Использование игровых технологий в логопедической работе
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Использование игровых технологий в логопедической работе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий в логопедической работе

2 СЛАЙД: Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

  Игра-один из важнейших приемов. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.  

                                                                                                                                               

      Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

3 СЛАЙД: Так что же даёт игра нашим детям?  

  • Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.
  • Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре.  
  • Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству.  
  • Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
  • Игра         дает         элемент         неопределенности,         который         возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
  • Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков.  

4 СЛАЙД:

  • Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение.  
  • Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки.
  • Игра дает развитие воображения.  
  • Игра дает возможность развить умственные способности. 
  • Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, дает психологическую устойчивость, снимает уровень тревожности, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
  • Игра увеличивает потребность ребенка в общении, стимулирует накопление и развитие речевых умений и навыков.
  • Игра дает радость общения.

Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.

5 СЛАЙД: Целью использования игровой технологии в логопедические практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

6 СЛАЙД: На логопедических занятиях используются

Дидактические игры-это игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка.

Настольно-печатные, задача таких игр-неукоснительно соблюдать правила, они помогают систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Словесные-отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность.

7 СЛАЙД: Коррекционно-развивающие игры-это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями.

А также игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации.

Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.

8 СЛАЙД: Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:

-обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);

-диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);

-терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);

-коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);

-развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).

9 СЛАЙД: При организации и проведении всех видов игр необходимо соблюдать следующие условия:

- выразительность проведения игр;

- необходимость включения педагога в игру;

- оптимальное сочетание занимательности и обучения;

- простота, доступность, ёмкость и наглядность;

- индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.

Поиск новых игр и методических приёмов в условиях детского сада направлен на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребёнка. Это особенно важно в настоящее время, когда нагрузки на детей растут, а времени для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше.

10 СЛАЙД: Игры и пособия, используемые логопедом, должны:

- регулировать психоэмоциональное состояние детей;

- формировать положительную мотивацию к занятиям;

- преодолевать барьер в общении;

- создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка;

- создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.

11 СЛАЙД: Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве ее средства;

- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В качестве примера использования игровых технологий в логопедической работе возьмем основные направления логопедической работы, обусловленные нарушениями детей с речевой патологией.

12 СЛАЙД

Артикуляционная гимнастика: дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Прибавив к упражнениям немного игровой ситуации и увлекая в мир веселого Язычка, у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных артикуляционных укладов. А стихотворное и наглядное сопровождение упражнений превратит артикуляционную гимнастику в веселую игру.

Для развития правильного речевого дыхания используются следующие игровые приемы: «Прокати машинку», «Бабочка лети», «Задуй свечку», «Покатай карандаш», «Фокус», «Загони мяч в ворота» и т.д.

Обязательная часть коррекционной работы-развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяю такие формы работы: игровой самомассаж, игры с пальчиками с речевым сопровождением; графические упражнения, игры с песком мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок, кукольные театры, игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий-шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» и т. п.

Занятия по автоматизации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка с помощью игровых приёмов: «Заведи мотор», «Песенка», «Лабиринты», «Фотограф», «Мой, моя», «Живое - неживое», «Подбери словечко», «Четвертый лишний» (из слов с заданным звуком, «Исправь предложение», «Веселый поезд», «Волшебная дорожка» и многие другие.

Для развития фонематического слуха и формирования основ слогового и звукового анализа используются такие игровые упражнения как: «Угадай что звучит», «Тишина», «Близко-далеко», «Слушай-выбирай», «Какое слово отличается?», «Найди звук», «Угадай слово», «Поймай заданный звук», «Домики», «Звонкий-глухой», «Твердый-мягкий», «Поезд», «Собери слово», «Где звук?» и др.

Совершенствование грамматического строя речи, пополнение словарного запаса, развитие связной речи-это неотъемлемые компоненты речевого развития ребёнка, необходимые для грамматически, лексически и синтаксически-правильного насыщенного высказывания ребёнка. Для совершенствования лексико-грамматического строя речи используются такие игры как : «Один-много», «Назови ласково», «Сосчитай», «Из чего сделано?», «Чей, чья, чье?», «Какой бывает?», «Назови одним словом», «Чей хвост?» и т. п.

Для развития связной речи: «Продолжи предложение», «Пословицы и поговорки», «Магазин», «Угадай», «Нелепицы», «Придумай сказку», «Исправь предложение» и другие, а также игры- драматизации, игры-инсценировки.

Для развития высших психических функций используются такие игры как: «Четвертый лишний», «Найди отличия», «Что спрятано?», «Лабиринты», и многие другие.

При знакомстве с буквами и обучении детей чтению хорошо использовать не только буквари и рабочие тетради, но и различные красочные и интересные для детей игровые задания такие как: «Найди букву среди других», «Засели домик», «На что похожа буква?», «Назови знакомые буквы», «Выбери букву и придумай слово, которое начинается с этого звука», «Какие буквы ты видишь?», «Назови букву и найди на картинке все слова, начинающиеся с этого звука» Можно использовать также следующие упражнения: «Напиши букву в воздухе»; «Выложи букву из палочек, пуговиц, шнурков, слепи из пластилина»; «Нарисуй букву на песке, муке»; «Зачеркни неправильно написанные буквы»; «Найди букву» (с использованием шума); «Буква сломалась»; «Обведи нужную букву», «Какая буква спряталась на картинке».

Все эти игры являются многофункциональными, не требуют много времени на подготовку и сложного оборудования. Достаточно иметь комплект картинок и всегда доступных игрушек или предметов.

Таким образом: использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда Учитель –логопед Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Теремок» г. Касли Тюленева Анна Николаевна

Слайд 2

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский

Слайд 3

Ч то даёт игра? • Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно. • Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. • Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. • Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности. • Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений. • Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков.

Слайд 4

Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение. • Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки. • Игра дает развитие воображения. • Игра дает возможность развить умственные способности. • Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, дает психологическую устойчивость, снимает уровень тревожности, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели. • Игра увеличивает потребность ребенка в общении, стимулирует накопление и развитие речевых умений и навыков. • Игра дает радость общения.

Слайд 5

Целью использования игровой технологии в логопедические практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

Слайд 6

На логопедических занятиях используются Дидактические игры -это игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Настольно-печатные , задача таких игр-неукоснительно соблюдать правила, они помогают систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Словесные -отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность.

Слайд 7

Коррекционно-развивающие игры - это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями. А также игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации.

Слайд 8

Функции игры на логопедическом занятии - обучающая (помогает усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач); - диагностическая (дает возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка); - терапевтическая (выступает как средство преодоления различных трудностей в обучении); - коррекционная (вносит позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка); - развлекательная (эмоционально окрашивает деятельность ребёнка, делает процесс познания увлекательным).

Слайд 9

Условия для организации игр - выразительность проведения игр; - необходимость включения педагога в игру; - оптимальное сочетание занимательности и обучения; - простота, доступность, ёмкость и наглядность; - индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.

Слайд 10

Требования к играм - регулировать психоэмоциональное состояние детей; - формировать положительную мотивацию к занятиям; - преодолевать барьер в общении; - создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка; -создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.

Слайд 11

Основные направления реализации игровых приемов - дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи; - учебная деятельность подчиняется правилам игры; - учебный материал используется в качестве ее средства; - в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; - успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Слайд 12

И спользования игровых технологий в работе учителя-логопеда Артикуляционная гимнастика

Слайд 13

Развитие мелкой моторики

Слайд 14

Развитие речевого дыхания

Слайд 15

Развитие фонематического слуха

Слайд 16

Развитие связной речи

Слайд 17

«Игра - своеобразный род деятельности, при том свободной и обязательно сознательной деятельности…. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее, а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание » К . Д. Ушинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками

Данный материал содержит рекомендации по использованию современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками....

«Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»

laquo;Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»...

Использование игровых технологий в логопедический работе с детьми с ОВЗ

В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения особенно ясно стала прослеживаться тенденция к росту детей с речевыми нарушениями, детей с ОВЗ. Эти дети отличаются низкой познавательной а...

Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Целью игровых технологий в лоопедической практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому я...

Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми

Развитие речи ребенка представляет собой разносторонний и сложный процесс. Речь – это не врожденная способность человека, т.е. она формируется у него постепенно, по мере развития самого ребенка....

Тема презентации: «Развитие фонематического слуха у детей 6-го года жизни через использование игровых технологий в логопедической коррекционной работе»

В презентации представлена практическая работа по развитию фонематического слуха у детей 6-го года жизни....