Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Подготовка детей к обучению в начальной школе – одна из наиболее актуальных проблем российского образования. О подготовке к школе написано и сказано немало. Л.А. Венгер писал: «Быть готовым к школе – не значит уже сейчас уметь делать все то, что потребуется для школьной жизни. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Выпуская детей в школу, каждый раз мы слышим, что мелкая моторика рук развита недостаточно хорошо. Дети много и долго пишут на уроках в школе. Одни учащиеся ощущают дискомфорт в мышцах доминантной руки, другие – утомление и даже переутомление мышц, как результат их слабости. Это выражается в затекании кисти и пальцев, удерживающих ручку, в лёгком онемении их, возникновении тремора (дрожания), приводящего к написанию вибрирующих линий, букв, цифр и т.д.
Что же такое мелкая моторика?
Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движение рук, тем совершеннее функции нервной системы.
Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук является одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе. Слабую руку ребенка дошкольника можно и необходимо развивать. Поэтому, целью моей работы является развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму посредством использования нетрадиционных техник рисования.
А для решения этих вопросов мы поставили следующие задачи:
− Познакомить детей с различными техниками рисования;
− Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
− Развивать творческие способности и экспериментирование;
− Воспитывать чувство прекрасного.
По развитию и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук детям предлагаются разнообразные упражнения:
− «Пальчиковая гимнастика».
«Погреемся»
Наши ручки замерзают. (Кулачки крепко прижать друг к другу)
Поиграем-ка немножко да похлопаем в ладошки. Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!
(Разжать кулачки, хлопать в ладони.)
Пальчики, чтоб их согреть, сильно надо растереть. (Прижать ладони друг к другу, тереть ладонь о ладонь.)
Пальчики мы согреваем, их сжимаем, разжимаем, (греем руки круговыми движениями, сжимаем и разжимаем кулачки).
«Лед»
Чтоб на льду не растянуться (ладони перед собой, пальцы сжаты),
Лег Андрюшка на живот (положить ладони на стол).
Ведь не может поскользнуться, кто не ходит, а ползет. (Ладони тихо скользят - ползут по столу, то сжимаясь, то разжимаясь.)
− «Пальчиковые игры».
«Ягодки»
Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.
С ветки ягодки снимаю
(Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку).
И в лукошко собираю.
(Обе ладошки складываете перед собой чашечкой).
Будет полное лукошко.
(Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой).
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть.
(Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот).
Легким будет к дому путь!
(Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше).
"Паучок"
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)
Паучков на землю смыл.
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Солнце стало пригревать,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(Действия аналогичны первоначальным, "паучки" ползают на голове.)
Всё это в комплексе мы внедряем в занятия с дошкольниками по нетрадиционному рисованию.
Знакомя детей с нетрадиционными техниками рисования, мы учим: держать деревянную палочку, поролон тремя пальцами не слишком близко к рисующему концу; добиваться свободного движения руки с палочкой, с печаткой, изготовленной из картофеля, поролоном во время рисования.
Нестандартные способы рисования помогают воспитателям развить личность ребёнка, научить его выразить своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычайных произведений изобразительного искусства.
По словам М. Шкляровой: «Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».
Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Особое внимание следует уделить организации специального места для рисования и размещения оборудования.
В групповом уголке для рисования находятся:
− мольберт,
− бумага разного цвета, фактуры, формата,
− цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски (гуашь, акварель),
− инструменты для рисования (кисти тонкие и толстые, с различным по жесткости ворсом),
− полоски картона»,
− различные по толщине нитки,
− печатки и шаблоны,
− розетки для краски,
− баночки для воды,
− салфетки,
− палитры,
− подставки под инструмент и т. д.,
− а также материал и оборудование, позволяющие детям использовать в своих работах смешанные техники.
Все это оборудование удобно хранить в отдельных коробках. Новый изобразительный материал вводится постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников на занятиях. В уголке для рисования находятся папки с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, открытками, иллюстрациями к сказкам, рассказам. Оформляется отдельная папка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения.
К шкафам, полкам, где находятся различные материалы, обеспечен свободный, доступ.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.
Вторая младшая группа:
− Рисование пальчиком.
− Рисование ладошкой.
− Тычок жесткой кистью.
− Рисование ватными палочками.
− Оттиск листьев.
Средняя группа:
− Рисование свечой или восковыми мелками.
− Оттиск печатками.
− Оттиск мятой бумагой.
Старшая группа:
− Монотипия.
− Набрызг.
− Оттиск поролоном.
− Рисование лёгкими (выдувание, мыльными пузырями).
Подготовительная группа:
− Рисование на мятой бумаге.
− Рисование солью.
− Расчёсывание краски.
− Кляксография с ниткой.
Описание нетрадиционных техник, используемых в работе с детьми:
− Рисование пальчиками.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается
− Рисование ладошкой.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
− Оттиск пробкой.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносится оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.
− Оттиск смятой бумагой.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
− Свеча + акварель.
Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.
− Монотипия предметная.
Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
− Кляксография с трубочкой.
Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
− Тычкование.
Способ получения изображения: ребёнок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребёнок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свёрнутый квадратик остаётся на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свёрнутыми квадратиками не заполнится желаемый объект пространства листа.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:
− Мелкой моторики и тактильного восприятия;
− Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
− Внимания и усидчивости;
− Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Помните, каждый ребенок – это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.
Литература.
1. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М., 2001.
2. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. // Дошкольное воспитание. 2004. № 2.
3. Коноваленно, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика: Комплекс упражнений - М.,2005.
4. Рогаткина Т. Шишкой, маком, колосочком мы рисуем на листочке. // Дошкольное воспитание. № 10, 2000.
5. Рузанова Ю. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности. Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. СПб. Каро, 2009.
6. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Методическое пособие, – СПб.,1999.