Сценарий мероприятия "По басням Крылова"
план-конспект занятия

Саенко Марина Сергеевна

Дать представление о литературном жанре - басня. Познакомить с баснями Ивана Андреевича Крылова. Учить понимать смысл слов и выражений, используемых автором.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_po_basnyam_krylova.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема мероприятия: " По басням Крылова"

Цель: продолжать знакомить детей с русскими авторами и их произведениями, дать представления о жанре- басня. Учить понимать скрытый смысл произведения, образные выражения, которые использовал автор. Учить мыслить, анализировать, делать выводы, развивать воображение, связную диалогическую и монологическую речь, память, интонационную выразительность речи, пантомимику. Воспитывать доброту, трудолюбие, отзывчивость. Прививать умение перевоплощаться в героя, передавать эмоции, характер.

Материал: костюмы, маски, декорации.

Ход мероприятия:

Ведущий:

С самого раннего детства родители нам читают разные сказки и стихи. Наряду со сказками А. С. Пушкина и стихотворениями А. Барто дети воспитываются на баснях известного русского писателя И.А. Крылова.

Думаю, нет такого ребенка, который не слышал басню про стрекозу и муравья или про лебедя, рака и щуку? И.А. Крылов в своих баснях очень точно подмечает человеческие качества и пороки, перенося их на персонажей своих произведений, которые можно примерить на себя и окружающих людей.

Герои известной басни Крылова взялись вместе везти поклажу. Груз не очень тяжёл. Почему же сдвинуться с места невозможно? Лебедь взлетает в небо, а Щука и Рак стремятся к воде. Так происходит, когда группа людей суетится, ведёт переговоры, не слушая друг друга и считаясь только со своим мнением. В таком случае говорят: «А воз и ныне там».

Ребята подготовили для вас театрализованные постановки по некоторым басням . Итак, внимание...

( один ребёнок рассказывает, другие- герои, исполняют роли)

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.

В дружбе важно сочетание единых духом, а если нет в товарищах согласия, то, как бы они не старались, дело спориться не будет- ничего не получится.

- Что забыли сделать товарищи в этой басне?- договориться куда и когда нужно тянуть телегу.

-А вот следующая история, также хорошо вам известная...

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Всё прошло с зимой холодной.

Нужда, голод настаёт;

Стрекоза уж не поёт:

И кому же в ум пойдёт

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползёт она:

«Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!» —

«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?» —

Говорит ей Муравей.

«До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило». —

«А, так ты...» — «Я без души

Лето целое всё пела». —«Ты всё пела? это дело:

Так поди же, попляши!»

Стрекоза не готовилась к трудностям, все лето она пела и резвилась. А теперь ей не до песен, хочется поесть и согреться, да нечего и негде. Она обратилась с просьбой к муравью, который всё лето трудился, чтобы подготовиться к зиме. Он ответил стрекозе: пусть идет попляшет. Почему? -(ответы детей).

В образе стрекозы автор показывает людей ленивых, которые не задумываются о будущем. Когда наступают тяжелые времена, они пытаются спастись при помощи чужого труда. Не случайно автор выбрал в качестве одного из героев такое насекомое, как стрекоза. Ведь в народе легкомысленных людей часто так и называют. Муравей же считается тружеником, который всегда занят благоустройством своего жилища и поиском запасов.

-Вот ещё одна история...

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, -
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, -
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

-Ребята, лисичка в басне какая?- льстивая и очень хитрая. Сообразительности и находчивости ей не занимать. А вот ворона- наоборот, оказалась какой?- глупая, что поверила в уговоры лисы. Упустила свой кусочек сыра, а лиса и была такова. Интересно, а на чьей стороне находитесь вы?(ответы детей)

- И ещё одна басня...

"Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!" -
"А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!" -
"Тебя, мой куманек, век слушать я готова". -
"А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь,
Чтоб начала ты снова...
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок!..
Да вы уж родом так: собою невелички,
А песни - что твой соловей!" -
"Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поешь ты лучше райской птички.
На всех ссылаюсь в этом я".

Тут Воробей, случась, примолвил им: "Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, -
Все ваша музыка плоха!.."

За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.

В басне Крылова Кукушка и Петух, две птицы наперебой расхваливают пение друг дружки. Петух сравнивает пение Кукушки с соловьем, а та в свою очередь считает пение Петуха лучше, чем у райской птички.

- Ребята, а правду ли говорили друг другу кукушка с петухом?

- Как вы думаете, зачем они друг другу льстили?

Только простой Воробей говорит им правдиво, что они могут хоть охрипнуть от своих хвалебных речей, но при этом, останутся каждый с тем голосом, который у них есть. Крылов на их примере очень юмористично показал, что, сколько бы люди ни льстили друг другу,правда видна окружающим.

- Давайте вспомним как называются басни, которые вы просмотрели. (дети называют)

-А теперь, когда вы прослушали и посмотрели 4 басни, подберите к ним подходящие пословицы:

Кто в лес кто по дрова- Лебедь, рак и щука

Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй- Стрекоза и муравей

Где силой не возьмёшь, там хитрость на подмогу....Хитрость что гибкость, обовьёт и не заметишь- Ворона и лиса

Ты -мне, я- тебе- Кукушка и Петух

-Молодцы, вы правильно подобрали пословицы к басням. А теперь назовите из каких басен эти выражения:

"Ты все пела? это дело: Так поди же, попляши!" Стрекоза и муравей

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука. Лебедь, рак и щука

Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок. Ворона и лисица

"Друзья! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, -все ваша музыка плоха!.." Кукушка и Петух

- Спасибо , ребята за внимание и участие в нашем мероприятии, которое я хочу закончить словами Ивана Андреевича Крылова:

У всякого талант есть свой;
Но часто, на успех прельщался чужой,
Хватается за то иной,
В чём он совсем не годен.

Берись за то, к чему ты сроден,
Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность - басня Крылова "Стрекоза и муравей"

Представлен материал по театрализованной деятельности - работа в течении определенного количества дней, которые необходимы для изучения произведения и подготовки его для театрализации. Раскрыты различ...

Конспект занятия интегративной области коммуникация (развитие речи) в подготовительной группе на тему: "Басни Крылова"

Знакомство детей с литературным жанром "басня". Учить понимать басню, оценивать поступки героев....

Сценарий осеннего праздника по мотивам басни ,Крылова " Стрекоза и Муравей"

Сценарий предназначен для детей подготовительной группы. Все роли играют дошкольники. В сценарии много песен, стихов, танцев. Материал будет полезен музыкальным руководителям детских садов, педагогам ...

Сценарий осеннего праздника по мотивам басни Крылова «Стрекоза и Муравей»

Сценарий осеннего праздника для детей старшего дошкольного возраста в детском саду по мотивам басни Крылова«Стрекоза и Муравей» Ход праздникаВыходят воспитатель и ребенок.Воспит...

Сценарий осеннего праздника по мотивам басни Крылова «Стрекоза и муравей» подготовительная группа

Сценарий осеннего праздникапо мотивам басни «Стрекоза и муравей»подготовительная группа...

Сценарий постановки басни Крылова И.А. "Стрекоза и Муравей"

Театральная постановка детьми подготовительной группы басни "Стрекоза и Муравей" И.А.Крылова...