«Организация социального партнёрства с семьями воспитанников с ТНР (заикание) в форме семейного клуба».
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
Семья – это крохотная страна.
И радости наши произрастают,
Когда в подготовленный грунт бросают
Лишь самые добрые семена!
Э.Асадов
В настоящее время в России, наблюдается тенденция гуманизации межличностных отношений, приоритета общечеловеческих ценностей, восстановление приоритета семьи в воспитании детей, признании за семьёй определяющей роли в социализации личности.
Семья для дошкольника – это первый социальный институт, основа воспитания и общественного опыта. В семье ребёнок находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Специфические, социально - психологические особенности современной семьи: финансовое и социальное расслоение, острый дефицит свободного времени, обилие новых информационных технологий, широкие возможности получения образования. Данные факторы заставляют искать новые формы взаимодействия. В современном обществе родители становятся заказчиками образования своих детей и партнёрами педагогов, равноправными участниками образовательных отношений.
Цель деятельности современного дошкольного учреждения – способствование реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства, содействие в развитии и формировании социальных навыков у детей, укреплении их здоровья и благополучия.
Социальное партнёрство в образовании – это совместная коллективная распределённая деятельность педагогов ДОО, родителей (законных представителей) и воспитанников, которая приводит к позитивным результатам.
Научные основы технологии социального партнёрства ДОО раскрыты в трудах К.Ю. Белой, А.А. Майер, Д.Ю.Фельдштейна, А.В. Мудрик, Л.Н. Антонова, О.С. Газман, А.Н. Ганичевой, С.В. Дармодехина, Е.А. Александровой и других авторов.
Законодательная база социального партнёрства ДОО с семьями воспитанников составляет перечень правовых актов: Конституция Российской Федерации; Конвенция о правах ребёнка; Семейный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; Федеральный закон об образовании в Российской Федерации ; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В ст.44 говорится:
«Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям… в воспитании детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».
В связи с этим законом в статье 6 части 1 пункта 6 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является тесное сотрудничество Организации с семьёй п.1.4, ФГОС ДО, является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. П 1.7.6
Одна из главных задач стандарта направлена на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. П.1.6. 9
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
В нашем МБДОУ «Детский сад №145» комбинированного вида «Веснушки» города Дзержинска с 1987 года функционирует группа для детей с тяжелыми нарушениями речи, где целенаправленно осуществляется коррекция заикания.
Заикание считается трудно излечимым, постоянно рецидивирующим заболеванием. По статистике нашего ДОУ, за последние 5 лет, численность заикающихся детей увеличилась на 60%.
Воспитанники поступают со средней и тяжёлой формой заикания, ярко видна их физическая неловкость, скованность, внутренняя закрепощенность, отсутствие интонации, мимики. Придя в детский сад, многие не могут назвать своего имени. Речь разрушена на уровне слога. У 80% дошкольников заикание осложняется общим недоразвитием речи. Итогом может стать личность со значительными патологическими наслоениями, ведущими к социальной и трудовой декомпенсации.
Коррекционно - развивающая и воспитательная деятельность с такими детьми – это длительный процесс и положительного результата можно добиться при активном социальном партнёрстве, единстве требований учителя – логопеда, педагогов и семьи.
Ежегодно в нашей группе реализуется Программа работы семейного клуба «Учимся говорить красиво», имеющая коррекционно – развивающую и социально – адаптационную направленность.
Цель деятельности семейного клуба - развитие и укрепление социального партнёрства с семьями воспитанников для обеспечения благоприятных условий коррекции тяжелых нарушений речи у детей, формирования полноценной, гармоничной личности.
Задачи функционирования семейного клуба:
- Изучить семейный опыт воспитания и обучения детей.
- Оказывать психолого-педагогическое сопровождение индивидуального развития детей с ОВЗ в ДОО и семье.
- Формировать у детей положительные представления о семье, семейных взаимоотношениях, семейных ценностях.
- Формировать психолого-педагогическую компетентность родителей: оказывать практическую помощь семьям в воспитании и коррекции тяжелых нарушений речи у детей, планомерно и активно распространять педагогические знания среди родителей, активизировать их самообразование, вовлекать родителей в педагогическую деятельность ДОО.
- Повышать профессиональную компетентность педагогов по проблеме взаимодействия с семьями воспитанников.
Деятельность клуба осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми документами – Положением и планом работы. В начале учебного года педагогами проводится анкетирование родителей «Ваши представления о совместной работе в детском саду». В соответствии с запросами родителей, и исходя из психофизических возможностей воспитанников, составляется план деятельности семейного клуба на один учебный год. План включает в себя тематику, форму организации, сроки и ответственных. Участники семейного клуба: родители и члены их семей, специалисты и педагоги ДОО, привлеченные специалисты в соответствии с выявленными предварительно потребностями.
Формы работы клуба разнообразны: круглые столы (проводятся три раза в год), семинары-практикумы, видеопросмотры по закреплению правильных речевых навыков в различных режимных моментах и в свободной деятельности детей, организация совместных с родителями выставок, мастер-классов, фотоэкспозиций, развлечений, праздников и экскурсий.
Учитель – логопед берет на себя доминирующую роль в организации семинаров – практикумов по обучению родителей правильной технике речи без заикания, а также индивидуальных консультаций с участием родителей по коррекции звукопроизношения. Эти мероприятия проводятся еженедельно в первом периоде обучения (октябрь, ноябрь), далее один раз в месяц.
Теоретическая и практическая составляющие данных встреч тесно переплетаются: дети совместно с родителями проходят теоретическое обучение и выполняют практические упражнения (релаксацию, дыхательную, звуковую, артикуляционную, мимическую, расслабляющую гимнастику, темпо-ритмические упражнения, распевки). Подведение итогов встреч (рефлексия впечатлений) осуществляется в письменной и устной форме. В конце участники получают домашнее задание: поучаствовать в конкурсах, выставках; создать дыхательный тренажер, тренажер для развития мелкой моторики, атрибуты к сюжетно-ролевой игре, книжку – самоделку, оформить папку-передвижку. Всем семьям вручаются небольшие поощрительные призы.
Анализ деятельности семейного клуба проводится педагогами через анкетирование - рефлексию «Ваши отзывы о работе семейного клуба». Такая оценка позволяет определить дальнейшую работу с учетом пожеланий родителей.
Организация партнёрских взаимоотношений ДОО и семьи в форме работы семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно – образовательном процессе. Успешная реализация программы семейного клуба возможна только при неформальном общении детей и взрослых, она способствует созданию благоприятных условий для коррекции тяжелых нарушений речи у детей с ОВЗ. Расширяются представления родителей об этиологии недуга, методах и формах дальнейшей работы. Дети более успешно усваивают содержание программы детского сада. Вначале овладевают разными формами самостоятельной контекстной речи, далее свободно пользуются плавной речью без заикания различной сложности и в разных ситуациях общения. Возрождаются и укрепляются традиции семейного воспитания. Заинтересованные родители способствуют безболезненной социализация дошкольников, закрепляют навыки общения в быту, общественных местах, с удовольствием участвуют в мероприятиях ДОО, радуются достижениям своих детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Формирование системы социального партнёрства между семьями воспитанников и детским садом"
На современном этапе развития системы образования и, исходя из новых нормативно-правовых документов, следует, что одним из наиболее важным направлений в работе образовательной организации является фор...
Программа социального партнёрства с семьями воспитанников старшей группы
Цель программы: поиск и внедрение новых форм взаимодействия, обеспечивающих полноценное и планомерное сотрудничество, заинтересованных в нравственно-патриотическом воспитании ребёнка, субъектов....
Программа социального партнёрства с семьями воспитанников
Современная ситуация в дошкольном образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. В законе «Об образовании» РФ указано, что родители являются первыми педагогами. Они обя...
Организация социального партнёрства с семьями воспитанников.
Стандарты ФГОС направлены на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, о...
Программа социального партнёрства с семьями воспитанников на 2020-2021 учебный год.
Пояснительная записка Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется ...
Программа социального партнёрства с семьями воспитанников в подготовительной к школе группе.
План работы с родителями в подготовительной к школе группе...