фрагмент игры «Динозавры учат шахматам» и выполняют практическое задание).
Итак, друзья, вы узнали о ценности фигур в нашем магазине и за единицу измерения мы будем считать один «смайлик».
Пешка стоит один смайлик. Конь и слон три смайлика. Ладья пять смайликов. Ферзь девять смайликов.
Чтобы заработать «смайлики», для приобретения шахматных фигур, вам нужно выполнить мои задания, за каждый правильный ответ, вы получаете смайлик.
1. Задание. Шахматные загадки. За каждый правильный ответ, вы получаете «смайлик».
Шахматные загадки
- Один раз погибает, а два раза родится. (Пешка)
- Не живёт в зверинце,
Не берёт гостинцы,
По косой он ходит
Хоботом он водит. (Слон)
- Продвигается не косо и не прямо,
- буквой «Г» - так шахматисты говорят (Конь) 4. Стою на самом краю, пусть откроют – пойду.
Только прямо хожу,
Как зовут, не скажу (Ладья)
- Гладкий люблю я, расчищенный путь,
На шаг в любую сторону могу шагнуть! (Король)
- Он может ходить, как Ладья и как Слон – И прямо и наискосок.
Направо, налево, вперёд и назад… А бьёт он и вдаль и в упор.
Он очень опасен вблизи и вдали –
Ты больше вниманья ему удели (Ферзь)
- Задание. Вопросы из шахматной шкатулки.
(За каждый правильный ответ, вы получите один смайлик.)
- Как ходит пешка? (только вперед)
- Как бьёт пешка? (наискосок)
- Если дальнейшему передвижению пешки мешает пешка противника (стоит на её пути), можно ли перепрыгнуть через неё или обойти слева, справа?
- Может ли пешка стать когда-нибудь фигурой, превратиться в неё, в каких случаях? (Да, если белая пешка достигнет 8-й, а чёрная 1-й горизонтали.)
- Где стоят ладьи на доске до начала игры? (по краям)
- Может ли ладья побить сразу две пешки, за один ход? (нет, только одну
фигуру)
- Какие бывают слоны у чёрного и у белого войска? (белопольные и чернопольные)
- Какая фигура не может встать на белые поля? (чернопольный слон)
- Между какими фигурами на доске стоит конь?
- Чем конь отличается от всех остальных фигур? (ходит буквой «г», перескакивает через свои и чужие фигуры)
- Какие шахматные фигуры скрываются в словах: «оладьи», «спешка»,
«заслонка», «коньки».
Вы хорошо справились со всеми заданиями, а теперь немного отдохнём.
3.Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)
- куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами) Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг! (указательный палец)
А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу
Ходит только прямо! вперёд)
Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе)
Им начинать этот сказочный бой.
Физминутка:
- А сейчас мы с вами превратимся в пешки: ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)
Закрепление: А сейчас мы поиграем в игру «Огонь», при помощи этой игры
мы сможем понять почему одни фигуры дороже других.
(Нужно посчитать с центрального поля, сколько полей обстреливает фигура и прийти к выводу, где лёгкие фигуры, где тяжёлые. Дети выходят к магнитной доске и считают, сколько клеток обстреливает, та или иная фигура.)
Вы все молодцы, справились со всеми заданиями, но нам пора уже прощаться. Теперь вы будите знать ценность, каждой фигуры. И на прощание я хочу вам подарить значки – смайлики. Чтобы вы вспоминали наше путешествие по «Шахматному магазину».
Тема: «Удивительные приключения на шахматной доске»
Цель: познакомить детей с историей шахмат
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с историей появления шахмат;
- расширить знания детей о шахматах как спортивной игре; Развивающие:
- развивать у детей умение ориентироваться на листе при помощи линейки и карандаша;
- развивать познавательные действия, и познавательные интересы;
- развивать активную речь детей, умение анализировать, делать выводы; Воспитывающие:
- воспитывать доброжелательное отношение между детьми в процессе совместной деятельности.
Материал:
1. Наглядные — открытка с изображением короны;
2. Раздаточные – лист бумаги, линейка, карандаш простой;
3. Мультимедийные — компьютерная презентация;
- Оборудование: фигуры шахмат, шахматная доска, видеоряд: индия, мудрец, разнообразные шахматы востока и запада.
Словарная работа: шахматное поле, правители, раджа, мудрец, восток, запад. Ход занятия:
Воспитатель:
- Здравствуйте ребята!
- Посмотрите, я получила открытку и очень удивилась, тому, что в ней написано.
Кто из вас умеет прочитать открытку?
Какую игру можно назвать королевской и почему? (ответы детей). Что вы знаете о шахматах?
На самом деле являются ли шахматы королевской игрой? Вы думаете, что да, а я сомневаюсь.
И предлагаю просмотреть слайды, которые помогут нам понять являются ли шахматы королевской игрой или нет?
- Просмотр презентации «Шахматы»
Комментарии по ходу слайдов.
-Какая самая главная фигура в шахматах? (ответ детей)
-Король, а почему?
(Без короля игры не может быть. Вся игра направлена на защиту короля.)
-Ребята вы знаете, в какой стране появились шахматы?
(ответы детей)
3.Индия (Они появились в Индии, и называлась игра «Чатуранга».)
Что вы знаете об Индии?
(живут слоны, правители Раджи, живут индийцы, есть йоги).
4. Рассказ «Притчи о всемогущем Радже и мудреце»
(показ слайдов), рассматривание многообразия шахмат востока.
Из каких материалов делали шахматы, как вы думаете? (ответы детей) Правильно их делали из бивней слонов, из камня, из дерева, из глины.
На востоке правили Раджи, а на западе Короли.
- Рассказ о мудреце и короле. (В. Гришин) Просмотр разнообразия шахмат на западе. Игра «Море волнуется».
Я предлагаю поиграть в игру «Море волнуется», но немного по-другому.
Вместо морских фигур нужно изобразить фигуры шахматные, но так чтобы мы их
могли узнать.
- игре я предлагаю заменить слова «морская фигура — на чудная фигура», то есть шахматная.
6. Все фигуры располагаются на шахматной доске.
Давайте сначала нарисуем две клетки белую и черную.
Чтобы клетки получились аккуратнее, используйте линейку.
Молодцы у всех получились клетки, а в следующий раз мы попробуем нарисовать всю шахматную доску.
- Итог. Ребята мы сегодня выясняли: являются ли шахматы королевской
игрой?
И какой мы можем сделать вывод? (ответы детей). Правильно шахматы — это королевская игра потому, что она впервые появилась у правителей — королей, и главная фигура в шахматах — это король
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по обучению шахматам
подготовительная группа...
Конспект по обучению шахматам в старшей группе. Тема: «Шахматные фигуры».
Воспитательные: воспитывать навыки работы в коллективе; вырабатывать уверенность в своих силах; повышать шахматную культуру....
Конспект по обучению дошкольников игре в шахматы.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, в...
Конспект по обучение шахматам. Слон-Формирование представлений о шахматной фигуре «слон»; Месте слона в начальном положении; Ходом слона, взятием; Разноцветные и одноцветные слоны.
Конспект занятия по обучению шахматамПодготовила воспитатель Сидорова Диана АлександровнаДата проведения: 1.12.21Тема: СлонЦель: Формирование представлений о шахматной фигуре «слон»; Месте...
Цикл конспектов НОД по развитию речи, используя метод ОТСМ-ТРИЗ-РТВ "Обучение детей составлению творческих рассказов по картине".
Цикл конспектов НОД по развитию речи, используя метод ОТСМ-ТРИЗ-РТВ "Обучение детей составлению творческих рассказов по картине"....
Методическая разработка цикла конспектов целевых прогулок, экскурсий и наблюдений для дошкольников по обучению правилам дорожного движения
Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий для сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных фор...
Цикл НОД по обучению детей 6 – 7 лет игре в шахматы
Формирование знаний детей о шахматной доске...