Технология «синквейн» как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет
имени И.Н. Ульянова» (ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова)
ФАКУЛЬТЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
И НЕПРИРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Конкурс учебно-методических, научно-методических, научно-популярных и публицистических разработок молодых педагогов и ученых
«Персональный успех»
Номинация: лучшая статья
Тема: «Технология «синквейн» как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Дулатова Г.А.
МБОУ СОШ№2
с.Средняя Елюзань
Воспитатель
Технология «синквейн» как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Аннотация. В данной статье раскрыта универсальность синквейна в контексте развития речи (закрепление знаний о частях речи и предложении, уточнение, расширение и активизация словаря, совершенствованию навыка связно выражать свои мысли и т.д.). А также рассмотрены особенности применения синквейна в работе образовательной деятельности дошкольной образовательной организации по развитию речи на любом этапе занятия (уточнение темы, рефлексия, сообщение новых знаний).
Развитие познавательно-речевых способностей у детей – одна из главных задач дошкольного образования. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день является очень актуальной, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.В настоящее время образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста явление очень редкое.Некоторые дошкольники имеют ограниченный словарный запас, сталкиваются с трудностями в грамматическом оформлении предложений, затрудняются в составлении связных конструкций, а именно не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картинок, описать наглядную ситуацию, творческое рассказывание затруднено.
Это прежде всего связано с отсутствием опыта общения. В современном информационном мире родители чаще всего загружены работой, а дети большую часть времени проводят с гаджетами.
В связи с данными проблемами перед педагогами стоит основная цель развития речи – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
В соответствии с ФОП ДО основной задачи по развитию речи являются следующие: овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества.
Организация речевого развития дошкольников предусматривает поиск и использование педагогами ДОО в своей работе с детьми современных эффективных образовательных технологий развития детской речи.
Одной из таких технологий, способствующихречевому развитию дошкольников, является работа по составлению нерифмованного стихотворения –«синквейна».Синкве́йн (от фр. cinquains)– «нерифмованное стихотворение из пяти строк».
Структура синквейна состоит из пяти строк, текст основывается на содержательной и синтаксической заданности каждой строки. Так, в первая строка заключает в себе одно слово, чаще всего это существительное, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Именно в первой строкезадается тема синквейна. Во второй строкедается описание признаков и свойств выбранного предмета или объекта, это два слова – прилагательные или причастия). В третьей строкеописываются характерные для объекта действия, данная часть синквейна образована тремя глаголами или деепричастиями. В следующей строкевфразе из четырех слов выражается личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Последняя, пятая строка представлена одним словом-резюме, характеризующим суть предмета или объекта, метафора, ассоциация.
Алгоритм синквейна для дошкольников представлен на рисунке 1.Данный алгоритм похож на ёлочку, части речи можно выделять разным цветом.
Рисунок 1 – Алгоритм составления синквейна
Использование технологии «синквейн» в процессе работы с дошкольниками способствует не только развитию речи, в частности закреплению знаний о частях речи и предложении, уточнению, расширению и активизации словаря, совершенствованию навыка связно выражать свои мысли, но и развитию творческого потенциала и интеллектуальных способностей, психических функций (память внимание, мышление).
Особенностью данной технологии является развитие у детей навыков обобщения, систематизации, вычленения главной мысли будущего стихотворения
Стоит отметить, что синквейнне только гармонично вписывается в работу образовательной деятельности дошкольной образовательной организации по развитию речи ииспользуется на любом этапе занятия (уточнение темы, рефлексия, сообщение новых знаний), но и легко интегрируется со всеми образовательными областями, является инструментом диагностики и игровым приемом.
Данная технология используется при работе с детьми 5-7 лет, так как именно старшие дошкольники имеют достаточный словарный запас, владеют обобщением, понятиями (слово-предмет, слово-действия, слово-признак), способны согласовывать слова в предложении.
Так как дети дошкольного возраста не все умеют читать и писать, поэтому им доступно устное составление синквейна с вопросительными словами, например:«О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал?». При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.
Например
Кто? Заяц
Какой? Белый, серый
Что делает? Бежит, прыгает, скачет
Предложение. Зайка серый скачет в лес
Ассоциация. Животное
Также с детьми дошкольного возраста можно составлять синквейн, подбирая к словам картинки-ассоциации. При творческом использовании синквейн воспринимается дошкольниками как увлекательная игра.
Образец алгоритма синквейна с картинками-ассоциациями представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 – Алгоритм синквейна с картинками-ассоциациями
При работе со старшими дошкольникамипо созданию синквейна, как в рамках групповой и подгруппой деятельности, так и индивидуально можно использовать различные задания:
- дошкольники самостоятельно составляют синквейнк слову-предмету по одной из лексических тем;
- дошкольники составляют небольшой рассказс опорой на дидактическийсинквейн (синквейн, составленный педагогом) с использованием непосредственно слов и фраз, которые входят в состав данного синквейна;
- дошкольники самостоятельно корректируют (исправляют ошибки);
- дошкольники анализируют неполный синквейн, определяют и дополняют отсутствующую часть.
Примеры синквейнов представлены на рисунках. Так, на рисунке 3 составлен образец синквейна, который можно использовать при описании образа лисица из всей знакомой басни«Ворона и лисица» И.А.Крылова, данный тип синквейна можно использовать на этапе уточнения темы. На рисунке 4 представлен пример синквейна-загадкибез первой строки, где недостающей является тема, подобный синквейн можно использовать для закрепления усвоенных знаний.В данном случае, на основе следующих строк необходимо определить существительное («Тараканище» из сказки К.И.Чуковского).
Рисунок 3 – синквейн«Ворона и лисица» Рисунок 4– синквейн«Тараканище»
Таким образом, технология «синквейн» универсальная и комплексная, открывает новые возможности для дошкольников, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий. Помимо этого, данная технология является неиссякаемым источником для творчества детей.
Список используемой литературы
- Борисова Л.В. Составление синквейна как одна из инновационных технологий подачи материала по развитию речи// Синквейн какприем развития речевого творчества. – 2018. – №5.
- Лузгина Д.Е. Синквейн как средство развития речевого творчества дошкольника. Пособие для воспитателей детского сада. – Ангарск: Просвещение, 2020.
- Шашкова М.В. Синквейн в работе с дошкольниками // Вестник науки. – 2023. – №10 (67).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лэпбук – средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Для дошкольников лэпбук - это и книга, и игра, и увлекательное занятие: ведь он скрывает в себе элемент загадки, тайны. Как интересно узнать, что в этом ярком конвертике, куда ведет стрелка и...
Артикуляционная гимнастика - как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:•- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);•- улучшить подвижность артикуляционных орг...
Использование сказок в качестве средства речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
В статье представлена полезная информация для педагогов и родителей...
Лэпбук как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
СЛАЙД 1Если хочешь, чтоб ребята,Знали звуки и слова,В руки папку Вы возьмите,Загляните все туда!И огромный мир ребята,Вам откроется тогда.Там в кармашках есть картинки,С ними можешь ты играть,А захоче...
Доклад из опыта работы "Синквейн технология как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста"
Выступление для воспитателей о роли синквейна технологии на речевое развитие дошкольника...
Сказка, как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Опыт работы по развитию речи детей через сказку....
Консультация для воспитателей "Дидактический синквейн" как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
В консультации раскрывается актуальность использования технологии "дидактический синквейн" и алгоритм его составления....