Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
консультация
Консультация для педагогов ДОУ
«Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»
Хочется начать с таких слов: «Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты».
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualizatsiya_razvivayushchey_predmetno-prostranstvennoy_sredy_dou_.docx | 22.16 КБ |
individualizatsiya_rpps.pptx | 864.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов ДОУ
«Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»
Хочется начать с таких слов: «Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты».
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития.
Поэтому в дошкольной образовательной организации должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
Исходя из этого, должны учитываться следующие условия….
- Целью образования является развитие ребенка по принципу индивидуализации.
- Именно личная заинтересованность и действительная познавательная активность, являются самыми важными в развитии ребенка.
- И раз речь идет о цели развития, то становится ясным, что она своя для каждого ребенка, поскольку разные дети обладают разным исходным уровнем развития и, кроме того, разными способностями и склонностями, т.е. развиваются несколько по-разному и в разных направлениях.
- У каждого ребенка свои особенности нервной системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим.
- Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителями позволяют воспитателю спланировать задачи, методы, содержание индивидуального развития ребенка.
- В особенно пристальном внимании нуждаются дети, не посещающие регулярно детский сад по болезни или другим причинам, дети «ослабленные», имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные и педагогически запущенные.
Индивидуализированная среда
Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развития, определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника.
Что предполагает индивидуализация?
- Совместное взаимодействие ребенка и взрослого по развитию ключевых компетентностей ребенка.
- На чем основана индивидуализация?
- На поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, в стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания.
- На что должно быть направлено внимание педагогов?
- Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в образовательном процессе.
Основная задача обеспечения индивидуальной траектории развития ребенка - создание РППС.
Развивающая предметно-пространственная среда должна:
- Обеспечивать уважение к личности каждого ребенка.
- Развивать:
- уверенность в себе
- инициативность
- творческие способности
- самостоятельность и ответственность
- умение принимать и осуществлять перемены
- умение критически мыслить
- умение осуществлять выбор
- умение ставить и решать задачи
- Способствовать проявлению:
- творчества
- фантазии
- изобретательности
- Способствовать стремлению заботится о людях, обществе, стране, окружающей среде.
- Обстановка в группах должна быть ориентирована на ребенка и способствует индивидуализации обучения.
- Помещение группы целесообразно разделить на центры активности, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры.
- Оборудование, материалы и планировка группы способствуют развитию каждого ребенка:
- Например:
- «Центр искусства» (один ребенок рисует масляными красками, а другой только раскрашивает готовый рисунок).
- «Центр настольных игр» (один складывает картинку из 24 элементов, тогда как другой предпочитает более сложную головоломку.)
- Представленные в центрах активности должны подходить уровням развития каждого ребенка в группе.
- Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности или выбирают вид деятельности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Ребенок - это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты »
Условия для индивидуализации образовательного процесса: Цель образования: развитие ребенка по принципу индивидуализации. Личная заинтересованность и действительная познавательная активность, являются самыми важными в развитии ребенка. Цель развития для каждого ребенка , поскольку разные дети обладают разным исходным уровнем развития и разными способностями и склонностями. У каждого ребенка свои особенности нервной системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности влияют на усвоение умений и навыков, на отношение к окружающим. Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни, анализ поведения и деятельности, беседы с родителями позволяют воспитателю спланировать задачи, методы, содержание индивидуального развития ребенка. В пристальном внимании нуждаются дети, не посещающие регулярно детский сад по болезни или другим причинам, « ослабленные», имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные и педагогически запущенные .
Что предполагает индивидуализация? Совместное взаимодействие ребенка и взрослого по развитию ключевых компетентностей ребенка. На чем основана индивидуализация? На поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, в стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. На что должно быть направлено внимание педагогов? Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в образовательном процессе. Основная задача обеспечения индивидуальной траектории развития ребенка – создание РППС.
Развивающая предметно-пространственная среда должна : Обеспечивать уважение к личности каждого ребенка Развивать: уверенность в себе инициативность творческие способности самостоятельность и ответственность умение принимать и осуществлять перемены умение критически мыслить умение осуществлять выбор умение ставить и решать задачи
Способствовать проявлению: творчества фантазии изобретательности Способствовать стремлению заботится о людях, обществе, стране, окружающей среде. Обстановка в группах должна быть ориентирована на ребенка и способствует индивидуализации обучения. Помещение группы целесообразно разделить на центры активности, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. Оборудование, материалы и планировка группы должны способствовать развитию каждого ребенка .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как средство эмоционального благополучия детей"
В основе подхода к формированию предметно-пространственной развивающей среды, как и в основе ФГОС ДО, лежит принцип деятельности – это говорит о том, что развитие дошкольников происходит не в процессе...
«Совершенствование и индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как условие реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО
В статье раскрывается построение предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО....
«Совершенствование и индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как условие реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Проект описывает простроение предметно-пространственной развивающей среды в современной дошкольной организации....
Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребенка
Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя...
Мастер - класс «Индивидуализация развивающей предметно – пространственной среды как условие развитие ребенка»
Выступление на ГОО в рамках юбилея МАДОУ...
Способы индивидуализации развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая ППС ДОУ....