Музыкальный инструмент
материал

Ткаченко Марина Петровна

Информация для музыкальных руководителей ДОУ. Википедия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnyy_instrument.docx20.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальный инструмент — это изделие, при помощи которого извлекаются разного рода музыкальные звуки, которые в дальнейшем объединяются в мелодичное звучание.

Музыкальные инструменты делятся на группы в зависимости от:

  • сырья для производства,
  • особенностей звуковоспроизводства,
  • природы звука,
  • воздушных колебаний.

Вот некоторые виды музыкальных инструментов:

  • Духовые. Воспроизведение звука зависит от колебаний воздуха.
  • Металлофоны. Основой являются пластины-клавиши.
  • Ударные. Способ звукоизвлечения звука — удар, прочный корпус, мембрана, струна.
  • Струнные. Источником звука служат струны.
  • Клавишные. Присутствие клавишной клавиатуры.

Предмет, способный издавать звук, эстетически воспринимаемый как музыкальный.  

Википедия

Классификация детских музыкальных инструментов. ДУХОВЫЕ - свирели, флейты саксофоны, кларнеты, триолы, мелодики. КЛАВИШНО-ЯЗЫЧКОВЫЕ. - баяны, аккордеоны. Ударные мелодические -металлофоны, ксилофоны, колокольчики. СТРУННЫЕ -цитры, цимбалы, гусли. Ударные шумовые - трещетки, бубен, барабан, ложки.

Виды детских

музыкальных инструментов

В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них созданы на основе народных (трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки, баян, аккордеон), другие - по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон, гобой, кларнет). Среди детских музыкальных инструментов и игрушек есть все основные группы (ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно-язычковые).

В зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды.

Беззвучные. Эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баянчики с мехами и т. д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен и способствует созданию игровой ситуации. Дети часто воображают себя «музыкальными руководителями» и проводят «музыкальные занятия», подражая взрослому, представляют себя пианистами, баянистами, балалаечниками, исполняют знакомые песни, иногда варьируя их, или импровизируют свои собственные. Вся эта деятельность, несомненно, развивает творческое воображение и музыкально-слуховые представления ребенка.

Звучащие:

1. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники.

2. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы,— свирели, дудки, рожки.

3. Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них действия детей носят только механический характер.

4. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др. Эти инструменты значительно отличаются от предыдущих. Играя на них, особенно на тех, которые имеют хроматический звукоряд, можно воспроизводить разнообразные мелодии. Поэтому их рассмотрим подробнее:

Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим рядом

Существует определенная классификация всех музыкальных инструментов: они делятся на струнные, духовые и ударные. Подобной классификацией можно воспользоваться и применительно к детским музыкальным инструментам, несмотря на некоторую ее условность.

Струнные — цитры, домры, балалайки и другие инструменты типа народных. Звук на них возникает, когда ребенок касается струн пальцами или медиатором (тонкая пластинка из пластмассы). Тембры этих инструментов очень нежные, звук приглушенный.

Духовые — флейты, саксофоны, кларнеты, триолы, «мелодии». Звук возникает при вдувании воздуха в трубку инструмента, а иногда и при вдыхании его из трубки. Звучание духовых инструментов также разнообразно. У флейты звук нежный и светлый, у кларнета и саксофона - более насыщенный, у триолы симоны – яркий и даже резковатый.

Клавишно-язычковые — баяны, аккордеоны, гармоники. Звук возникает, когда нажимают клавишу.

Ударно-клавишные — игрушечные рояли, пианино. Звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинкам, который возникает, когда нажимают клавишу.

Ударные — бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны, металлофоны, ксилофоны. Звук возникает при ударе рукой или палочками по звучащему телу инструмента.

Ударные инструменты и игрушки (как инструменты, по типу которых они созданы) разделяются на имеющие звукоряд и не имеющие его. К первой группе относятся металлофон и ксилофон. Они могут иметь диатонический и хроматический звукоряд. Изготовлены они по образцам инструментов, созданных Карлом Орфом, звучат очень красиво, чисто настроены.

Ксилофон - ударный, звуковысотный инструмент. Состоит из набора хроматически настроенных деревянных брусочков. Звук извлекается путём лёгкого прикосновения палочкой по брусочку.

  • В игре на металлофоне звук извлекается ударом палочек по металлическим пластинкам, расположенным на деревянной подставке.

Имеются два варианта палочки, которыми ударяют по пластинам, - с деревянными или резиновыми шариками на концах.

Во время игры пластинки инструмента должны находиться на уровне колен, если ребёнок сидит, или на уровне пояса, если стоит; ребенку должно быть удобно, руки должны двигаться свободно.

Основные навыки игры на металлофоне и ксилофоне формируются следуя этапам:

• знакомство и работа с буквенными обозначениями звуков на пластинках инструментов

• умение правильно держать палочки (не зажимать палочки всей ладонью, не класть указательный палец на палочку, не прижимать головку палочки к пластинке во время удара)

• овладение различными приемами игры двумя руками (совместное движение, поочередное движение, параллельное движение, сходящееся и расходящееся движение, перекрещивание рук, тремоло, глиссандо)

Выразительные возможности ударных инструментов, не имеющих звукоряда, очень велики. Одни из них обладают "стучащим" тембром: деревянные ложки, трещотка, кастаньеты, палочки; другие (металлические или имеющие металлические части) - "звенящим тембром: треугольники, румба, тарелки, колокольчик, бубенцы; третьи ( по типу погремушек) имеют "шуршащий" тембр: маракасы, погремушки, коробочки. Барабан и бубен обладают более гулким, резонирующим звучанием.

Таким образом, в детском саду обучения детей начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда.

Ударные музыкальные инструменты:

  • Со звукорядом. В этой группе – ксилофоны и металлофоны, на них играют деревянными палочками.
  • Без звукоряда. Это большая группа, в которую входят инструменты с разным тембром: стучащие – деревянные ложки, трещотка, кастаньеты; звенящие – треугольники, тарелки, колокольчики; шуршащие – маракасы, погремушки, коробочки; гулкие – барабаны, бубны. (громкий, далеко слышный, на сразу смолкающий продолжительный звук)

Согласно классификации детских музыкальных инструментов Н. А. Ветлугиной, они делятся на следующие группы:

  1. Группа струнных: балалайка, гусли, домра.
  2. Группа духовых: саксофон, мелодика, флейта, кларнет.
  3. Группа ударно-клавишных: пианино, рояль.
  4. Группа клавишно-язычковых: баян, аккордеон, гармоника.
  5. Группа ударных, имеющих звукоряд: ксилофон, металлофон.
  6. Группа ударных, не имеющих звукоряд: барабан, бубен, тарелки, кастаньеты, маракасы, трещотки, треугольник, бубенцы.

1.Мелодические ударные-звуковысотные инструменты, представляющие собой резонансовый ящик и ряд пластинок определенной высоты из дерева или металла (ксилофоны, металлофоны, свирели, свистульки, дудки, кугиклы и колокольчики), а также маленькие литавры. Немелодические инструменты без определенной звуковой высоты – ударно-шумовые инструменты (деревянные и кожаные барабаны, бубны, ложки, тарелочки, треугольники, маракасы, трещотки, кастаньеты, клависы, коробочки, и другие подобные инструменты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Группа ударных инструментов»

На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа ударных инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, запо...

Консультации с родителями музыкального руководителя "Музыкальные инструменты своими руками. Правила игры на музыкальных инструментах"

В данных консультациях я рассказываю, как можно изготовить музыкальные инструменты в домашних условиях и о правилах игры на некоторых музыкальных инстументах. Красочное оформление позволяет выставлять...

Консультация для воспитателей "Музыкальные инструменты.История возникновения и группы музыкальных инструментов."

Данное пособие знакомит с историей возникновения муз. инструментов, группы муз. инструментов. ...

Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.

Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...

Мастер – класс для родителей «Музыкальные инструменты. Изготовление шумовых музыкальных инструментов»

Обучение родителей методу изготовления шумовых инструментов в домашних условиях...