Методическая копилка Дидактические игры и упражнения тему «Весна»
материал

Наталья Геннадьевна Мельникова

Весна - такое долгожданное и прекрасное время года! Появляются первые цветочки, первая зелень. Солнышко все чаще радует своим теплом. Поиграйте вместе с детьми."Дидактические игры и упражнения тему «Весна»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_kartoteka_igr.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая копилка

Дидактические игры и упражнения тему «Весна»

Пальчиковая гимнастика «Капель»

С крыши капает капель – пальцы левой руки стучат по ладошке правой

Это к нам пришел апрель – меняют руки (пальцы правой руки стучат по ладошке левой)

Солнце припекло сильней – «Солнышко» из ладошек

И быстрей звенит капель – хлопают в ладоши.

Пальчиковая гимнастика «Ласточка»
Ласточка, милая ласточка — 
большой палец дважды касается пальцев другой руки
Где была и с чем пришла? — 
большой палец дважды касается пальцев другой руки
За морем бывала — 
соединяем в кольцо большой и указательный палец
Весну искала — 
соединяем в кольцо большой и средний палец
Несу весну красну — 
соединяем в кольцо большой и безымянны палец, потом мизинец.

Пальчиковая гимнастика «Веснянка»
Солнышко, золотое донышко — 
пальчики по два раза касаются большого пальца
Гори ясно, чтобы не погасло — 
пальчики по два раза касаются большого пальца
Побежал в саду ручей — 
указательным и средним пальцами бегают по столу
Прилетели сто грачей — 
скрещивают кисти и изображают машущие крылья
А сугробы тают — 
работают кистями, сжимая кулачки
Цветочки подрастают — 
трясут пальцами над головой.

Пальчиковая гимнастика «Пчела»
Прилетела к нам вчера полосатая пчела — 
машут кистями рук
А за нею шмель— 
загибают указательный палец
И быстрый мотылек — 
загибают средний палец
Два жука и стрекоза — 
загибают безымянный палец
Как фонарики глаза — 
делают очки из пальцев на глазах
Пожужжали, полетали — 
машут кистями рук
От усталости упали -  
прижимают руки к столу.

Пальчиковая гимнастика «Цвет весны»
На дворе стоит весна — 
одна рука кулачком, другая выпрямлена, меняем положение
После зимней стужи просыпается она — кулачек стучит в кулачек
Просыпается природа, даже лужи — 
делаем колечки из разных пальчиков
Не покроет лед за ночь — 
хлопают в ладоши
Гонит солнце зиму прочь — 
хлопают в кулачки.

Пальчиковая гимнастика «Капают капели»

Вот уж две недели капают капели – плавно опускают руки сверху - вниз

Снег на солнце тает – руки ладонями вниз разводят в стороны

И ручьем стекает – обе руки ладонями вниз двигают вперед перед собой.

Динамические паузы (физ. минутки)

«Весна»

 «Кап-кап-кап» - капель звенит - хлопают в ладоши

 Словно с нами говорит - хлопают ладонями по ногам

  Плачут от тепла сосульки - собирают слезы в ладошку

 И на крышах талый снег - гладят себя по голове

 А у всех людей весною – кружатся вокруг себя 

 Это вызывает смех! - поворачиваются к соседу и улыбаются

«Дерево клен»

За окном сосулька тает — дети становятся кругом, четыре раза прыгают на носочках
Ветер тучи разрывает — поднимают руки над головой, наклоняются в стороны.
Разжимает, разжимает клен кулаки — руки спереди, локти внизу, разжимают кулачки
Прислонился он к окошку — четыре раза прыгают, руки на поясе
И едва растает снег — наклоняются
Мне зеленую ладошку — 
смотрят друг на друга, повернувшись
Клен протянет раньше всех — 
жмут друг другу правые руки.

                                                          «Веснянка»
Солнышко, золотое донышко — «
рисуют» вытянутыми руками круг над головой
Гори ясно, чтобы не погасло — 
руки в стороны, перебирают пальцами
Побежал в саду ручей — 
волнообразные движения руками
Прилетели сто грачей — 
отпуская руки, машут «крыльями»
А сугробы тают — 
приседают на корточки
Цветочки подрастают — 
Руки возле груди, ладони соединены, встают, раскрывают ладони.

 

                                                         «Гусеница»
Этот странный дом без окон — 
дети ложатся в круг на спину и вытягиваются ровно.
У людей зовется коконом — руки прямо у корпуса, ноги должны быть внутри круга.

Сделав на ветке этот дом — переворачиваются на правый бок
Спит гусеница в нем — 
сложенный вместе руки под голову
Дремлет она всю зиму — 
поворачиваются на левый бок, руки под головой
Но зима прошла мимо — 
ложатся на спину, потянувшись как при пробуждении
Март, апрель, май, весна — 
тянут руки вверх сидя
Просыпайся ото сна — 
тянут руку как при потягивании стоя
Под солнышком гусеница не спит, она летит — 
бегут по кругу, руками машут-летят.

                                                        «Грядка»
Я давно жду весну — 
дети берутся за руки и ходят по кругу
И никак я не засну — идут в другую сторону
Мне участок в огороде — меняют направление
Нынче мамочка дала — идут в другую сторону
Я возьму свою лопатку — 
имитация копания
И пойду копать на грядку — 
дальше копают
Мягкой грядка быть должна — 
работают граблями
Это любят семена — 
сеют-засевают
Посажу на ней морковку — садят пальчиками круглую морковку
И редиску, а с боков — 
продолжают садить
Будут кустики бобов — 
показывают кустики до пояса по бокам.

                                                        «Цветки»

Наши алые цветки - руки возле груди, ладони соединены

Распускают лепестки - раскрывают ладони

Ветерок чуть дышит – волнообразные движения руками

Лепестки колышет – волнообразные движения руками

Наши алые цветки - руки возле груди, ладони соединены

Закрывают лепестки - закрывают ладони

Тихо засыпают – присаживаются на корточки

Головками качают – легкие покачивания головой вправо-влево.

                                                          "Капля"

Капля раз, капля два - пальцы собраны в щепотку

Очень медленно сперва - раскрываем пальцы медленно

А потом, а потом все бегом все бегом - руки вверх - вниз, пальчики бегут

Мы зонты свои откроем,

От дождя себя укроем - руки в стороны, вверх, пальцы сцепить над головой.

"Птички".

Птички в гнездышке сидят - приседают.

И на улицу глядят - повороты головы,

Погулять они хотят - кивают головой

И тихонечко летят - разлетаются, машут руками.

"Жук".

На лужайке по ромашкам - руки возле груди, ладони соединены

Жук летал в цветной рубашке - машут руками

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу - повороты в стороны

Тихо по ветру качаюсь, низко-низко наклоняюсь – наклоны вниз

Речевые и дидактические игры

«Диалог Зимы и весны»

Воспитатель: - «Говорит весна. Сестра уходить тебе пора! А Зима в ответ»

Дети: - «Нет, нет, нет!»

Воспитатель: - «Говорит Весна тогда: с крыши капает вода?»

Дети: - «Да, да, да!»

Воспитатель: - «Тают горки во дворах?»

Дети: - «Ах, ах, ах!»

Воспитатель: - «А на речке треснул лед?»

Дети: - «Ой, ой, ой!»

«Назови ласково» (можно использовать мяч)

Цель: продолжать учить детей образовывать существительные с уменьшительным ласкательным значением.

Солнце – солнышко

Сосулька – сосулечка

Дождь – дождик

Птица – птичка

Дерево – деревце

Цветок – цветочек и т.д.

«Приметы весны»

Цель: уточнить представления детей о приметах весны, активизировать словарь по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Ход: Педагог предлагает детям картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, светит солнце, весенний лес, подснежники в лесу, таяние снега, прилет птиц и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только явления весны, называет их

«Весенняя поляна»

Цель: Упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными.

Ход: Воспитатель предлагает детям представить, что они находятся на весенней поляне, где все весеннее.

Воспитатель: Я буду вам бросать мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».

Например, «День»-весенний день, «Настроение» - весеннее настроение и т.д.

(солнце, сосулька, цветы, погода, лес, трава, небо, цветы, месяцы, гроза)

«Шкатулка с весенними сказками»

Цель: Продолжать учить детей пользоваться предметами заместителями, как образами при составлении сказок.

Материал: шкатулка, 6-8 кружков разного цвета.

Ход: Игрок достает кружок из шкатулки, придумывает кто это или что это в сказке. После того, как игрок скажет 3-4 предложения, начинает второй игрок (продолжает сказку). Когда сказка рассказана кружки собираются в шкатулку.

«Скажи наоборот»

Цель: активизировать в словаре детей прилагательные с противоположным значением.

Ход: большой - маленький, умный – глупый, светлый – темный, чистый – грязный, добрый – злой, холодный – горячий, солнечный – пасмурный, новый – старый, грустный – веселый и т. д.

«Подбери действие»

Цель: Продолжать активизировать в словаре детей глаголы.

Ход: Птицы весной что делают? (прилетают, готовятся к гнездованию и т. д.) Деревья весной. Звери весной …. Листья весной что делают? …. Снег весной ….

«Чьи листья»

Цель: Продолжать учить детей образовывать притяжательные прилагательные

Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и определить лист какого дерева у него в руках (лист тополя – тополиный, березы, ивы, рябины, дуба, клен и т. д.)

«Что сначала, что потом»

Цель: развивать логическое мышление, активизировать словарь по теме.

Оборудование: картинки «Молодое деревце яблоня, с листьями, не цветущее», «Яблоня в цвету», «Яблоня с молодыми зелеными яблоками», «Красные яблоки в корзине».

Ход: Воспитатель: - «Ребята, внимательно посмотрите на картинки. А теперь выложите картинки по - порядку — что было сначала, а что потом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие. "Игры и упражнения с Парашютом".

Игры и упражнения с парашютом, как метод и средство развития координационных способностей, у детей с нарушением зрения....

Учебно-методическое пособие. Игры и упражнения по валеологии «Я и мой организм»

Игры и упражнения помогут детям получить знания о себе, своем теле , сформировать осознание важности каждой системы организма для полноценного здоровья....

Методическое пособие Игры и упражнения на развитие элементарных математических представлений

Методическое пособие Игры и упражнения на развитие элементарных математических представлений...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ...

Методическая разработка «Игры и упражнения для коррекции заикания на этапе отраженной речи на материале лексической темы «Зима».

Методическая разработка «Игры и упражнения для коррекции заикания на этапе отраженной речи на материале лексической темы «Зима»....