Главные вкладки
Кружковая работа Сенсорика для малышей
методическая разработка (младшая группа)
Цель программы: развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста
Задачи:
- создавать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
- воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.)
- развивать зрительные ощущения: учить различать и называть форму, размер, цвет предмета, формировать представления об оттенках, развивать способность при рассмотрении картины видеть, как с помощью цвета достигается художественная выразительность изображения
- развивать тактильные ощущения: учить различать на ощупь качество предметов и правильно их называть (гладкий, мягкий, пушистый, твердый и т.п.);
- развивать силу рук, мелкой моторики, координации движений;
- развивать обонятельные и вкусовые ощущения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensorika_dlya_malyshey.docx | 57.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
| |||
1.1. | Пояснительная записка | 2 | |
1.1.1. | Цель и задачи реализации программы | 2 | |
1.1.2. | Принципы и подходы к формированию программы | 2 | |
1.1.3. | Значимые для разработки и реализации программы характеристики | 3 | |
1.1.4. | Педагогические условия реализации программы | 4 | |
1.1.5. | Факторы успешности реализации программы | 4 | |
1.2. | Планируемые результаты освоения Программы | 4 | |
| |||
2.1. | Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями Программы | 5 | |
2.2. | Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы | 5 | |
2.3. | Особенности образовательной деятельности разных видов культурных практик | 6 | |
2.4. | Система деятельности педагога по поддержки детской инициативы | 7 | |
2.5. | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | 8 | |
| |||
3.1. | Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды | 8 | |
3.2. | Материально-техническое обеспечение Программы | 9 | |
3.3. | Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания | 10 | |
3.4. | Особенности традиционных событий и праздников, мероприятий | 10 | |
3.5. | Оценка результативности программы | 10 | |
ПРИЛОЖЕНИЯ | |||
Приложение 1 | Учебный план | 12 | |
Приложение 2 | Планирование образовательной нагрузки и расписание образовательной деятельности | 12 | |
Приложение 3 | Комплексно-тематическое планирование | 12 | |
Перечень литературных источников | 18 |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в дошкольные годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка 2-4 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.
Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п. Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях.
- Цель и задачи реализации программы
Цель программы: развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста
Задачи:
- создавать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
- воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.)
- развивать зрительные ощущения: учить различать и называть форму, размер, цвет предмета, формировать представления об оттенках, развивать способность при рассмотрении картины видеть, как с помощью цвета достигается художественная выразительность изображения
- развивать тактильные ощущения: учить различать на ощупь качество предметов и правильно их называть (гладкий, мягкий, пушистый, твердый и т.п.);
- развивать силу рук, мелкой моторики, координации движений;
- развивать обонятельные и вкусовые ощущения.
- Принципы и подходы к формированию программы
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
Программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
- допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
- строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Базовыми принципами занятий являются:
- принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;
- принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным;
- принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя;
- принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания;
- принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими;
- принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей;
- принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач;
- принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
- Значимые для разработки и реализации программы характеристики
В программе учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей младшего дошкольного возраста и определяет комплекс характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
- Педагогические условия реализации программы
Педагогические условия сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста – это содержание, методы, приемы, формы сенсорного развития.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное воспитание ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Дети дошкольного возраста развивают свои сенсорные способности в следующих видах деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование.
Важно согласовать содержание сенсорного воспитания с содержанием детской деятельности.
В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении, т. е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т. д., с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций и т.д.
Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения».
Третьим принципом советской теории сенсорного воспитания предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда сходных задач.
Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой — эталонами обследования любого предмета, т. е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом.
Таким образом, для успешного сенсорного воспитания, необходимо соблюдать ряд педагогических условий:
- комфортная, доброжелательная атмосфера взаимопонимания и общности интересов;
- создание и обновление предметно развивающей среды;
-дидактический материал, подобранный с учетом возрастных особенностей, возможностей и интересов детей;
- наличие необходимых пособий, оборудования;
- техническое обеспечение;
- взаимодействие педагогов и родителей.
- Факторы успешности реализации программы
Факторами успешности программы являются:
- систематическое проведение образовательной деятельности. Для этого имеется наглядно-методическое обеспечение;
- содержание образовательного процесса в адаптационной группе определяется программой: От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы;
- допускается в рамках образовательного процесса использование содержания других парциальных программ для детей младшего дошкольного возраста;
- образовательный процесс включает педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно ориентированное развитие ребенка;
- организация воспитательной работы предусматривает создание условий для различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей самих детей;
- использование дополнительного материала для работы вне образовательной деятельности, который представлен игровыми развивающими упражнениями, играми, стихотворениями и т.д.;
- создание развивающей среды для самостоятельной деятельности детей;
- сотрудничество педагога с семьёй. Успех сотрудничества возможен только тогда, когда педагог и родитель осознают важность целенаправленного педагогического воздействия на ребёнка.
- Планируемые результаты освоения Программы
В результате освоения программы воспитанники будут
знать:
- шесть основных цветов спектра и их названия, оттенки цветов и их названия, систему цветов;
- пять геометрических форм (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник) и их названия;
- вкусовые качества овощей и фруктов;
уметь:
- идентифицировать цвета, геометрические фигуры, вкусовые особенности;
- подбирать предметы по образцу;
- группировать предметы по одному из признаков (форма, цвет, оттенок, вкус,
величина);
- сравнивать оттенки цвета, предметы по величине;
- чередовать предметы по величине;
-расчленять изображения предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей;
- сопоставлять формы предметов с эталонами формы, цвета предметов с
эталонами цвета;
- обозначать величину предметов словами;
- воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы;
- находить зрительно фигуру по осязательно воспринимаемому образцу;
- словесно описывать формы предметов;
владеть:
- приёмами обследования формы;
- действиями подбора по образцу;
- способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), зрительно по осязательно воспринимаемому образцу.
В результате реализации программы создаются необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения, развиваются зрительный, слуховой, тактильный, кинетический, кинестетический и другие виды ощущений и восприятий.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями Программы
Образовательная область «Познавательное развитие»
Познавательно-исследовательская деятельность. Знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов окружающей жизни. Стимулировать любознательность. Включать детей в совместные с взрослым практические познавательные действия экспериментального характера
Сенсорное развитие. Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).
Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств).
Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения).
Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.); развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи.
Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету. Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название форм (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная).
Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей (пирамидки (башенки) из 5–8 колец разной величины; «Геометрическая мозаика» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); разрезные картинки (из 2–4 частей), складные кубики (4–6 шт.) и др.); развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков — цвет, форма, величина).
Формирование элементарных математических представлений:
Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов (один — много).
Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.).
Форма. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.).
Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).
Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина)
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы
Организация образовательной работы предполагает воспитание и обучение на специальных занятиях, в режимные моменты и в совместной деятельности педагога с детьми в течение всего дня.
Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.)
Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.
В программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр:
- на восприятие формы;
- на целенаправленное развитие восприятия цвета;
- на восприятие качеств величины;
- на количество предметов;
- на развитие речи, мышления;
- на развитие первоначальных представлений о природе.
Форма проведения занятий:
- фронтальная (групповая) форма;
- по подгруппам - основная форма работы на занятиях;
- игровая форма;
- индивидуальная деятельность;
- развивающие игры;
- интегрированная форма.
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов культурных практик
Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В то же время освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для ее осуществления.
Важнейшие образовательные ориентиры:
- обеспечение эмоционального благополучия детей;
- создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;
- развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);
- развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.
Для реализации этих целей педагогам рекомендуется:
- проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократический стиль взаимодействия с ним и с другими педагогами;
- создавать условия для принятия ребенком ответственности и проявления эмпатии к другим людям;
- обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решать их, вырабатывать общие правила, учить проявлять уважение другу;
- обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать проявление позиции ребенка;
- обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим убеждениям и ценностям, обсуждать, как это влияет на их поведение;
- обсуждать с родителями (законными представителями) целевые ориентиры, на достижение которых направлена деятельность педагогов
Организации, и включать членов семьи в совместное взаимодействие этих целей.
Система дошкольного образования в образовательной организации нацелена на развитие игры и познавательной активности. В МАОУ «КСОШ- ДС» созданы условия для проявления таких качеств, как: инициативность, жизнерадостность, любопытство и стремление узнавать новое.
Адекватная организация образовательной среды стимулирует развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает ошибку, формирует познавательные интересы, поощряет сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации, то есть обеспечивает успешную социализацию ребенка и становление его личности.
Изучаемые детьми темы выступают как материал для достижения целей образовательной работы — развития способностей и инициативы ребенка, овладения доступными для дошкольного возраста культурными средствами (наглядными моделями и символами). Благодаря этому программа становится залогом подготовки детей к жизни в современном обществе, требующем умения учиться всю жизнь и при этом разумно и творчески относиться к действительности.
Все ситуации повседневной жизни, в которых оказывается ребенок в детском саду, имеют образовательное значение: на прогулке и во время режимных моментов ребенок выстраивает отношение к себе и другим, учится быть инициативным и принимать решения, использовать свое мышление и воображение.
2.4. Система деятельности педагога по поддержки детской инициативы
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является самостоятельная исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
- предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая реализовывать им собственные замыслы;
- отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
- не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой и другими помещениями детского сада, территории прогулочных участков с целью повышения самостоятельности;23
- побуждать детей с разнообразными действиями с предметами, направленными на ознакомление с их качествами и свойствами;
- поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
- взрослым эмоционально положительно настраиваться на день работы, переживать его как дар, радоваться совместности проживания этого дня вместе с детьми. Избегать ситуации спешки, поторапливания детей;
- дается возможность самостоятельно регулировать отношения со сверстниками в разных сферах театрализованной деятельности;
- предоставляется возможность проявить социальные навыки в разных видах деятельности.
- поддерживается стремление проводить свободное время за разнообразной творческой деятельностью (драматизацией различных сказок, миниатюр, этюдов).
Поддержка индивидуальности и инициативы детей осуществляется через:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Месяц | Формы работы |
сентябрь | Консультация «Развиваемся и взрослеем в игре» |
октябрь | Наглядная информация «Сенсорные игры для малышей» |
ноябрь | Памятка «Актуальность сенсорного развития детей младшего возраста» |
декабрь | Консультация «Развитие сенсорного восприятия» |
январь | Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры» Беседа «Учить цвета легко и просто» |
февраль | Конкурс для родителей «Дидактическая игра по сенсорному развитию своими руками» |
март | Выставка для родителей «Дидактические игры по сенсорному развитию детей 3-4 лет» |
апрель | Наглядная информация «Как знакомить детей с сенсорными эталонами дома» |
май | Беседа «Какие игры нужны дома для сенсорного развития» |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды
Развивающая среда группы организована с учетом следующих принципов:
- подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей данного возраста;
- развивающая среда имеет свободное пространство, которое должно занимать не менее трети и не более половины общего пространства групповой комнаты.
Свободное пространство создается с помощью невысоких ширм с открытыми полками, которые одновременно и разграничивают пространство, и оставляют его свободным для наблюдения. Высота мебели в групповом помещении не превышает 75см, чтобы ребенок мог достать игрушку с самой высокой полки.
Созданы следующие центры:
- центр сюжетно-ролевой игры;
- литературный центр (книжный, игры и оборудование для развития речи, театрализованные игры);
- центры искусства;
- центр математики и мапулятивных игр;
- центр природы;
- центр песка и воды;
- центр строительства;
- физкультурный центр.
Программа формирования у детей сенсорных эталонов опирается на ряд принципов:
- принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию;
- принцип наглядности. Дети должны сами все увидеть, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию;
- принцип деятельности. Включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования к действию;
- принцип повторности. Повторное использование игр проводится с усложнением дидактической задачи. Это обеспечивает умственную активность детей;
- принцип доступности. Дидактические игры учитывают индивидуальные и возрастные особенностей детей;
- принцип взаимосвязи сенсорного и умственного развития;
- принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики;
- принцип уважения к потребностям в движении, в общении, в познании;
- принцип тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по гармоничному развитию, воспитанию и обучению детей раннего возраста.
Принципы обучения:
- принцип последовательности и постепенности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.
- принцип последовательности обусловливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.
- принцип системности. Обучение играм по сенсорному воспитанию проводится с детьми 1 раз в неделю.
- принцип преемственности. Каждая новая ступень обучения опирается на уже усвоенные знания.
3.2. Материально - техническое обеспечение Программы
В соответствии с ФГОС, материально-техническое обеспечение программы включает в себя учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
Для эффективной реализации Программы и качественной организации образовательной деятельности используют разнообразные средства обучения:
- технические: мультифункциональное устройство обеспечивающее печать, копирование и сканирование документов, цветной принтер, магнитофон;
- наглядно-дидактические: альбомы и сюжетные картины для рассматривания, серии картин по ознакомлению с окружающим миром
и развитию речи, слайдовые презентации.
Реализация Программы осуществляется на основе учебно-методических пособий и материалов, позволяющих содержательно наполнить образовательную деятельность по основным направлениям дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.
Материалы для развития зрения подразделяются на следующие подгруппы:
- материалы для различения размеров и развития глазомера;
-материалы для различения цветов и их оттенков;
-материалы для различения формы плоских фигур;
-продвинутые материалы для различения размеров и формы плоских фигур и пространственных тел;
- материалы для развития осязания;
- материалы для развития слух;
- материалы для развития чувства тяжести;
- материалы для развития чувства тепла;
- материалы для развития обоняния;
- материалы для развития вкуса;
- материалы для развития стереогностического чувства.
3.3. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания
В рамках программы предполагается использование следующих форм организации деятельности:
- фронтальная (занятия по подгруппам до 15 человек в зависимости от уровня подготовки воспитанников, при этом состав может меняться в зависимости от объективных и субъективных причин);
- индивидуальная.
При проведении занятий педагогом используются следующие методы:
-наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий);
-словесный метод, который является основным способом познания для ребенка этого возраста – рассказы, беседы, вопросы ребёнка и ответы на его вопросы, а также вопросы педагога к нему;
-практический метод или игровой, с помощью которого дети осуществляют практические действия с предметами. Именно игра позволяет создать необходимую мотивацию к совершению действий. В данной ситуации дидактическая игра выступает в роли основного средства обучения на кружке.
При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера
- прием соотнесения по величине (наложению и приложению).
При знакомстве детей с геометрическими фигурами – прием обследования формы – обведение пальцем контура фигуры
Проведение занятий предполагает использование следующего дидактического материала:
-Дидактические игры: «Подбери по цвету», «Разноцветные окошки», «Разноцветные формы», «Воздушные шарики», «Геометрические формы», «Мозаика», «Большие и маленькие», «Развивающее лото», «Найди предмет такой же формы» и т. д.
-Картотеки: «Геометрические фигуры», «Цвета».
-Игрушки: кубики, мячи, матрешки из 3-5 шт., пирамидки большие и маленькие, наборы овощей и фруктов, кубы-вкладыши, шнуровки и т.д.
-Раздаточный материал (по количеству человек в подгруппе): игровые поля, геометрические фигуры из картона (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник различных размеров и цветов), баночки, гуашь, кисти, бумага, шнурки, бусинки.
-Игрушка Деда Мороза, игрушки и предметы игровой комнаты различных цветов и их оттенков.
3.4. Особенности традиционных событий и праздников, мероприятий
В МАОУ «КСОШ-ДС» сложились традиции культурно-досуговой деятельности дошкольников, которая обеспечивает каждому ребенку отдых, эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.
К таким традициям относятся:
- театрализованные представления, организованные артистами краевой филармонии;
- спортивные состязания;
- праздники, посвященные Дню знаний, Дню защите детей, Дню России, Дню рождения города Арсеньев;
- праздники народного календаря - Масленица, День Нептуна, Рождество;
- утренники, посвященные Новому году, 8 Марта, Дню матери, Дню защитника Отечества, Дню Победы;
- театральная неделя;
- день здоровья;
- организация выставок детского творчества.
3.5. Оценка результативности программы
Мониторинг промежуточных результатов освоения программы осуществляется на основе показателей развития по всем разделам программы сенсорного развития. В качестве основных методов, позволяющих выявить реализацию программы и оценить уровень развития ребёнка, применяются наблюдение, беседы, игровые упражнения.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Учебный план
Количество и продолжительность занятий в месяц | ||||||||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
5/ 40 мин. | 4/ 50 мин. | 4/ 40 мин. | 5/ 50 мин. | 3/ 30 мин | 4/ 40 мин. | 5/ 40 мин | 4/ 50 мин | 4/ 40мин |
Количество занятий в неделю - 1 | ||||||||
Количество занятий в год - 38 | ||||||||
Продолжительность 1 занятия – 15 мин | ||||||||
Продолжительность занятий в год – 570 мин. – 9,5часа |
Приложение 2
Планирование образовательной нагрузки
Возраст детей | Продолжительность организованной образовательной деятельности в день | Максимально допустимый объем нагрузки во второй половине дня |
От 2 до 3 лет От 3-4 лет | 8-10 минут 10-15 минут | 10 мин. 15 мин. |
Расписание занятий
День недели | Название деятельности | Время |
Четверг | Формирование сенсорных эталонов | 15.45-15.55 16.05-16.20 |
Приложение 3
Мониторинг промежуточных результатов
Задание № 1
Дидактическая игра «Найди цветок для бабочки»
Цель: выявить умения ребенка различать цвета по принципу (такой же– не такой), называть их (красный, желтый, зеленый, синий).
Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)
Инструкция:
Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: «Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно».
После выполнения задания ребенком подвести итог: «Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!»
Оценка:
3 балла – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя цвет.
2 балла – Ребенок выполнил правильно, но цвет не называл.
1 балл – Ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку.
0 баллов – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Задание № 2
Дидактическая игра «Занимательная коробочка»
Цель: выявить у ребенка знания о форме (шарик, кубик)
Пособия:
1. Куб – ящик с отверстиями разной формы. Обязательно должны быть отверстия квадратной и круглой формы.
2. Фигуры – кубик и шарик.
Инструкция:
Показать и рассмотреть с ребенком кубик и шарик, называя их.
Показать «домик», в котором они живут, только заходят в разные «двери» (показ воспитателя)
Самостоятельная деятельность ребенка по показу педагога.
Оценка:
3 балла – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя фигуры.
2 балла – Ребенок выполнил правильно, но фигуры не назвал.
1балл – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибку.
0 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Задание № 3
Дидактическая игра «Собери пирамидку»
Цель: выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой – маленький, больше - меньше), различать понятия «один – много».
Пособия: Пирамидки из 4 колечек разной величины.
Инструкция:
1. Показать ребенку пирамидку. Разобрать ее проговаривая: «Много колечек».
2. Собрать пирамидку, сопровождая словами: «Сначала надеваю самое большое колечко, затем – колечко поменьше… и самое маленькое колечко. Получилась одна пирамидка. Колечек много, а пирамидка одна».
3. Самостоятельная деятельность ребенка по показу.
Оценка:
3балла – Ребенок выполнил задание самостоятельно, сопровождая свои действия словами по показу педагога.
2 балла – Ребенок выполнил правильно, но не сопровождал свои действия словами. Педагог задавал наводящие вопросы.
1 балл – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибки, с заданием справился.
0 баллов – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Критерии оценки уровня сформированности умений по результатам выполнения заданий:
высокий уровень-3 балла;
средний уровень-2 балла;
низкий уровень- 1 балл;
умение не сформировано-0 баллов.
Приложение 4
Комплексно-тематическое планирование
Дата | Вид деятельности и цель работы с детьми | Материалы и оборудование |
02.09 | «Большой - маленький» Цель: форм. ум. у детей обращать внимание на величину предметов, пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине, понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький» | Фигурки квадратов (кругов) двух размеров по 5 больших и маленьких каждому ребенку (цвет и фактура одинаковые) |
09.09 | «Разные» Цель: продолжать фиксировать внимание на форме предметов, учить их простейшим приемам установления тождества и различия однородных предметов, сопоставления формы объекта с образцом, ориентируясь на слова: «форма», «такая», « не такая», «разные», «одинаковые» | Круги и овалы, одинаковые по цвету, величине, фактуре |
16.09 | «Вкладыши» Цель: закреплять умение детей сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из 3 заданных форм | Грани геометрического куба (геометрические фигурки к ним) каждому ребенку |
23.09 | «Цветные палочки» Цель: форм. ум у детей обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов, учить понимать слова «цвет», «такой», « не такой», «разные» | Палочки 8 цветов - красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, оранжевый, черный, белый |
30.09 | «Бусинки» Цель: форм. ум. у детей группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку | Веревки по количеству детей, бусинки |
07.10 | «Бусинки большие и маленькие» Цель: форм. ум. у детей чередовать предметы по величине | Шнурки, бусинки |
14.10 | «Двухцветная игра» Цель: форм. ум. детей чередовать предметы по величине и по форме, накапливать цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятию, воспитывать добрые чувства | Два ведёрка (большое-красное, маленькое-желтое), игрушки желтого и красного цвета, чудесный мешочек, игрушки Кошка и Собачка |
21.10 | «Апельсин» Цель: подводить детей к самостоятельному выбору цвета для изображения знакомого предмета. Форм. ум. выбирать краску из 3 возможных цветов, рисовать одним быстрым круговым движением, закрашивать внутри круговым движением | Гуашь красная, оранжевая, желтая, кисть №4, синяя бумага 1/2 |
28.10 | «Фигуры играют в прятки» Цель: форм. ум. распознавать изученные геометрические фигуры, находить их в предметах окружающей обстановки | Картинки с нарисованными предметами |
04.11 | «Что ты попробовал? Скажи и покажи». Цель: развивать у детей ощущение вкуса и запах | Яблоко, морковь, огурец, помидор, капуста Мешочек с макетами фруктов и овощей |
11.11 | Игра «Найди такой же» Цель: продолжать форм. ум. детей находить листики по образцу, развивать внимание, обогащать представления детей о природе | Разные по форме, цвету и величине листики (природный материал или из цветного картона). |
18.11 | «Елочки и грибочки» Цель: фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать объекты по цвету | Мозаика или элементы конструктора «Лего» (зеленого, красного цвета) |
25.11 | Раскладывание однородных предметов, резко различных по форме на 4 группы Цель: закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме | Поднос с 5 квадратами, 5 овалами, 5 кругами, 5 треугольниками, 4 мисочки |
02.12 | «Где фигура?» Цель: расширять знания геометрических фигур | Геометрические фигуры на каждый стол |
09.12 | Игра «Найди и назови» Цель: форм. ум. классифицировать предметы (карточки) по группам, объединять и называть отдельные группы предметов (одежда, обувь) | Предметные картинки с изображением одежды, обуви |
16.12 | Игра «Укрась елочку» Цель: форм. ум. у детей застегивать крючки и подбирать предметы по цвету, называть цвет | Силуэт елочки, по 5 шариков желтого и красного цвета на каждого ребенка |
23.12 | «Строим елочку» Цель: развивать внимание, логическое мышление, воображение, мелкую моторику, речь, умение ориентироваться в пространстве | По пять треугольников зеленого цвета для каждого ребенка |
30.12 | Аппликация без наклеивания «Елка» Цель: форм. ум. соотносить плоскостные фигуры к нарисованным картинкам | Картинка с изображением елки (контур), прямоугольник и треугольники |
13.01 | «Прячьтесь в домик» Цель: знакомить с пространственными отношениями, выраженными: внутри, снаружи | Логический куб |
20.01 | Игра «Угости зверей» Цель: развивать представление детей о предметах на основе тактильно – двигательного восприятия. Осуществлять выбор на ощупь по слову, развивать внимание | Игра «Чудесный мешочек», предметы для выбора – игрушки: зайка, ежик, белка, морковка, гриб, орешек, мячик, колечко от пирамидки, кукла |
27.01 | Игра «Что выбрала лошадка» Цель: развивать слуховые дифференцировки, слуховое внимание | Набор игрушек: барабан, гармошка, резиновая игрушка – пищалка, ширма, лошадка. |
03.02 | « Теремок» Цель: форм. ум. у детей способом соотношения предметов по величине (наложения и приложения), обозначать величины предметов словами. Закрепить умение группировать геометрические фигуры по форме | Строитель на каждый рабочий стол |
10.02 | Разрезные картинки Цель: форм. ум. у детей собирать целое из частей | Разрезные картинки из 4-х частей |
17.02 | Игры с палочками «Четвёртый лишний» Цель: форм. ум. различать и называть цвет, размер, количество предметов. Закреплять знание цветов- Развивать мелкую моторику пальцев | Счетные палочки разных цветов |
24.02 | «Домики и флажки» Цель: обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения | Мозаика или элементы конструктора «Лего» (белого, красного цвета) |
03.03 | «Бусы для мамочки» Цель: форм. ум. чередовать бусы по цвету. Закрепить основные цвета, названия геометрических фигур. Продолжать закреплять знания детей о количестве, о качестве предметов | Тарелочки с бусинками разных цветов |
10.03 | «Построй ворота» Цель: форм. ум. различать предметы по толщине (толстый и тонкий) | Счетные палочки, строитель на каждый стол |
17.03 | « Маленькие волшебники» Цель: Расширять зн. о свойствах воды, продолжать закреплять знания детей о цвете, форме, величине предметов, их количестве | Матрешка, логический куб, таз с водой, бумажные кораблики |
24.03 | «Где что стоит» Цель: форм. ум. воспринимать такие характеристики пространства, как дальше, близко, здесь, там; глубокий - мелкий | Рисунок с изображением предметов, посуда (тарелки, кастрюля, бокал) |
31.03 | «А что находится вверху? А что находится внизу?» «Где фигура?», «Впереди – сзади» «Справа – слева» Цель: форм. ум. воспринимать такие характеристики пространства, как верх, низ, справа, слева, впереди, сзади. | Лист бумаги с напечатанными фигурами на каждого ребенка |
07.04 | «Про маленькую капельку» Цель: знакомить со свойством воды (горячая, холодная, чистая, грязная, прозрачная). Развивать тактильные ощущения - Развивать мелкую моторику пальцев | Таз с водой, краски |
14.04 | «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет?» «Назови, какие предметы мокрые, сухие, скользкие, мягкие, тяжелые». Цель: дать детям представления о таких качествах поверхности, как гладкая, колючая, шершавая, мягкая, твердая, скользкая, сухая и мокрая, пушистая | Чудесный мешочек |
21.04 | « Умелые ручки» Цель: формировать навык соотношения качеств предметов с их образом | Книга, кусочки ваты, камушки, перья, колючие резиновые шарики по количеству детей |
28.04 | « Спрячь Мишку» Цель: познакомить детей с шестью цветами спектра и их названиями, форм. ум. идентификацию цвета | Цветные листы (10*8см ), белые квадраты на них (5*5см), цветные квадраты (6*6см); по три домика и шесть дверей на каждого ребенка |
05.05 | «Парные картинки» «Собери целое» Цель: форм. ум. находить одинаковые изображения, собирать целый предмет из отдельных частей | Разрезные фигуры и открытки на каждого ребенка |
12.05 | «Пуговицы для платья» Цель: развивать умение различать и называть основные цвета, отделять маленькие кусочки от большого куска пластилина, умение располагать комочки на ограниченном пространстве; учить называть существенные детали и части предметов (рукава, воротник, пояс, карманы, рюшка, юбка, кофта, пуговицы) | пластилин, дощечки на каждого ребенка |
19.05 | «Сестрички – матрешки» Цель: закреплять умение различать предметы по величине | Матрешка, геометрические фигуры, карточки с печатными геометрическими фигурами |
26.05 | «Сказка о геометрических фигурах» Цель: закрепить умение распознавать знакомые геометрические фигуры, находить их в предметах окружающей обстановки | Чудесный мешочек, геометрические фигуры |
Литература
1. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер и др. – М. : Просвещение, 1998. – 144 с.
2. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: книга для воспитателей.
детского сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1989. – 128 с.
3. Афанасьева И. П. Маленькими шагами в большой мир знаний. С-П.,2004
4. Богуславская З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста М., 1991
5. Венгер Л.А., Э.Г. Пилюина Воспитание сенсорнй культуры
6. Венгер Л.А Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружковой работы "Английский для малышей"
В данной работе вы найдете пояснительную записку, тематический план курса и перспективное планирование....
Кружковая работа "Экология для малышей"
В ходе реализации программы воспитанники ДОУ 4-5 лет знакомятся с экспериментально-исследовательской деятельностью. В процессе экспериментальной деятельности идет обогащение памяти детей, а...
Перспективный план кружковой работы Экология с малышами
Кружковая работа разработана для детей от 3 до 7 лет.Формирование представлений детей о сезонных изменениях в природе, изменения в живой природе.Развивать умение анализировать структуру объектов приро...
Программа кружковой работы "Экономика для малышей"
Цель кружковой работы: Закрепить представления детей о рыночной экономике и ее закономерностях, способствовать развитию их способностей и расширению социальных представле...
ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «ЭКОНОМИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»
В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, эле...
ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «ЭКОНОМИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»
Программа ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания. Чем младше ребенок, тем теснее и глубже должна быть эта вза...