«Организация социального партнёрства с семьями воспитанников с ТНР (заикание) в форме семейного клуба».
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Александрова Ирина Львовна

Семья – это крохотная страна.

И радости наши произрастают,

Когда в подготовленный грунт бросают

Лишь самые добрые семена!

Э.Асадов

В настоящее время в России, наблюдается тенденция гуманизации межличностных отношений, приоритета общечеловеческих ценностей, восстановление приоритета семьи в воспитании детей, признании за семьёй определяющей роли в социализации личности.

Семья  для дошкольника – это первый  социальный институт, основа воспитания и общественного опыта. В семье ребёнок  находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Специфические, социально  - психологические особенности современной семьи: финансовое и социальное расслоение, острый дефицит свободного времени, обилие новых информационных технологий, широкие возможности получения образования. Данные факторы заставляют искать новые формы взаимодействия.  В современном обществе родители становятся заказчиками образования своих детей и партнёрами педагогов, равноправными участниками образовательных отношений.

Цель деятельности современного дошкольного учреждения – способствование реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства, содействие в развитии и формировании социальных навыков у детей, укреплении их здоровья и благополучия.

Социальное партнёрство в образовании – это совместная коллективная распределённая деятельность педагогов ДОО, родителей (законных представителей) и воспитанников, которая приводит к позитивным результатам.

Научные основы технологии социального партнёрства ДОО раскрыты в трудах К.Ю. Белой, А.А. Майер, Д.Ю.Фельдштейна, А.В. Мудрик, Л.Н. Антонова, О.С. Газман, А.Н. Ганичевой, С.В. Дармодехина, Е.А. Александровой и других авторов.

Законодательная база социального партнёрства ДОО с семьями воспитанников составляет перечень правовых актов: Конституция Российской Федерации; Конвенция о правах ребёнка; Семейный  кодекс Российской Федерации; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; Федеральный закон об образовании в Российской Федерации ; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».  В ст.44 говорится:

«Родители  имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Органы государственной власти и органы местного  самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям… в воспитании детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой  коррекции нарушений  их развития».

В связи с этим законом в статье 6  части 1 пункта 6 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

Подчеркнуто,  что  одним из принципов дошкольного образования является тесное сотрудничество Организации  с семьёй п.1.4, ФГОС ДО,  является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического  и  психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. П 1.7.6

Одна из главных задач стандарта направлена на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. П.1.6. 9

 В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

В нашем МБДОУ «Детский сад №145» комбинированного вида «Веснушки» города Дзержинска с 1987 года  функционирует  группа для детей с тяжелыми нарушениями речи, где целенаправленно осуществляется коррекция заикания. 

Заикание считается трудно излечимым, постоянно рецидивирующим заболеванием.  По статистике нашего ДОУ, за последние  5 лет,  численность заикающихся детей увеличилась на 60%.

Воспитанники поступают со средней и  тяжёлой формой заикания, ярко видна их физическая неловкость, скованность, внутренняя закрепощенность, отсутствие интонации, мимики. Придя в детский сад, многие  не могут  назвать своего имени. Речь разрушена на уровне слога. У 80% дошкольников заикание осложняется общим недоразвитием  речи. Итогом может стать  личность со значительными патологическими наслоениями, ведущими к социальной и трудовой декомпенсации.

Коррекционно - развивающая и воспитательная деятельность с такими детьми – это длительный процесс и положительного результата можно добиться при активном социальном партнёрстве, единстве требований учителя – логопеда, педагогов и семьи.

Ежегодно в  нашей группе  реализуется  Программа работы семейного клуба «Учимся говорить красиво», имеющая коррекционно – развивающую и социально – адаптационную направленность.

Цель деятельности семейного клуба - развитие и укрепление социального партнёрства с семьями воспитанников для обеспечения благоприятных условий коррекции тяжелых нарушений речи у детей, формирования полноценной, гармоничной личности.

Задачи функционирования семейного клуба:

- Изучить семейный опыт воспитания и обучения детей.

- Оказывать психолого-педагогическое сопровождение индивидуального развития детей с ОВЗ в ДОО и семье.

- Формировать у детей положительные представления о семье, семейных взаимоотношениях, семейных ценностях.

- Формировать психолого-педагогическую компетентность родителей: оказывать практическую помощь семьям в   воспитании и коррекции тяжелых нарушений речи у детей, планомерно и активно распространять педагогические знания среди родителей, активизировать их самообразование, вовлекать родителей в  педагогическую деятельность  ДОО.

- Повышать профессиональную компетентность педагогов по проблеме взаимодействия с семьями воспитанников.

Деятельность клуба осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми документами – Положением и планом работы.  В начале  учебного года педагогами проводится анкетирование родителей «Ваши представления о совместной работе в детском саду».  В соответствии с запросами родителей, и  исходя из психофизических возможностей воспитанников,  составляется план деятельности семейного клуба  на один учебный год. План включает в себя тематику, форму организации, сроки и ответственных. Участники семейного клуба: родители и члены их семей, специалисты и педагоги  ДОО, привлеченные специалисты в соответствии с выявленными предварительно потребностями.

Формы работы клуба  разнообразны: круглые столы (проводятся три раза в год), семинары-практикумы, видеопросмотры  по закреплению правильных  речевых навыков в различных режимных моментах и в свободной деятельности детей, организация совместных с родителями выставок, мастер-классов, фотоэкспозиций, развлечений, праздников и экскурсий.

Учитель – логопед берет на себя доминирующую роль в организации семинаров – практикумов по обучению родителей правильной технике речи без заикания, а также индивидуальных консультаций с участием родителей  по коррекции звукопроизношения. Эти мероприятия  проводятся еженедельно в первом периоде обучения (октябрь, ноябрь), далее один раз в месяц.

Теоретическая и практическая составляющие данных встреч тесно переплетаются: дети совместно с родителями проходят теоретическое обучение и выполняют практические упражнения (релаксацию, дыхательную, звуковую, артикуляционную, мимическую, расслабляющую гимнастику, темпо-ритмические упражнения, распевки).  Подведение итогов встреч (рефлексия впечатлений) осуществляется в письменной и устной форме. В конце участники получают домашнее задание: поучаствовать в конкурсах, выставках; создать дыхательный тренажер, тренажер для развития мелкой моторики, атрибуты к сюжетно-ролевой игре, книжку – самоделку, оформить папку-передвижку. Всем семьям вручаются небольшие поощрительные призы.

Анализ деятельности семейного клуба проводится педагогами через анкетирование - рефлексию «Ваши отзывы о работе семейного клуба». Такая оценка позволяет определить дальнейшую работу с учетом пожеланий родителей.

Организация партнёрских взаимоотношений  ДОО и семьи в форме работы семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно – образовательном процессе. Успешная реализация программы семейного клуба возможна  только при неформальном  общении детей и взрослых, она способствует созданию благоприятных условий  для коррекции тяжелых нарушений речи у детей с ОВЗ. Расширяются представления  родителей об этиологии недуга,  методах и формах  дальнейшей работы.  Дети более успешно усваивают  содержание программы  детского сада. Вначале овладевают  разными формами самостоятельной контекстной речи, далее свободно пользуются плавной речью без заикания различной сложности и в разных ситуациях общения. Возрождаются и укрепляются традиции семейного воспитания. Заинтересованные родители способствуют  безболезненной социализация дошкольников, закрепляют  навыки  общения в быту, общественных местах, с удовольствием участвуют в мероприятиях ДОО, радуются достижениям своих детей.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Формирование системы социального партнёрства между семьями воспитанников и детским садом"

На современном этапе развития системы образования и, исходя из новых нормативно-правовых документов, следует, что одним из наиболее важным направлений в работе образовательной организации является фор...

Программа социального партнёрства с семьями воспитанников старшей группы

Цель программы: поиск и внедрение новых форм взаимодействия, обеспечивающих полноценное и планомерное сотрудничество, заинтересованных в нравственно-патриотическом воспитании ребёнка, субъектов....

Программа социального партнёрства с семьями воспитанников

Современная ситуация в дошкольном образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. В законе «Об образовании» РФ указано, что родители являются первыми педагогами. Они обя...

Организация социального партнёрства с семьями воспитанников.

Стандарты ФГОС направлены на обеспечение  психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, о...

Программа социального партнёрства с семьями воспитанников на 2020-2021 учебный год.

Пояснительная записка      Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей  базируется ...