Проектная деятельность как форма взаимодействия детского сада и семьи.
проект
Проектная деятельность как форма взаимодействия детского сада и семьи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_kak_forma_vzaimodeystviya_detskogo_sada_i_semi.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как форма взаимодействия
детского сада и семьи.
Инновационная форма взаимодействия с родителями – одна из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников. С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Родители – люди, образующие основу семьи для человека, несущие ответственность за его жизнь, воспитание и поведение в обществе. Родители обязаны заботиться о материальном обеспечении и духовно-нравственном благополучии до совершеннолетия ребёнка. Именно социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, до-
полнить воспитательную деятельность родителей. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.
Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В.А. Сухомлинского, в частности, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества. Новшество состоит в том, что добавляются понятия «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Именно эти условия с подвигли нас перейти к новым формам отношений
детского сада и семьи, а именно, сделать педагогический процесс более свободным и гибким. Создали условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д. Неформальный подход к организации и проведению форм общения
ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей, что позволяет установить доверительные отношения на основе длительного диалога, получение «обратной связи». Без родительского участия.
И процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа. А именно нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.
С каждым годом ситуация в стране меняется в сторону позитивных изменений во взаимоотношениях ДОУ и семьи. И мы согласны с тем, что именно проекты способны увязать не слишком весёлый образовательно-воспитательный процесс с реальными событиями, которые возникают в семье и ДОУ. Именно проектная деятельность позволяет превратить любой коллектив в сплочённую команду, члены которой смогут сообща работать над решением даже самых сложных задач. В таких условиях даже самый пассивный родитель может почувствовать себя нужным, заинтересованным в выполнении важной задачи. Все мы знаем, что термин «проект» означает «выступающий», «выброшенный вперёд». В нашем случае – это такой способ усвоения родителями информации, которая ему полезна, когда он сам задаёт вопросы и ищет на них ответы. Основная работа по направлению выполняется педагогами, но важно помнить, что мы только корректируем деятельность родителей для получения социально значимого результата.
Суть технологии проектной деятельности заключается в такой организации родительского процесса, при которой обучаемые с желанием получают теоретические и практические данные, участвуют в мероприятиях творческого плана, а также решают постоянно усложняющиеся задачи самого разнообразного характера, стараются отыскать разумный баланс между получением практических и теоретических знаний. Хорошим подспорьем может стать создание группового журнала.
Как и в каждом проекте, обозначаются три этапа:
- На первом этапе предполагается участие родителей «на вторых ролях», т.е. по предложению педагога, чтобы наладить микроклимат в группе (это использование информационно-аналитических форм общения). Возможно использование разнообразных тестов, анкет, создание «почтового ящика», что помогает выявить уровень образованности и желания наладить контакт со своим ребёнком и его отношением к социуму.
- На втором этапе родители могут не только принимать участие в обсуждаемых проектах, но и сами стараются создавать собственные. (На этом этапе среди известных к информационно-аналитическим возможно подключить познавательные и досуговые формы работы.)
Мы считаем, что на сегодня изменились принципы, на которых строится общение воспитателя и родителей, а это общение на основе диалога открытости, искренности, отказа от критики и оценки партнёра по общению. И поэтому, подготавливая родительские собрания, необходимо опираться на данные принципы.
- Третий этап – это время настоящего творчества.
Помимо уже перечисленных форм работы, возможно присоединить наглядно- информационные, информационно-ознакомительные, информационно-просветительские, что включает в себя непосредственно создание группового журнала, который направлен на неформальное общение с родителями, где положительная сторона проблемы участникам не навязывается, как готовая точка зрения, предполагает дальнейшее обсуждение. Основной идеей журнала может стать рубрика «Семейная гостиная», которая помогает выявлять, обобщать и внедрять педагогический опыт семейного воспитания, и распространять его среди родителей.
Групповой журнал способствует установлению доверительных отношений и сотрудничества между семьёй и дошкольным учреждением. Как перспектива в работе – это создание творческой группы родителей для разработки отдельных, новых рубрик для журнала, создание электронного журнального архива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ЭФЕКТИВНАЯ ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ И СЕМЬИ».
На современном этапе в области дошкольного образования происходят важные изменения в определении содержания и способов организации педагогического процесса. Это требует от педагогов более тщательного ...
Реализация проектной деятельности во взаимодействии детского сада с семьями воспитанников
Создание единого образовательного пространства семьи и ДОУ....
"Проектная деятельность, как форма взаимодействия педагогов и семьи в контексте ФГОС ДО"
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени нео...
Проектная деятельность как форма работы ДОУ с семьей
Статья "Проектная деятельность как форма работы ДОУ с семьей"...
Проектная деятельность, как форма взаимодействия педагогов и семьи
Проектная деятельность, как форма взаимодействия педагогов и семьи...
Проект "Совет отцов" как форма взаимодействиядетского сада и семьи
Для тех кто ищет новые формы взаимодействия с семьями, будет полезен данный проект. В нашем саду мы уже четвертый год работаем с папами наших воспитанников, которые стали нашими помощниками, а самое г...
Проектная деятельность как форма работы ДОУ с семьей.
Проектная деятельность как форма работы ДОУ с семьей Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьёй – это установление доверительных отношений между детьми, родителями и педаг...