Деятельностный подход к развитию речи ребенка.
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Статья из опыта работы по созданию педагогических условий развития речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста на основе педагогичесой технологии программы "Детство"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnostnyy_podhod_k_razvitiyu_rechi.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельностный подход к развитию речи ребенка.
Из опыта работы
воспитателя Башкаевой Е.Г.
МБДОУ «Детский сад № 5 «Родничок» г. Енисейска
2013 г.
Старший дошкольный возраст.
Как известно, ребенок развивается в деятельности. Деятельность — единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности. Поэтому, я считаю, что важнейшим условием успешной реализации речевого развития детей является деятельностный подход. И тогда речь ребенка надо рассматривать как его собственную деятельность, в которой проявляется его субъективная позиция.
Речевая деятельность ребенка имеет ту же структуру, как и любой другой вид деятельности. И, прежде всего, это мотив, обеспечивающий потребность ребенка включиться в речевую деятельность. Мотивы у детей старшего возраста самые разнообразные:
Коммуникативный – потребность в речевом общении.
Экспрессивный – желание передать свои эмоции, впечатления, желания.
Познавательно - побудительный – спросить, почему так происходит.
Одним из основных мотивов является информационный – потребность поделиться своими знаниями, впечатлениями со сверстниками.
Поэтому я ставлю задачу: обогатить познавательный, литературный, деятельностный опыт ребенка. Ведь чем больше информации получит ребенок, тем сильнее будет его потребность поделиться ею со сверстниками и со взрослыми, тем активнее станет его речь.
В группе создана развивающая речевая среда: разнообразные виды театров; подбор познавательной литературы: книги, энциклопедии, альбомы, иллюстрации, картины, дидактические игры, аудиотека, картотека художественного слова, игротека "Говори и рассказывай", центр Науки и экспериментирования, и т.д.
Я организую образовательный процесс таким образом, чтобы обеспечить детям потребность в получении новых знаний. Проблемно – игровые, развивающие ситуации, литературные викторины, чтения, разнообразные видеофильмы познавательного содержания, слайдовые презентации – все это побуждает детей к самостоятельному добыванию информации, стремлению узнать и поделится своими знаниями с детьми.
Еще одним из основных мотивов является семантический - потребность старшего дошкольника обозначить, зафиксировать и сохранить результаты своей речевой деятельности.
Поэтому у нас в группе есть Книга Сказок, Энциклопедия стихов, куда мы с детьми записываем и зарисовываем придуманные ими истории и сказки, альбомы с сочиненными детьми загадками, считалками, дразнилками, видео и записи на диктофон с интересными и веселыми случаями, рассказанными детьми. А сейчас в подготовительной группе дети готовят собственные Букварики.
Организованный таким образом педагогический процесс позволяет сделать результат речевой деятельности ребенка предметом обсуждения, оценки. Это способствует развитию самооценки, повышению социального статуса ребенка в группе сверстников.
В подготовительной к школе группе особое значение приобретает планирующий мотив речевой деятельности. У ребенка возникает необходимость прогнозировать результаты своей деятельности, планировать ее ход. Поэтому моей задачей является стимулирование планирующей функции речи в разных видах деятельности: прежде чем приступить к рисованию, игре, строительству, выполнению поручения, побуждаю, чтобы ребенок рассказал о замысле, о предполагаемом сюжете, о том, что он будет делать.
Таким образом, постепенное накопление мотивов, обеспечивающих принятие ребенком цели речевой деятельности, способствует усилению субъектной позиции каждого ребенка.
Следующим компонентом речевой деятельности выступает цель.
В старшем дошкольном возрасте дети способны самостоятельно поставить цель речевой деятельности и успешно реализовать ее. А в возрасте шести лет ребенок может уже соотнести полученный результат с поставленной целью и оценить успешность своей деятельности. Моей задачей на этом этапе является помочь ребенку установить связь между целью и результатом, привлекая детей к анализу и оценке результатов своей речевой деятельности и речи сверстников.
Показателем субъектной позиции ребенка в речевой деятельности по освоению целевого компонента будет самостоятельность и осознанность в постановке цели, ее реализации и соотнесении с результатом.
Содержанием речевой деятельности ребенка могут быть знания, впечатления, эмоции, желания. Поэтому я стараюсь наполнить жизнь детей в группе яркими, эмоциональными событиями, интересными и значимыми для детей: детские проекты; праздники, ярмарки, театрализованные представления, конкурсы, выставки, спортивно – музыкальные развлечения, соревнования, КВН, сюжетно –ролевые игры, викторины.
В старшем дошкольном возрасте ведущей задачей является развитие речевого творчества. Поэтому я использую систему творческих заданий, направленных на развитие воображения, мышления и речи детей.
Это игры и творческие задания для составления рифмованных текстов, текстов сказочного содержания, составление творческих рассказов по картине.
Используя в своей работе технологию ТРИЗ, приемы моделирования, алгоритмы, карты Проппа, я знакомлю детей со способами сочинения загадок, считалок, лимериков, с разнообразными моделями составления сказок. Мне важно, чтобы в процессе сочинительства дети освоили элементарные приемы создания нового речевого содержания: комбинирование, олицетворение, отстранение и др.
В центре художественно-речевого творчества сосредоточены основные дидактические материалы для развития речевого творчества детей (атрибуты для театрализованных игр, материалы для режиссерских игр, игры - фантазирование).
Для создания новых образов героев детских сказок использую игру «Разрезные картинки». Комбинируя всевозможные сочетания элементов игры на фланелеграфе, ребенок упражняется в создании новых образов героев будущей сказки. Так же используется игра «Необыкновенное животное»: путем сочетания частей тела разных животных ребенок создает новый образ сказочного зверя. А я предлагаю придумать ему имя, определить место обитания, способ питания, ориентируясь при этом на особенности его внешнего вида. Продолжая разговор, можно предложить подумать о том, кто из зверей способен причинить вред этому фантастическому животному, как оно будет обороняться и спасаться от врагов, с кем будет дружить. Ребенок может придумать и создать «друга» для своего животного.
Игру «Разрезные картинки» можно использовать и при составлении новых сюжетов из элементов известных сказок. Сюжеты сказок представляются в игре в виде модели или серии сюжетных картин, карт Проппа. Упражнения в сюжетосложении позволяют раскрепостить воображение ребенка, активизировать его фантазию и вызвать желание придумать сказку самостоятельно.
Таким образом, накопление содержания для речевой деятельности ребенка происходит за счет расширения круга его представлений об окружающей действительности (от предметов ближайшего окружения до сферы социально-нравственных взаимоотношений между людьми), развития эмоциональной сферы и становления ценностной ориентации.
Показателем субъектной позиции ребенка в речевой деятельности является самостоятельный выбор содержания речи – это может быть рассказ, сказка, загадка, речевое высказывание, беседа и т.д. а также насколько это содержание оригинально и самобытно.
Основным средством речевой деятельности является язык в единстве всех его сторон: грамматической, лексической, фонетической, синтаксической, морфологической. Уровень освоения языка ребенком — важнейшее условие успешности его речевой деятельности. Дополнительными средствами речевой деятельности выступают невербальные способы передачи мыслей: жесты, мимика, пантомимика, которые усиливают речевое воздействие на собеседника, дополняют и эмоционально окрашивают содержание речи.
Для того, чтобы словарный запас ребенка был достаточно обширен, чтобы дети овладели сложными речевыми формами, могли свободно использовать в своей речи такие средства языковой выразительности, как эпитеты, образные сравнения, метафоры, гиперболы, я применяю приемы, направленные на использование детьми в речи образных характеристик объектов, куда входят задания по составлению сравнений, метафор, придумыванию загадок, игры и творческие задания для развития выразительности речи.(ТРИЗ)
Проявление субъектности ребенка в речевой деятельности характеризуется не только наличием указанных средств в речи, но и умением самостоятельно, творчески пользоваться ими в процессе речевой деятельности, при построении высказывания.
Поэтому, еще одна задача, которую я ставлю перед собой: развивать умение ребенка отбирать и использовать те средства, которые соответствуют поставленной цели и содержанию речевой деятельности. Процесс творческого рассказывания должен быть направлен на то, чтобы поставленная ребенком цель речевой деятельности отражала не только тему и содержание рассказа, но и его «настроение». Например: «Найди в группе самую веселую игрушку и расскажи про нее», «Придумай страшную сказку», «Расскажите смешную историю о грустном котенке», «В нашей группе появился печальный цветок, как вы думаете, что он мог бы сказать?», «Сказка о доброй Бабе – яге»
В процессе рассказывания в соответствии с характеристикой рассказа, указанной в цели, ребенок отбирает необходимые ему средства речевой деятельности.
Результатом речевой деятельности выступают высказывания, облеченные в определенную речевую форму.
Дети активно осваивают разные виды повествовательных рассказов (по картинке, по игрушкам, по модели, по плану воспитателя и т.д.),
Дети упражняются в сочинении творческих повествовательных и описательных рассказов (придумывают окончания рассказов, рассказы по аналогии, по серии сюжетных картин, по картам Проппа, составляют диафильмы, сочиняют загадки, сказки и т.д.).
Показателем субъектной позиции ребенка в речевой деятельности становится самостоятельность целеполагания и мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат.
Неоспоримым показателем субъектной позиции ребенка в речевой деятельности является способность детей объективно оценить результат своей речевой деятельности и готовность работать над его совершенствованием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в ДОУ и реализация системно - деятельностного подхода к развитию ребенка.
В условиях современного дошкольного образования произошли изменения в образовательных технологиях, в организации развивающей среды. Они обусловлены повышением уровня современных государственных требов...
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
рекомендации по организации совместной деятельности...
Коммуникативные игры детей – средство деятельностного подхода в развитии ребенка
В коррекционных группах часто встречаются дети не имеющие навыков коммуникативного общения. Либо эти общения ограничены недружелюбными способами взаимодействия. Задача педагога в процессе ...
Тема: «Деятельностный подход в развитии познавательной сферы дошкольников».
В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход к каждому ребенку......
Семинар-практикум для педагогов «Научить учиться. Реализация системно-деятельностного подхода к развитию ребёнка в ДОУ»: «Использование развивающих игр на основе системно-деятельностного подхода»
Материал может быть полезен педагогам дошкольного образования, а так же родителям детей-дошкольников....
Конспект семинара для воспитателей Тема: «Деятельностный подход в развитии дошкольников в рамках федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Цель: побуждение и стимулирование педагогов к применению наиболее эффективных технологий обучения, воспитания и развития дошкольников. Задачи:1. Уточнить и конкретизировать понятия “техноло...
Системно-деятельностный подход в развитии детей.
В системно-деятельностного подходе для развития детей одним из основополагающих принципов является принцип интеграции образовательных областей....