Проектная деятельность как форма взаимодействия детского сада и семьи.
проект

Романова Анастасия Владимировна

Проектная деятельность как форма взаимодействия детского сада и семьи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как форма взаимодействия

детского сада и семьи.

   Инновационная форма взаимодействия с родителями – одна из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников. С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Родители – люди, образующие основу семьи для человека, несущие ответственность за его жизнь, воспитание и поведение в обществе. Родители обязаны заботиться о материальном обеспечении и духовно-нравственном благополучии до совершеннолетия ребёнка. Именно социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, до-

полнить воспитательную деятельность родителей. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В.А. Сухомлинского, в частности, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества. Новшество состоит в том, что добавляются понятия «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

    Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Именно эти условия с подвигли нас перейти к новым формам отношений

детского сада и семьи, а именно, сделать педагогический процесс более свободным и гибким. Создали условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.        Неформальный подход к организации и проведению форм общения

ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей, что позволяет установить доверительные отношения на основе длительного диалога, получение «обратной связи». Без родительского участия.

   И процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа. А именно нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

С каждым годом ситуация в стране меняется в сторону позитивных изменений во взаимоотношениях ДОУ и семьи. И мы согласны с тем, что именно проекты способны увязать не слишком весёлый образовательно-воспитательный процесс с реальными событиями, которые возникают в семье и ДОУ. Именно проектная деятельность позволяет превратить любой коллектив в сплочённую команду, члены которой смогут сообща работать над решением даже самых сложных задач. В таких условиях даже самый пассивный родитель может почувствовать себя нужным, заинтересованным в выполнении важной задачи. Все мы знаем, что термин «проект» означает «выступающий», «выброшенный вперёд». В нашем случае – это такой способ усвоения родителями информации, которая ему полезна, когда он сам задаёт вопросы и ищет на них ответы. Основная работа по направлению выполняется педагогами, но важно помнить, что мы только корректируем деятельность родителей для получения социально значимого результата.

    Суть технологии проектной деятельности заключается в такой организации родительского процесса, при которой обучаемые с желанием получают теоретические и практические данные, участвуют в мероприятиях творческого плана, а также решают постоянно усложняющиеся задачи самого разнообразного характера, стараются отыскать разумный баланс между получением практических и теоретических знаний. Хорошим подспорьем может стать создание группового журнала.

Как и в каждом проекте, обозначаются три этапа:

 - На первом этапе предполагается участие родителей «на вторых ролях», т.е. по предложению педагога, чтобы наладить микроклимат в группе (это использование информационно-аналитических форм общения). Возможно использование разнообразных тестов, анкет, создание «почтового ящика», что помогает выявить уровень образованности и желания наладить контакт со своим ребёнком и его отношением к социуму.

 - На втором этапе родители могут не только принимать участие в обсуждаемых проектах, но и сами стараются создавать собственные. (На этом этапе среди известных к информационно-аналитическим возможно подключить познавательные и досуговые формы работы.)

Мы считаем, что на сегодня изменились принципы, на которых строится общение воспитателя и родителей, а это общение на основе диалога открытости, искренности, отказа от критики и оценки партнёра по общению. И поэтому, подготавливая родительские собрания, необходимо опираться на данные принципы.

 - Третий этап – это время настоящего творчества.

Помимо уже перечисленных форм работы, возможно присоединить наглядно- информационные, информационно-ознакомительные, информационно-просветительские, что включает в себя непосредственно создание группового журнала, который направлен на неформальное общение с родителями, где положительная сторона проблемы участникам не навязывается, как готовая точка зрения, предполагает дальнейшее обсуждение. Основной идеей журнала может стать рубрика «Семейная гостиная», которая помогает выявлять, обобщать и внедрять педагогический опыт семейного воспитания, и распространять его среди родителей.

   Групповой журнал способствует установлению доверительных отношений и сотрудничества между семьёй и дошкольным учреждением. Как перспектива в работе – это создание творческой группы родителей для разработки отдельных, новых рубрик для журнала, создание электронного журнального архива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ЭФЕКТИВНАЯ ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ И СЕМЬИ».

На современном этапе в области дошкольного образования происходят важные изменения в определении содержания и способов организации педагогического процесса. Это требует от педагогов более тщательного ...

Реализация проектной деятельности во взаимодействии детского сада с семьями воспитанников

Создание единого образовательного пространства семьи и ДОУ....

"Проектная деятельность, как форма взаимодействия педагогов и семьи в контексте ФГОС ДО"

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени нео...

Проектная деятельность как форма работы ДОУ с семьей

Статья "Проектная деятельность как форма работы ДОУ с семьей"...

Проектная деятельность, как форма взаимодействия педагогов и семьи

Проектная деятельность, как форма взаимодействия педагогов и семьи...

Проект "Совет отцов" как форма взаимодействиядетского сада и семьи

Для тех кто ищет новые формы взаимодействия с семьями, будет полезен данный проект. В нашем саду мы уже четвертый год работаем с папами наших воспитанников, которые стали нашими помощниками, а самое г...

Проектная деятельность как форма работы ДОУ с семьей.

Проектная деятельность как форма работы ДОУ с семьей Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьёй – это установление доверительных отношений между детьми, родителями и педаг...