ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Система мероприятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста»
проект (подготовительная группа)
Современные требования к дошкольному образованию приводят к выводу, что все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует нас и взрослых, и дошкольников. Время - это обязательная величина, которая помогает упорядочить события дня, недели, месяца. Ориентированность временных представлений у детей дошкольного возраста создает основу для постепенного умственного развития личности ребенка, а затем и влияет на воспитание других качеств: собранность, целенаправленность, организованность, умение планировать свою разнообразную деятельность.
Вместе с тем в дошкольном возрасте особое место занимает свободная игровая деятельность. Именно игровая форма помогает обучению и закреплению многих представлений, знаний, умений. Считаю, что через игру можно помочь детям полюбить математику. Это предположение стало поводом для разработки данного проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 33.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Пчелка» п. Товарково
Дзержинского района Калужской области
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Система мероприятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Сахарчук Виктория Викторовна
п. Товарково
Аннотация к проекту
Современные требования к дошкольному образованию приводят к выводу, что все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует нас и взрослых, и дошкольников. Время - это обязательная величина, которая помогает упорядочить события дня, недели, месяца. Ориентированность временных представлений у детей дошкольного возраста создает основу для постепенного умственного развития личности ребенка, а затем и влияет на воспитание других качеств: собранность, целенаправленность, организованность, умение планировать свою разнообразную деятельность.
Вместе с тем в дошкольном возрасте особое место занимает свободная игровая деятельность. Именно игровая форма помогает обучению и закреплению многих представлений, знаний, умений. Считаю, что через игру можно помочь детям полюбить математику. Это предположение стало поводом для разработки данного проекта.
Проблема: сформирован низкий уровень представлений о времени у детей 6-7 лет.
Причины, создающие проблему:
- Недостаток программно-методического обеспечения вопроса временного развития старших дошкольников.
- Слабая укомплектованность играми по изучению времени.
- Низкая информированность родителей о данной проблеме. Отсутствие у многих детей игр в домашней игротеке.
Обоснование проекта: именно старший дошкольный возраст является периодом формирования многих аспектов интеллектуального развития. Наше время требует повышенного уровня интеллектуального развития старших дошкольников, а это не только запас конкретных знаний, но и повышение познавательной активности, логического мышления, умение рассуждать, анализировать проблемы и решать их. Успешное формирование временных представлений у дошкольников – залог их хорошей учебы в школе. Правильно организованное развивающее пространство в группе будет способствовать успешному развитию способностей детей.
Цель проекта: разработать систему мероприятий по формированию временных представлений у дошкольников подготовительных к школе групп.
Задачи:
- Изучить программно-методические материалы по ознакомлению дошкольников с временными представлениями с целью отбора содержания, методов и приемов работы по теме проекта. Развивать представления о времени, развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.
- Разработать систему мероприятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
- Разработать план создания и содержания пространства в группе.
- Пополнить развивающую зону дидактическим и игровым материалом для организации индивидуальной и групповой деятельности детей в контексте проекта.
- Разработать план сотрудничества с родителями с целью вовлечения их в реализацию проекта и организации совместной деятельности.
- Обобщить и презентовать опыт работы по теме проекта.
- Формировать предпосылки поисковой деятельности.
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Срок реализации: сентябрь 2022г. – май 2023г.
Этапы работы над проектом:
1 Подготовительный этап.
Подобрать материал по теме проект.
Изучение научной и методической литературы по теме проекта.
Планирование образовательной деятельности в рамках данного проекта.
Разработка методических материалов для работы по данному проекту.
2 Основной этап.
Реализация проекта.
3 Ожидаемые результаты.
Дети успешно будут знать все временные понятия.
Расширится база игр в группе по теме проекта.
Родители начнут положительно реагировать на данную тему проект.
Рабочий план реализации проекта
Время проведения мероприятия | Наименование мероприятия | Ответственный за выполнение | |
Сентябрь | 1. Изучение литературы по созданию развивающей среды в старшей группе по теме «Временные ориентиры». 2. Подготовка диагностического инструментария для проведения первичной диагностики детей с целью выявления уровня сформированости у них временных представлений 3 Создание уголок «Живой календарь природы» Создание уголка «Меню- на сегодня» | воспитатель | |
Октябрь | 1. Подготовка к анкетированию родителей с целью выявления их отношения к вопросу по теме проекта, а также наличия в семье игр по изучению «Время». 2.Консультация для родителей «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста» 3.Занятие по рисованию в подготовительной к школе группе «День и ночь» 4 Ежедневная работа над созданием линейного календаря. | Воспитатель. родители | |
Ноябрь | 1. Занятие по развитию речи «Времена года» 2. Чтение сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» 3. Составление списка игр и пособий по разделам математического развития. | воспитатель, родители | |
Работа с родителями: проведение анкетирования. Обсуждение списка необходимого игрового материала с целью оказания помощи в приобретении. | |||
Декабрь | 1. Создание и работа игровой развивающей стены –календаря «В ожидание Нового года». 2. Подготовка игрового материала для развивающей стены. 3. Создание выставки семейных работ «Новогодние часы» | Воспитатель, родители | |
Работа с родителями: помощь в оформлении учебной зоны групповой комнаты и развивающей стены. | |||
Январь | 1.Познавательная беседа «История появления Часов» 2.Создание календаря «Времена года с нашими днями рождения» 3.Создание уголка «Я в детском саду»
| воспитатель | |
Работа с родителями: подготовка рекомендаций для родителей по созданию домашней игротеки. | |||
Февраль | 1. Участие в семинаре «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста» в рамках районного методического объединения воспитателей ДОУ Дзержинского района 2. Создание картотеки дидактических игр. 3. Занятие по ФЭМП «Часы. Определяем время» | воспитатель, ст. воспитатель, родители | |
Март | 1.Исследовательская деятельность. Опыты с часами. 2. Лепка «Будильник» 3. Фотовыставка «Мои домашние часы» 4. Презентация «Детям о времени» | Воспитатель, родители | |
Апрель | 1.Проведение мастер-класса для родителей «Сделайте часы своими руками» 2. Составление полной картотеки «Загадки о времени» 3.Консультация для педагогов на тему «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста» | воспитатель, родители | |
Май | 1. Проведение итоговой диагностики по сформированности у детей математических представлений. 2. Проведение итоговой игры викторины «Хочу все знать» 3. Анализ наличия игрового материала, созданного за весь период работы по данному проекту. | воспитатель |
Продукт:
- игротека (развивающее игровое пространство в группе) с комплектом развивающих игр и дидактических пособий;
- пакет методических материалов (картотеки игр, диагностический материал, анкеты, информационный материал для родителей и др.)
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня временных представлений у детей подготовительной к школе группы;
- повышение активности родителей в партнерской деятельности с воспитателями группы.
Результаты проекта:
По итогам реализации проекта «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста» достигнуты следующие результаты:
- расширились знания детей о временных представлениях (день, ночь, утро, вечер, неделя, дни недели, год, месяцы);
- дети научились в игре закреплять свои знания, анализировать, логически мыслить, рассуждать, проявлять творчество;
- развивающая предметно-пространственная среда группы пополнилась игровым и дидактическим наглядным материалом, новыми игровыми пособиями;
- подготовлены методические материалы, которые могут быть полезны другим педагогам в их работе;
- активизировалось участие родителей в проектной творческой деятельности. Родители поняли, что игра для детей – это очень серьезно. Вместе с тем, это самый доступный и самый результативный способ обучения. Главное - иметь умную игру и играть с ребенком.
Литература:
- Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2013г. № 2506-р. Документ с изменениями, внесенными распоряжением правительства Российской Федерации от 08.10.2020г. № 2604-р.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. - М.: ТЦ Сфера, 2015.-96с. (Правовая библиотека образования).
- Т, Д. Рихтерман Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 1982
- Л.Г. Петерсон Который час? Математика для детей 5-7 лет. М., БИНОМ,2018
- Что такое время. Детская энциклопедия. М., Омега,2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Система занятий основанная на образном и сюжетном принципах подачи материала. В пособии представлены развернутые конспекты занятий по формированию представлений о времени у старших дошкольников во все...
Современные подходы к формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Комплекс развивающих мероприятий для формирования временных предстовлений...
Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста как одной из формы развития мыслительной деятельности
В данной работе даны советы и рекомендации по работе с детьми старшего дошкольного возраста с временными представлениями. "Чувство времени» у детей старшего дошкольного возраста развивается и со...
Конспекты непосредственно образовательной деятельности по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Познакомить детей с понятием «сутки», «части суток»;Развивать внимание, умение оперировать этими понятиями в повседневной жизни; Закрепить знания детей о текучести времени,Упражнять детей в...
Конспект ОД по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста." В поисках волшебного сундучка."
1. Продолжать учить детей ориентироваться в последовательности дней неделизакреплять имеющие знания о частях суток, закреплять представления детей о временах года.2....
Моделирование как метод формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Теоретические аспекты формирования представлений о времени детей дошкольного возраста....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ НА ТЕМУ:«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное зна...