Методическая разработка тематического занятия "Поиграйте со мною"
методическая разработка (подготовительная группа)
Методическая сценарная разработка тематического занятия "Поиграйте со мною" направлена на формирование у детей дошкольного возраста (5-7 лет) знаний основ Правил дорожного движения. Разработка адресованапедагогам дошкольных образовательных учреждений, заинтересованных в создании условий для обучения детей Правилам дорожного движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тематическое занятие " Поиграйте со мною" | 34.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка тематического занятия
"Поиграйте со мною"
Автор: Колотилова Елена Алексеевна, воспитатель
Санкт-Петербург
2024
Аннотация:
Методическая сценарная разработка тематического занятия "Поиграйте со мною" направлена на формирование у детей дошкольного возраста (5-7 лет) знаний основ Правил дорожного движения. Разработка адресованапедагогам дошкольных образовательных учреждений, заинтересованных в создании условий для обучения детей Правилам дорожного движения.
Содержание:
№ п/п | Название раздела | Стр. |
1 | Введение | 4 |
2 | Основная часть | 6 |
3 | Заключение | 10 |
4 | Список литературы | 11 |
5 | Приложение | 12 |
Введение
Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам Правил дорожного движения (далее - ПДД) в наше время не вызывает сомнений. Мы живем в обществе, где необходимо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят проезжую часть в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Дети дошкольного возраста - это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
Дети не всегда понимают опасности игр вблизи и на проезжей части. Они легко увлекаются игрой, не давая оценки дорожной ситуации и не замечая опасности. Мяч для них гораздо важнее приближающегося автомобиля. В результате неожиданного появления ребенка на проезжей части происходит наезд. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей ПДД. В этом должны помогать ему все окружающие ребенка люди. Главная задача - доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание и память, воображение и воля, дисциплинированность и ловкость. Кроме того, игра -это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта по различным направлениям. Поэтому я провожу обучение воспитанников правилам ПДД в игровой форме.
Новизна заключается в том, что игра, используемая при проведении НОД, разработана и изготовленамоими руками на основе старых виниловых пластинок, предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов и иллюстраций, заданий, что стимулирует игровую активность детей.
Для изготовления и проведенияигры необходимо:
- виниловые пластинки разрезать на 1/2 части; вырезать 1/4, оставив 3/4 части;
- нанести на пластинки разделительную полосу;
- составить из частей необходимый маршрут проезжей части в зависимости от возрастных особенностей детей, их потребностей и образовательной ситуации в группе (см. приложение 1);
На занятии используются различные формы работы с детьми, благодаря которым решаются задачи различных образовательных областей (познавательное, речевое, социально-коммуникативное и физическое развитие), чтосоответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Цель занятия: создание условий для закрепленияпервичных представлений о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
Образовательные:
- закрепить назначение светофора и значение сигналов светофора;
- закрепить знания правил перехода проезжей части;
- расширить знания о дорожных знаках и их назначении;
- формировать понятие основных терминов, умение объяснять их значение и способность непроизвольного воспроизведения полученных знаний.
Развивающие:
- развивать логическое, пространственное мышление, воображение, память и наблюдательность.
Воспитывающие:
- воспитывать желание соблюдать ПДД, работать сообща для достижения общего результата.
Подробное описание игры представлено в основной части.
Используемые методики, приёмы и методы:
Объяснительно-иллюстративный метод заключается в том, что воспитатель дает детям информацию с помощью различных иллюстраций, а дети воспринимают, осмысливают и фиксируют ее в памяти.
Личностно-ориентированный подход. Учитываются возрастные, индивидуальные особенности детей, их интересы, особенности усвоения предложенного материала, индивидуальное развитие.
Технология игрового обучения. Игра - ведущий наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, в котором ребенок имеет наибольшую возможность быть самостоятельным, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Ожидаемые результаты:
- закреплены навыки безопасного поведения: переходить только на зелёный сигнал светофора по пешеходному переходу, держа взрослого за руку;
- расширены представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;
- сформированы навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;
- приобретены элементарные умения предвидеть опасные ситуации и избегать их.
Основная часть
Описание тематического занятия:
"Поиграйте со мною..."
Способы организации НОД:стоя полукругом (кругом, врассыпную), стоя около столов, сидя у столов
Материалы и оборудование: кружки красного и зелёного цвета, деревянный конструктор и конструктор ЛЕГО, белая и чёрная бумага, маркеры чёрного цвета, пластилин, чёрные и белые полоски, клей игра по ПДД (изготовленные самостоятельно:"Безопасный город"),разные виды транспорта.
Ход НОД:
Воспитатель в роли Карлсона находится в зале и расставляет детали игры. Дети заходят в зал, видят в зале Карлсона, который во что-то играет.
Карлсон: привет, ребята. У меня такая классная игра! (Выбегает к детям и сбивает построенный настольный макет из пластинок и конструктора). Ой! Кажется, я всё сломал! Что же теперь делать? Как же нам поиграть? Может вы мне поможете заново построить дорогу?
Дети: да, поможем.
Карлсон: ребята, только надо построить такую дорогу, чтобы по ней можно было безопасно доехать до парка, до магазина, до школы, до детского сада и т.д. Справитесь? Поможете мне? Поиграйте со мною....
Дети: поиграем.(Дети восстанавливают дорогу)
Карлсон: молодцы, хорошая дорога получилась. Я сейчас на самокате по ней, как прокачусь. (Карлсон берет игрушку - самокат и начинает движение по проезжей части).
Дети: нельзя кататься по проезжей части дороги на самокате.
Карлсон: почему нельзя?
Дети: это опасно.
Карлсон: а где можно?
Дети: кататься можно только во дворе, по тротуарам и велосипедной дорожке.
Карлсон: а кому тогда можно ездить по проезжей части?
Дети: водителям на автомобилях.
Карлсон: то есть мне опасно? А как себя обезопасить?
Дети: надо знать и выполнять правила дорожного движения.
Карлсон: а вы знаете правила дорожного движения?Что за правила? Какие?
Дети: да.Нельзя ездить по проезжей части дороги, нельзя выбегать на проезжую часть. Играть рядом с дорогой.
Переходить дорогу нужно по пешеходному переходу, на разрешающий сигнал светофора - зелёный. Дети должны переходить дорогу со взрослыми за руку. А самокат и велосипед нужно переводить по пешеходному переходу.
Карлсон: тоесть вот эту самую дорогу я должен переходить по пешеходному переходу? Бедный я, несчастный! У меня нет пешеходных переходов! (Плачет). А как выгладит пешеходный переход?
Дети: чередование полосок чёрная, белая.
Карлсон: как мне сделать пешеходный переход?
Дети: можнонарисовать,сделать аппликацию, слепить.
Карлсон: а вы мне поможете?Посмотрите, может есть здесь то из чего можно сделать пешеходный переход.
Дети: да.(Дети подходят к столу и создают пешеходные переходы).
Карлсон: а где мы разместим пешеходные переходы?
Дети: (Дети смотрят на макет города и размышляют, где нужноразместить пешеходный переход.) у школы, магазина, детского сада, парка и т.д.
Карлсон: а только такие пешеходные переходы бывают?
Дети: есть ещё надземный и подземный.
Карлсон: надземный-это когда можно перелететь?
Дети: нет. Его можно построить.
Карлсон: А из чего можно построить надземный переход?
Дети: из конструктора.
Карлсон: вы мне поможете?
Дети: да, поможем. (Строят надземный пешеходный переход).
Карлсон: теперь всё в порядке? (Карлсон переходит дорогу по надземному переходу, затем по наземному пешеходному переходу).
Дети: нет, прежде чем переходить проезжую часть дороги по пешеходному переходу, надо посмотреть сначала налево потом направо, чтобы убедиться, что нет автомобилей.
Карлсон: хорошо, это я запомню.Азнаете я тут летал и видел, чудище трёхглазое и двуглазое.Откроет один глаз зелёный, другой красный глаз, а ещё...
Дети: это светофор, для регулировки движения. Чтобы было ещё безопаснее.
Карлсон: зачем? Что эти сигналы означают? Для кого предназначены?
Дети: зелёный иди, красный стой.
Карлсон: о, а я придумал такую игру "Светофор". Давайте поиграем! (Игра "Светофор": Карлсон показывает поочерёдно кружки красного и зелёного цвета, а дети на красный - стоят, а на зелёный - идут).Чтобы дорога была безопасная, давайте установим светофоры.
Дети: (Дети обсуждаю, где установить светофор.)
Карлсон: а почему вы светофор установили в этом месте?
Дети: здесь перекрёсток. Светофор помогает и водителям, и пешеходам. А здесь школа, что бы детям было безопасно переходить проезжую часть.
Карлсон: а почему у этого светофора два сигнала, а у этого -три?
Дети: для водителей светофор с тремя сигналами, для пешеходов светофор, у которого два сигнала
Карлсон: а всё понятно. Вот ещё какие-то штучки?(Ставит дорожные знаки на поле игровое неправильно).
Дети: подожди, Карлсон. Это дорожные знаки и ты неправильно их установил
Карлсон: а для чего нужны? И где они устанавливаются?
Дети: они помогают движению транспорта и пешеходов. Устанавливаются на правой стороне дороги, лицевой стороной навстречу движению. (Дети в процессе установки знаков обсуждают, для чего именно в этом месте нужен дорожный знак).
Карлсон: а это что за знак? Где мы его установим? Зачем?
Дети: дорожный знак "Дети". У школы и детского сада. Чтобы водители были внимательны и снижали скорость.
Карлсон: а это что за знак?
Дети: знак "пешеходный переход", "остановка".
Карлсон: я шёл, шёл увидел знак, значит нужно остановиться и отдохнуть. Варенья поесть.
Дети: нет на остановке люди ждут транспорта
Карлсон: какой транспорт они ждут? Это, какой?
Дети: пассажирский: автобус, троллейбус, трамвай, такси.
Карлсон: а, я всё понял. Когда у меня закончится варенье, я могу ехать на транспорте. Давайте поиграем, превратимся в водителей и покатаемся, а то я сегодня ещё не заправился вареньем. Игра: «Мы - водители».
Сначала мы накачаем шины ш-ш-ш,
Открываем крышку бензобака чик-чик чик,
Заправляем с-с-с,
Закрываем крышку чик-чик-чик,
Заводим двигатель д-д-д-р,
Поехали
Едем на автомобиле (движение рулем)
Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)
Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)
Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу)
Дворники счищают капли
Вправо, влево – чистота! («дворники»)
Волосы ерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)
Мы водители хоть куда!
(большой палец правой руки вверх)
- Отлично покатались и правила не нарушили.
Дети: (Дети проговаривают и повторяем движения за Карлсоном).
Карлсон: на дороге есть правила дорожного движения, а существуют правила поведения в транспорте?
Вы их знаете? Какие?
Дети: нельзя громко разговаривать, нужно держаться за поручни, уступать место дедушкам и бабушкам, не кричать, не мешать водителю.
Карлсон: о сколько правил существует. Вы такие молодцы вы их все знаете. Ребята, мне так понравилось с вами играть. Я не только наигрался, но и правила дорожного движения узнал. Теперь я буду внимательным и осторожным и своего друга Малыша научу правилам дорожного движения.А вам понравилось со мною играть? А что больше понравилось?
Дети: (Отвечают на вопросы Карлсона).
Карлсон: в благодарность вам дарю, эту игру. Ой,а что это за дорожный знак? Вы знаете?
Дети: нет
Карлсон: я тоже не знаю.А у кого или где можно узнать?
Дети: у мамы, у папы, в интернете, в книге и т.д.
Карлсон: вы узнайте и мне всё, в следующий раз расскажите. А мне ужеулетать пора. Пока ребята.
Заключение
Представленные в методической разработке занятие вызвало огромный интерес у дошкольников.
На занятии "Поиграйте со мною…" ребята познакомились с основными требованиями ПДД и показали способность непроизвольного воспроизведения полученных знаний. Дети закрепили:
1.Что переходить проезжую часть можно только по пешеходному переходу, на зелёный сигнал светофора, держа взрослого за руку; не использовать телефон, планшет; не играть вблизи проезжей части.
2. Виды пешеходных переходов.
3. Названия дорожных знаков, где и с какой целью они устанавливаются, что обозначают.
4. Правила поведения в транспорте.
При конструировании игрового поля дошкольники приобрели умения ориентироваться в пространстве, умение действовать сообща, договариваться между собой, распределять обязанности. В процессе занятия воспитанники смогли быстрее запомнить цвета сигналов светофора, правильное их расположение.
Воспитанники запомнили, что дорожные знаки помогают регулировать и организовывать движение транспорта и пешеходов. Каждый знак имеет своё название и рассказывает, где можно ехать, а где запрещается, какая дорога и т.д. Дорожные знаки устанавливаются в различных местах проезжей части.
Занятие помогло сформировать не только навыки безопасного поведения, но и оказало положительное воздействие на развитие логического мышления, произвольной памяти, внимания, наблюдательности.
Список литературы
- Вашкевич А.В., Толочко Е.И., Исхаков М.М. "Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма в образовательных учреждениях". - СПб: Университет, 2012
- Кобзева Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С. "Правила дорожного движения" - Волгоград: Учитель, 2018 (второе издание переработанное редактор Перепёлкина А.В.)
- Коломеец Н.В. "Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет"- Волгоград: Учитель, 2011
4. Лисовая Е. Н. Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасности поведения на дорогах // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 466-469. — URL https://moluch.ru/archive/98/22051/.
5. Старцева, О.Ю. Школа дорожных наук. Дошкольникам о правилах дорожного движения / О.Ю. Старцева. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 64 c.
6. Шорыгина, Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет / Т.А. Шорыгина. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 80 c.
Литература в электронном виде
- "Правила дорожного движения", http://www.pdd24.com/ (Дата обращения к сайту 01.11.2023).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "Тематическое планирование. Лето."
Представленно тематическое планирование по дням на первые две недели июня....
Методическая разработка тематического дня недели "День вежливости и доброты"
Методическая разработка тематического дня недели...
методическая разработка "Тематическое планирование в подготовительной группе на тему"Мои любимые игрушки"
Календарно-тематическое планирование представляет примерное планирование работы воспитателя с детьми по теме "Мои любимые игрушки"...
Методическая разработка тематического педсовета в ДОУ по правовому развитию дошкольников
Методическая разработка тематического педсовета «Создание системы работы по защите прав и достоинств ребенка» Форма проведения: КВН. Данная разработка включает справку по результатам тематическо...
Методическая разработка тематического педсовета по театральной деятельности дошкольника
Разработка предназначена для проведения тематического педсовета в ДОУ "Организация тетрализованной деятельности дошкольника в ДОУ". Разработка включает план педсовета, используемую литературу, приложе...
Методическая разработка тематического дня, посвященного "Дню космонавтики"
конспект занятия...
Методическая разработка тематической недели "Разноцветные краски"
Цель разноцве...