Картотека дидактических игр по лексическим темам
картотека по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
Картотека
дидактических игр на закрепление
лексико-грамматического строя речи
(по лексическим темам)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_po_leksicheskim_temam.docx | 34.68 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ «Сургутская школа – детский сад»
Картотека
дидактических игр на закрепление
лексико-грамматического строя речи
(по лексическим темам)
Составила:
воспитатель первой квалификационной категории
Андросова З.А.
Сургут, 2017
1.Игра «Дружные слова».
Используется на занятии по лексической теме «Осень, признаки». Цель: уметь подбирать подходящее действие к предметам.
Инструкция:
Воспитатель нацеливает детей на задание: «Я вам буду перечислять действия, ваша задача хлопнуть на том действии, которое подходит к предмету:
Лист - плавает, ходит, летает, танцует, летит, кружится, поет, ходит.
Дождь — стучит, идет, капает, шагает, льет.
Солнце - светит, греет, печет, идет.
2.Игра «Живые - неживые».
Используется на занятии по лексической теме «Овощи».
Цель: уметь различать одушевленные и неодушевленные предметы.
Инструкция:
-Я буду перечислять слова, если слово обозначает «живое», то вы хлопаете в ладоши, если «неживое» — то делаете выталкивающие движения ладонями вперед.
З.Игра «Что перепутал Незнайка?»
Используется на занятии по лексической теме «Фрукты».
Цель: формировать умение в составлении трехсловных предложений.
Инструкция:
-Ребята, я зачитаю вам предложения, которые составил Незнайка, исправьте ошибки:
Апельсин скушал мальчика.
Яблоня упала с яблока.
Слива откусила девочку.
Арбуз разрезал Машу.
4.Игра «Исправим ошибки Гнома».
Лексическая тема «Грибы».
ЦеЛЬ: формировать умение согласовывать числительные один, одна, два, две
с существительными.
Инструкция:
-Ребята, Гном решил с вами поиграть и составил вам предложения, помогите ему исправить ошибки:
Под елкой растет одна мухомор, два лисички, одна опенок. Грибник
срезал одна груздь, два синявки, один лисичка.
5..Игра «Чудесный сундучок».
Лексическая тема «Игрушки».
Цель: формировать умение употреблять в речи местоимения мой, моя,
согласовывая их с существительным.
Инструкция:
До начала занятия детьми приносятся игрушки, которые воспитатель прячет в сундучок, затем на занятии вынимаются предметы поочередно и называются словами мой или моя, если эта игрушка ребенка.
6.Игра «Скажи дальше».
Лексическая тема «Деревья».
Цель: формировать умение употреблять в речи существительные в единственном числе Родительного падежа с предлогом^ и без него. Инструкция:
Я вам буду говорить слова, вам нужно будет договорить название деревьев. Например:
Шишки - у сосны, сережки -
Иголки - , ягоды —
Желуди - , листья -
Пух - , цветы -.
7.Игра «Слушай и повторяй».
Лексические темы «Перелетные птицы», «Транспорт», «Одежда, ткани».
Цель: формировать умение использовать приставочные глаголы в речевом
потоке.
Инструкция:
а) Сейчас я буду показывать действия с птицей и начинать предложение, а вы
его продолжите, подсказав мне, как называется действие.
-Ласточка из гнезда.. .(вылетела). -Ласточка по небу.. .(полетела). -Ласточка к дереву.. .(подлетела). -Ласточка с дерева.. .(слетела) и т.д.
б) Воспитатель показывает действия с машинкой:
-Машина от дома.. .(отъехала). -Машина по дороге.. .(поехала). -Машина к мосту.. .(подъехала). -Машина на мост.. .(въехала). -Машина с моста.. .(съехала) и т.д.
в) Воспитатель показывает детям варежки и спрашивает:
-Что нужно сделать, чтобы не потерять варежки? (пришить к ним резинку).
Воспитатель показывает рваную варежку: -А сейчас, что нужно сделать? (зашить). -Ребята, посмотрите, я сейчас буду узор на варежке.. .(вышивать) и т.д.
8.Игры «Веселый повар», «Храбрый портняжка».
Лексические темы: «Сад - огород», «Ягоды», «Ателье, ткани», «Продукты питания», «Посуда».
Цель: формировать умение образовывать относительные прилагательные.
Инструкция:
а) На маленьком подносе веселого повара закрепляют картинку с изображением
фрукта, а воспитатель предлагает ему рассказать, какой сок, варенье, компот
приготовил повар из этого фрукта; плюшки с каким вареньем, повидлом испек.
Дети отвечают:
-Веселый повар приготовил из яблок яблочный сок, варенье, испек ватрушку с яблочной начинкой, сварил яблочный компот.
б) На подносе у повара иллюстрации ягод и овощей.
-Веселый повар приготовил из земляники сок, варенье земляничное, испек ватрушку с земляничной начинкой (тоже с овощами).
в) К веселому повару выставляется по очереди посуда и задаются вопросы:
-Веселый повар заварил чай в чайнике. Из чего сделан чайник? (из фарфора), значит какой он? Фарфоровый.
-Веселый повар сварил суп в кастрюле. Из чего она сделана? (из железа), значит она железная.
г) Вместо повара на полотно ставится картинка с портным и кусочки ткани
разных видов:
-Что сшил портняжка из драпа, меха, ситца и т.п.
-Портняжка сшил из драпа - драповое пальто, из ситца - ситцевый
платок, из меха - меховую шубу, из атласа - атласную юбку.
9.Игра «Скажи дальше».
Лексическая тема: «Зимующие птицы».
Цель: формировать умение употреблять в речи предлоги на, под.
Инструкция:
Воспитатель предлагает вниманию детей панно «Зимний парк» и ряд картинок с изображением птиц. Необходимо договаривать предложение, одновременно размещая птиц:
-Ворону мы сажаем.. .(на снег).
-Сорока уселась.. .(на пень).
-Воробей чирикает...(на скамейке, под скамейкой).
-Снегирь клюет шишки.. .(на ели, под елью).
-Синица сидит.. .(на кормушке, под кормушкой).
10.Игра «Найди и скажи».
Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы».
Цель: формировать умение употреблять в речи предлог под.
Инструкция:
Детям предлагается рассмотреть картину «В нашем дворе» и ответить на вопросы:
-Где стоит снеговик? (под деревом).
-Под чем лежат лыжи? (под скамейкой).
-Под чем шарф у мальчика? (под шубой).
-Под чем волосы у девочки? (под шапкой).
11.Игра «Чей, чья, чье, чьи?»
Лексическая тема «Семья».
Цель: формировать умение образовывать и употреблять в речи
притяжательные прилагательные с суффиксом ин.
Инструкция:
Детям предлагается рассмотреть картину «Семья», разделиться на две команды. Припомнить, кто чем занимался на картине и кому, что для этого нужно, отобрать нужные картинки. Затем идет постановка вопросов детьми и ответы на них по образцу:
-Чья газета? - Дедушкина газета.
-Чей фартук? — Машин фартук.
12.Игра «Чей хвост, лапы и уши?»
Лексические темы «Дикие животные», «Животные Севера».
Цель: формировать умение употреблять в речи притяжательные
прилагательные.
Инструкция:
На фланелеграфе выставлены хвосты животных, у детей картинки, каждый подбирает к картинке соответствующий хвост и проговаривает:
-У меня барсук. У него барсучий хвост.
-У меня лиса. У лисы лисий хвост.
-У меня заяц. У зайца Заячьи уши, заячий хвост, заячьи лапы.
13.Игра «Кого мы увидели?»
Лексическая тема «День Армии»,
Цель: формировать умение изменять существительные по падежам.
Инструкция:
Перед этой темой дети приносят фотографии пап, дедушек. Воспитатель каждого спрашивает, дети должны отвечать на вопросы предложением.
-Кто на фотографии?
-Кого ты рад видеть?
-Кому похлопаешь в ладоши?
-У кого всегда можно помощь попросить?
-С кем ты гуляешь?
-О ком ты сейчас говорил?
14.Игра «Посмотри и опиши»
Лексические темы «Рыбы», «Насекомые».
Цель: формировать умение подбирать и употреблять в речи однородные
определения.
Инструкция:
На фланелеграфе воспитатель оставляет 5 прямоугольников и достает коробку, читая при этом стихотворение:
-Здесь в коробке есть предметы,
Все сейчас получат свой.
Осмотри предмет, потрогай.
И подумай — он какой?
Воспитатель раздает рыбок, у которых легко определить цвет, форму, величину, из чего она сделана и просит ребят рассказать об этих признаках предметов, напоминает, что нужно придумать 5 слов. Например:
-По реке плывет маленькая, серебристая, быстрая, красивая,
переливающаяся рыбка.
15.Игра «Картинки-перевертыши».
Лексическая тема «Раннецветущие растения. Труд людей».
Цель: формировать умение употреблять в речи глаголы-антонимы.
Инструкция:
-Ребята, сейчас мы будем составлять предложения по картинкам. Если составите верно, я вам покажу картинку с обратной стороны. Когда дети составили предложение, воспитатель переворачивает картинку и показывает ее детям. Затем спрашивает, как составлено предложение, правильно ли подобрано действие.
-Девочка капает грядку.. .(закапывает).
-Бабушка сажает морковь.. .(выдергивает).
-Папа вешает скворечник.. .(снимает).
-Мальчик чистит дорожку.. .(пачкает).
16.Игра «Смекай, лови и отвечай».
Лексическая тема «Деревья, кустарники».
Цель: формировать умение употреблять существительные в Дательном
падеже множественного числа.
Инструкция:
Воспитатель напоминает, что нужно отвечать полным предложением:
-Представьте, что мы гуляем по лесу. В лесу много растет берез. К чему мы подошли...(к березам). Много сосен. К чему мы подошли...(к соснам). Много красивых, крепких дубов. А сейчас к чему подошли.. .(к дубам) и т.д.
17.Игра «Грибники».
Лексическая тема «Грибы».
Цель: формировать умение использовать в речи существительные в
Творительном падеже множественного числа.
Инструкция:
-Ребята, сегодня мы идем в лес по грибы, возьмите корзиночки, повяжите косыночки. Ребята, как много груздей. Егор, за чем пришел? (за груздями). А вон и лисички. А Марина, за чем пришла? (за лисичками) и т.п.
18. «Игра с мячом».
Лексическая тема «Дом и его части».
Цель: формировать умение согласовывать местоимения наш, наша с
существительными и употреблять в речи.
Инструкция:
-Ребята, я предлагаю вам исправить ошибки, которые допускает Незнайка. Я вам говорю неправильный вариант и бросаю мяч, вы исправляете его и мяч возвращается мне. Варианты:
-Наш комната, наша дом, наши труба, наши окно, наш дверь и т.д.
19. «Игра с мячом».
Лексическая тема «День защитника Отечества».
Цель: упражнять детей в правильном употреблении предлога из-под.
Инструкция:
Детям предлагается рассмотреть картину, где изображен папа, дедушка и составить по картине примерно такие предложения:
-Папа достал газету из-под стола.
-Дед возьмет журнал из-под лампы.
-Папа вытащит тапочки из-под кровати и т.д. После составления предложения мяч передается другому.
2О.Игра «Где был воробей?»
Лексическая тема «Зима».
Цель: упражнять детей в правильном употреблении предлога из-за.
Инструкция:
Детям предлагается панно «Зима» и иллюстрация воробья, предлагаются различные варианты:
-Откуда прискакал воробей, если он был за деревом, за кустом, за сараем, за стогом сена, за скамейкой и т.п.
21.Игра «Шалости Незнайки».
Лексическая тема «Весна. 8 Марта».
Цель: правильно употреблять в речи предлоги из-под, из-за. Инструкция:
-Ребята, Незнайка решил помочь своей маме и навел порядок в комнате, из этого вот что получилось:
-Под холодильником лежит газета. Из-под чего мама доставала газету?
-Незнайка подмел все веником. Из-под чего мама выметала пыль? (из-под шкафа, из-под кровати, из-под батареи и т.д.).
-А потом он решил спрятаться от мамы, он был и за шкафом, и за шторой, и за дверью, и за креслом. Откуда каждый раз выходил Незнайка? (из-за двери, из-за кресла и т.д.).
22.Игра «Мы в новой квартире».
Лексическая тема «Стройка. Профессии».
Цель: формировать умение употреблять в речи предлог с (со). Инструкция:
На доске выставляются картинки с изображением обстановки комнаты двух детей Маши и Пети. Воспитатель:
-Дети помогают маме в уборке квартиры, кто что делает? Откуда Маша и Петя сметают пыль? (тумбочка, стол, подоконник, шкаф, книга и т.д.).
23.Игра «Желтая страна».
Лексические темы «Животные жарких стран», «Дикие животные».
Цель: формировать умение употреблять в речи существительные в
Родительном падеже множественного числа.
Инструкция:
а) Детям постепенно выставляется на фланелеграф иллюстрации, которые сопровождаются рассказом:
-Далеко-далеко есть желтая страна, в ней много (чего?) желтого песка (иллюстрация), много росло пальм, на пальмах много (чего?) кокосов, жило там много (кого?) носорогов, верблюдов, бегемотов и т.д.
б) «Мохнатые, волосатые». Инструкция:
На фланелеграф прикрепляется изображение леса, затем фигурки животных со словами:
-В этом лесу много живет (кого?) медведей, лис, ежей, волков, зайцев и
т.д.
24.Игра «Путешествие мухи»
Лексические темы «Москва. Россия», «Народная игрушка».
Цель: учить правильно употреблять в речи предлог над.
Инструкция:
а) Предложить детям рассмотреть карту России и Москвы, показать сделанную
из картона муху на ниточке. Воспитатель опускает муху на карту, затем
поднимает над картой. Каждый раз воспитатель спрашивает, где находится
муха? (над морем, над рекой, над горой и т.д.).
б) Перед детьми выставляются народные игрушки: матрешки, дымковский
конь, дымковская птица, барыня. Воспитатель опускает муху на любую
игрушку со словами:
-Муха села на матрешку, а сейчас она летает...(над матрешкой, над барыней, над петушком и т.д.).
25.Игра «Загон».
Лексическая тема «Животноводческая ферма».
Цель: формировать умение согласовывать и употреблять в речи
существительные и числительные в Родительном падеже.
Инструкция:
Перед детьми расставляются игрушки животноводческой фермы: 2 петуха, 3 коровы, 2 барана, 4 козы и т.д. Вместе с воспитателем дети считают животных и птиц. Затем воспитатель просит закрыть глаза и убирает 2-х, 3-х животных. Открыв глаза, дети должны сказать, кого нет в загоне? Например: -В загоне нет двух баранов, двух коров.
26.Игра «Здравствуйте, я пришел за...».
Лексическая тема «Библиотека».
Цель: формировать умение согласовывать и включать в речь
существительные и числительные в Творительном падеже.
Инструкция:
Воспитатель приглашает поиграть в игру «Библиотека». Каждый ребенок приходит и говорит:
-Здравствуйте, я пришел за двумя журналами. Воспитатель дает два журнала и т.д.
27.Игра «Цепочка».
Лексическая тема «Осень».
Цель: формировать умение образовывать родственные слова и включать в
речь.
Инструкция:
Воспитатель ставит на доску иллюстрацию хлеба и говорит, что это хлеб. Последующие картинки дети называют сами, воспитатель помогает подобрать нужное родственное слово, не произнося его. Затем анализирует полученную цепочку слов, уточняя смысл каждого.
Слова: хлебница, хлебокомбинат, хлебопек, хлебные крошки и т.д.
28.Игра «Почемучка».
Лексические темы «Наш город», «Урал».
Цель: формировать умение составлять сложноподчиненные предложения.
Инструкция:
-Ребята, к нам в гости пришел Почемучка, он задает много вопросов, а ответить сам не может, давайте поможем ему. Детям задаются вопросы, на которые нужно ответить полным предложением. Например:
-Почему строят дома? (дома строят потому, что...).
-Для чего нужна дорога в городе? (дорога нужна для того, чтобы...).
-Для чего в парках стоят скамейки? (скамейки в парках для того, чтобы...).
29.Игра «Назови законченное действие».
Лексическая тема «Поздняя осень».
Цель: формировать умение образовывать и включать в речь глаголы
совершенного и несовершенного вида.
Инструкция:
-Ребята, сейчас получат фишки те дети, которые правильно назовут законченное действие:
-Лист летел, летел и, наконец.. .(прилетел). -Дождь шел, шел и, наконец.. .(прошел) и т.д.
ЗО.Игра «Чьи это вещи?»
Лексические темы «Одежда, обувь», «Посуда».
Цель: формировать умение использовать в речи существительные в
Родительном падеже единственного числа.
Инструкция:
а) Детям предлагается рассмотреть картинки, после этого из набора
предметных картинок дети должны отобрать те, на которых изображены
предметы, принадлежащие членам семья:
-Это очки (кого?) бабушки.
-А это лента (кого?) девочки и т.д.
б) «Нет чего?»
Детям предлагаются иллюстрации с посудой и с недостающими деталями. Воспитатель задает вопрос:
-Чего нет у чайника? У чайника нет носика.
-Чего нет у чашки? У чашки нет ручки и т.д.
31.Игра «Кто чем питается?»
Лексическая тема «Домашние птицы».
Цель: учить подбирать определения к предметам и объектам. Инструкция:
а) До занятия приносят дети фотографии мам, бабушек. Воспитатель говорит:
-Сейчас я хочу проверить, хорошо ли вы знаете своих мам и бабушек? Закройте альбомы и отвечайте на вопросы: -У вас мама какая? -А какие у нее глаза, волосы, руки? И т.д.
б) После экскурсии по городу воспитатель беседует с детьми:
-Какой наш город?
-Какие улицы, дома, машины? И т.д.
З6.Игра «Найди пару».
Лексическая тема «Посуда».
Цель: формировать умение образовывать слова с суффиксом ница.
Инструкция:
-Ребята, перед вами иллюстрации, они перепутаны между собой, нужно найти друг другу пару. Например: -сахар - сахарница -хлеб - хлебница и т.д.
37.Игра «Чего нет?»
Лексическая тема «Весна».
Цель: формировать умение употреблять в речи существительные в
Родительном падеже, согласовывая их с прилагательными.
Инструкция:
Воспитатель предлагает 2 картины, их нужно рассмотреть, между ними 10
отличий:
-Чего нет на этой картинке? (ребенок должен описать предмет, которого нет).
-На картинке нет длинной сосульки и т.д.
38.Игра «Я мечтаю».
Лексическая тема «Почта».
Цель: употреблять в речи существительные в Родительном падеже,
согласовывая их с числительными.
Инструкция:
На наборное полотно выставляются предметы, детям необходимо продолжить предложение, используя эти предметы:
-Я мечтаю о двух письмах, о пяти журналах, о двух посылках и т.д.
39.Игра «Закончи предложение».
Лексическая тема «Зимующие птицы».
Цель: формировать умение использовать в речи существительные в Творительном падеже единственного числа.
Инструкция:
-Ребята, у каждого картинка с изображением продукта питания. Я буду показывать картинки с изображением домашних птиц, а вы должны «покормить» этих птиц, используя свои картинки при этом сказать фразу:
-Курица питается червяками и зерном.
-Утка питается хлебом и т.д.
32.Игра «Заботливые дети».
Лексическая тема «Домашние животные».
Цель: учить детей пользоваться в речи существительными в Предложном
падеже с предлогом о.
Инструкция:
Воспитатель раздает картинки детям, предлагает внимательно их рассмотреть и ответить на вопросы:
-О чем заботятся дети?
-О ком заботятся дети?
ЗЗ.Игра «Озвучи».
Лексическая тема «Мебель».
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами в, из.
Инструкция:
-Ребята, я буду делать движения с предметами молча, ваша задача сказать, что я делаю. Воспитатель молча кладет книгу в стол, дети говорят:
-Вы положили книгу в стол. Затем достает книгу из стола:
-Вы достали книгу из стола и т.д.
34.Игра «Какое маленькое слово пропало?»
Лексическая тема «Перелетные птицы».
Цель: учить детей использовать в речи предлоги к, от.
Инструкция:
-Ребята, у меня из предложения пропало маленькое слово, помогите мне его вернуть и поставить на место. Например: -Птица прилетела.. .гнезду. -Птица отлетела.. .дерева. -Птица подлетела.. .птенцу и т.д.
35.Игра «Какой, какие, какая?»
Лексические темы «8 Марта», «Наш город».
Цель: учить использовать в своей речи существительные в Дательном падеже,
согласовывая их с числительными.
Инструкция:
Детям предлагается ряд картинок, на которых изображены дети, кормящие птиц. Нужно закончить предложение, опираясь на картинку:
-Девочка дает корм кому? (двум синичкам, пяти синичкам).
-Ваня сыплет зерно на кормушку кому? (двум снегирям, пяти снегирям).
-Петя принес сало кому? (двум воробьям, трем воробьям).
4О.Игра «Что это?»
Лексическая тема «Космос».
Цель: учить согласовывать числительные с прилагательными и
существительными.
Инструкция:
На наборное полотно поочередно выставляются несколько одинаковых предметов: 3 звезды, 5 ракет, 2 созвездия. Необходимо ответить на вопрос: «Что это?»
-Это три красивые звезды.
-Это пять больших ракет.
-Это два разноцветных созвездия.
41.Игра «Длинные слова».
Лексическая тема «Перелетные птицы».
Цель: учить детей образовывать и употреблять в речи сложные слова. Инструкция:
Предлагается рассмотреть иллюстрации с перелетными птицами. Воспитатель задает вопросы:
-У аиста ноги какие? (длинные).
-Значит, аист какой? (длинноногий).
-У аиста клюв какой? (длинный).
-Значит, аист еще и длинноклювый.
42.Игра «Кто где живет?»
Лексическая тема «Домашние животные».
Цель: учить использовать в речи существительные в Предложном падеже
множественного числа.
Инструкция:
Воспитатель показывает пары картинок, на одних нарисованы домашние животные, на других их жилища. Один ребенок поднимает картинку с изображением животного и спрашивает:
-Где живут собаки? Другой показывает иллюстрацию и отвечает: «Собаки живут в конуре».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических материалов по лексической теме "Зимующие птицы"
Учебно-методический материал: Картотека дидактических материалов по лексической теме "Зимующие птицы"...
Методическая разработка "Картотека дидактического материала по лексической теме Космос"
Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе игр вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентриро...
Картотека дидактических игр по лексической теме «День Победы»
Картотека дидактических игр по лексической теме «День Победы»...
Картотека дидактических игр по лексической теме "День Победы".
Дидактические игры способствуют развитию у детей, внимания, памяти, воображения, мышления, обогащению словарного запаса закрепляют пройденный материал и т. д ....
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ.
Учебно-методический материал. В помощь воспитателям ДОУ. Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, акти...
Картотека дидактических игр по лексическим темам
Данный материал представлен для использования на занятиях и в индивидуальной работе с детьми.Способствует развитию связной речи, обогащению словаря, мышления, восприятия и т.д....
Картотека дидактических игр по лексическим темам
В картотеке представлены дидактические игры по развитию речи детей 6 - 7 лет...