Педагогическая технология «Звучащий мир» (познавательно–исследовательская деятельность по о.о. «Художественно-эстетическое развитие»)
опыты и эксперименты
Какую роль играет экспериментирование в развитии ребёнка дошкольника?
Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается, как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
По мнению академика Н.Н.Подъякова в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью более полного их познания и освоения.
Основная задача данной технологии- поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratoriya_zvuchashchiy_mir.doc | 235 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование «Бичурский район»
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Подснежник»
Педагогическая технология
«Звучащий мир»
(познавательно–исследовательская деятельность
по о.о. «Художественно-эстетическое развитие»)
Составитель:
Петрова Т.А.
Содержание:
1 Паспорт технологии
2 Краткое теоретическое обоснование педагогической технологии
3 Введение
4 цель, задачи, ожидаемый результат, продукт.
5 Диагностическая программа
6 Картотека:
- цикл «Я – вижу, слышу, говорю, чувствую..»
-цикл «Откуда берется звук?»
-цикл «Свойства звуков»
-цикл «Где живут звуки?»
-цикл «Звуки голоса»
-цикл «Как появились музыкальные инструменты или все началось со звука
7 Литература
«Для ребёнка нет ничего естественнее,
как развиваться, формироваться,
становиться тем, что он есть
в процессе исследовательской деятельности»
С.П.Рубинштейн.
Тема – познавательно – исследовательская деятельность детей со звуками окружающего мира
Форма организации - кружковая работа (экспериментальная лаборатория)
Форма работы с детьми - образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности.
Участники - дети старшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель.
Цель:
Развитие познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности со звуками.
Задачи:
1.Познакомить с понятием «звук» (музыкальный, голос человека, природные звуки, звуки цивилизации т.д.).
2.Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источник и свойства.
3.Развивать слуховое восприятие, звуковой сенсорный и музыкальный опыт детей.
4.Организовать взаимодействие между детьми, создать предпосылки формирования сотрудничества (формировать у детей отношение друг к другу как к партнеру)
Краткое теоретическое обоснование педагогической технологии :
Развитие музыкального опыта детей – актуальная проблема для всего периода дошкольного детства. Взрослеющий ребенок так же нуждается в обогащении и совершенствовании музыкального опыта, как и малыши, только что открывающие мир звуков и музыки. Важность такой работы в педагогическом процессе ДОУ обоснована отечественными и зарубежными теориями воспитания и развития ребенка-дошкольника.
- Теория сенсорного воспитания М.Монтессори.
Ребенок развивается путем «социального наследования», которое в отличие от биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, звуке, форме и других свойствах вещей).
- Теория формирования перцептивных действий. Понятие о сенсорных эталонах А.В. Запорожца.
Сенсорный эталон – понятие, разработанное А.В. Запорожцем в рамках теории формирования перцептивных действий и обозначающее системы чувственных качеств предметов, которые были выделены в процессе общественно-исторического развития и затем предлагаются ребенку для усвоения и использования их в качестве образцов при обследовании объектов и анализе их свойств.
- Идеи о сенсорном воспитании Н.П.Сакулиной и Н.Н.Поддьякова.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущения, восприятия, представления). Ощущение и восприятие – непосредственное, чувственное познание действительности, которое в дошкольном возрасте достигает наивысшего развития.
- Сенсорное воспитание (Л.А.Венгер)
Ученым разработана теория восприятия ребенка («Восприятие и обучение», 1969г), послужившая основой для проведения цикла сенсорных исследований и разработки сенсорного воспитания детей. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Введение
Какую роль играет экспериментирование в развитии ребёнка дошкольника?
Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается, как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
По мнению академика Н.Н.Подъякова в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью более полного их познания и освоения.
Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Маленькие дети любознательные. Среди вопросов, которыми они одолевают родителей и педагогов, немало таких, как: «Зачем чирикают воробьи?», «А как звучит музыка?» и т. п.
Те взрослые, которые отмахиваются от «докучных» вопросов ребёнка совершают непоправимое. Они задерживают его умственный рост, тормозят духовное развитие. Наш долг не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно пробуждать их пытливость.
В музыкальном образовании процесс экспериментирования со звуковым материалом развивает инициативность, произвольность и креативность личности ребёнка, способствует развитию интеллектуальной компетентности. Дети учатся находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков, ассоциаций при работе со звуками (шелест листьев - воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы- постукиванием по хрустальному стаканчику), в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.
Ожидаемый результат:
1 Расширятся знания детей о музыке как звуковом виде искусства
2Повысится интерес к исследовательской деятельности и экспериментированию.
3Дети будут стремиться развивать свой слух, а также бережно относиться к своему здоровью
(беречь голосовые связки, барабанные перепонки).
Продукт:
Портфолио экспериментальной группы «Как мы исследовали звуки»
Карточка №1
Цикл «Я – вижу, слышу, говорю, чувствую…»
Цель: Познакомить с принципами образования и улавливания звука, развивать наблюдательность.
Воспитывать интерес к звучащему миру, здоровому образу жизни.
план | материалы | оборудование |
1 сеанс -Музыкальная игра «Здравствуйте» Картушиной (Коротаевой) -просмотр развивающего видеофильма «С головы до пят» -беседа по содержанию фильма | Картотека «Приветствия» Диск «Baby Einstein»(фильм 3) | Музыкальный инструмент или м. центр Экран, видеопроектор, DVDпроигрыватель |
2сеанс -Вопрос Кто здесь изображен? Чем они похожи? Зачем зверям нужны уши? В какой сказке девочка интересовалась размерами ушей своей бабушки? вопрос «Для чего нам нужны уши? -Игра «Повтори, что я сказала» ( педагог отходит подальше и говорит тихим шепотом, дети должны попытаться услышать сказанное, не приближаясь) Если дети не могут услышать, то предложить им представить, что делает плохо слышащий пожилой человек (прикладывает руку к уху) -Эксперимент «Приложи руку к уху». Вопрос «Почему лучше слышно? Вывод: Ухо стало больше -Эксперимент Видели ли вы, как летом собирают дождевую воду? Зачем она нужна? (педагог ставит в таз одну бутылку и начинает наливать в нее воду из лейки) Сколько воды набралось в бутылку? Что нужно сделать, чтобы воды набралось больше? (обсуждение) Вывод: нужно в бутылку поставить воронку (действие с воронкой) -исследование: педагог раздает каждому ребенку по воронке из ватмана и предлагает самим догадаться, как ее использовать, чтобы сказанные шепотом слова можно было отчетливее услышать -самостоятельный эксперимент детей Вывод: стало лучше слышно, т.к. через воронку попадает больше звука. Вывод: и зверям большие уши нужны для того, чтобы в них попадало больше звука. Тонкое слышание спасет их от опасности. - просмотр фрагмента из развивающего фильма « BBC» ( из жизни животных) | Презентация Слайд – изображение насторожившихся зверей, иллюстрация «Красной шапочки» | Стол, тазик,2 одинаковые бутылки с узким горлышком, лейка по типу душа и воронка. Воронки из ватмана на каждого ребенка |
3сеанс -Опыт – исследование «Что произойдет, если наши ушки не слышат? (зажать ладонями, вставить беруши). Моделирование ситуации: -задать вопрос -смоделировать ситуацию на дороге -включить м\фильм Вывод: Человеку будет трудно общаться с людьми, ему будет угрожать опасность, он не сможет посмотреть фильм или послушать музыку. -Вопрос «Почему наши уши могут не слышать?» Вывод: Одна из причин – болезнь. -Рассказ о строении уха. -опыты с фрагментами воздушных шаров, имитирующих барабанную перепонку ( удары, наливание воды, протыкание острым предметом) -исследование детей «Что больше нравится нашим ушам?» (включение очень громкой и спокойной музыки, разговор в спокойной и очень шумной обстановке, прогулка на улице в холодное время года в шапке и без нее). Вывод: Уши нужно беречь, заботиться о них. Что нужно делать, чтобы наши уши были здоровыми? (правила здоровья) 6 Итог «Слух очень важен для здоровья» | Презентация Слайд – строение уха Слайд – правила здоровья | Фрагменты воздушных шаров, барабанные палочки, зубочистки, лейка с водой. Фонограммы спокойной и очень громкой музыки, шапки. |
Карточка №2
Цикл «Откуда берется звук?» (по методике Тютюнниковой, Дыбиной)
Цель: Подвести к пониманию причин возникновения звука.
| ||||||
1 сеанс Игровая ситуация «Вхождение в волшебный мир звуков»: -Удивителен мир окружающий нас. Он весь состоит из звуков: вот мяукает кот и тонко звенит хрусталь, таинственно шуршат под ногами листья и радостно смеются малыши, визжит тормозами машина и тихо шуршит книжка. -просмотр развивающего видефильма «Мир звуков» - Игра «Давайте послушаем звуки детского сада» -Стих-е А.Усачева «Звуки»: Жизнь была бы страшно скучной, Если б жизнь была беззвучной. Как прекрасно слышать звук: Шум дождя и сердца стук! Мы кричим, смеемся, дышим, Мы слова и мысли слышим, Слышим даже тишину… Как гуляет кот по крыше, как шуршат за стенкой мыши, волки воют на луну. Мир без звуков был бы грустный, Серый, скучный и «невкусный!» -игра «Слушаем и воображаем»: (дети садятся в круг, в центре педагог из волшебной корзины достает различные звучащие предметы – громко тикающий будильник, звенит стеклянным стаканом, железной крышкой от кастрюли, стучит деревянными кубиками, шуршит бумажкой, тихо свистит, громко дышит, заводит механическую игрушку, переливает воду – дети отгадывают.) -беседа «Звук живет в любом предмете» -опыт «Почему все звучит?» Дети подходят к столу и рассматривают лежащие предметы. Деревянная линейка может издавать звук? Исследование: -если не трогать – нет -если один конец линейки прижать к столу, а другой конец подергать – возникает звук .Что с ней происходит?(она дрожит, колеблется). Если рукой остановить дрожание, будет ли линейка звучать?(нет) -рассматривание натянутой струны. Как заставить ее звучать?(сделать так, чтобы струна дрожала, подергать), а чтобы замолчала?(не давать ей колебаться, зажать рукой или предметом) -дети сворачивают лист бумаги в трубочку, дуют в нее, держа ее пальцами легко, не сжимая. Что почувствовали? (звук заставляет дрожать бумагу, пальцы чувствуют дрожание) Вывод: Все звуки происходят от колебаний- быстрого-быстрого дрожания воздуха. Звучит только то, что дрожит, колеблется. -опыт «Откуда берется голос?» Педагог предлагает детям пошептаться друг с другом. Затем эти же слова сказать так, чтобы слышали все. Выяснить, что мы для этого сделали (сказали громким голосом). Откуда выходили громкие звуки? (из горла) дети подносят руку ко рту, произносят слова то шепотом, то очень громко и объясняли, что чувствуют рукой (когда громко говорили – в горле что-то дрожало, шепотом – дрожания не было). -рассказ о голосовых связках, об охране органов речи (голосовые связки сравниваются с натянутыми ниточками: для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихо задрожали) -опыт с линейкой, на которую натянута тонкая нить (если подергать за нить - тихий звук). Что нужно сделать, чтобы звук был громкий? (дернуть посильнее) Вывод: при громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить (ведь если сильно дернуть за нить, она порвется). Разговаривая спокойно, без крика, человек бережет голосовые связки. | Презентация Слайды, изображающие слова педагога Диск «Baby Einstein»(фильм 7) Слайды по содержанию стихотворения | Корзина, будильник, стакан, крышка от кастрюли, деревянные кубики, бумага, тазик с водой, заводная игрушка. Деревянная линейка, листы бумаги, струны на гитаре, гуслях, арфе. Линейка с натянутой ниткой. | ||||
2 сеанс Серия опытов:
-проблемная ситуация: «педагог предлагает выяснить, почему мы слышим друг друга (Звук по воздуху долетает от одного человека к другому, от звучащего предмета к человеку) -исследование «брось камешек в таз с водой – что ты видишь?»(по воде расходятся круги; от маленького камешка меньше волны, от большого –больше. Волны – это колебания воды. Потихоньку волны угасают и исчезают, оттого что вибрация воды ослабевает). -Когда предметы колеблются, то заставляют дрожать окружающий их воздух. Колебания воздуха тоже разбегаются во все стороны, как волны по воде. Только звуковая волна невидима и передается по воздуху. Когда колебания воздуха докатываются до тебя, они заставляют вибрировать барабанную перепонку –тонкую перегородку в ухе, благодаря которой мы слышим звуки. Разные предметы заставляют вибрировать воздух по-разному, поэтому мы слышим разные звуки. Сильные колебания издают сильный звук, слабые – слабый. С расстоянием колебания угасают. Мы слышим звук, когда воздух еще продолжает вибрировать. Поэтому на большом расстоянии звуков уже не слышно. -дети проводят следующий опыт: ребенок прикладывает ухо к емкости с водой, другое ухо закрывают тампоном; второй ребенок бросает камешки. Первый определяет, сколько камешков брошено и как он об этом догадался (услышал удары, их звуки передались по воде). -Дети наполняют тонкостенный гладкий бокал на ножке, водят пальцем по краю бокала, извлекая тонкий звук. Что происходит с водой? ( по воде пошли волны – передается звук) -игра «Извлекаем разные звуки» (из окружающих предметов) ------------------------------------------------------------
-просмотр м\фильма «Дядюшка АУ и эхо» -Игра Картушиной «Эхо». Вы знаете, что такое эхо? Это явление, когда сказанное слово слышатся еще раз, как будто кто–то повторяет их. Где можно услышать эхо? (в лесу, в пустой комнате) -опыт: дети выбирают емкости и материал для заполнения. Сначала произносят какое – нибудь слово в пустую емкость. Выясняют, возникает ли эхо.(да, звуки повторяются). Затем наполняют емкости тканью, веточками пр. и снова повторяют опыт.(звуки не повторяются, эхо исчезло). -опыт: дети берут мяч и отбивают его от пола, стены, ковра, кресла. Замечают, что хорошо отскакивает, возвращается в руки, если ударять о твердые предметы; не возвращается, остается на месте, если ударяется о мягкие предметы. Вывод: то же самое происходит с о звуками- они ударяются о твердые предметы и возвращаются к нам в виде эха. -вопрос «Почему в пустой комнате эхо живет, а в заполненной мягкой мебелью – нет(звук не отражается от мягкой мебели и не возвращается к нам) -песня «Эхо, отзовись!» Картушиной -----------------------------------------------------------
Вопрос «Почему не слышно того, что происходит в другой комнате, в городе, на другом конце большой полянки? -опыты: 1В большой емкости у одного края помещаются легкие кораблики из бумаги. У противоположного края дети бросают камешки. Что происходит с водой, с корабликами? (по воде пошли волны, кораблики у противоположного края неподвижны) 2распределяем кораблики по всей поверхности емкости. Дети снова бросают камушки. Вывод: чем ближе кораблик, тем сильнее он качается; Тоже самое происходит с невидимыми звуковыми волнами - чем источник звука дальше, тем звук тише. 3 Дети закрепляют в емкости преграды – «волнорезы», расположив их в любом направлении. С одной стороны емкости гонят рукой волны, наблюдают за их распространением. Вывод: Волн за преградами нет, т.к. дойдя до преграды, волны «гаснут», утихают. То же самое происходит и со звуками в городе, помещении. | Видео: опыт «Узор на железном листе ------------------------- видеотека картототека «Вокально-хоровые игры». Картотека «Детские песни» ------------------------- | Таз с водой, камешки разного размера. Тонкостенные бокалы на ножке, вода. ------------------------- Музыкальный инструмент Пустые емкости: трехлитровая банка, аквариум, ведро. Наполнители: ткань, ветки, бумага. Мячи. ------------------------- Большая емкость с водой, кораблики бумажные, камешки. Преграды: дощечки от конструктора. |
3 сеанс «Праздник тишины» (из опыта Тютюнниковой) -стихотворение (дети ходят по залу на носочках в ритме стих-я) Тихо, тихо, тихо, тихо Мы идем сегодня в зал И не слышно даже слова, чтобы кто-нибудь сказал. Наша группа в коридоре Совершенно не слышна, Потому что мы решили: будет всюду тишина! -организационный момент – сюрприз «Где живет тишина» (дети по знаку педагога «идите ко мне и садитесь, рассаживаются на стульчики по кругу. Знак тишины ( палец к губам). Сюрприз – подготовленный взрослый заглядывает в муз.зал и удивляется – «Ой, а я думала здесь никого нет!» Показ знака – взрослый удаляется. -чтение сказки «Милая тишина» Реета Ниемеля -ситуация «слушаем тишину» (Слышали ли какие-нибудь звуки? Может быть абсолютная тишина? Когда она бывает? -предположение «может быть, в тишине безмолвно разговаривают деревья и кусты, туча и гора, росинка и звездочка? Стихотворение М.Карима: Шепот и шорох с утра до утра: Шепчется с тучей большая гора, Шепчется туча с далекой зарей, шепчется солнце с высокой горой. Шепчется птица, под небом паря, с С тучей, зарей и горою. А я, Как ручеек, пробираясь в камыш, Слушаю шепот их. Слышите?... Ш-ш-ш! (представьте, о чем они могут шептаться…) -Вопрос «Какое время суток по-вашему самое тихое и какое время года можно назвать самым тихим? -озвучивание песни Т.Боровик «В доме моем тишина» -коммуникативная игра «Позови друга» (нужно взглядом, без слов, жестом позвать кого-нибудь пересесть со своего стула к себе по цепочке) -чтение стихов о тишине Р. Заславского, И. Пивоваровой, В. Орловой. Беседа о том, когда надо вести себя тихо (когда кто-то болеет, отдыхает, работает, спит) -игра «Шум и тишина» (по типу «День-ночь», дети издают различные звуки, двигаются-замирают, создавая тишину) -музыкальная игра «Много разных звуков» Т.Боровик: Много разных звуков окружают нас, Даже если тихо в комнате сейчас. Ранним, ранним утром всюду тишина, Ты ее послушай: Звуками полна ( дети поют и издают цепочкой различные звуки-фонемы, хлопки, шлепки и т.д. пока не заиграет вся группа) -обыгрывание стихотворения «Было тихо» Н. Матвеевой -песня «Что рождается в ночи?» (мп№7-2010 с.9) без аккомпанемента. | Картотека «Опыт Тютюнниковой» Картотека презентаций «Утро», «Ночь», «Зима» Картотека «Опыт Тютюнниковой» (праздник тишины) | Стулья по кругу Бумажные султанчики, деревянные палочки Шапочки: будильник, мышь, сверчок, кот, козлик, поросенок. |
Карточка №3
Цикл «Свойства звука»
Цель: Познакомить детей с качествами звука: высотой, длительностью, динамикой, тембром. Активизировать слуховую восприимчивость детей.
содержание | материалы | оборудование |
1сеанс «Звуки громкие и тихие» -чтение стихотворения «Вовин барабан» А.Пришельца -Работа с источником информации: вопрос «Почему всем не понравился барабан» Как бы вы поступили на Вовином месте? -опыт с ладонью» Распрями ладонь и хлопни по ней одним пальцем. Вышел тихий звук. Теперь хлопни двумя пальцами, тремя, четырьмя. Что происходит со звуком? ( он становится громче) Вывод: Чем больше предмет, тем громче звук. -экспериментирование с предметом разных размеров. Опыт «Как сделать звук громче» -Педагог предлагает выяснить, может ли расческа издавать громкие и тихие звуки. Проводим пальцами по концам зубьев – звук. Почему? (Зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и издают звуки; дрожание по воздуху доходит до слуха – слышится звук).Звук очень тихий, слабый. Ставим расческу одним концом на стул. Повторяем опыт. Выясняем, почему звук стал громче. Вывод: дрожит не только расческа, но и стул. Стул больше – звук получается громче. Повторяем опыт. Прикладывая расческу к разнообразным предметам: столу, кубику, книге, цветочному горшку(звук усиливается т.к. колеблется большой по размеру предмет). -«Парикмахерская полька»(автор Тютюнникова). Представим, что расческа- музыкальный инструмент, на котором играют все парикмахеры. Всем раздается по расческе, предлагается извлечь из них разные звуки, сравнить, выяснить от чего это зависит. Педагог берет большие ножницы и предлагает сыграть парикмахерскую польку «Музыкальная прическа». 1 часть любой польки- педагог щелкает ножницами в ритме польки, 2 часть – дети играют на расческах с помощью медиатора(кусочка бумаги, сложенной уголком). Несколько детей с бумажными воронками отходят в дальний угол и слушают звучание музыки с помощью воронки(то прикладывают, то убирают). Парикмахеры во время игры украшают голову клиента всевозможными украшениями. -Часто люди, чтобы позвать кого –то прикладывают руки рупором ко рту. Вот так. Что ощущают ваши руки? (колебания). Стал ли звук громче?(Звук усилился). -есть специальный прибор, который используют для того. Чтобы сделать звук громче. Он называется – рупор. -игра «Капитан на корабле»(Дети отходят в дальний угол зала и отдают команды без рупора, а затем с рупором.) Вывод: команды через рупор громче и звук более сильный. | Слайд – В парикмахерской. Слайд – использование рупора. | Большой и маленький кубик, мяч, камень. |
Расчески. Большие ножницы, расчески, медиаторы, украшения для волос. Рупор. | ||
2 сеанс «Высокие и низкие звуки» -инсценировка сказки «З медведя» (акцентируем внимание на разницу в звучании голосов). -Проблемный вопрос: Почему у медведей были такие разные голоса?( высказывания детей) -опыт( по Дыбиной): Голос – это дрожание голосовых связок. Выбирают струны, звуки которых напоминают голос Михайлы Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки. Объясняют свой выбор (толстая струна звучит похоже на голос папы-медведя, самая тоненькая - на голос Мишутки, средняя – на голос мамы).Дети привязывают нить любой толщины к подставке. Зажав нить между большим и указательным пальцами, проводят по всей длине нити. Раздается звук, нить дрожит. Педагог предлагает выбрать из набора нитей, отличающихся по толщине, ту, которая будет звучать похоже на голоса медведей. -Обсуждение « Мы говорили, что звук возникает от колебаний воздуха. Чем чаще колебания, тем выше (тоньше) звук. Например, летающие насекомые машут крыльями, тоже порождая колебания воздуха. Получается жужжание. Прослушиваем звуки комара, мухи, шмеля. Крылышки комара движутся очень быстро, издавая тонкий писк; крылья мухи движутся медленнее, она жужжит ниже, чем комар; крылья шмеля движутся еще медленнее, получается басовитое гудение; крылышки бабочки движутся так медленно, что мы не слышим ни звука. -эксперименты :
Вывод:С наполнением банки звук понижается, потому что банка колеблется все медленнее. -Ставится насколько банок, с разным количеством воды, сравниваются звуки. «Баночный оркестр.»
Вывод:Чем больше в ней воды, тем меньше воздуха. Оставшийся воздух колеблется быстрее.
Вывод: Длинные струны колеблются медленнее, чем короткие, и звук получается ниже. - «правила здоровья» - повторить.(Громкие звуки вредны для наших ушей) | Видео «Насекомые»( ВВС) Фонотека «Звуки: комар, муха, шмель. Слайд – правила здоровья | Шапочки или костюмы 3 медведей. Карандаши, пустые банки, вода. Пустые бутылки, вода. Длинный шнур |
3 сеанс «Звуки долгие и короткие» -Звуковая викторина. Из нескольких звуков можно составить узор, он называется ритм. Одни ритмы составлены из одинаковых узоров( слушаем свое сердце, цокот копыт),другие из чередующихся длинных и коротких звуков. (Пример – обыгрываем часы: движение двух стрелок-тик-так и тики-таки), а третьи состоят из сложного сочетания разных звуков. -прием «Звучащий клубок». (Из клубка вытягиваются нитки, обрезаются, раскладываются на ф-фе и, проводя пальцем по длине нити, пропеваются ТА и ти) - работа с ритмическими формулами(голосом, палочками, звучащими жестами и т.д.) -импровизация-оркестр «Часы и часики» | Фонотека: звуки- цокот копыт, тиканье часов, биение сердца, телефонный звонок, птичья трель. Пособие Каплуновой «Этот удивительный ритм» | Клубок ниток, ножницы, фланелеграф. Элементы для составления ритмических формул. |
4 сеанс «Такие разные звуки» (дополнительный материал) -звук и движение ( быстро – медленно, плавно –резко) -звук и эмоции (весело –грустно, ласково –рассерженно, неуверенно –уверенно,) -звук как физическое ощущение (тяжелый – легкий, мягкий – жесткий, теплый - холодный, светлый- темный, прозрачный –плотный, гладкий –колючий, сверкающий – тусклый, изящный -грубый) - как я вижу звук ( рисование звуков) | Видео «Звуки» Презентация Слайды, отображающие свойства звуков. Картотека звуков. | Краски, бумага, карандаши. |
Карточка №4
Цикл «Где живут звуки»
Цель:
Интеграция опыта и знаний детей для создания у них целостной картины мира,
перевод бытовых впечатлений в эстетические.
Содержание | Материалы | Оборудование |
1 сеанс «Звуки природы» -беседа «Природа – наш дом». -стихи о бережном отношении к природе -просмотр развивающего фильма о природе - Игра « Кто больше услышит звуков» -м\ритмическая композиция «Дети и природа» (по Бурениной) -рисование «Звуки природы» -----------------------------------------------------------------
-просмотр развивающего фильма «Вода» -Исследование « Как звучит вода» Педагог предлагает прислушаться к воде - тишина. Затем дети выбирают трубочки, погружая одним концом в воду, осторожно дуют в них. Вода тихонько булькает. После этого пробуют оставить часть отверстия над водой и сильно дуют в трубочку — вода громко булькает. Разнообразными маленькими или большими ёмкостями дети набирают и льют воду в таз с водой, переворачивают емкости, шлепают по воде, бросают в воду ракушки, камешки, деревянные и пластмассовые кубики, мелкие металлические предметы и т. п. Дети внимательно слушают, обмениваются мнениями, отмечая, что каждый раз вода звучит по-другому. - слушание аудиозаписи звуков: шум ручья, морского прибоя, дождя и определение их на слух. -исследование звуков воды «Какие звуки воды бывают громкими и тихими, высокими и низкими, долгими и короткими и т.п.) - игра по ритмическим карточкам «Песенка сосульки» -игровые упражнения на различение оттенков (слабый, нормальный, сильный дождь; прибой, ласковое море, шторм; ручей, река, море). -озвучивание стихотворения «Две тучки» В. Белозерова («Туча» с.32) -«Оркестр воды» (импровизация) -исследование детей «Какие звуки воды нам приятны ( полезны для человека); служат сигналом опасности для людей» - релаксация «На берегу» Домашнее задание : рисование « В мире воды»
-вопрос «в лесу бывает тишина?» - дискуссия, выдвижение гипотез детьми -просмотр видеофрагмента «Лес». Проверка выдвинутых гипотез детей, вывод. -озвучивание стихотворения «Была тишина» И Шибаева -Определение звуков леса в разное время года - работа с раздаточным материалом «Какие картинки изображают звуки леса? -вопрос «Какие звуки леса громкие, а какие – тихие ( долгими и короткими, высокими и низкими) – выбор по временам года. -озвучивание стихов «Ветер в наш лес песню донес» Г. Сапгир (дополнительно: «Кукушка и сова» Пикулевой с.61, «Шорох и Шелест» с. 44 «Пробуждение»Коротаевой с.49 пособие Кацер) -исследование детей «Какие звуки леса нам приятны ( полезны для человека); служат сигналом опасности для людей?» -релаксация «В лесу» Домашнее задание : рисование «Голоса леса»
-«Осенний калейдоскоп» -«Снежная сказка» -«Солнечная капель» - «С утра до вечера» -«Морозкины забавы» - «Весновкин прибауточек» -«Ночной урок» -«Дождинкины осенины» - «Букашки – таракашки» | Слайды по содержанию Картотека (стихи о природе) Диск «Baby Einstein»(фильм 14) Фонотека звуков природы Аудиоматериалы к программе «Ритмическая мозаика» Бурениной Диск «Baby Einstein»(фильм 7, 16) Фонотека «Звуки воды» Слайд –помощник «где живут звуки воды» Пособие Картушиной «Интегрированные занятия-2»с.104 Пособие «Бим! Бам! Бом!» Тютюнниковой с. 59 Вальсы Штрауса. Фонотека «Звуки воды» Звуки морского прибоя, Картотека «релаксация» Видео «Лес» Пособие Тютюнниковой «Бим! Бам! Бом!» с 60 Фонотека «Звуки леса», «Времена года» Слайды «Времена года» Раздаточный материал «Звуковые картинки» Пособие Тютюнниковой «Бим! Бам! Бом!» с 70 Фонотека «Звуки леса» Картотека «релаксация» Картотека «Опыт Тютюнниковой» | экран, видеопроектор Краски. Карандаши, бумага. ----------------------- Экран, видеопроектор таз с водой, тростниковые трубочки, разнообразные по размерам и диаметру отверстий емкости (пластмассовые банки, бутылки и т. п.), ракушки, камешки, кубики деревянные или пластмассовые, мелкие металлические предметы. Бутылочки из разного материала, наполненные водой различного уровня; воздушные шары с водой; разные по объему емкости с водой. Экран, видеопроектор |
5сеанс «Звуки предметов» - чтение сказки «Для всякого случая» Т. Боровик - исследование детей «Все ли окружающие нас предметы звучат?» Вывод: у каждого предмета есть свой звук. - «Определение звуков на слух» - работа со слайдами на классификацию «Громкие - тихие (высокие - низкие, долгие -короткие ) звуки» -проблемная ситуация «Может ли один и тот же предмет издавать и громкие и тихие звуки?», -Экспериментирование, работа с карточками. Вывод: Некоторые предметы могут не издавать ни звука, издавать тихий, громкий звук. - игры - исследования с коробочками(детям предлагаются одинаковые коробочки с разными наполнителями. Определяется звук каждого наполнителя, ему дается соответствующее слово – определение: шуршит, стучит, гремит и т.д. Задание – найти парные звуки и правильно назвать слово определение. - «Шумовой оркестр» - беседа «Звуки нас предупреждают об опасности» | Картотека «Музыкальные сказки» Слайд «Герои сказки «На всякий случай» Фонотека «Мир звуков» Слайды на классификацию звуков. Карточки «Звуковые странички» Любая р.н. мелодия
Слайды «Звуки, предупреждающие об опасности» | Коробочки с разными наполнителями |
«Игры со звуками» (из опыта Тютюнниковой): -« Часы и часики» -Деревянные истории» -«Металлическая фантазия» -«Стеклянное королевство» -«Бумажный карнавал» | Картотека «Опыт Тютюнниковой» | |
-просмотр развивающего фильма - игра – определение на слух источника звука, характеристика качеств этого звука. - Исследование детей «Звуки, опасные для здоровья» Вывод. -домашнее задание : рисование «Звуки – помощники человека» | Диск «Я все могу» (музыкальная мозаика» Диск «Baby Einstein»(фильм 11,23) Фонотека «Звуки города», «Транспорт», «Бытовые приборы» Слайд – помощник «Выбери из…» |
Карточка №5
Цикл «Звуки голоса»
Цель: Привлечь внимание детей к богатству и разнообразному миру звуков, издаваемых голосом. Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха.
содержание | материалы | оборудование |
1 сеанс «Голоса животных» - просмотр развивающего фильма о животных -беседа «У каждого свой голос» -фонопедическое упражнение «АУ!» -игровое упражнение (с помощью моделирования охарактеризовать свойства голоса животного) - | Диск «Baby Einstein»(фильм 4,5,9) Пособие Картушиной «Интегрированные занятия -2»с.93 Фонотека «Звуки животных» | Карточки-символы, обозначающие свойства голоса, как звука. |
2 сеанс «Голоса птиц» -звуковая презентация «Голоса птиц» - сравнительный анализ птичьих голосов: просто звуки и пение (подвести к понятию «звуки шумовые и музыкальные») -песня «Лягушка и кукушка» Олифировой - проблемная ситуация «Людям очень нравилось птичье пение. Они часто подражали голосу птиц. Как они это могли делать?» Предположения детей. -опыты детей по изображению пения птиц (свист, игра на сосульках) -сравнение пения птиц с музыкой. -сравнение пения птиц с пением человека - Обогащение словаря «Птичий базар» Слушание звуков птичьего базара, рефлексия. -слушание пения соловья, рефлексия. -сравнение звуков по отношению пользы для здоровья. Дети сами формулируют на основе анализа «Правила здоровья; правила поведения» | Картотека презентаций «Голоса птиц» Фонотека «Голоса птиц» Картотека «Детские песни» Презентация. Звуковые видеослайды – Художественный свист, игра на свистульках. Видеослайды- игра на музыкальных инструментах («Жаворонок» Глинки, Чайковского»). Песня Алябьева «Соловей» Слайд – птичий базар, фонотека «Птичий базар» Фонотека «Пение соловья» | Цветовые карточки «шумовые», «музыкальные» звуки. Игрушки –свистульки. |
3 сеанс «Голос человека» -беседа с о звуковым сопровождением «Человеческие звуки» -слуховые загадки «Что делает человек?» -объяснение устройства голосового аппарата человека. При разговоре ты напрягаешь голосовые связки, они вибрируют, заставляя вибрировать воздух. Воздух в горле, груди и во рту тоже вибрирует, усиливая звук. Вспомнить ранее проведенные опыты. -голосовые опыты : По-разному складывая губы при вдохе или выдохе, можно произнести разные звуки (ш-ш-ш, с-с-с); фонопедические упражнения. -Обогащение словаря «Речь». Даем понятие того, что речь присуща только человеку -Речевая игра « Поздоровайся по –разному» ( с разной интонацией, настроением, эмоциями) - исполнение любой песни детьми - беседа «Музыка голоса» со звуковым сопровождением) -правила пения. - Вопрос «Для чего человек поет?» (обсуждение детьми). Вывод – голос человека – уникальный музыкальный инструмент, способный звучать совершенно по – разному. | Слайды Фонотека звуков. Слайд – устройство голосового аппарата человека. Картотека «фонопедические упражнения» Звуковой видеослайд «Фрагмент спектакля» Фонотека «Пение»: Женское, мужское пение, дуэт, хор. |
Карточка №6
Цикл «Как появились музыкальные инструменты или все началось со звука»
Цель:
Познакомить детей с историей создания музыкальных инструментов.
содержание | материал | оборудование |
1 сеанс «Музыка» - Дети рассматривают знакомые коробочки с наполнителями. Что это? (шумелки). Какой звук они издают? (щумят, шум) -Рассматривание коллекции погремушек: Вот так когда – то придумали первую погремушку. Для чего они нужны? ( чтобы привлечь внимание малыша) - Проблемная ситуация : почему одни погремушки звонкие, а другие – тихие, от чего это зависит? Выдвижение гипотез детьми. - работа мастерской «Изготовление погремушек» , проверка гипотез: зависимость от материала из которого изготовлена погремушка, от наполнителя, от силы играющего(погремушки из стаканчиков из-под йогурта, воздушных шаров, наполненных чем-либо, из картонных трубок). -шумовой оркестр. -выставка сделанных погремушек. -Исследование детей: Можно ли сыграть на погремушке музыку?(педагог играет простую мелодию на муз. инструментах- металлофоне так, чтобы дети узнали песню. Дети играют сами на металлофоне. Пробуют сыграть эту же песенку на шумелках. Почему не звучит песенка? Вывод: шумелка издает шум, музыкальный инструмент – музыкальные звуки. -игра – загадка «Определи музыка или шум?» -итоговая беседа «музыка – это узор, сотканный из музыкальных звуков» -просмотр видеофрагмента из концерта симфонического оркестра. | Слайд – алгоритм создания погремушки, русская народная погремушка –шаркун, современные погремушки. Любая плясовая Фонотека шумов и музыкальных звуков Видео «Концерт симфонической музыки» | Коробочки с наполнителями Материалы для изготовления погремушек: бутылочки пластмассовые, бумажные и берестяные коробочки, металлические баночки, разные наполнители, скотч Музыкальные инструменты. Карточки - символы |
«История возникновения ударных инструментов» -Беседа: «Все звуки – от грохота и грома до нежнейших мелодий – происходят от колебаний – быстрого- быстрого дрожания воздуха. Один из способов заставить его колебаться – производить удары по чему-нибудь. - опыт «Постучи ложкой по пустой жестяной банке, придерживая ее кончиками пальцев. Чувствуешь вибрацию?» - исследование детей окружающих предметов «Что можно ударять, чтобы получился звук; как; чем» -закрепление свойств звука -сочинение музыки детьми, используя такой прием, как удары ладонью по разным предметам. -«Сказка»- когда-то давным-давно человек, постукивая ладонями по твердым предметам, понял, что получается очень интересная мелодия. Тогда он решил поэкспериментировать: -постучать не ладонями, а чем вы думаете? (предположения детей). Давайте попробуем. Мелодия получилась уже другая. - затем он решил стучать не одному дереву, а по разным предметам. Как вы думаете, по чему он решил стучать? (предположения детей). Давайте тоже попробуем. И опять мелодия получилась разная. - и вот однажды, человеку нужно было быстро всем сообщить, что всем угрожает опасность. Даже если бы он закричал не все его услышали ( повторный опыт «Тише-громче»:1 ребенок кричит, а 2 – слушает рядом, а 3 - за дверью, 4 - в конце коридора). И тогда человек догадался, что нужно сделать. Как вы думаете, что он сделал? (предположения детей и практическая их проверка). Так был придуман барабан и колокол. Чтобы звук этих инструментов был еще громче, что нужно было сделать?(активация результатов ранее проведенного опыта) -эксперимент «У кого самый громкий барабан? -проверка результатов. Выводы детей. - однажды в праздник человек решил поделиться радостью со всеми и сыграть на своем новом инструменте. Как вы думаете, что произошло, почему? Человек задумался, как сделать так, чтобы барабан играл веселую музыку? (предположения детей) -зрительное исследование детей «Что придумал человек» -и получилось очень много разных инструментов, в которые можно ударять: По пластинам (металлофон, ксилофон) – звуки По перепонкам (барабаны, бубны) -звуки Друг о друга (тарелки, кастаньеты, треугольник) Все вместе они называются ударные инструменты. | Видео «Колокола», «Большие барабаны» Слайд – различные ударные инструменты (пластиночные, с перепонками, самозвучные) Фонотека звуков ударных инструментов Диск «Baby Einstein»(фильм 8) | Пустые жестяные банки, металлические ложечки. Различные материалы для изготовления барабанов-самоделок. |
«Истории пастушьего рожка» -Опыт « Есть еще один способ заставать колебаться воздух. Возьми бумажную трубочку, подуй в нее, легко касаясь кончиками пальцев. Бумага колеблется, потому что движение воздуха в тесной трубке заставляет его вибрировать» -предложить вспомнить свистульки из «мышиного гороха»(стручков акации) -«Сказка»: вот так однажды человек случайно подул в тростинку и услышал мелодию, похожую на пение птиц. Ему очень понравилось. Захотелось ему, чтобы все услышали его музыку. Но голосок у тростинки был тонким и слабым. Как вы думаете, что сделал человек? (предположения детей). Сначала человек сделал первые свистульки из цветка, травинки, ветки дерева или стебля.
- Исследования различных предметов на предмет звучания с помощью дыхания. (Предложить различные полые емкости для сотворения музыкального инструмента) -Выводы детей : из чего лучше извлекается звук. -слушание голосов: рожок, свирель, флейта, труба. Вопрос «Голоса этих инструментов похожи? Почему?» -рассказ «История пастушьего рожка»( Ж. «М\руководитель» ст. Науменко) -видеофрагмент концерта духового оркестра. | Фонотека звуков духовых инструментов. Презентация «Духовые инструменты». Видеофрагмент | Бумажные трубочки Различные полые емкости (трубочки, флаконы, стаканы, футляр от ручек и фломастеров и т.д.) |
Дополнительный материал слушание симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и волк» (рассказ Н. Сац) | ||
«Как появились струнные инструменты» -опыт «Натяни пальцами резиновое колечко и легонько дерни за него. Ты не только ощутишь, но и увидишь колебания резинки. Если дернуть посильней – вибрация будет сильней, а звук…(громче) - опыт «Натяни на крышку большой банки резиновое кольцо. Легко ущипни резинку, не задевая донышко, чтобы она завибрировала. Вибрирует вся резинка .Прижми резинку пальцем к крышке и снова дерни за нее. Теперь будет вибрировать только часть. - слушание голоса гитары, балалайки, скрипки. - Эти инструменты называют струнными, потому что на них натянуты струны(показ инструмента). Чтобы заставить струны вибрировать, их нужно щипать пальцами или водить по ним специальной палочкой с конским волосом, которая называется смычком. Волос смычка задевает струны, заставляя их дрожать. Чем короче струна и чем туже натянута, тем выше звук. -Вопрос «Как вы думаете, из чего появилась первая струна?» (предположения детей -«Сказка»: когда –то охотник, натягивая тетиву лука, случайно задел ее пальцем и струна запела. Человек повторил раз и еще раз.. Звук натянутой тетивы напоминал ему…(предложения детей) -работа мастерской «Изготовление самодельного струнного инструмента» (взять коробку из-под сока, заклеить скотчем все отверстия. На одной стороне вырезается щель длиной 3 см и рядом круглое отверстие. Изготавливается дека из плотного картона и вставляется в щель. Натягивается на коробку 4 разных по толщине резинки. -игра «сыграй на своем инструменте» --видео «Секрет Страдивари» -рассказ о струнных инструментах | Фонотека звуков струнных инструментов. Слайд – охотник, стреляющий из лука, лук с натянутой тетивой. Видеофрагмент Презентация «Струнные инструменты» | Канцелярские резинки Гитара, балалайка, скрипка. Коробки из-под сока, резинки канцелярские, картон. |
Итоговое -беседа «Как из звука родилась музыка» -видео «Как я вижу музыку» - фрагмент концерта симфонического оркестра -рисование детей «Музыка – узор из музыкальных звуков» | видеофрагменты | Бумага, краски. Карандаши, мелки, фломастеры. |
Оценка достижений детей
Мониторинг динамики формирования
у детей старшего дошкольного возраста интегративного качества
«Любознательный, активный»
(пособие Ю.А.Афонькиной «Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (подготовительная группа)»
Дата проведения:
Группа:
Педагог:
Условные обозначения:
В – входная диагностика
И- итоговая диагностика
Уровни формирования:
3 – оптимальный
2 – допустимый
1 – критический
Технологическая карта динамики формирования у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности.
№ | ФИО ребенка | Познавательные интересы | Познавательные вопросы | Познавательное экспериментирование | самостоятельность | Обращение за помощью к взрослому | Участие в образовательном процессе | Всего баллов | уровень | |
Показатели:
Познавательные интересы:
3 – проявляет разнообразные познавательные интересы, при восприятии нового пытается понять суть происходящего, установить причинно –следственные связи
2 – преимущественно проявляет познавательные интересы.
1 – проявления познавательных интересов неустойчивые, интересы не оформлены, не дифференцированы,быстро теряет интерес к происходящему.
Познавательные вопросы:
3 - вопросы имеют преимущественно причинно-следственный характер, отражают попытки понять существенные связи и отношения в окружающем мире, внимательно выслушивает ответы, соотносит их с системой имеющихся знаний, представлений и суждений.
2 – вопросы имеют причинно – следственный характер, сочетаются с уточняющими вопросами, ответы выслушивает с интересом, выдвигает свои версии ответов, может настаивать на них, ориентируясь на собственный опыт или житейские представления
1 – задает вопросы обыденные, может не проявлять интерес к ответам, настаивает на своих версиях ответов.
Познавательное экспериментирование:
3 - любит экспериментировать, в процессе экспериментирования проявляет яркие познавательные чувства, стремится самостоятельно экспериментировать для получения нового знания, решения проблемы, способен к мысленному экспериментированию, рассуждает, выдвигает и проверяет гипотезы.
2Принимает заинтересованное участие в экспериментировании, организованном взрослыми, стремится экспериментировать сам, но нуждается в помощи взрослого, в речи отражает ход и результаты экспериментирования, задает вопросы.
1 Не интересуется экспериментированием, не проявляет ярких положительных эмоций, познавательных чувств в процессе работы, не инициирует экспериментирование.
Самостоятельность:
3 Планирует разные виды умственной деятельности , самостоятельно получает информацию, развернуто в речи отражает впечатления, выводы, самостоятельно действует в повседневной жизни, в различных видах деятельности, уверен, четко соблюдает необходимую последовательность действий.
2 Самостоятельно, последовательно действует в повседневной жизни и привычной обстановке, в ситуации постановке новой задачи или в том случае, когда процесс достижения результата недостаточно ясен и неочевиден, уровень самостоятельности снижается.
1 Самостоятельность не проявляет, может нарушать последовательность действий, при самостоятельном действии качество результата деятельности снижается., зависим от взрослого.
Обращение за помощью к взрослому.
3 Обращается за помощью в ситуациях реальных затруднений, привлекает взрослого для содействия в решении проблем после попыток их решить самостоятельно, не пытается переложить на взрослого усилия по решению проблемы.
2 Обращается за помощью в ситуации реальных затруднений, но устраняется от решения проблемы, адресуя эту задачу взрослому.
1 не привлекает взрослого к содействию, отказывается в сотрудничестве со взрослым.
Участие в образовательном процессе:
3 Выполняет поручения взрослых, сотрудничает со сверстниками и взрослыми , договаривается, распределяет обязанности, проявляет ответственность, стремится быть аккуратным, анализирует и оценивает свои чужие поступки, результаты своей деятельности, замечает и исправляет свои ошибки, принимает заинтересованное участие в образовательном процессе, высказывает свои предложения.
2Не всегда четко выполняет поручения взрослых, стремится к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, но нуждается в помощи взрослого, с помощью взрослого анализирует и оценивает поступки, результаты своей деятельности, замечает и исправляет ошибки.
1 не выполняет поручения взрослых, не стремится сотрудничать, не проявляет ответственность, настойчивость, затрудняется в анализе своих поступков., не стремится участвовать в образовательном процессе.
Тест ДЖ. Гилфорда
На развитие творческих способностей.
Детям предлагаются несколько знакомых предметов (карандаш, тетрадь, игрушка и т.п.) , ребенок выбирает один. Задание – найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но реального использования этого предмета.
Диагностическая программа,
позволяющая оценить особенности звукового опыта ребенка, своеобразие восприятия им музыкальных и немузыкальных звуков, специфику индивидуальных эмоциональных реакций детей на музыку.
( автор А.Г. Гогоберидзе, пособие «Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии.
Цель:
Изучить особенности звукового и сенсорного опыта детей, выявить своеобразие отношения и восприятия детьми музыкальных звуков и звуков окружающего мира
Организация: естественная обстановка – образовательная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей; подготовленное восприятие – организованная образовательная деятельность с детьми.
Инструментарий: фонотека «Шумы», «Звуки музыкальных инструментов»,записи музыкальных произведений в инструментальной обработке., детские песни, мелодии; звуковые презентации.
М\дид. игры «Звучащий ларец», «Угадай-ка».
Дата проведения:
Группа:
Педагог:
Условные обозначения:
Уровни формирования:
3 – оптимальный
2 – допустимый
1 – критический
Ф . И. ребенка | Реакция на звуки и музыку в естественной обстановке и подготовленное восприятие | |||||||||||||||
Проявляет познавательный интерес к звукам и музыке | Знает и узнает музыкальные звуки и окружающего мира | Эмоционально отзывчив к услышанному, самовыражается | Дополнительные комментарии | |||||||||||||
Естественная обстановка | Подготовленное восприятие | Естественная обстановка | Подготовленное восприятие | Естественная обстановка | Подготовленное восприятие | Естественная обстановка | Подготовленное восприятие | |||||||||
Входная диагностика | Ито го вая диагнос тика | Входная диагностика | Ито го вая диагнос тика | Входная диагностика | Ито го вая диагнос тика | Входная диагностика | Ито го вая диагнос тика | Входная диагностика | Входная диагностика | Ито го вая диагнос тика | Входная диагностика | Ито го вая диагнос тика | Входная диагностика | Ито го вая диагнос тика | ||
Уровни:
3 ребенок проявляет интерес и активность, узнает самостоятельно и имеет большой звуковой и сенсорный опыт, эмоционально отзывчив.
2 реакции ребенка неоднозначные, при узнавании нуждается в небольшой подсказке взрослого.
1 интереса не проявляет, не узнает, не отзывчив.
Литература:
1Т.Э.Тютюнникова «Бим! Бам! Бом!» (сто секретов музыки)
(Санкт –Петербург 2003г)
2Дубинина В.В «Уроки развития»( «Сфера» 2007г)
3Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» (Москва 2001г)
4Девятова Т.Н. «Звук – волшебник» («Линка – пресс» 2006г)
5 Куревина О.А. «Путешествие в прекрасное»( «Баласс»2001г)
6Гогоберидзе А.Г. «Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста: современные педагогические технологии» («Феникс»2006г)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О подготовке к педагогическому совету №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс"
О подготовке к педагогическому совету №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедре...
По решению педагогического совета №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс"
По решению педагогического совета №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедрения ...
По решению педагогического совета №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс"
решение педагогического совета...
Конспект педагогического мероприятия с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по художественно-эстетическому развитию «Юные художники» (художественная гостиная)
Данный конспект можно использовать для закрепления в конце года пройденного материала по художественно-эстетическому развитию. Вспомнить с детьми жанры живописи, холодные и теплые оттенки, способы сме...
Педагогическая технология "Звучащий мир"
Принципы и условия реализации педагогической технологии...