ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Система мероприятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста»
проект (подготовительная группа)

Виктория Викторовна Сахарчук

Современные требования к дошкольному образованию приводят к выводу, что все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует нас и взрослых, и дошкольников. Время - это обязательная величина, которая помогает упорядочить события дня, недели, месяца. Ориентированность временных представлений у детей дошкольного возраста создает основу для постепенного умственного развития личности ребенка, а затем и влияет на воспитание других качеств: собранность, целенаправленность, организованность, умение планировать свою разнообразную деятельность.

Вместе с тем в дошкольном возрасте особое место занимает свободная игровая деятельность. Именно игровая форма помогает обучению и закреплению многих представлений, знаний, умений. Считаю, что через игру можно помочь детям полюбить математику. Это предположение стало поводом для разработки данного проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx33.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Пчелка» п. Товарково

Дзержинского района Калужской области

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Система мероприятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Сахарчук Виктория Викторовна

                                                                                                                       п. Товарково                                                      

Аннотация к проекту

Современные требования к дошкольному образованию приводят к выводу, что все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует нас и взрослых, и дошкольников. Время - это обязательная величина, которая помогает упорядочить события дня, недели, месяца. Ориентированность временных представлений у детей дошкольного возраста создает основу для постепенного умственного развития личности ребенка, а затем и влияет на воспитание других качеств: собранность, целенаправленность, организованность, умение планировать свою разнообразную деятельность.

Вместе с тем в дошкольном возрасте особое место занимает свободная игровая деятельность. Именно игровая форма помогает обучению и закреплению многих представлений, знаний, умений. Считаю, что через игру можно помочь детям полюбить математику. Это предположение стало поводом для разработки данного проекта.

Проблема: сформирован низкий уровень представлений о времени у детей 6-7 лет.

Причины, создающие проблему:

  1. Недостаток программно-методического обеспечения вопроса временного развития старших дошкольников.
  2. Слабая укомплектованность играми по изучению времени.
  3. Низкая информированность родителей о данной проблеме. Отсутствие у многих детей игр в домашней игротеке.

Обоснование проекта: именно старший дошкольный возраст является периодом формирования многих аспектов интеллектуального развития. Наше время требует повышенного уровня интеллектуального развития старших дошкольников, а это не только запас конкретных знаний, но и повышение познавательной активности, логического  мышления, умение рассуждать, анализировать проблемы и решать их. Успешное формирование временных представлений у дошкольников – залог их хорошей учебы в школе. Правильно организованное развивающее пространство в группе будет способствовать успешному развитию способностей детей.

Цель проекта: разработать систему мероприятий по формированию временных представлений у дошкольников подготовительных к школе групп.

Задачи:

  1. Изучить программно-методические материалы по ознакомлению дошкольников с временными представлениями с целью отбора содержания, методов и приемов работы по теме проекта. Развивать представления о времени, развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.
  2. Разработать систему мероприятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Разработать план создания и содержания пространства в группе.
  4. Пополнить развивающую зону дидактическим и игровым материалом для организации индивидуальной и групповой деятельности детей в контексте проекта.
  5. Разработать план сотрудничества с родителями с целью вовлечения их в реализацию проекта и организации совместной деятельности.
  6. Обобщить и презентовать опыт работы по теме проекта.
  7. Формировать предпосылки поисковой деятельности.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Срок реализации: сентябрь 2022г. – май 2023г.

Этапы работы над проектом:

1 Подготовительный этап.

Подобрать материал по теме проект.

Изучение научной и методической литературы по теме проекта.

Планирование образовательной деятельности в рамках данного проекта.

Разработка методических материалов для работы по данному проекту.

2 Основной этап.

Реализация проекта.

3 Ожидаемые результаты.

Дети успешно будут знать все временные понятия.

Расширится база игр в группе по теме проекта.

Родители начнут положительно реагировать на данную тему проект.

Рабочий план реализации проекта

Время проведения мероприятия

Наименование мероприятия

Ответственный за выполнение

Сентябрь

1. Изучение литературы по созданию развивающей среды в старшей группе по теме «Временные ориентиры».

2. Подготовка диагностического инструментария для проведения первичной диагностики детей с целью выявления уровня сформированости у них временных представлений

3 Создание уголок «Живой календарь природы»

Создание уголка «Меню- на сегодня»

воспитатель

Октябрь

1. Подготовка к анкетированию родителей с целью выявления их отношения к вопросу по теме проекта, а также наличия в семье игр по изучению «Время».

2.Консультация для родителей «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста»

3.Занятие по рисованию в подготовительной к школе группе «День и ночь»

4 Ежедневная работа над созданием линейного календаря.

Воспитатель. родители

Ноябрь

1. Занятие по развитию речи «Времена года»

2. Чтение сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

3. Составление списка игр и пособий по разделам математического развития.

воспитатель, родители

Работа с родителями: проведение анкетирования. Обсуждение списка необходимого игрового материала с целью оказания помощи в приобретении.

Декабрь

1. Создание и работа игровой развивающей стены –календаря «В ожидание Нового года».

2. Подготовка игрового материала для развивающей стены.

3. Создание выставки семейных работ «Новогодние часы»

Воспитатель, родители

Работа с родителями: помощь в оформлении учебной зоны групповой комнаты и развивающей стены.

Январь

1.Познавательная беседа «История появления Часов»

2.Создание календаря «Времена года с нашими днями рождения»

 3.Создание уголка «Я в детском саду»

 

воспитатель

Работа с родителями: подготовка рекомендаций для родителей по созданию домашней игротеки.

Февраль

1. Участие в семинаре «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста» в рамках

районного методического объединения воспитателей ДОУ Дзержинского района

2. Создание картотеки дидактических игр.

3. Занятие по ФЭМП «Часы. Определяем время»

воспитатель,

ст. воспитатель,

родители

Март

1.Исследовательская деятельность. Опыты с часами.

2. Лепка «Будильник»

3. Фотовыставка «Мои домашние часы»

4. Презентация «Детям о времени»

Воспитатель,

родители

Апрель

1.Проведение мастер-класса для родителей «Сделайте часы своими руками»

2. Составление полной картотеки «Загадки о времени»

3.Консультация для педагогов на тему «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста»

воспитатель,

родители

Май

1. Проведение итоговой диагностики по сформированности у детей математических представлений.

2. Проведение итоговой игры викторины «Хочу все знать»

3. Анализ наличия игрового материала, созданного за весь период работы по данному проекту.

воспитатель

Продукт:

  • игротека (развивающее игровое пространство в группе) с комплектом развивающих игр и дидактических пособий;
  • пакет методических материалов (картотеки игр, диагностический материал, анкеты, информационный материал для родителей и др.)

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня временных представлений у детей подготовительной к школе группы;
  • повышение активности родителей в партнерской деятельности с воспитателями группы.

Результаты проекта:

По итогам реализации проекта «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста» достигнуты следующие результаты:

  • расширились знания детей о временных представлениях (день, ночь, утро, вечер, неделя, дни недели, год, месяцы);
  • дети научились в игре закреплять свои знания, анализировать, логически мыслить, рассуждать, проявлять творчество;
  • развивающая предметно-пространственная среда группы пополнилась игровым и дидактическим наглядным материалом, новыми игровыми пособиями;
  • подготовлены методические материалы, которые могут быть полезны другим педагогам в их работе;
  • активизировалось участие родителей в проектной творческой деятельности. Родители поняли, что игра для детей – это очень серьезно. Вместе с тем, это самый доступный и самый результативный способ обучения. Главное - иметь умную игру и играть с ребенком.

Литература:

  1. Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2013г. № 2506-р. Документ с изменениями, внесенными распоряжением правительства Российской Федерации от 08.10.2020г. № 2604-р.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. - М.: ТЦ Сфера, 2015.-96с. (Правовая библиотека образования).
  3. Т, Д. Рихтерман Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 1982
  4. Л.Г. Петерсон Который час? Математика для детей 5-7 лет. М., БИНОМ,2018
  5. Что такое время. Детская энциклопедия. М., Омега,2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Система занятий основанная на образном и сюжетном принципах подачи материала. В пособии представлены развернутые конспекты занятий по формированию представлений о времени у старших дошкольников во все...

Современные подходы к формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Комплекс развивающих мероприятий для формирования временных предстовлений...

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста как одной из формы развития мыслительной деятельности

В данной работе даны советы и рекомендации по работе с детьми старшего дошкольного возраста с временными представлениями. "Чувство времени» у детей старшего дошкольного возраста развивается  и со...

Конспекты непосредственно образовательной деятельности по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Познакомить детей с понятием «сутки», «части суток»;Развивать внимание, умение оперировать этими понятиями в повседневной жизни; Закрепить знания детей о текучести времени,Упражнять детей в...

Конспект ОД по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста." В поисках волшебного сундучка."

1.      Продолжать учить детей ориентироваться в последовательности дней неделизакреплять имеющие знания о частях суток, закреплять представления детей о временах года.2....

Моделирование как метод формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Теоретические аспекты формирования представлений о времени детей дошкольного возраста....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ НА ТЕМУ:«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное зна...