Методическая разработка тематического занятия "Поиграйте со мною"
методическая разработка (подготовительная группа)

Методическая сценарная разработка тематического занятия "Поиграйте со мною" направлена на формирование у детей дошкольного возраста (5-7 лет) знаний основ Правил дорожного движения. Разработка адресованапедагогам дошкольных образовательных учреждений, заинтересованных в создании условий для обучения детей Правилам дорожного движения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка тематического занятия

"Поиграйте со мною"

Автор: Колотилова Елена Алексеевна, воспитатель

Санкт-Петербург

2024


Аннотация:

Методическая сценарная разработка тематического занятия "Поиграйте со мною" направлена на формирование у детей дошкольного возраста (5-7 лет) знаний основ Правил дорожного движения. Разработка адресованапедагогам дошкольных образовательных учреждений, заинтересованных в создании условий для обучения детей Правилам дорожного движения.


Содержание:

№ п/п

Название раздела

Стр.

1

Введение

4

2

Основная часть

6

3

Заключение

10

4

Список литературы

11

5

Приложение

12


Введение

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам Правил дорожного движения (далее - ПДД) в наше время не вызывает сомнений. Мы живем в обществе, где необходимо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят проезжую часть в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Дети дошкольного возраста - это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

Дети не всегда понимают опасности игр вблизи и на проезжей части. Они легко увлекаются игрой, не давая оценки дорожной ситуации и не замечая опасности. Мяч для них гораздо важнее приближающегося автомобиля. В результате неожиданного появления ребенка на проезжей части происходит наезд. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей ПДД. В этом должны помогать ему все окружающие ребенка люди. Главная задача - доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание.

 Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание и память, воображение и воля, дисциплинированность и ловкость. Кроме того, игра -это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта по различным направлениям. Поэтому я провожу обучение воспитанников правилам ПДД в игровой форме.

Новизна заключается в том, что игра, используемая при проведении НОД, разработана и изготовленамоими руками на основе старых виниловых пластинок, предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов и иллюстраций, заданий, что стимулирует игровую активность детей.

Для изготовления и проведенияигры необходимо:

  • виниловые пластинки разрезать на 1/2 части; вырезать 1/4, оставив 3/4 части;
  • нанести на пластинки разделительную полосу;
  • составить из частей необходимый маршрут проезжей части в зависимости от возрастных особенностей детей, их потребностей и образовательной ситуации в группе (см. приложение 1);

На занятии используются различные формы работы с детьми, благодаря которым решаются задачи различных образовательных областей (познавательное, речевое, социально-коммуникативное и физическое развитие), чтосоответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Цель занятия: создание условий для закрепленияпервичных представлений о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

Образовательные:

  • закрепить назначение светофора и значение сигналов светофора;
  • закрепить знания правил перехода проезжей части;
  • расширить знания о дорожных знаках и их назначении;
  • формировать понятие основных терминов, умение объяснять их значение и способность непроизвольного воспроизведения полученных знаний.

Развивающие:

  • развивать логическое, пространственное мышление, воображение, память и наблюдательность.

 Воспитывающие:

  • воспитывать желание соблюдать ПДД, работать сообща для достижения общего результата.

Подробное описание игры представлено в основной части.        

Используемые методики, приёмы и методы:

Объяснительно-иллюстративный метод заключается в том, что воспитатель дает детям информацию с помощью различных иллюстраций, а дети воспринимают, осмысливают и фиксируют ее в памяти.

Личностно-ориентированный подход. Учитываются возрастные, индивидуальные особенности детей, их интересы, особенности усвоения предложенного материала, индивидуальное развитие.

Технология игрового обучения. Игра - ведущий наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, в котором ребенок имеет наибольшую возможность быть самостоятельным, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. 

Ожидаемые результаты:

  • закреплены навыки безопасного поведения: переходить только на зелёный сигнал светофора по пешеходному переходу, держа взрослого за руку;
  • расширены представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;
  • сформированы навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;
  • приобретены элементарные умения предвидеть опасные ситуации и избегать их.

Основная часть

Описание тематического занятия:

"Поиграйте со мною..."

Способы организации НОД:стоя полукругом (кругом, врассыпную), стоя около столов, сидя у столов

Материалы и оборудование: кружки красного и зелёного цвета, деревянный конструктор и конструктор ЛЕГО, белая и чёрная бумага, маркеры чёрного цвета, пластилин, чёрные и белые полоски, клей   игра по ПДД (изготовленные самостоятельно:"Безопасный город"),разные виды транспорта.

Ход НОД:

Воспитатель в роли Карлсона находится в зале и расставляет детали игры. Дети заходят в зал, видят в зале Карлсона, который во что-то играет.

Карлсон: привет, ребята. У меня такая классная игра! (Выбегает к детям и сбивает построенный настольный макет из пластинок и конструктора). Ой! Кажется, я всё сломал! Что же теперь делать? Как же нам поиграть? Может вы мне поможете заново построить дорогу?

Дети: да, поможем.

Карлсон: ребята, только надо построить такую дорогу, чтобы по ней можно было безопасно доехать до парка, до магазина, до школы, до детского сада и т.д. Справитесь? Поможете мне? Поиграйте со мною....

Дети: поиграем.(Дети восстанавливают дорогу)

Карлсон: молодцы, хорошая дорога получилась. Я сейчас на самокате по ней, как прокачусь. (Карлсон берет игрушку - самокат и начинает движение по проезжей части).

Дети: нельзя кататься по проезжей части дороги на самокате.

Карлсон: почему нельзя?

Дети: это опасно.

Карлсон: а где можно?

Дети: кататься можно только во дворе, по тротуарам и велосипедной дорожке.

Карлсон: а кому тогда можно ездить по проезжей части?

Дети: водителям на автомобилях.

Карлсон: то есть мне опасно? А как себя обезопасить?

Дети: надо знать и выполнять правила дорожного движения.

Карлсон: а вы знаете правила дорожного движения?Что за правила? Какие?

Дети: да.Нельзя ездить по проезжей части дороги, нельзя выбегать на проезжую часть. Играть рядом с дорогой.

Переходить дорогу нужно по пешеходному переходу, на разрешающий сигнал светофора - зелёный. Дети должны переходить дорогу со взрослыми за руку. А самокат и велосипед нужно переводить по пешеходному переходу.  

Карлсон: тоесть вот эту самую дорогу я должен переходить по пешеходному переходу? Бедный я, несчастный! У меня нет пешеходных переходов! (Плачет). А как выгладит пешеходный переход?

Дети: чередование полосок чёрная, белая.

Карлсон: как мне сделать пешеходный переход?

Дети: можнонарисовать,сделать аппликацию, слепить.

Карлсон: а вы мне поможете?Посмотрите, может есть здесь то из чего можно сделать пешеходный переход.

Дети: да.(Дети подходят к столу и создают пешеходные переходы).

Карлсон: а где мы разместим пешеходные переходы?

Дети: (Дети смотрят на макет города и размышляют, где нужноразместить пешеходный переход.) у школы, магазина, детского сада, парка и т.д.

Карлсон: а только такие пешеходные переходы бывают?

Дети: есть ещё надземный и подземный.

Карлсон: надземный-это когда можно перелететь?

Дети: нет. Его можно построить.

Карлсон: А из чего можно построить надземный переход?

Дети: из конструктора.

Карлсон: вы мне поможете?

Дети: да, поможем. (Строят надземный пешеходный переход).

Карлсон: теперь всё в порядке? (Карлсон переходит дорогу по надземному переходу, затем по наземному пешеходному переходу).

Дети: нет, прежде чем переходить проезжую часть дороги по пешеходному переходу, надо посмотреть сначала налево потом направо, чтобы убедиться, что нет автомобилей.

Карлсон:  хорошо, это я запомню.Азнаете я тут летал и видел, чудище трёхглазое и двуглазое.Откроет один глаз зелёный, другой красный глаз, а ещё...

Дети: это светофор, для регулировки движения. Чтобы было ещё безопаснее.

Карлсон: зачем? Что эти сигналы означают? Для кого предназначены?

Дети: зелёный иди, красный стой.

Карлсон: о, а я придумал такую игру "Светофор". Давайте поиграем! (Игра "Светофор": Карлсон показывает поочерёдно кружки красного и зелёного цвета, а дети на красный - стоят, а на зелёный - идут).Чтобы дорога была безопасная, давайте установим светофоры.

Дети: (Дети обсуждаю, где установить светофор.)

Карлсон: а почему вы светофор установили в этом месте?

Дети: здесь перекрёсток. Светофор помогает и водителям, и пешеходам.  А здесь школа, что бы детям было безопасно переходить проезжую часть.

Карлсон: а почему у этого светофора два сигнала, а у этого -три?

Дети: для водителей светофор с тремя сигналами, для пешеходов светофор, у которого два сигнала

Карлсон: а всё понятно. Вот ещё какие-то штучки?(Ставит дорожные знаки на поле игровое неправильно).

Дети: подожди, Карлсон. Это дорожные знаки и ты неправильно их установил

Карлсон: а для чего нужны? И где они устанавливаются?

Дети: они помогают движению транспорта и пешеходов. Устанавливаются на правой стороне дороги, лицевой стороной навстречу движению. (Дети в процессе установки знаков обсуждают, для чего именно в этом месте нужен дорожный знак).

Карлсон: а это что за знак? Где мы его установим? Зачем?

Дети: дорожный знак "Дети". У школы и детского сада. Чтобы водители были внимательны и снижали скорость.

Карлсон: а это что за знак?

Дети: знак "пешеходный переход", "остановка".

Карлсон: я шёл, шёл увидел знак, значит нужно остановиться и отдохнуть. Варенья поесть.

Дети: нет на остановке люди ждут транспорта

Карлсон: какой транспорт они ждут? Это, какой?

Дети: пассажирский: автобус, троллейбус, трамвай, такси.

Карлсон: а, я всё понял. Когда у меня закончится варенье, я могу ехать на транспорте. Давайте поиграем, превратимся в водителей и покатаемся, а то я сегодня ещё не заправился вареньем. Игра: «Мы - водители».

Сначала мы накачаем шины ш-ш-ш,

Открываем крышку бензобака чик-чик чик,

Заправляем с-с-с,

Закрываем крышку чик-чик-чик,

Заводим двигатель д-д-д-р,

Поехали

 Едем на автомобиле (движение рулем)

Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)

Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)

Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу)

Дворники счищают капли

Вправо, влево – чистота!         («дворники»)

Волосы ерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)

Мы водители хоть куда!        

(большой палец правой руки вверх)

- Отлично покатались и правила не нарушили.

Дети: (Дети проговаривают и повторяем движения за Карлсоном).

Карлсон: на дороге есть правила дорожного движения, а существуют правила поведения в транспорте?

Вы их знаете? Какие?

Дети: нельзя громко разговаривать, нужно держаться за поручни, уступать место дедушкам и бабушкам, не кричать, не мешать водителю.

Карлсон: о сколько правил существует. Вы такие молодцы вы их все знаете. Ребята, мне так понравилось с вами играть. Я не только наигрался, но и правила дорожного движения узнал. Теперь я буду внимательным и осторожным и своего друга Малыша научу правилам дорожного движения.А вам понравилось со мною играть? А что больше понравилось?

Дети: (Отвечают на вопросы Карлсона).

Карлсон: в благодарность вам дарю, эту игру. Ой,а что это за дорожный знак? Вы знаете?

Дети: нет

Карлсон: я тоже не знаю.А у кого или где можно узнать?

Дети: у мамы, у папы, в интернете, в книге и т.д.

Карлсон: вы узнайте и мне всё, в следующий раз расскажите. А мне ужеулетать пора. Пока ребята.


Заключение

Представленные в методической разработке занятие вызвало огромный интерес у дошкольников.

На занятии "Поиграйте со мною…"  ребята познакомились с основными требованиями ПДД и показали способность непроизвольного воспроизведения полученных знаний. Дети закрепили:

1.Что переходить проезжую часть можно только по пешеходному переходу, на зелёный сигнал светофора, держа взрослого за руку; не использовать телефон, планшет; не играть вблизи проезжей части.

2. Виды пешеходных переходов.

3. Названия дорожных знаков, где и с какой целью они устанавливаются, что обозначают.

4. Правила поведения в транспорте.

При конструировании игрового поля дошкольники приобрели умения ориентироваться в пространстве, умение действовать сообща, договариваться между собой, распределять обязанности. В процессе занятия воспитанники смогли быстрее запомнить цвета сигналов светофора, правильное их расположение.

Воспитанники запомнили, что дорожные знаки помогают регулировать и организовывать движение транспорта и пешеходов. Каждый знак имеет своё название и рассказывает, где можно ехать, а где запрещается, какая дорога и т.д. Дорожные знаки устанавливаются в различных местах проезжей части.

Занятие помогло сформировать не только навыки безопасного поведения, но и оказало положительное воздействие на развитие логического мышления, произвольной памяти, внимания, наблюдательности.


Список литературы

  1. Вашкевич А.В., Толочко Е.И., Исхаков М.М. "Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма в образовательных учреждениях". - СПб: Университет, 2012
  2. Кобзева Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С. "Правила дорожного движения" - Волгоград: Учитель, 2018 (второе издание переработанное редактор Перепёлкина А.В.)
  3. Коломеец Н.В. "Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет"- Волгоград: Учитель, 2011

4. Лисовая Е. Н. Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасности поведения на дорогах // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 466-469. — URL https://moluch.ru/archive/98/22051/.

5. Старцева, О.Ю. Школа дорожных наук. Дошкольникам о правилах дорожного движения / О.Ю. Старцева. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 64 c.

6. Шорыгина, Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет / Т.А. Шорыгина. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 80 c.

Литература в электронном виде

  1. "Правила дорожного движения", http://www.pdd24.com/ (Дата обращения к сайту 01.11.2023).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Тематическое планирование. Лето."

Представленно тематическое планирование по дням на первые две недели июня....

методическая разработка "Тематическое планирование в подготовительной группе на тему"Мои любимые игрушки"

Календарно-тематическое планирование представляет примерное планирование работы воспитателя с детьми по теме "Мои любимые игрушки"...

Методическая разработка тематического педсовета в ДОУ по правовому развитию дошкольников

Методическая разработка тематического педсовета «Создание системы работы по защите прав и достоинств ребенка»  Форма проведения: КВН. Данная разработка включает справку по результатам тематическо...

Методическая разработка тематического педсовета по театральной деятельности дошкольника

Разработка предназначена для проведения тематического педсовета в ДОУ "Организация тетрализованной деятельности дошкольника в ДОУ". Разработка включает план педсовета, используемую литературу, приложе...