Картотека дидактических игр для воспитателей на тему «Весна»
картотека

Смирнова Людмила Николаевна

Картотека дидактических игр для воспитателей на тему «Весна»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр для воспитателей

 на тему «Весна»

Игра "Подбери слово"

Цель: Упражнять в подборе существительных и в правильном согласовании слов.

- Солнечный, веселый.

- Ясная, холодная.

- Серое, хмурое.

- Робкая, ранняя.

- Всходит, появляется, прорастает.

- Прилетают, возвращаются.

Игра "Скажи наоборот о весне"

Цель: Учить подбирать антонимы к словам.

Весна: - ранняя - поздняя

- теплая - холодная

- веселая - грустная

- затяжная - дружная.

Игра "Кто больше назовет действий?"

Цель: Упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы.

- Что можно сказать о снеге? Снег что делает? (Идет, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит.)

- Что можно сказать о дожде? Дождь что делает? (Идет, моросит, льет, капает, стучит по крыше, хлещет, шумит.)

- Что можно сказать о солнце? (светит, греет, восходит, заходит, поднимается, опускается, печет, сияет, ласкает, улыбается. .)

- Что делает солнце весной? (Освещает землю, согревает, светит, блестит, греет, радует.)

- Что делает трава весной? (появляется, всходит, пробивается, прорастает, зеленеет, покрывает землю ковром.)

- Что делают птицы весной? (прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнезда, выводят птенцов.)

- Что делают почки на деревьях весной? (набухают, наливаются, лопаются, развертываются в зеленые листья, растут, раскрываются, из почек появляются первые листочки - нежные, зеленые, пахучие, душистые.)

- Что можно делать с цветами? (сажать, поливать, любоваться ими, смотреть на них, нюхать.)

Игра "Птицы весной"

Цель: Учить узнавать птиц по описанию; описывать их; образовывать родственные слова.

- Перелетная птица с черным оперением металлически - фиолетового отлива. (грач)

- Небольшая перелетная певчая птица с темным оперением, прилетает в готовый домик. (скворец)

- Буро - серая птичка из отряда воробьиных, отличающаяся красивым пением. (соловей).

- Перечислить и показать перелетных птиц. Описать их. (грач, скворец, соловей, журавль, ласточка, кукушка, жаворонок, чиж, гусь, утка, стриж, щегол.)

- Грачи какие? (перелетные, крикливые, шустрые, дружные, полезные.)

- Грачи что делают? (летают, вьют гнезда, клюют, кричат, ловят жуков.)

- Образуйте родственные слова от слов:

- Грач - грачонок, грачата, грачиха, грачиные (гнезда), грачевник.

- Скворец - скворушка, скворечник, скворчата, скворчонок.

Игра «Повтори за мной»

Цель: проговаривание слов.

Ход игры. Тает — оседает — темнеет — сходит
Пригревает — припекает — греет
Журчит — бурлит — бежит — звенит
Зеленеет — пробивается — растет
Набухают — лопаются — раскрываются
Прилетают — вьют — кричат и т.д.

Игра «Какой? Какое?»

Цель: расширение словаря прилагательных. 

Ход игры. Взрослый просит подобрать как можно больше прилагательных к слову.

Солнышко весной какое? — Яркое, теплое, большое, ласковое...
Снег весной какой? — Рыхлый, темный, мокрый, липкий, грязный...
Небо весной какое? — Голубое, чистое, высокое...

Игра «Почемучки»

Цель: обучение полному ответу. 

Ход игры. Взрослый бросает ребенку мяч, обращаясь к нему с вопросом: «Почему стало мало снега? Почему он потемнел? Почему мы сняли шубы и валенки? Почему уже нельзя кататься на коньках и лыжах? Почему тает снег? Почему бегут ручьи? Почему набухли почки? Почему все это происходит?» Ребенок должен ответить полным ответом.

Игра «Непохожи»

Цель: составление предложений с противительным союзом. 

Ход игры. «Зима и весна похожи друг на друга? — Нет. — Давайте про это расскажем». Взрослый начинает предложение, а ребенок повторяет его слова и добавляет свои.

Зимой дни короткие, а весной... (длинные, светлые).
Зимой снег белый, искристый, а весной... (темный, рыхлый, грязный).
Зимой ветер холодный, порывистый, а весной... (теплый, ласковый).
Зимой солнце низкое, холодное, а весной... (теплое, ласковое, высокое).

Четвертый лишний.

Цель: закреплять знания детей о насекомых.

Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) таракан, муха, пчела, майский жук;

8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) лягушка, комар, жук, бабочка;

10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану).

Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пассика, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Чудесный мешочек.

Цель: закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.

Материалы: мешочек.

Ход игры: в мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т. д.

Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно, кто чем питается.

Кто где живет.

Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания.

Ход игры: у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

Цветочный магазин.

Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Материалы: лепестки, цветные картинки.

Ход игры: Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.

Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

Когда это бывает?

Цель: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.

Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.

Весна.

На полянке, у тропинки пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.

Лето.

И светла, и широка

Наша тихая река.

Побежим купаться, с рыбками плескаться…

Осень.

Вянет и желтеет, травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зима.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

С какой ветки детки?

Цель: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников.

Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.

Я знаю.

Цель: закреплять знания о природе. Развивать познавательный интерес.

Ход игры: дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.

Аналогично называются другие классы объектов природы.

                           

                                                             

Подготовил воспитатель:

Смирнова Л.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических материалов по лексической теме "Зимующие птицы"

Учебно-методический материал: Картотека дидактических материалов по лексической теме "Зимующие птицы"...

Картотека дидактических игр на разные темы средняя группа

Картотека дидактических игр на разные темы средняя группа...

Методическая разработка "Картотека дидактического материала по лексической теме Космос"

Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе  игр  вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентриро...

Картотека дидактических игр по лексическим темам

Картотекадидактических игр на закреплениелексико-грамматического строя речи(по лексическим темам)                            ...

Подбор дидактического материала по лексической теме «Весна»

Играем дома с родителями! Подбор дидактического материала по лексической теме «Весна»...

Речевые дидактические игры по лексической теме "Весна"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Методическая копилка Дидактические игры и упражнения тему «Весна»

Весна - такое долгожданное и прекрасное время года! Появляются первые цветочки, первая зелень. Солнышко все чаще радует своим теплом. Поиграйте вместе с детьми."Дидактические игры и упражнения те...