Использование игровых технологий в логопедической работе
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Использование игровых технологий в логопедической работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii.docx | 21.49 КБ |
ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy_v_rabote_uchitelya-logopeda_1.pptx | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых технологий в логопедической работе
2 СЛАЙД: Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
Игра-один из важнейших приемов. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.
Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.
3 СЛАЙД: Так что же даёт игра нашим детям?
- Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.
- Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре.
- Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству.
- Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
- Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
- Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков.
4 СЛАЙД:
- Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение.
- Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки.
- Игра дает развитие воображения.
- Игра дает возможность развить умственные способности.
- Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, дает психологическую устойчивость, снимает уровень тревожности, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
- Игра увеличивает потребность ребенка в общении, стимулирует накопление и развитие речевых умений и навыков.
- Игра дает радость общения.
Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.
5 СЛАЙД: Целью использования игровой технологии в логопедические практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.
6 СЛАЙД: На логопедических занятиях используются
Дидактические игры-это игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка.
Настольно-печатные, задача таких игр-неукоснительно соблюдать правила, они помогают систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.
Словесные-отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность.
7 СЛАЙД: Коррекционно-развивающие игры-это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями.
А также игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации.
Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.
8 СЛАЙД: Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:
-обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
-диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);
-терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
-коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);
-развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).
9 СЛАЙД: При организации и проведении всех видов игр необходимо соблюдать следующие условия:
- выразительность проведения игр;
- необходимость включения педагога в игру;
- оптимальное сочетание занимательности и обучения;
- простота, доступность, ёмкость и наглядность;
- индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.
Поиск новых игр и методических приёмов в условиях детского сада направлен на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребёнка. Это особенно важно в настоящее время, когда нагрузки на детей растут, а времени для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше.
10 СЛАЙД: Игры и пособия, используемые логопедом, должны:
- регулировать психоэмоциональное состояние детей;
- формировать положительную мотивацию к занятиям;
- преодолевать барьер в общении;
- создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка;
- создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.
11 СЛАЙД: Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
В качестве примера использования игровых технологий в логопедической работе возьмем основные направления логопедической работы, обусловленные нарушениями детей с речевой патологией.
12 СЛАЙД
Артикуляционная гимнастика: дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Прибавив к упражнениям немного игровой ситуации и увлекая в мир веселого Язычка, у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных артикуляционных укладов. А стихотворное и наглядное сопровождение упражнений превратит артикуляционную гимнастику в веселую игру.
Для развития правильного речевого дыхания используются следующие игровые приемы: «Прокати машинку», «Бабочка лети», «Задуй свечку», «Покатай карандаш», «Фокус», «Загони мяч в ворота» и т.д.
Обязательная часть коррекционной работы-развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяю такие формы работы: игровой самомассаж, игры с пальчиками с речевым сопровождением; графические упражнения, игры с песком мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок, кукольные театры, игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий-шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» и т. п.
Занятия по автоматизации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка с помощью игровых приёмов: «Заведи мотор», «Песенка», «Лабиринты», «Фотограф», «Мой, моя», «Живое - неживое», «Подбери словечко», «Четвертый лишний» (из слов с заданным звуком, «Исправь предложение», «Веселый поезд», «Волшебная дорожка» и многие другие.
Для развития фонематического слуха и формирования основ слогового и звукового анализа используются такие игровые упражнения как: «Угадай что звучит», «Тишина», «Близко-далеко», «Слушай-выбирай», «Какое слово отличается?», «Найди звук», «Угадай слово», «Поймай заданный звук», «Домики», «Звонкий-глухой», «Твердый-мягкий», «Поезд», «Собери слово», «Где звук?» и др.
Совершенствование грамматического строя речи, пополнение словарного запаса, развитие связной речи-это неотъемлемые компоненты речевого развития ребёнка, необходимые для грамматически, лексически и синтаксически-правильного насыщенного высказывания ребёнка. Для совершенствования лексико-грамматического строя речи используются такие игры как : «Один-много», «Назови ласково», «Сосчитай», «Из чего сделано?», «Чей, чья, чье?», «Какой бывает?», «Назови одним словом», «Чей хвост?» и т. п.
Для развития связной речи: «Продолжи предложение», «Пословицы и поговорки», «Магазин», «Угадай», «Нелепицы», «Придумай сказку», «Исправь предложение» и другие, а также игры- драматизации, игры-инсценировки.
Для развития высших психических функций используются такие игры как: «Четвертый лишний», «Найди отличия», «Что спрятано?», «Лабиринты», и многие другие.
При знакомстве с буквами и обучении детей чтению хорошо использовать не только буквари и рабочие тетради, но и различные красочные и интересные для детей игровые задания такие как: «Найди букву среди других», «Засели домик», «На что похожа буква?», «Назови знакомые буквы», «Выбери букву и придумай слово, которое начинается с этого звука», «Какие буквы ты видишь?», «Назови букву и найди на картинке все слова, начинающиеся с этого звука» Можно использовать также следующие упражнения: «Напиши букву в воздухе»; «Выложи букву из палочек, пуговиц, шнурков, слепи из пластилина»; «Нарисуй букву на песке, муке»; «Зачеркни неправильно написанные буквы»; «Найди букву» (с использованием шума); «Буква сломалась»; «Обведи нужную букву», «Какая буква спряталась на картинке».
Все эти игры являются многофункциональными, не требуют много времени на подготовку и сложного оборудования. Достаточно иметь комплект картинок и всегда доступных игрушек или предметов.
Таким образом: использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский
Ч то даёт игра? • Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно. • Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. • Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. • Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности. • Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений. • Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков.
Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение. • Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки. • Игра дает развитие воображения. • Игра дает возможность развить умственные способности. • Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, дает психологическую устойчивость, снимает уровень тревожности, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели. • Игра увеличивает потребность ребенка в общении, стимулирует накопление и развитие речевых умений и навыков. • Игра дает радость общения.
Целью использования игровой технологии в логопедические практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.
На логопедических занятиях используются Дидактические игры -это игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Настольно-печатные , задача таких игр-неукоснительно соблюдать правила, они помогают систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Словесные -отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность.
Коррекционно-развивающие игры - это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями. А также игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации.
Функции игры на логопедическом занятии - обучающая (помогает усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач); - диагностическая (дает возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка); - терапевтическая (выступает как средство преодоления различных трудностей в обучении); - коррекционная (вносит позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка); - развлекательная (эмоционально окрашивает деятельность ребёнка, делает процесс познания увлекательным).
Условия для организации игр - выразительность проведения игр; - необходимость включения педагога в игру; - оптимальное сочетание занимательности и обучения; - простота, доступность, ёмкость и наглядность; - индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.
Требования к играм - регулировать психоэмоциональное состояние детей; - формировать положительную мотивацию к занятиям; - преодолевать барьер в общении; - создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка; -создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.
Основные направления реализации игровых приемов - дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи; - учебная деятельность подчиняется правилам игры; - учебный материал используется в качестве ее средства; - в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; - успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
И спользования игровых технологий в работе учителя-логопеда Артикуляционная гимнастика
Развитие мелкой моторики
Развитие речевого дыхания
Развитие фонематического слуха
Развитие связной речи
«Игра - своеобразный род деятельности, при том свободной и обязательно сознательной деятельности…. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее, а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание » К . Д. Ушинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками
Данный материал содержит рекомендации по использованию современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками....
«Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»
laquo;Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»...
Использование игровых технологий в логопедический работе с детьми с ОВЗ
В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения особенно ясно стала прослеживаться тенденция к росту детей с речевыми нарушениями, детей с ОВЗ. Эти дети отличаются низкой познавательной а...
Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Целью игровых технологий в лоопедической практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому я...
Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми
Развитие речи ребенка представляет собой разносторонний и сложный процесс. Речь – это не врожденная способность человека, т.е. она формируется у него постепенно, по мере развития самого ребенка....
Тема презентации: «Развитие фонематического слуха у детей 6-го года жизни через использование игровых технологий в логопедической коррекционной работе»
В презентации представлена практическая работа по развитию фонематического слуха у детей 6-го года жизни....
Методическая разработка "Развитие фонематического слуха у детей 6-го года жизни через использование игровых технологий в логопедической коррекционной работе"
Методическая разработка по развитию фонематического слуха у детей....