"Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как средство эмоционального благополучия детей"
статья (подготовительная группа) на тему
В основе подхода к формированию предметно-пространственной развивающей среды, как и в основе ФГОС ДО, лежит принцип деятельности – это говорит о том, что развитие дошкольников происходит не в процессе запоминания определенной информации, и не при усвоении навыков, которые передает педагог, а в процессе самостоятельной осмысленной деятельности. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить свою индивидуальность и творческие способности.Таким образом, целью опыта стало создание единой предметно-пространственной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребенка как показателя профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как средство эмоционального благополучия детей
Кондратова И.М.,
воспитатель МДОАУ № 22
На сегодняшний день вопросы организации предметно-пространственной развивающей среды дошкольного образования стоят особо актуально. Это связано с введением ФГОС ДО. Наш детский сад в течение продолжительного времени работает по программе «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. Мы стараемся, чтобы развивающая среда обеспечивала максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей. Так, при создании модели развивающей образовательной среды мы опирались на нормативно-правовую базу (СанПин, Концепция построения развивающей среды дошкольного учреждения В. А. Петровского, ФГОС ДО).
В основе нашего подхода к формированию предметно-пространственной развивающей среды, как и в основе ФГОС ДО, лежит принцип деятельности – это говорит о том, что развитие дошкольников происходит не в процессе запоминания определенной информации, и не при усвоении навыков, которые передает педагог, а в процессе самостоятельной осмысленной деятельности. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Таким образом, целью опыта стало создание единой предметно-пространственной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребенка как показателя профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
При работе над моделью мы опирались на ряд принципов, среди которых можно назвать:
- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия участников образовательного процесса заключается в создании оптимальных условий для игр, обучения и развития не только группы в целом, но и каждого ребенка. Создается так называемое личностное пространство, которое предоставляет дошкольникам возможность заниматься тем, что нравится.
- принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов развивает вкус, побуждает ребенка к активной творческой деятельности.
- принцип активности, творчества реализуется через возможность коллективного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды. Можно совместными усилиями организовать персональную выставку работ, оформить коллекцию марок, создать временные игровые зоны с использованием опытно-экспериментальных центров, мастерских и др.
- принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и дает возможность каждому ребенку заниматься интересным ему видом деятельности, не мешая другим.
- предоставление девочкам и мальчикам возможности проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами реализует принцип "половых и возрастных" различий.
- основные положения личностно ориентированной модели отражаются также в принципе индивидуальности и неповторимости каждого структурного компонента единого пространства ДОУ. При формировании предметно-развивающей среды группы нет жесткого стандарта, педагоги учитывают особенности образовательного учреждения и детей, их темперамент, подвижность, наличие лидерских качеств, познавательные интересы, показатели развития, социальные условия жизни.
- принцип безопасности реализуется в соблюдении педагогами правил пожарной безопасности, норм СанПиН и инструкций по охране жизни и здоровья детей.
Идеи, которые были предложены по ходу реализации данной работы, нашли воплощение в оформлении предметно-развивающей среды помещений детского сада. С целью индивидуализации педагогического процесса используются следующие компоненты детской субкультуры.
Компонент | Процесс |
«Здравствуйте, | Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых Ребенок – личность, |
«Уголок именинника» | Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития). Ребенок – центральное лицо в детском коллективе; воспитатель – организатор |
«Звезда дня» | На самом видном месте вывешивается плакат с фотографией дошкольника, избранного "Звездой дня". Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «я-концепции», развитие самосознания и самооценки. Ребенок – центральное лицо в детском коллективе; воспитатель – оформитель; родители – консультанты |
«Мое настроение» | Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние Ребенок и воспитатель – аналитики; родитель – информируемый |
«Портфолио ребенка» | Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни. Ребенок – активный участник; воспитатель – издатель; родитель – помощник |
Авторские творческие выставки «Мое творчество» | Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка родитель – соучастник |
«Дизайн-холл» | Для проведения временных выставок совместного творчества детей и родителей Ребенок и родитель – автор; воспитатель – организатор |
Стена «Наша жизнь, наши успехи» | Используется для демонстрации личных достижений ребенка |
«Островок сокровищ» | Детское коллекционирование (разнообразные предметы-накопители: коробки, сундучки, сокровищницы с разными мелкими предметами), систематизация и изучение собираемого. Ребенок – коллекционер; воспитатель – помощник; родитель – активный |
Альбомы с фотографиями | Рассматривание альбома с фотографиями детей в кругу семьи – любимое занятие ребят в минуты досуга. Ребята учатся рассказывать о своих родных, выражать свои чувства по отношению к близким, а в редкие моменты грусти и тоски по маме такая фотография – утешение и надежда на скорую встречу. А большая общая фотография группы помогает ощутить единство всех ребят, ведь мы не можем друг без друга. Ребенок – участник, воспитатель – консультант, советчик. |
Самодельные игры, созданные нашими воспитанниками вместе с родителями или воспитателем | Создание ребенком различных игр своими руками. Ребенок выступает активным участником, родитель – соучастник, воспитатель – помощник. |
Зонирование при помощи мягких модулей | Пространство зонированно так, чтобы зоны-антагонисты находились подальше друг от друга, для этого пространство преобразовываем с помощью ширмы и мягких модулей. Это позволяет ребятам заниматься любимой игрой и не мешать друг другу. Ребенок – участник, воспитатель – помощник. |
«Уголок уединения» | Уголки уединения — это, прежде всего, ниша покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может тихонечко поиграть. Ребенок – участник, воспитатель – помощник. |
Хочется отметить, что в процессе индивидуализации образовательной среды группы мы столкнулись с некоторыми трудностями: жесткая планировка группы создавала нам трудности в зонировании. Но мы стараемся максимально эффективно использовать пространство группы для реализации идеи индивидуализации среды. Насыщенная предметно-развивающая образовательная среда, нацеленная на индивидуальное развитие ребенка, становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, а также условием повышения компетентности педагогов.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Совершенствование и индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как условие реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО
В статье раскрывается построение предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО....
«Совершенствование и индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как условие реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Проект описывает простроение предметно-пространственной развивающей среды в современной дошкольной организации....
Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребенка
Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя...
Мастер - класс «Индивидуализация развивающей предметно – пространственной среды как условие развитие ребенка»
Выступление на ГОО в рамках юбилея МАДОУ...
«Технологии руководства самостоятельной деятельностью детей как метод индивидуализации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»
Повышение профессиональной компетентности руководящего и педагогического состава в вопросах организации индивидуализированной РППС, формирование мотивационной готовности у всех участников образо...
Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»
В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...
Предметно-пространственная развивающая среда как средство эмоционального развития детей раннего возраста.
Тематика эмоционального развития детей очень актуальна. Анализ педагогической литературы позволил определить противоречие между методическим обеспечением эмоционального развития детей раннего возраста...