опыт работы роль устного народного творчества в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста
статья

Коломиец Наталья Михайловна

 Через устное народное творчество ребенок овладевает родным языком, приобщается к культуре своего народа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме:

«Роль устного народного творчества

в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста»

                                                                   «Язык народа – лучший,

                                                                        никогда не увядающий и

                                                                            вечно вновь распускающий

                                                                     цвет всей его духовной

                                          жизни»

                                                                                                    К.Д.Ушинский.

Одной из важнейших задач из развития ребенка является освоение ими духовного богатства, культурно – исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством  поколений.

Изменения в экономической и социальных сферах жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющийся остановке, умеющего применять решения, сделать самостоятельный выбор, проявить инициативу, обладающего достаточно высоким уровнем общей и национальной культуры.

Лишь думающие, творческие личности, способны осуществить развитие страны, ее движение по пути прогресса. В связи с этим возникает необходимость поисков новых подходов к определению содержания  воспитания и образования, к созданию личностно -  ориентированной модели воспитания и образования детей дошкольного возраста. Одним их действенных средств воспитания такого человека является русское народное творчество.

Устное народное творчество – неоценимое богатства каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способности и таланта.

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первое впечатление о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства. То есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».

Произведения народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное. Закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применить полученный опыт в нестандартных ситуациях. Как показывают исследования лингвистов (психологов, педагогов Л.М. Выгодский,  А.В.Запорожец, О.С. Ушакова) пятый шестой год жизни период наиболее высокой «языковой одаренности», период особой восприимчивости к звуковой речи, к языку, к образным выражениям, к характеристикам персонажей и главных героев фольклора. Интересное содержание фольклора, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воздействие.

Фольклорные произведения формируют эмоциональную среду ребенка, развивают образное мышление, творческое воображение, обогащают его речь. Наблюдая за детьми в ходе работы на занятии, на прогулке во время чтения художественной литературы, я заметила, что дети не замечают изобразительно – выразительные средства в представлениях, не могут самостоятельно охарактеризовать образы и нет эмоционального отклика на прекрасное. Поэтому я определила тему углубленной работы:  «Роль устного народного творчества в эстетическом воспитании детей».

Целью моей работы является  формирование уважения к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях.

Прежде чем знакомить детей с русским фольклором, мною были изучены труды собирателей произведений русского народного творчества Нечаева, Садовникова Д.Н., Даля В.И., Рыбникова М.А.        

 Работая над своей темой, использую материалы парциальных программ «Наследие» под редакцией М.Ю. Новицкой, «Оберег»  Е.Г. Борониной,  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой.

В рамках эстетического воспитания детей я поставила перед собой педагогические задачи:

1. Показать красоту русского языка через устное народное творчество.

2. Помочь ребенку осознать его собственное эмоциональное отношения к героям произведения.

3. Обогатить  словарный запас детей.

4. Развивать образное мышление, творческое воображение.

Таким образом, на первом этапе работы мною была разработана циклограмма планирования устного народного творчества в разных видах деятельности детей, которая предусматривает оптимальное применение скороговорок, закличек, потешек при организации  и проведении экскурсий, занятий, трудовой деятельности, чтении художественной литературы (Приложение №1).

С учетом темы работы, была преобразована развивающая среда группы по художественно - эстетическому направлению. Мною смоделирован центр по художественно – эстетическому воспитанию,    куда с  учетом конкретной тематики  подобрала песенки, потешки, загадки, игры.

 Эти условия оказывают большое значение на развитие художественного восприятия, воображения, эстетического вкуса. В результате проведенной работы,    дети в играх используют красочность и образность родного языка.

          Для обеспечения систематизации работы по эстетическому воспитанию детей разработала модель работы с детьми по использованию устного народного творчества, где определила формы работы с детьми, родителями, в которых актуально использовала средства УНТ. Приоритетными формами взаимодействия с детьми являются: занятия, чтение, наблюдение, сюжетная игра, прогулка, развлечения, настольно печатные игры, дискуссии, словесное творчество.

Роль устного народного творчества в развитии ребенка -  не только овладение родным языком, но и осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первое впечатление о ней.

 Поэтому для духовного освоения действительности ребенком, с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты», я использую в своей работе следующие методы: познавательно эстетического развития, который предполагает привитие эстетических чувств при ознакомление с окружающим (Приложение №2).

Использую метод культурно - коммуникативного развития, позволяющий самоутвердиться дошкольнику в своей индивидуальности. Этот метод характеризуется возможностью сформировать у ребенка умение самостоятельно выбирать объекты и субъекты коммуникации. Для реализации этого метода я использую манипуляторные игры («Загадай загадку о…..»).

Для обеспечения методически грамотного подхода я использованию игровые приемы такие как: режиссерские игры («В окружающий мир»), отличительной чертой которых является отбор, группировка, комбинирование явлений, событий; состязательные игры которые способствуют формированию у детей умения замещать реальность знаками и символами. В ходе игр яркие эпитеты, текстовые повторы позволяют ребенку познакомиться с миром дрене русской культуры, с историей  русского народа. Результатом использованием данных приемов является сформированность стремления и готовности к познанию мира, культуры и своего мира.

  Данные методы и игровые приемы мною используются интегрировано в разных видах детской деятельности:

- на прогулке

- на занятиях

Для систематизации применения малых форм фольклора с учетом возрастных особенностей детей мною была разработана циклограмма планирования УНТ по видам деятельности, что помогло мне определить содержание работы по внедрению в педагогический процесс разных видов жанра фольклора (Приложение №3).

Известно, что словарный запас детей на каждом возрастном этапе не велик, реальный мир воспринимается ими своеобразно, поэтому фольклорные шедевры должны соответствовать уровню развития детей. Разговорный язык и произведения УНТ тесно переплетаются между собой в своем влиянии на ребенка. Для восприятия красоты природы во время наблюдения использую приметы,  которые позволяют детям глубоко осмыслить и понять влияние природы. С этой целью разработала циклограмму использования УНТ при  наблюдении в природе. Данная циклограмма позволила мне распределить содержание в течение года. Так, например, при наблюдении за солнцем использую народные приметы, при рассматривании растений использую пословицы, загадки. Загадывание и отгадывание загадок знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Дети знают народные приметы, пословицы, которые помогают им кратко, четко, ясно, образно выражать свои мысли и вместе с тем чувствовать красоту устной народной речи.

Развивая интерес к книге с содержанием народного творчества, познания эстетических идеалов, приобщения к нравственным ценностям своей семьи составила примерный «круг» детского чтения в семье.

Круг детского чтения в семье

Для углубленного понимания и активного восприятия прочитанного разработала схему индивидуальной беседы с детьми по содержанию сказки.

Такие беседы направляют детей на осмысление содержание поэтичности,  красоты народного языка, подводя к тому, что дети могут самостоятельно охарактеризовать образы, мотивированно оценить их настроиться на сопереживание с героями.

Развивая способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, воспитании стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, для приобщения детей к устному народному творчеству, разработала циклограмму планирования использования УНТ в самостоятельно художественно- творческой деятельности дошкольников (Приложение №5). Эффективность формирования творческой активности в самостоятельно художественной творческой  деятельности  дошкольников в процессе ознакомления с русским народным творчеством обеспечила за счет цикличного распределения фольклора.

Для формирования у детей интереса к УНТ и истории России разработала схему работы с детьми по приобщению детей к былинному эпосу, к историческому наследию своей Родины (Приложение №6). В конечном итоге обогащение ребенка знаниями об истории России ведет к воспитанию патриотизма, духовно - нравственного развития.

Для развития эмоциональной отзывчивости культурно историческому наследию Ставрополья использую региональную программу Р.М. Литвиновой. На занятиях, в ходе бесед по ГПВ дети знакомятся с пословицами, поговорками, сказками, считалками Ставрополья.

Известно, что наибольший эмоциональный отклик у ребенка вызывает общение  с родными близкими людьми. По результатам анкетирования и запросу родителей я определила формы работы с родителями.   На этапе организации совместных дел родители воспитанников выступают уже не только как зрители и слушатели, но и, как активные участники мероприятий в детском саду. Совместные мероприятия («Дети – родители – педагоги») способствуют установлению неформальных доверительных отношений с родителями, что оказывает положительное влияние на формирование у детей устойчивого интереса к устному народному творчеству.

Вся проделанная работа дает  определенный результат -  из года в год у детей постепенно повышается  уровень речевого развития, формируется художественно – эстетическая культура.

                                                                                                                                                                                  Приложение №1

Модель работы с детьми по использованию устного народного творчества

Приложение №2

Приложение №3

Циклограмма планирования УНТ по видам деятельности в старшем дошкольном возрасте.

УНТ      

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1. Загадки

2. Пословицы

3.Потешки

4. Считалки

5. Заклинки

6.Скороговорки

7. Сказки

8. Народные игры

9. Приметы

10. Колыбельные

11. Песни

12. Былины

     Виды деятельности:

Экскурсия -                   Труд -                           п/игра -        

Занятие –                       Беседа-         с/р игра-

Прогулка -                Наблюдение -        чтение -

                                                                                                        Приложение №4

Циклограмма планирования народных примет о погоде.

 

Осень

Зима

Весна

Лето

Сентябрь

1. Если в осень лист с березы и дуба опадает не часто – жди суровой зимы.

2. Поздний листопад к суровой продолжительной зиме.

3. Гром в сентябре – предвещает теплую осень.

4. Сырое лето и теплая осень – к долгой зиме.

5. Поздний отлет птиц  - предвещает теплую зиму.

Декабрь

1. Зима снежна – лето дождливое

2. Кошка на печи к морозу.

3. Кольцо вокруг солнца к ненастью.

4. Если на новый год небо звездное к урожаю.

5. Нет снега – нет хлеба.

6. Гром зимой - к сильным ветрам

Март

1. В марте курица из лужицы напьется.

2. Частые туманы в марте предвещают дождливый год.

3. Длинные сосульки к долгой весне.

4. По холодной весне – градобойное лето.

5. Дружная весна жди большой воды.

6. Если ранней весной сверкает молния, а грома не слышно – лето будет сухое.

Июнь

1. Восход солнца в чистом небе – ясному дня не бывать.

2. Месяц в тусклой дымке – к затяжному ненастью.

3. Солнце светит днем как сквозь облачку – тоже жди дождя.

4. Красная луна – на большой ветер.

5. Облака пошли против ветра к дождю.

Октябрь

6. Облака идут низко скоро похолодает.

Январь

7. Ночью был иней – ночью снег не выпадет.

8. Иней на деревьях к морозам, туман к оттепели.

9. Сильно блестят зимой звезды – к морозу.

Апрель

7.  Апрель теплый, май холодный – год хлебородный.

8. Апрель с водою – май с травою.

9. Ранний прилет грачей и жаворонков – к теплой весне.

10. Вороны купаются в лужах ранней весной – к теплу.

11. Грачи прилетают на старые гнезда – дружная, скорая весна

Июль

6. Утром сильная роса, туман – к хорошей погоде.

7. Ночью нет росы, а в низинах туманов – к ненастью.

8. «Лес притих перед грозой»

9. Паук усиленно плетет паутину – к сухой погоде.

Ноябрь

7. Дневной снежок не лежок, первый прочный снег выпадает ночью.

Февраль

10. Февраль холодный и сухой – август жаркий.

11. Если на сретенье плохая погода, то и весна будет холодная и дождливая

Май

1. Майский дождь хлеба на год

2. Дождь в мае хлеба поднимает.

3. Сухой март, да май мокрый – долой хлеб добрый.

4. Майский мороз – не выдавишь слез.

5. Май холодный год хлебородный

Август

1. С Ильина дня ночь длинна и вода холодна.

2. На Ильин день зима с летом борются.

3. С первого спаса – холодные росы.

4. Тучи не будет, гром не вдарит.

5 Утренний дождь не долог

Приложение №5

Циклограмма планирования использования устного народного творчества в самостоятельной творческой деятельности дошкольников старшего дошкольного возраста.

Месяц

Направление

Тема

Устное народное творчество

сентябрь

1 неделя

Понедельник

Рисование

(каракулеграфия)

« Туча»

Закличка : «Туча, туча, дождь не прячь»

Вторник

Лепка

«Грибы»

Приговорка: «Уж ты, бор – борок»

Среда

Аппликация из

(салфеток)

« Конь ретивый»

Считалка: « Конь ретивый с длинной гривой»

Четверг

Труд

(бумагопластика)

«Уточка»

Прибаутка: «Уточка –горожаночка»

Пятница

Конструирование

«Изгородь»

Загадка: «Тридцать три брата запанибрата, одним кушаком подпоясались»

2 неделя

Понедельник

Рисование (метод тычка)

«Горошек»

Прибаутка» Ай чугу, чугу, чугу, я горошек молочу»

Вторник

Лепка

«Котенька – коток»

Колыбельная: « Уж как котеька – коток»

Среда

Аппликация

« Пташечка»

Закличка: « Уж ты пташечка залетная»

Четверг

Труд из (ягод)

«Земляника»

Загадка

Пятница

Конструирование

«Телега»

Считалка: «Ехала телега»

3 неделя

Понедельник

Рисование

( раздувание красок)

«Ветер ветерок»

Прибаутка «Ветер -ветерок»

Вторник

Лепка

«Божья коровка»

Закличка: «Божья коровка, черная головка».

Среда

Аппликация

«Яблочко»

Р. Н.С. «Бабушка, внучка, да курочка»

Четверг

Труд (из бусин)

«Ягодка»

Народная песня « Рву, рву ягодка»

Пятница

Конструирование

«Корабль»

Р.Н.С. «Семь Семионов – семь работников»

4 неделя

Понедельник

Рисование ( печать листьев)

«Воевода»

Загадка: «Летел воевода, упал в воду, сам не утонул и в воду не всколыхнул» (Лист)

Вторник

Лепка

«Перепал»

Скороговорка: « У перепела и перепелки 5 перепелят»

Среда

Аппликация

«Царевна лягушка»

Р.Н.С. « Царевна – лягушка»

Четверг

Труд ( из того что под рукой)

«Мельница»

Загадка: «Живет от ветра, сама не ест, а весь мир кормит»

Пятница

Конструирование

«Поезд»

Народная песня: «Бежит конь»

Приложение №7

Модель проекта    

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста   к былинному эпосу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль устного народного творчество в речевом развитие детей дошкольного возраста"

Выступление на педагогическом совете на тему "Роль устного народного творчество в речевом развитие детей дошкольного возраста"....

«Роль устного народного творчества в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста».

                                 Устное народное творчество является для детей дошкольного возраст...

Опыт работы "Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста"

Игры по развитию речи для дошкольников младшего возраста....

Консультация для родителей «Использование устного народного творчества в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Сказки, загадки, поговорки, пословицы – устное народное творчество – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа....

Роль устного народного творчества в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Устное народное творчество является для детей дошкольного возраста одной из форм познания мира и природы, помогает ребенку уточнить имеющиеся у него представления об окружающей действительности, посте...

Роль устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста

Разные виды устного народного творчества являются важным средством развития речи и всех сторон личности ребенка....

Роль устного народного творчества (фольклора) в развитии детей дошкольного возраста

Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Фольклор – благодат...