Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
консультация

трусова юлия михайловна

Консультация для педагогов ДОУ

«Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»

Хочется начать с таких слов: «Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты».

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

«Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»

Хочется начать с таких слов: «Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты».

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития.

Поэтому в дошкольной образовательной организации должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Исходя из этого, должны учитываться следующие условия….

  • Целью образования является  развитие ребенка по принципу индивидуализации.
  • Именно личная  заинтересованность  и действительная познавательная активность,  являются самыми важными в развитии ребенка.
  • И раз речь идет о цели развития, то становится ясным, что она своя для каждого ребенка, поскольку разные дети обладают разным исходным уровнем развития и, кроме того, разными способностями и склонностями, т.е. развиваются несколько по-разному и в разных направлениях.
  • У каждого ребенка свои  особенности нервной системы и психофизического развития.  Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим.
  • Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителями позволяют воспитателю спланировать задачи, методы, содержание индивидуального развития ребенка.
  • В особенно пристальном внимании нуждаются дети, не посещающие регулярно детский сад по болезни или другим причинам, дети «ослабленные», имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные и педагогически запущенные.

Индивидуализированная среда

Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развития, определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника.

Что предполагает индивидуализация?

  • Совместное взаимодействие ребенка и взрослого по развитию ключевых компетентностей ребенка.
  • На чем основана индивидуализация?
  • На  поддержке  детей  в  развитии  их потенциальных возможностей, в  стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания.
  • На что должно быть направлено внимание педагогов?
  • Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в образовательном  процессе.

Основная задача обеспечения   индивидуальной  траектории развития ребенка - создание РППС.

Развивающая предметно-пространственная  среда должна:

  • Обеспечивать уважение к личности каждого ребенка.
  • Развивать:  
  • уверенность в себе
  • инициативность
  • творческие способности
  • самостоятельность и ответственность
  • умение принимать и осуществлять перемены
  • умение критически мыслить
  • умение осуществлять выбор
  • умение ставить и решать задачи
  • Способствовать проявлению:
  • творчества
  • фантазии
  • изобретательности
  • Способствовать стремлению заботится о людях, обществе, стране, окружающей среде.
  • Обстановка в группах должна  быть  ориентирована на ребенка и способствует индивидуализации обучения.
  • Помещение группы целесообразно разделить  на центры активности, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры.
  • Оборудование, материалы и планировка группы  способствуют развитию  каждого ребенка:
  •  Например:
  • «Центр искусства» (один ребенок рисует масляными красками, а другой только раскрашивает готовый рисунок).
  •  «Центр настольных игр» (один складывает картинку из 24 элементов, тогда как другой предпочитает более сложную головоломку.)
  • Представленные в центрах активности  должны подходить уровням развития каждого ребенка в группе.
  • Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности или выбирают вид деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка «Детский сад № 1 « Жарптица » « И ндивидуализаци я развивающей предметно - пространственной среды ДОУ » Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Трусова Юлия Михайловна

Слайд 2

« Ребенок - это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты »

Слайд 3

Условия для индивидуализации образовательного процесса: Цель образования: развитие ребенка по принципу индивидуализации. Личная заинтересованность и действительная познавательная активность, являются самыми важными в развитии ребенка. Цель развития для каждого ребенка , поскольку разные дети обладают разным исходным уровнем развития и разными способностями и склонностями. У каждого ребенка свои особенности нервной системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности влияют на усвоение умений и навыков, на отношение к окружающим. Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни, анализ поведения и деятельности, беседы с родителями позволяют воспитателю спланировать задачи, методы, содержание индивидуального развития ребенка. В пристальном внимании нуждаются дети, не посещающие регулярно детский сад по болезни или другим причинам, « ослабленные», имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные и педагогически запущенные .

Слайд 4

Что предполагает индивидуализация? Совместное взаимодействие ребенка и взрослого по развитию ключевых компетентностей ребенка. На чем основана индивидуализация? На поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, в стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. На что должно быть направлено внимание педагогов? Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в образовательном процессе. Основная задача обеспечения индивидуальной траектории развития ребенка – создание РППС.

Слайд 5

Развивающая предметно-пространственная среда должна : Обеспечивать уважение к личности каждого ребенка Развивать: уверенность в себе инициативность творческие способности самостоятельность и ответственность умение принимать и осуществлять перемены умение критически мыслить умение осуществлять выбор умение ставить и решать задачи

Слайд 6

Способствовать проявлению: творчества фантазии изобретательности Способствовать стремлению заботится о людях, обществе, стране, окружающей среде. Обстановка в группах должна быть ориентирована на ребенка и способствует индивидуализации обучения. Помещение группы целесообразно разделить на центры активности, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. Оборудование, материалы и планировка группы должны способствовать развитию каждого ребенка .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как средство эмоционального благополучия детей"

В основе подхода к формированию предметно-пространственной развивающей среды, как и в основе ФГОС ДО, лежит принцип деятельности – это говорит о том, что развитие дошкольников происходит не в процессе...

«Совершенствование и индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как условие реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО

В статье раскрывается построение предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребенка

Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя...