Методическое пособие для воспитателей ДОУ по обучению грамоте детей дошкольного возраста «БУКВОЗНАЙКА»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Пояснительная записка
Главное — заинтересовать!
Чтение - это сложный психический процесс, он на равных началах включает в себя, наряду с готовностью звукового анализа речи, словесную и наглядную память, способность ориентироваться в пространстве, способность переносить последовательность во времени в последовательность в пространстве, способность устанавливать связь между услышанным звуком и его письменным знаком, способность восприятия целостной формы, высокий уровень концентрации внимания. Все перечисленные функции составляют технический арсенал процесса чтения.
Многочисленные исследования доказывают прямую связь успешности развития личности ребёнка с объёмом чтения. Чтение веками служило средством выстраивания личности, раскрытия высших потенций человека. Его можно считать определяющим фактором решения актуальных задач Российского образования; читательскую культуру – основой социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического и духовного развития личности.
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования и сопровождающих его материалах подчёркивается, что уровень культурной компетентности граждан во многом определяет характер политики и экономики, а также безопасность и конкурентоспособность страны. Такая постановка вопроса определяет высокую значимость чтения как базовой образовательной компетентности и способа освоения человеческой культуры. При этом чтение, в том числе чтение детей дошкольного возраста, в условиях огромного потока информации и многообразия способов её освоения, приобретает черты феномена, который развивается как в институциональных, так и не институциональных формах образования. Именно на этапе дошкольного образования можно помочь любому ребёнку стать читателем, овладеть читательской культурой на возрастно-сообразном уровне.
Овладение грамотой так же представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению и письму, ребенок осваивает совершенно новые формы умственной и языковой деятельности. До этого момента дети осознают только смысловую сторону речи: предметы и явления, обозначаемые определёнными словами, и содержание, передаваемое словосочетаниями и фразами.
Начиная осваивать азбуку, ребенок должен представлять, что такое звуки речи, которые сами по себе, изолированно ничего не означают для него в смысловом отношении. Он должен научиться делить слова на слоги и звуки, усвоить довольно сложную систему графических символов (букв), означающих звуки речи.
Усвоив элементарные технические навыки чтения, ребенок приступает к самому трудному и главному в чтении – он должен научиться извлекать смысл из письменных текстов. Письменные тексты (письменная речь) построены по правилам, значительно отличавшихся от правил организации устных высказываний. Поняв значение всех слов в прочитанной фразе. Ребенок должен затем объединить их в целое, составляющее смысл фразы. Полноценное освоение навыков чтения предлагает определенный минимально необходимый уровень зрелости мышления и речи. Состояние психологической готовности к усвоению грамоте у большинства детей происходит в пять шесть лет. Чтобы избежать дисгармонии при освоении чтения, привить любовь к чтению. С самого начала обучения необходимо достаточное внимание уделять развитию навыков полноценного понимания прочитанного.
Материал данного пособия упорядочен с учетом характерных для русского языка противопоставлений звуков по глухости - звонкости, твердости - мягкости. В определенной последовательности изучаются различные типы слогов и слов, что способствует предупреждению (преодолению) нарушений слоговой структуры слов. Занятия по данным методикам поможет детям не только овладеть техникой свободного чтения, но и создаст предпосылки для формирования у них грамотного письма. Пособие может быть так же адресовано родителям для проведения самостоятельных занятий с детьми. Исходя из этого, подготовка ребенка к чтению должна заключаться не в упражнении одной какой-либо технической функции, а в повышении у ребенка интереса к чтению и выработки у него мобилизующей для чтения мотивационной основы.
Данное пособие рассчитано на детей дошкольного возраста 4-5, 5-6 и 6-7 лет. Предлагаемый комплекс занятий рекомендован для кружковой работы, как превышающий нормы стандартной образовательной программы.
Пособие разработано с учетом основных принципов:
1. Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
3. Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий)
4. Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников)
5. Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
6. Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)
Особенности обучения. Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты
Занятия проводятся 1 раза в неделю, продолжительность занятий 20 – 25 минут в средней дошкольной группе, 25-30 минут в старших дошкольных группах.
Формы организации занятий:
1. Фронтальная (работа со всей группой).
2. Работа по подгруппам.
Методами успешной реализации программы является:
• Словесный (заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ беседа).
• Наглядный (наблюдение, рассматривание).
• Практический (словесные игры; дидактические игры:«Найти свой домик», «Кто внимательный», «Назови слова по заданной модели», «Цепочка слов», «Поезд», игры в песке, рисование букв в песке и др.).
Методическое условие реализации данного пособия предполагает наличие: Методик: Журовой Л.Е., Жуковой Н.В., Мухиной Н.Я., Коноваленко В.В. .
Материала для чтения: Клемановой Л.Ф. «Читалочка». Коноваленко В.В. «Пишем и читаем», Крупенчук О.И. «Учим буквы», «Научите меня читать».
Материала для подготовки руки к письму и формированию красивого почерка: Воробьева Т.А. «Подготовка руки к письму (4-5 лет)», Клементовича Т.Ф. «Я учусь писать красиво (5-6 лет)», «Я учусь писать красиво и грамотно (6-7 лет)».
Дидактических пособий по обучению чтению и звуковому анализу: таблиц, карточек по обучению грамоте, презентаций, обучающих фильмов «Русский язык с Хрюшей», прописей.
Материально-технических средств:
Компьютерная техника, доска, видеопроектор, магнитная доска для составления слов и предложений, а так же с набором приспособлений для крепления таблиц, рисунков, картин. «Звуковые пеналы» с набором символов для составления схем предложений и звукового анализа слов, цветные сигналы - семафорчики.
Разные геометрические формы, игрушки соответствующие сказочным персонажам или плоскостные деревянные. Набор маленьких фигурок разной тематики и цвета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_bukvoznayki.docx | 33.57 КБ |
konspekty_zanyatiy_1.docx | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 48 с.Пушкинского муниципального образования
Гулькеичский район
Методическое пособие для воспитателей ДОУ
по обучению грамоте детей
дошкольного возраста
«БУКВОЗНАЙКА»
Воспитатели МБДОУ детский сад № 48:
Ханджян Наталья Анатольевна
Пояснительная записка
Главное — заинтересовать!
Чтение - это сложный психический процесс, он на равных началах включает в себя, наряду с готовностью звукового анализа речи, словесную и наглядную память, способность ориентироваться в пространстве, способность переносить последовательность во времени в последовательность в пространстве, способность устанавливать связь между услышанным звуком и его письменным знаком, способность восприятия целостной формы, высокий уровень концентрации внимания. Все перечисленные функции составляют технический арсенал процесса чтения.
Многочисленные исследования доказывают прямую связь успешности развития личности ребёнка с объёмом чтения. Чтение веками служило средством выстраивания личности, раскрытия высших потенций человека. Его можно считать определяющим фактором решения актуальных задач Российского образования; читательскую культуру – основой социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического и духовного развития личности.
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования и сопровождающих его материалах подчёркивается, что уровень культурной компетентности граждан во многом определяет характер политики и экономики, а также безопасность и конкурентоспособность страны. Такая постановка вопроса определяет высокую значимость чтения как базовой образовательной компетентности и способа освоения человеческой культуры. При этом чтение, в том числе чтение детей дошкольного возраста, в условиях огромного потока информации и многообразия способов её освоения, приобретает черты феномена, который развивается как в институциональных, так и не институциональных формах образования. Именно на этапе дошкольного образования можно помочь любому ребёнку стать читателем, овладеть читательской культурой на возрастно-сообразном уровне.
Овладение грамотой так же представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению и письму, ребенок осваивает совершенно новые формы умственной и языковой деятельности. До этого момента дети осознают только смысловую сторону речи: предметы и явления, обозначаемые определёнными словами, и содержание, передаваемое словосочетаниями и фразами.
Начиная осваивать азбуку, ребенок должен представлять, что такое звуки речи, которые сами по себе, изолированно ничего не означают для него в смысловом отношении. Он должен научиться делить слова на слоги и звуки, усвоить довольно сложную систему графических символов (букв), означающих звуки речи.
Усвоив элементарные технические навыки чтения, ребенок приступает к самому трудному и главному в чтении – он должен научиться извлекать смысл из письменных текстов. Письменные тексты (письменная речь) построены по правилам, значительно отличавшихся от правил организации устных высказываний. Поняв значение всех слов в прочитанной фразе. Ребенок должен затем объединить их в целое, составляющее смысл фразы. Полноценное освоение навыков чтения предлагает определенный минимально необходимый уровень зрелости мышления и речи. Состояние психологической готовности к усвоению грамоте у большинства детей происходит в пять шесть лет. Чтобы избежать дисгармонии при освоении чтения, привить любовь к чтению. С самого начала обучения необходимо достаточное внимание уделять развитию навыков полноценного понимания прочитанного.
Материал данного пособия упорядочен с учетом характерных для русского языка противопоставлений звуков по глухости - звонкости, твердости - мягкости. В определенной последовательности изучаются различные типы слогов и слов, что способствует предупреждению (преодолению) нарушений слоговой структуры слов. Занятия по данным методикам поможет детям не только овладеть техникой свободного чтения, но и создаст предпосылки для формирования у них грамотного письма. Пособие может быть так же адресовано родителям для проведения самостоятельных занятий с детьми. Исходя из этого, подготовка ребенка к чтению должна заключаться не в упражнении одной какой-либо технической функции, а в повышении у ребенка интереса к чтению и выработки у него мобилизующей для чтения мотивационной основы.
Данное пособие рассчитано на детей дошкольного возраста 4-5, 5-6 и 6-7 лет. Предлагаемый комплекс занятий рекомендован для кружковой работы, как превышающий нормы стандартной образовательной программы.
Пособие разработано с учетом основных принципов:
1. Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
3. Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий)
4. Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников)
5. Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
6. Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)
Особенности обучения. Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты
Занятия проводятся 1 раза в неделю, продолжительность занятий 20 – 25 минут в средней дошкольной группе, 25-30 минут в старших дошкольных группах.
Формы организации занятий:
1. Фронтальная (работа со всей группой).
2. Работа по подгруппам.
Методами успешной реализации программы является:
• Словесный (заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ беседа).
• Наглядный (наблюдение, рассматривание).
• Практический (словесные игры; дидактические игры:«Найти свой домик», «Кто внимательный», «Назови слова по заданной модели», «Цепочка слов», «Поезд», игры в песке, рисование букв в песке и др.).
Методическое условие реализации данного пособия предполагает наличие: Методик: Журовой Л.Е., Жуковой Н.В., Мухиной Н.Я., Коноваленко В.В. .
Материала для чтения: Клемановой Л.Ф. «Читалочка». Коноваленко В.В. «Пишем и читаем», Крупенчук О.И. «Учим буквы», «Научите меня читать».
Материала для подготовки руки к письму и формированию красивого почерка: Воробьева Т.А. «Подготовка руки к письму (4-5 лет)», Клементовича Т.Ф. «Я учусь писать красиво (5-6 лет)», «Я учусь писать красиво и грамотно (6-7 лет)».
Дидактических пособий по обучению чтению и звуковому анализу: таблиц, карточек по обучению грамоте, презентаций, обучающих фильмов «Русский язык с Хрюшей», прописей.
Материально-технических средств:
Компьютерная техника, доска, видеопроектор, магнитная доска для составления слов и предложений, а так же с набором приспособлений для крепления таблиц, рисунков, картин. «Звуковые пеналы» с набором символов для составления схем предложений и звукового анализа слов, цветные сигналы - семафорчики.
Разные геометрические формы, игрушки соответствующие сказочным персонажам или плоскостные деревянные. Набор маленьких фигурок разной тематики и цвета.
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Цели и задачи:
1. Воспитывать звуковую культуру речи. Определять на слух тот или иной звук в слове. Различать близкие по звучанию слова. Использовать интонационные средства выразительности.
2. Помогать детям усваивать лексику и грамматику русского языка. Дать понятие о слоге, слове, предложении.
3. Первоначальное обучение чтению детей: ввести понятие «звук», знакомство с буквенным обозначением звуков, запоминание букв алфавита, дать первоначальное представление о слиянии звуков, образовании и чтении слогов, простых слов.
4. Обучение грамоте: формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.
5. Совершенствовать графические навыки, развивать мелкую моторику, координацию движений, пространственных отношений.
Планируемые результаты.
В конце года дети должны хорошо:
1.Правильно произносить все звуки родного языка. Делить слова на слоги. Составлять схемы слогов и простых слов.
2.Выделять начальный звук в слове. Различать гласные и согласные звуки.
3. Выделять и считать слова в предложении.
4.Узнавать и называть выученные буквы
5. Правильно писать очертание знакомых букв.
Диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи.
Детям предлагается задание:
1.Послушай и назови первый звук в слове Аня, в слове дом.
2. Составь схемы этих слов.
3. Назови буквы. Сложи из букв слоги, прочитай их.
4. Послушай звук и напиши букву;
5. Скажи, сколько слов в предложении «Дети любят…»,назови первое, второе, третье слово.
Оценка результатов
Высшая общая оценка составляет 10 баллов.
Самостоятельный верный ответ – 2 балла;
Ответ с помощью взрослого – 1 балл;
неверный – 0 баллов.
Календарно - тематический план занятий в старшей группе
месяц | неделя | Тема занятия | Программное содержание. | Примечание |
Сентябрь | III | Знакомство с органами артикуляции Понятие о звуках. Звуковой ряд. Гласные звуки. | Познакомить детей со звуками речи. Совершенствовать артикуляционные позиции губ и языка при правильном произношении различных звуков. | Речедвигательная ритмика. Общие упражнения. |
IV | Звук и буква А. Звук и буква У. | Понятие о звуках. Знакомство с правилом о звуках и буквах. | «Русский язык с Хрюшей 1» (занятие 1) | |
Октябрь | I | Гласные звуки. Слоги. | Учить выделять звук в ловах. Находить место звука в словах. Развивать фонетический слух. Знакомить с графическим образом буквы. Понятие о гласных звуках. | Речедвигательная ритмика. Упражнения на гласные звуки. |
II | Звук и буква О. | |||
III | Звук и буква И | |||
IV | Звук и буква Ы | |||
I | Звук и буква Э | Закрепление пройденного материала. Понятие слоги. | Речедвигательная ритмика. Общие упражнения. «Русский язык с Хрюшей 2» (занятие 35, 36) | |
Ноябрь | ||||
II | Гласные звуки и буквы А,У,О,Э,И,Ы.. | |||
III | Согласные звуки. Звонкие. Глухие. | Понятие о согласных звуках, звонкие и глухие звуки. Закрепление правила о звуках и буквах. Понятие слоги. | ||
IV | Согласные звуки. Буквы большие и маленькие. | |||
Декабрь | I | Звук и буква П | Учить выделять звук в ловах. Находить место звука в словах. Развивать фонетический слух. Определять звонкость и глухость звуков. Знакомить с графическим образом буквы. Чтение слогов. | Речедвигательная ритмика, артикуляционная гимнастика согласно изучаемому звуку. |
II | Звук и буква Н | |||
III | Звук и буква М | |||
IV | Звук и буква Б | |||
Январь | I | Звук и буква С | Чтение слогов, составление простых двусложных слов. | |
II | Звук и буква З | |||
III | Звук и буква Т | |||
IV | Звук и буква Д | |||
Февраль | I | Звук и буква В | ||
II | Звук и буква Ф | |||
III | Звук и буква К | |||
IV | Звук и буква Г | |||
Март | I | Звук и буква Х | Понятие о смягчающих гласных. Учить выделять звук в ловах. Находить место звука в словах. Развивать фонетический слух. Знакомить с графическим образом буквы. Чтение слогов, составление простых двусложных слов. | |
II | Звук и буква Я | |||
III | Звук и буква Е | |||
IV | Звук и буква Ё | |||
Апрель | I | Звук и буква Ю | ||
III | Звук и буква Ц | |||
III | Звук и буква Ч | |||
IV | Звук и буква Щ | Чтение слов, составление простых предложений. | ||
Май | I | Звук и буква Ш | ||
II | Звук и буква Ж | |||
III | Звук и буква Л | |||
IV | Звук и буква Р |
Подготовительный к школе дошкольный возраст (6 -7лет)
Цели и задачи:
1. Формировать грамматический строй речи: согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже; обучение правильному образованию, склонению и употреблению слов в единственном и множественном числе.
2. Воспитание звуковой культуры речи (обучение грамоте): работа над звуковыми и интонационными характеристиками речи; формирование представлений о линейных звуковых единицах: звук-слог-слово-предложение-текст; различение звуков по их качественной характеристике: гласные и согласные (твёрдые и мягкие); обучение звуковому анализу (выделение звука в начале, середине и конце слова), нахождение одинакового звука в разных словах. Определение количества слогов в слове.
3. Обучение связному чтению, учить записывать слова печатными буквами.
4. Развивать связную речь детей. Формировать элементарные представления о структуре текста (начало-середина- конец);
Планируемые результаты.
В конце года дети должны хорошо:
1.Составлять схемы слов и предложений.
2. Делить слова на слоги опираясь на звуковую схему, определять количество звуков в слове.
3.Выделять заданный звук в слове (в начале, середине, конце).
4. Давать характеристику гласным и согласным звукам. Различать глухие – звонкие, твердые – мягкие.
3. Давать определение линейным звуковым единицам: звук-слог-слово-предложение-текст.
4. Правильно писать печатными буквами слова, читать написанное по слогам.
Диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи. Детям предлагается задание:
1. Скажи один звук
2. Скажи одно слово;
a) скажи, сколько звуков в слове «кот», «луна»;
b) назови звуки в этих словах, составь схемы;
3. Скажи одно предложение.
a) скажи, сколько слов в предложении «Дети любят…», составь схему.
b) назови первое, второе, третье слово.
4. Прочитай предложение «У кота усы».
Оценка результатов
Высшая общая оценка составляет 10 баллов.
Первые 3 задания:
верный ответ – 1балл;
неверный – 0 баллов.
Четвертое задание:
Ребенок не смог прочитать предложение – 0 баллов;
Читает по буквам (побуквенное чтение) – 1 балл;
Читает по слогам с помощью – 2 балла;
По слогам (послоговое чтение) – 3 балла.
Календарно - тематический план занятий в подготовительной группе
месяц | неделя | Тема занятия | Программное содержание | примечание |
сентябрь | I | Повторение. Звуки и буквы. | Закрепление умения проводить звуковой анализ, определение количества слов в предложении. Познакомить с письменным изображением букв. Формирование навыков написания письменных букв. Формирование навыков наклона письма, воспитание аккуратности, коммуникабельности, любознательности. Познакомить с понятием окончание. Учить задавать вопросы, находить в тексте, изменять по роду, падежам, числам. Познакомить с понятиями «существительное», «синонимы, амонимы, антонимы» Повторение пройденного. | Речедвигательная ритмика. Общие упражнения. |
II | Гласные звуки. Буквы печатные и письменные. | |||
«Русский язык с Хрюшей» (занятия согласно изучаемой теме) | ||||
Октябрь | I | Слово. Предложение. Текст | ||
II | Предмет. Понятие – «Существительное» | |||
III | Осень. Предложения. | |||
IV | Лес. Предложения. Текст. | |||
Ноябрь | I | В мире книг. Загадки. Ребусы. | ||
II | Фонетический разбор слов. Схемы слов. Кроссворд. | |||
III | Любимые сказки. Существительные. Подлежащие. | |||
IV | Любимые сказки. Существительные. Подлежащие. | |||
Декабрь | I | Животные. Слова синонимы. | ||
II | Мой дом. Слова Амонимы. | |||
III | Цирк. Слова Антонимы. | |||
IV | Новый год. Письмо для Деда Мороза. | |||
Январь | I | Признак. Слова прилагательные. | Познакомить с понятием однокоренные слова. Учить задавать вопросы, находить в тексте, изменять по роду, падежам, числам. Познакомить с понятиями «прилагательное», «определение» | |
II | Зима. Признаки зимы. | |||
III | Природные явления. Прилагательные. Слова определения | |||
IV | Однокоренные слова. Словосочетания. | |||
Февраль | I | Транспорт. Слова движения. | Познакомить с понятием слова движения. Учить задавать вопросы, находить в тексте, изменять по роду, лицам, числам, времени. Познакомить с понятиями «глагол», «сказуемое», «приставка» | |
II | Птицы. Слова глаголы. | |||
III | Наша армия. Однокоренные слова. | |||
IV | Глаголы. Сказуемое. | |||
март | I | Профессии. Приставка. | ||
II | Образование новых слов с помощью приставок и окончаний. | |||
III | Семья. Текст. Схема предложений. | |||
IV | Работа с текстом. Схемы предложений, слов. | |||
апрель | I | Знаки препинания в предложениях. Точка | Повторение пройденного материала. | |
II | Запятая в предложении. | |||
III | Вопросительный знак. | |||
IV | Восклицательный знак | |||
май | I | Повторение пройденного. | ||
II | ||||
III | ||||
IV |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для воспитателей "Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"
Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к четырем годам. Именно период с четырех до пяти лет считается периодом «языковой одаренности», когда дети особенно вос...
Методическое пособие для воспитателей доу, родителей по обучению грамоте детей дошкольного возраста "Школа Буквознайки"
Авторское методическое пособие учителя - логопеда Максимовой И.В Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению и письму, р...
Методическая разработка по использованию игр по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Игровые задания разработаны с помощью программного обеспечения Easiteach для интерактивной доски.Используемые функции программного обеспечения интерактивной доски:1....
Методическая разработка: "Логопедические карточки-задания для обучения грамоте детей дошкольного возраста "
Проблема готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи существует давно. Несмотря на то, что большинству детей до поступления в школу оказывается логопедиче...
Методическая разработка на тему: «Обучение грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием наглядно-дидактического пособия «Город звуков и букв».
В данной статье представлено авторское наглядно-дидактическое пособие "Город звуков и букв", которое используется для закрепления у детей характеристик звуков и букв русского языка, для разв...
Учебно-методическое пособие "Змейки для чтения" к парциальной программе Н.В. Нищевой "Обучение грамоте детей дошкольного возраста".
Пособие "Змейки для чтения" представляют собой раздаточный материал к парциальной программе Н.В. Нищевой "Обучение грамоте детей дошкольного возраста", Нищева Н.В. Тетрадь для...
Дидактическое пособие по обучению грамоте детей дошкольного возраста «Волшебный круг».
Описание пособия, используемого на индивидуальных занятиях учителем-логопедом, по подготовке к обучению грамоте....