Буклет для Workshop «Индивидуализация развивающей предметно – пространственной среды как условие развитие ребенка»
статья на тему
Предварительный просмотр:
Принципы построения развивающей среды в условиях ДОУ
В. А. Петровский, Л. М. Кларина
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
Личностно-ориентированная позиция педагога — партнерская. Ее можно обозначить как «рядом», «вместе». При этом развивающая среда создает условия для соответствующей физической позиции — общения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза».
2. Принцип активности
В устройстве детского сада заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Это в первую очередь крупномасштабные игровые и дидактические пособия — легкие геометрические модули, обтянутые тканью или кожей, которые легко переставляются в процессе преобразования пространства.
3. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды.
В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач.
4. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого
Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть.
5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
6. Принцип открытости — закрытости.
Открытость Природе — такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы.
Открытость Культуре — присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки.
Открытость Обществу — обстановка детского сада соответствует сути понятия «Мой дом», в котором особыми правами наделены родители.
Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка (см. также принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия).
7. Принцип учета половых и возрастных различий детей.
Неправильно отождествлять индивидуализацию с индивидуальным подходом!
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 15 «Сибирячок»
Индивидуализация развивающей предметно – пространственной среды как условие развития ребенка
Старший воспитатель: С.А. Левочкина
Канск 2018
Организация предметно-пространственной среды в соответствии с линиями развития ребенка и принципом индивидуализации дошкольного образования
Линии развития ребенка/ ОО | Содержание | Формы и методы организации РППС |
Социально-коммуникативное развитие | Эмоции | - Уголок «Моё настроение» - «Медальоны настроения» - «Я пришел, и я пришла», «Я все съел, и я все съела» |
Семья | - «Генеалогическое древо» - Фотовыставка «Моя семья» | |
Взаимоотношения | - «Схемы-правила поведения в группе» - «Панорама добрых дел»», Книга рекордов» | |
Самообслуживание | - «Центр труда» «Уголок дежурства» - «Деловые хлопоты" (различные формы дежурства) | |
Познавательное развитие | Формирование первичных представлений о себе | - Стенд или уголок с фотографиями детей - Стенд «Мой день рождения» (знак зодиака, сезон, месяц, день рождения ребёнка) - «Уголок именинника» - Стенд «Я умею», Стенд «Я люблю» - Стенд «Я хочу научиться» - Стенд «Панорама добрых дел» - «Дневник дошкольника» - «Портфолио дошкольника» - «Имя ребенка», «Остров сокровищ» - «Девочки и мальчики» - Детское коллекционирование", Чудо-носочки" (варежки и т. п.) |
Речевое развитие | Развитие речевого творчества | - Альбом детского словотворчества «Маленькие мыслители» - Центр «Будем говорить правильно» - «Новости дня, недели» |
Знакомство с книжной культурой, детской литературой | - Индивидуальные книжки- малышки - Разнообразие жанров детской художественной литературы - «Мини-музей детской книги» - Центр «Здравствуй, книжка» | |
Художественно-эстетическое развитие | Изобразительное искусство | - Персональная выставка работ». - Тщательный отбор материалов, большинство используемых материалов должны быть гибкими и иметь различную степень сложности – от самых простых до самых сложных - Индивидуальные папки для хранения детских работ - игры -самоделки |
Музыка | - Разнообразные музыкальные инструменты - Нетрадиционные шумовые музыкальные инструменты из бросового материала | |
Физическое развитие | Двигательная деятельность | - Для каждой возрастной группы свой цвет физкультурной формы - Картотека физминуток и двигательных пауз - «Я расту» |
Индивидуализированная среда служит не только условием развития ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Педагогу необходимо постоянно импровизировать. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог должен постоянно учитывать особенности его развития, определять свою роль в ней относительно каждого воспитанника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Совершенствование и индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как условие реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО
В статье раскрывается построение предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО....
"Развивающая предметно-пространственная среда как условие развития коммуникативности и самостоятельности"
Детский сад является первым институтом социализации ребенка и представляет мини-социум, который становится основой для построения его отношений с социальным окружением. Здесь ...
«Совершенствование и индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как условие реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Проект описывает простроение предметно-пространственной развивающей среды в современной дошкольной организации....
Презентация "Развивающая предметно-пространственная среда как условие развития индивидуальных способностей детей средней группы"
Данная презентация рассказывает об элементах среды в группе, которые влияют на индивидуальные способности детей....
Организация развивающей предметно-пространственной среды как условия развития детей 3–4 лет в соответствии с ФГОС
Организация развивающей предметно-пространственной среды как условия развития детей 3–4 лет в соответствии с ФГОССеменоваИ.В. Организация развивающей предметно-пространственной среды как ус...
Мастер - класс «Индивидуализация развивающей предметно – пространственной среды как условие развитие ребенка»
Выступление на ГОО в рамках юбилея МАДОУ...