Деятельностный подход.
презентация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Каким мы хотим видеть в будущем каждого нашего воспитанника? Это - жизнеспособная, духовно, нравственно и творчески саморазвивающаяся личность, умеющая ориентироваться в сложных ситуациях и решать личные и социальные проблемы; живущая в согласии с природой, людьми, культурами; способная делать выбор и отвечать за него перед собой, семьей, Отечеством. И роль педагога в развитии детей велика.
Деятельностный подход- это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Деятельностный подход в образовании это методический базис, на котором строятся различные системы обучения и воспитания. Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, её достижения, помогать ребёнку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Принципы деятельностного подхода: - принцип субъектности воспитания; - принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены; - принцип учета сензитивных периодов развития; - принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых; - принцип обогащения, усиления, углубления детского развития; - принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности; - принцип обязательной результативности каждого вида деятельности; - принцип высокой мотивированности любых видов деятельности; - принцип обязательной рефлективности всякой деятельности; - принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности; - принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности; - принцип активности ребенка в образовательном процессе , который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.
Деятельностный подход ставит перед педагогом следующие задачи: - создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным; - учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; - помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Деятельностный подход в экологическом образовании – это формирование экологической культуры ребёнка, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определённых моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Актуальность проблемы формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста представляет собой процесс единства и взаимосвязи составляющих экологической культуры: - Формирование элементов экологического сознания; - Формирование практических навыков и умений ухода за объектами живой природы и некоторых способов охраны природы; - Воспитание культуры поведения и деятельности.
- создание проблемной ситуации; - целевая установка; - мотивирование к деятельности; - проектирование решений проблемной ситуации; - выполнение действий (заданий); - анализ результатов деятельности; - подведение итогов. Структура образовательной деятельности на основании деятельностного подхода:
Методы используемые при деятельностном подходе: Наглядные методы : наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кино и диафильмов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о живой и неживой природе. Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование. Они позволяют уточнять представления детей, углублять их, приводить полученные знания в систему, упражнять детей в применении полученных знаний. Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений, беседы. Используются для расширения знаний детей о природе, для их систематизации и обобщения, помогают формировать у дошкольников эмоционально-положительное отношение к природе.
Поскольку мышление дошкольников является наглядно – действенным, и наглядно – образным основной упор рекомендуем делать на следующих видах деятельности: -прогулки-наблюдения -занятия- путешествия (К дереву, цветнику…) -работа в лаборатории (опыты – эксперименты с песком, водой , снегом, ) -обсуждения( кому и зачем нужна вода?) -решении игровых проблемных задач, -собственную продуктивную деятельность детей в природе и моделирование. -работа в уголке природы , на огороде и цветнике -чтение произведений о природе -приобщение к живописи - игра
Работа с родителями Привлечение родителей к организации выставок поделок из природного материала, изготовлению кормушек, благоустройстве цветников и огородов, акциях по уборке снега и мусора- также способствует формированию у детей осознанно – правильного отношения к природе, к себе как части природы, что и является главной целью экологического воспитания.
Формы самореализации дошкольников: - выставки (тематические и авторские), - персональные выставки детских работ, - презентации, - проекты, - коллекции.
Деятельность педагога: при традиционном процессе обучения – передача знаний и истин в готовом виде педагогом ребенку; при деятельностном подходе – педагог учит детей мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на открытие нового в процессе решения проблем.
Деятельность ребенка: - при традиционном процессе обучения – восприятие и запоминание знаний в готовом виде как истин в последней инстанции; - при деятельностном подходе – деятельность приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе решения проблем, открытия новых знаний и способов действий.
Использование различных форм и методов в развитии основ экологической культуры у дошкольников развивает интеллект детей: непрерывно расширяется кругозор, развиваются сенсорика и наблюдательность, дети учатся устанавливать связи зависимости, обнаруживать причины и следствия; следовательно, процесс воспитания экологической культуры обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка. Возможности дошкольного периода в становлении начал экологической культуры велико, их реализация целиком связана с содержанием и методами экологического воспитания детей.
Благодарим за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками
Что бы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность и почему деятельностный подход к органи...
"Использование деятельностного подхода в ОД при формировании ОБЖ"
Опыт работы на ГМО воспитателей групп среднего возраста дошкольных образовательных учреждений...
Деятельностный подход в ДОУ.
Деятельностный подход - это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи разви...
буклет "Деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольников"
В буклете дается определения деятельностия, деятельностного подхода, виды деятельности. Также представлены принципы деятельностного подхода....
Деятельностный подход к развитию речи ребенка.
Статья из опыта работы по созданию педагогических условий развития речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста на основе педагогичесой технологии программы "Детство"...
Семинар-практикум для педагогов «Научить учиться. Реализация системно-деятельностного подхода к развитию ребёнка в ДОУ»: «Использование развивающих игр на основе системно-деятельностного подхода»
Материал может быть полезен педагогам дошкольного образования, а так же родителям детей-дошкольников....
«Основные подходы проектирования организованной образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода».
laquo;Основные подходы проектирования организованной образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода»....