Как влияет раннее изучение иностранного языка на развитие речи ребёнка
методическая разработка (старшая группа)
Современный мир диктует свои правила и родителям приходится подстраиваться под них и приучать к этому своих детей. Иногда это помогает процессу социализации и менее болезненному знакомству с окружающим миром и людьми, а иногда встаёт барьером при изучении родного языка. Все "за" и "против" вы найдёте в этй статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_vliyaet_rannee_izuchenie_inostrannogo_yazyka_na_razvitie_rechi_rebenka_itog.docx | 252.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Как влияет раннее изучение иностранного языка
на развитие речи ребенка
Достаточно вспомнить, какого труда стоит изучение иностранного языка для нас, и с какой легкостью ребенок усваивает тот или иной иностранный язык, чтобы увидеть, что в этом отношении ранний возраст как бы создан для изучения языков.
Л. С. Выгодский.
Современный мир диктует свои правила и ставит перед нами определенные задачи. Сегодня мы должны многое успевать, чтобы не выпасть из ритма жизни. И чем раньше мы начинаем действовать, тем больше у нас шансов на успех.
Наши дети также вовлечены в течение жизни. С первых дней их окружает огромный поток информации. Сейчас стали популярны разнообразные методики развития детей с самого рождения. Ко времени поступления в школу у ребенка, как правило, накапливается внушительный запас знаний. Практически все дети к 7 годам уже умеют читать и считать в пределах 10. Сегодня это норма. В связи с этим возникает вопрос: следует ли начинать учить детей английскому языку в дошкольном детстве?
Изучение иностранного языка в раннем возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказывает:
- бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребёнка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения;
- стимулирующее влияние на общие речевые способности ребёнка, на развитие его познавательных умений и навыков;
- открывает возможности для обучения второму/третьему/ иностранным языкам, необходимость владения которыми в условиях поликультурного окружения становится все более очевидной.
В этом случае активизируется левое полушарие мозга, отвечающее за речь. У дошкольников цепкая память и они способны запоминать большие группы слов, стихи и прозу. Чем раньше вводится второй язык, тем больше стимулируется память и тренируются ее возможности. Известно, что если память ребенка не тренировали до школы, то в начальных классах он будет испытывать трудности с запоминанием информации, в старшем возрасте ненатренированность памяти становится настоящей проблемой в образовательном процессе. Кроме того можно отметить расширение объема памяти. Изучение языка всегда основано на запоминании новых слов и в сознании ребенка русские понятия будут дублироваться их иностранными эквивалентами, что способно удвоить активный и пассивный запас лексики в памяти. Иностранный язык стимулирует формирование и развитие абстрактного мышления. Специалистами доказано, что до пяти лет дети обладают лингвистической гениальностью. Они способны запоминать 20-30 новых слов в день, что дает 7-10 тысяч слов в год. В родном языке мы применяем меньше.
Кроме того можно сказать о том, что расширяется общий кругозор. У детей раньше формируется "чувство языка". Маленькие дети, с которыми серьезно занимаются иностранными языкам легко выделяют в речевом потоке незнакомые слова, слоги, звуки. В 3-4 года у них формируется способность к самокоррекции высказываний для коммуникативной точности и языковое чувство юмора. С 3 лет дети хорошо усваивают теоретические знания: синонимы, антонимы, различия мн. и ед. числа, род существительных, уменьшительно - ласкательные слова и т.д. У маленького ребенка не существует проблемы “психологического барьера”, которой страдают все взрослые обучающиеся языку. Делая речевые ошибки, они быстро запоминают правильный вариант, в результате чего проще и быстрее формируются грамматические образцы, по которым ребенок сам составляет аналогичные предложения. Язык для ребенка становиться привычкой и он воспринимает его, не мешая с родным языком, и не боится говорить, не боится совершить ошибку! Это главный аспект. В этом и есть преимущество младенчества и раннего развития.
Немаловажным фактором является и тот факт, что информация представляется в игровой форме. В ходе раннего обучения в дошкольном детстве знакомство с английским языком происходит в форме волшебной игры с "превращением" лисы в - a fox, стола в - a table, и даже мамы в – а mother. Занятия не продолжительны по времени. Дети не успевают устать, зато получают удовольствие от узнавания новых слов или стишков. Важно, конечно же, и то, что дети воспринимают все образами, они интуитивно понимают даже иностранную речь, что способствует развитию языковой интуиции. Также необходимо отметить, что изучая иностранный язык, дети слушают диски, с речью носителей языка, слушают речь преподавателя, не носителя, речь друг друга, дети развивают фонематический слух, и тут же закладывается способность распознавания и сравнения языка, дети в будущем будут лучше понимать людей с разными акцентами, речевыми дефектами и т. д.
Наряду с положительным влиянием на раннее изучение иностранного языка, существуют и определенные барьеры и риски, связанные с ранним введением иностранного языка. В частности, высказываются следующие аргументы "против":
1. Наличие базы родной речи, чтобы дети не путали речевые потоки двух языков и не смешивали в своей речи лексику и грамматику разных языков.
Однако наблюдения за детьми в билингвальных семьях опровергают этот аргумент и подтверждают, что различать фонематику разных языков дети способны с рождения. Случаи смешения в речи разноязычных слов могут иметь место, но они объясняются ошибками в методиках обучения, хитростью детей и феноменом заимствования.
2. Наличие логопедических проблем (устойчивых расстройств речи) являются противопоказанием к раннему изучению языков. Если у ребенка диагностированы подобные проблемы, то они отрицательно будут влиять на становление или развитие родной речи. В возрасте 4-5 лет при наличии противопоказаний, стоит отказаться от введения иностранного языка. Для более раннего возраста проблемы неправильного звукопроизношения естественны и непременны и не стоит бояться, что иноязычная фонетика будет мешать становлению звуков родного языка.
3. Раннее изучение языков мешает национальной самоидентификации ребенка и ведет к недооценке или пренебрежению родной культурой. Здесь, скорее всего, нужно сказать о применении неправильных методик. Многое зависит от преподавателя и его манеры преподавания. Иностранные языки традиционно были неотъемлемым элементом именно домашнего воспитания в дворянских семьях России. Толстой, Пушкин, Тургенев, Лермонтов, Достоевский, Ахматова, Дзержинский, Ленин в раннем детстве были отданы на попечение французских и немецких гувернеров, обучавших их, среди прочего, и языкам. К Грибоедову, например, бонна-француженка была приставлена, когда мальчику исполнился год, и это не помешало ему прекрасно овладеть родным языком и стать патриотом своей страны.
4. Слишком раннее обучение языкам перенагружает маленького ребенка, обременяет его мозг ненужной пока информацией, переполняет его память. Якобы, неокрепшая психика не готова к нагрузкам, вызванным изучением любого языка. Однако, во-первых, нельзя забывать, что обучение дошкольников значительно отличается от обучения взрослых (здесь нет длительных занятий, монотонных упражнений или зубрежки), поэтому непонятно, о каком непосильном перенапряжении идет речь; а во-вторых, маленькие дети постоянно нуждаются в информации и тренировке мышления. В возрасте 1-4 лет они жадно впитывают новые знания, а упражнения на тренировку внимания, памяти и речи необходимы в любом детском возрасте.
5. Обстоятельство, что дети, с раннего возраста изучавшие иностранный язык, попадая в школу, значительно опережают своих сверстников (в плане языка и общего развития). Это может вылиться в конфликты с педагогом или в отсутствие интереса к изучению данного предмета в школе. Если ребенок свободно общается на бытовые темы, смотрит иностранные мультфильмы и передачи, читает в оригинале детские книги, учится языку в обычном классе, ему будет неинтересно. Это может вылиться в конфликты с педагогом или в отсутствие интереса к изучению данного предмета в школе.
Именно поэтому родители изначально должны понимать ту ответственность, которую они берут на себя, вводя языки в жизнь дошкольника, и должны соизмерять его образовательные возможности и достижения.
Изучение языков обладает огромным воспитательным и развивающим воздействием на ребенка, легче протекает в детском возрасте, и с возрастом детей закономерно связан уровень освоения языка. Периодом, подходящим для старта каждому ребенку, является младенчество, когда иностранный язык может осваиваться малышом посредством тех же механизмов, что и родной. Ключевым условием для этого, однако, является создание специальной языковой среды, в основе которого - регулярное общение с ребенком на иностранном языке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение иностранного языка в раннем возрасте
стоит ли начинать обучение иностранному языку в раннем возрасте и что нужно сделать, чтобы это обучение дало результаты....
Отчет о работе по дополнительной платной услуге по изучению иностранного языка «Английский язык для дошкольников» за 2015–2016 учебный год Руководитель дополнительной платной образовательной услуги: Рзаева Оксана Минниахматовна
Отчет о работе по дополнительной платной услуге по изучению иностранного языка «Английский язык для дошкольников» за 2015–2016 учебный год Руководитель дополнительной платной образовательно...
Консультация для родителей на тему: «Ранее изучение иностранного языка: польза или вред»
Сегодня стало модным с раннего детства заниматься развитием ребенка, в том числе, обучать его иностранным языкам. Это позволяет малышу гармонично и всесторонне развиваться, расширяет его кругозор и от...
Педагогического проекта интегрированного занятия по физической культуре и английскому языку для повышения мотивации изучения иностранного языка и вовлечение в здоровый образ жизни, а так же улучшения физических навыков воспитанников по теме «День Матери»
Педагогический проект интегрированного занятия по физической культуре и английскому языку для повышения мотивации изучения иностранного языка и вовлечение в здоровый образ жизни, а так же улучшения фи...
За и против раннего изучения иностранного языка.
Когда с маленьким ребенком начинать изучать иностранный язык, решение каждого родителя. Раннее изучение иностранного языка дает ребенку много плюсов, но необходимо помнить ,что в любом процессе на пер...
Как влияет раннее изучение английского языка на развитие речи?
Раннее изучение иностранного языка не мешает нормальному развитию речи у детей....