Опыт работы "Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста"
материал по развитию речи (младшая группа)

Варюшкина Валентина Александровна

Игры по развитию речи для дошкольников младшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игры по развитию речи19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи  не могут заменить общения родителей со своими детьми. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого партнера.   Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Русские народные сказки – это эффективный фактор развития речи.

 Сказка - дорогой гость, как у малышей, так и у детей постарше. Малыши с удовольствием слушают сказки. Сказки стараюсь не читать, а рассказывать. Когда воспитатель не смотрит в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка.  Песенки героев народных сказок, их имена дети запоминают и начинают использовать их в своих играх, учатся рассказывать сказки. После рассказывания сказки провожу беседу, которая помогает детям лучше понять содержание, правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить интересные сравнения, описания. Одно не следует забывать, что встреча со сказкой - это, прежде всего, воспитание чувств ребенка. Ребенок должен не рассуждать, а наслаждаться услышанным. Это возможно лишь тогда, когда ребенок запомнит хотя бы частично текст. Вопросы во время беседы должны быть разнообразными. Одни помогают точнее охарактеризовать героев сказки, другие - обратить внимание на отдельное слово, поступок, эпизод. Например: - Какая лиса в сказке ? - хитрая, - говорят дети. Знакомя детей со сказками в любой возрастной группе, провожу словарную работу: объясняю непонятные слова, выражения, дети осваивают новые слова, рассказываю  о назначении предметов, обозначенных этими словами.  По иллюстрациям дети знакомятся не только с героями сказок, но и с природой, окружающей их, с предметами быта.

Одним их эффективных приемов развития речи детей считаю театрализацию сказок. Дети из слушателей превращаются в героев с разными характерами, речевыми интонациями, движениями.  В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизировался словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые сюжеты сказок, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно - образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. В своей группе с детьми инсценировали сказки: «Репка», «Лиса и козел», «Теремок» и др.

  Кукольный театр много значит  для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! Уже в раннем возрасте детей знакомят с куклами, дают  с ними играть, спрашивала, из какой они сказки. Также использую в своей работе считалки — вид русского игрового фольклора: рифмованные стишки, посредством произнесения которых проводится жеребьевка в играх детей. Жанр уникален в том отношении, что является стихотворным, но не песенным.

Сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на познание ребенка.

Возможности сказки неисчерпаемы. Ребенок учится благодаря сказке постигать жизнь, побороть страхи и капризы, развивать волю и смелость.

Сказка учит, сказка “лечит”, сказка помогает.

В системе воспитания сказки решают следующие задачи:

-донесение в доступной форме до сознания детей общих ценностей,

-воспитание любви к людям, к природе,

-расширение кругозора, представлений о мире,

-закладывание нравственных начал.

Игра в сказку  способствует активизации разных сторон речи детей.

Дидактические игры на материале знакомых сказок.

Основная  цель дидактических игр по русским народным сказкам – развитие речи детей, воспитание интереса к русским народным сказкам.
Дидактические игры

Задачи:
- Уточнить и обогатить знания детей о сказках;
- Учить детей узнавать знакомые сказки;
- Вызывать желание у детей помочь героям сказок;
- Развивать интонационно-речевую выразительность;
- Развивать речь, воображение, фантазию, мышление;
«Чья песенка?»  (закрепление знания песенок, использование их в пересказе сказок).

“На сметане мешен, на окошке стужен..” “Колобок”

“Это что за теремок? Он не низок не высок.” “Теремок”
                   

«Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик – братик, выручи меня!»   
                                                                           Сказка «Кот, петух и лиса»

«Сяду на пенёк, съем пирожок».                    Сказка «Маша и медведь»

«Назови героев сказки» (Учить детей отгадывать сказку по словам главного героя, а потом называть остальных героев сказки).

“Я от бабушки ушел, от дедушки ушел”

“Кто, кто в теремочке живет?

“Кто где живет”

“Разрезные картинки”

“Из какой  сказки предмет”

Показываю детям предметы: кувшин с молоком (“Волк и семеро козлят”),

домик-теремок,  пирожок, корзинка  и др.

ИГРА  "Чьи слова?"

Задание: «Кто говорит эти слова?”

“ Я от бабушки ушел и от дедушки ушел.” - Колобок

“Не садись на пенёк, не ешь пирожок” - Маша.

“Кто сидел на моем стуле и сломал его?” – Мишутка

                                                 

“Козлятушки,  ребятушки, ваша мама пришла, молочка принесла.” – Коза

                                         

ИГРА .

«Отгадай сказку».

Задание: Перечисляем персонажей сказки - дети отгадывают и называют сказку.

Мышка, заяц, лягушка, лиса, волк, медведь.

Доктор Айболит, бегемот, акула, заяц.

Бабка, дед, внучка, кошка, Жучка. Мышка.

СКАЗОЧНАЯ  ПУТАНИЦА.

Цель: закрепление знаний русских народных сказок, развитие речи, мышления, памяти.

Артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее,  преодоление трудностей проходит легче.

 Артикуляционная гимнастика

 « Колобок»

 Тесто жмём, жмём, жмём (лёгкое прижимание губами).

После скалочку возьмём,

 Тесто раскатаем ( проталкивание языка между зубами).

Тесто мнём, мнём, мнём ( лёгкое покусывание языка).

Выпекать колобок в печку мы поставим.

                        (распластать язык на нижней губе).

1,2,3,4,5 – не пора ли вынимать.

В работе моими помощниками являются родители. Считаю, что только совместная работа с родителями даёт положительные результаты. Регулярно провожу беседы по интересующим их вопросам, стараюсь устанавливать доверительные и доброжелательные отношения, привлекаю к активному участию в жизни группы и детского сада. Организовываю и провожу семейные конкурсы рисунков, поделок на различную тематику. Родители оказывают помощь в изготовлении игрушек для кукольного театра. Члены семьи выступают в роли сказочных героев на праздниках. С целью вовлечения семьи в образовательный процесс пропагандирую педагогические знания среди родителей, используя разнообразные формы: анкетирование и опросы родителей, подборку тематических консультаций, листки – памятки,  родительские собрания, индивидуальные беседы. Родители являются активными участниками всех мероприятий проводимых в ДОУ.

 Работая над развитием речи дошкольников, можно определенно сказать, что проблема эта очень злободневна. В то время как развивается наука, в технику внедряется компьютеризация, наш родной язык начинает терять свою самобытность, яркость, эмоциональность. Его заполнили иностранные слова, а язык компьютеров хоть и грамматически правильный, но лишен окраски, образности. Какой же язык мы оставим нашим детям? А ведь именно им творить и строить будущее.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план самообразования "Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста"

цель самообразования: выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста...

Презентация "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста"

Речь является важнейшим  средством  развития личности ребёнка и начинает активно формироваться уже в раннем возрасте....

План работы по самообразованию на 2017-2018 уч. год Воспитателя группы раннего возраста (1-3 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»

Цель: Повышение профессионального уровня  в вопросе развития речи детей раннего возраста посредством устного народного творчестваЗадачи:- Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изуч...

Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста

Речь - это важнейшая функция в жизни человека. Огромное значение на развитие речи ребёнка влияют произведения устного народного творчества...