Песочной игротерапия в работе с детьми с ТНР.
методическая разработка (старшая группа)
Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла? Да, есть такая игра! Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра. Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель – один жизненный сюжет меняет другим, следуя законом бытия: все уходит и приходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesochnaya_igroterapiya_v_rabote_s_detmi_tnr.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Песочной игротерапия в работе с детьми с ТНР.
Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла? Да, есть такая игра! Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра. Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель – один жизненный сюжет меняет другим, следуя законом бытия: все уходит и приходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия. Песок привлекает маленьких «строителей» своей необычной структурой и новыми ощущениями, которые они испытывают при касании песка. Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успевают осознать, что делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить замки и т.д. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у ребенка появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и в то же время, учится работать и добиваться цели. В современном обществе все чаще возникает проблема воспитания и обучения детей, имеющих особенности в развитии. Для таких детей характерны снижения познавательной активности, бедность запаса сведений об окружающем мире, это приводит к тому, что дети не приобретают многих самых элементарных знаний и представлений. С ними наиболее важно использовать нетрадиционные формы работы. На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много. Очень интересной и эффективной педагогической технологией является песочная игротерапия. «Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации. Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, так как песочный мир – это мир под контролем. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи коррекции, и главную задачу развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самосознавания и развивает самооценку, учится работать в коллективе. Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления: Обучающие игры - такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, восприятие различного темпа речи, высоту и силу голоса, работаем над дыханием. Происходит развитие внимания и памяти, фонематического слуха. Главное, идет обучение письму и чтению. Познавательные игры - с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира. Игры на знакомство с окружающим миром (тем, что рядом с нами: животные, насекомые, моря, транспорт и т.д.) Проективные игры - направлены на коррекцию и развитие ребенка. В процессе проведения песочной психотерапии выделяют три стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта. На стадии "хаоса" ребенок хватает множество игрушек, беспорядочно расставляет их на песочном листе, часто перемешивает их с песком. Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. Через "хаос" происходит постепенное "проживание" психоэмоционального состояния и освобождение от него. Многократное повторение психотравмирующей ситуации позволяет изменять эмоциональное отношение к ней. Основные принципы игр на песке: 1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход. 2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем. 3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не только предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути. Игры в песочной стране: Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «горячее – холодное», «сухое – мокрое», «твердое – мягкое», «гладкое – острое». Например: - поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.); - выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро; - «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы; - создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка; - «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками). Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»). Таким образом, актуальность использования игр с песком определяется, во-первых, решением речевых задач; во-вторых, развитием связной речи; в-третьих, развитием мелкой моторики кисти руки; в-четвёртых, коррекцией психических процессов детей с ТНР. Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умение нормально общаться.
Список литературы:
- Большебратская Э.Э. «Песочная терапия», 2010 г.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. – «Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии», Речь, 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование песочной игротерапии в работе с детьми с ОВЗ.
Использование песочной игротерапии в работе с детьми с ОВЗ.Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия прир...
«Песочная игротерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
laquo;Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Други...
Образовательный проект «Использование песочной игротерапии в работе с детьми с речевыми нарушениями»
Образовательный проект «Использование песочной игротерапии в работе с детьми с речевыми нарушениями»...
Методическая разработка по психологическому сопровождению воспитанников с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении на тему: «Использование песочной игротерапии в работе с детьми ОВЗ»
laquo;Картина на песке – изображение душевного состояния.....Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, конфликтпереноситься из внутреннего мира во внешний и делает зримым»Дора Колф...
Методическая разработка для педагогов «Песочная игротерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Методическая разработка...
« Использование песочной игротерапии в работе с детьми с нарушениями речи »
laquo; Использование песочной игротерапии в работе с детьми с нарушениями речи »...
Использование песочной игротерапии в работе с детьми с ОВЗ.
Использование песочной игротерапии в работе с детьми с ОВЗ....