Проект «Мини Музей семейных ценностей и традиций»
проект (старшая группа)
В современном образовательном процессе немаловажным является воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств любви и уважения к родным и близким. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может полноценно существовать человек.
Указом президента Российской федерации от 22.11.2023г.№ 875-2024год объявлен годом семьи.
Работа в условиях реализации ФОП ДО требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_moya_semya-semeynye_tsennosti_.docx | 478.78 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Излучинская ОНШ»
Паспорт проектной деятельности
по нравственно-патриотическому воспитанию
«Мини Музей семейных ценностей и традиций»
2024г
Тема проекта «
Слайд 2
Тип проекта:
информационно –практико–ориентированный, творческий
Тема: «Мини Музей семейных ценностей»
Продолжительность – долгосрочный
Участники проекта:
воспитанники группы;
воспитатели группы;
родители воспитанников;
Слайд 3
Семья- любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья - опора государства,
Страны моей, моей России.
Илья Резник
Актуальность и значимость
В современном образовательном процессе немаловажным является воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств любви и уважения к родным и близким. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Указом президента Российской федерации от 22.11.2023г.№ 875-2024год объявлен годом семьи.
Работа в условиях реализации ФОП ДО требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.
Чувство любви к Родине зарождается в семье. семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям.
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. Поэтому возникла идея создания мини музея:
Вовлечь родителей в единое образовательное пространство ДОУ.
Родители активно принимали участие в создании музейной экспозиции, Принцип построения наших музеев:
- наглядность;
- доступность;
- достоверность;
- вариативность;
- психологическая комфортность и безопасность деятельности в музейном пространстве;
- координация обучения и воспитания в условиях детского сада и семьи.
Музей - это место, куда приходят люди, чтобы увидеть, узнать что-то редкое. Это хранилище человеческой памяти. В музее всё особенное: и экспонаты, и обстановка. Сейчас дети не часто ходят в музеи, тем самым лишаются возможности приобщаться к этой стороне культуры народа. С этой целью был организован мини-музей.
В проекте «Мини музей семейные традиции и ценности» представлена совместная работа воспитателей, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, сохраняют традиции своих предков, передают их из поколения в поколение.
Семейный мини музей – эффективное средство познания системы ценностей конкретной семьи, традиций, которые передаются из поколения в поколение.
Создание такого музея правильно рассматривать как форму совместной деятельности взрослых (членов семьи, педагогов) и детей, направленной на удовлетворение их образовательных и творческих интересов, связанных с изучением и освоением культурного наследия не только своей семьи, но и общества в целом.
Экспонаты музея дети могут не только рассмотреть, но потрогать руками, даже применить. Это и привлекает детей.
Цель:
Продолжать формировать представление о семье и семейных ценностях и семейных традициях через создание мини-музея.
Слайд 4
Задачи:
-Формировать преемственность между поколениями в процессе ознакомления с экспонатами «музея семейных ценностей»
- формировать представления о том, что каждая семья индивидуальна, имеет свою историю, традиции, интересы;
- углублять знания детей о своей семье, о семейных ценностях;
- развивать воображение, художественно-эстетический вкус;
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной
творческой деятельности;
- воспитывать гордость за свою семью, историю и культуру;
- воспитывать чувство личной ответственности, желание дополнять,
передавать реликвии от поколения к поколению, как связь времён.
Слайд 5
Предполагаемый результат:
Дети:
- узнают историю ценностей своей семьи;
- получат представление о том, что каждая семья индивидуальна;
- пополнят словарный запас (реликвия, экспонат);
Педагоги:
- разработают беседы для детей, консультации для родителей;
- ближе познакомятся с семьями своих воспитанников, укладом их жизни,
семейными ценностями, что будет способствовать более тесному сотрудничеству.
Родители:
- получат знания по сохранению семейных ценностей;
- продолжат организовывать семейные события, учитывая полученные знания.
Слайд 6
Работа по созданию мини – музеев мы условно разделили на несколько этапов:
1. Подготовительный этап. В начале работы воспитатели определили тему и название мини- музея, разработали его модель, выбирали место для его размещения.
Провели анкетирование родителей по теме: «Семейные традиции».
Было проведено выборочное анкетирование родителей в старшей группе с целью:
- определить, какое внимание уделяется семейным традициям;
- определить, какие семейные традиции соблюдаются в семьях воспитанников;
-какие методы используются для приобщения детей к существующим семейным традициям.
Всего приняло участие 10 человек.
Родителям был предложен перечень вопросов:
Знаете ли Вы и Ваш ребенок генеалогическое древо вашей семьи?
Как Вы считаете, должны ли быть в семье свои традиции?
Какие традиции существуют в вашей семье?
Каким образом, те или иные традиции появились и закрепились в вашей семье?
Как происходит приобщение ребенка к тем ценностям, которых придерживается ваша семья?
Хотели бы Вы, чтобы ваши дети переняли ваши семейные традиции в свои будущие семьи?
Анализируя ответы на первый и второй вопросы, можно сделать выводы о том, что в большинстве случаев родители уверены, что их дети полностью (34%) либо частично (48%) знают свое генеалогическое древо. При этом, в таких семьях, обязательным условием является существование своих семейных традиций (97%). Полученные ответы подчеркивают важность семейных ценностей в современном быстроменяющемся обществе.
По результатам анкет лидирует традиция праздновать дни рождения членов семьи (100%). Второе место разделили между собой культурная программа, которая включает в себя коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев (86%) и государственные праздники такие как Новый год, 8 марта, 9 мая и т. д. (85%). На третьем месте оказались традиционные воскресные семейные обеды/ужины (51%).
В некоторых семьях придают значение проведению семейных советов (34%, которые позволяют бесконфликтно и продуктивно решать вопросы жизни семьи. Еще меньше родителей указали профессиональные праздники (20%) и оформление фотоальбомов (20%). День создания семьи (17%) и религиозные обряды (14%) отметили лишь единицы. Таким образом, приведенная таблица показывает, что многие семьи недооценивают воспитательный потенциал таких традиций, как нравственные, религиозные и трудовые.
Анализируя четвертый вопрос получились следующие результаты:
Традиции появились и закрепились в нашей семье, потому что они закреплены обществом (86%)
Они переходят в нашей семье от поколения к поколению (17%)
Мы сами целенаправленно сделали это традицией нашей семьи (28%)
Они появились само собой (31%)
Другое (0%)
Отсюда следует, что в большинстве случаев традиции в семье возникают по причине их актуальности в обществе, и лишь некоторые родители целенаправленно сами создают традиции в своей семье.
Анализ пятого вопроса показал, что родителями применяются все перечисленные в анкетировании методы приобщения ребенка к существующим семейным ценностям
Таким образом, результаты проведенного анкетирования показали, что в семьях воспитанников уделяют недостаточное внимание семейным традициям. Но при этом, родители отмечают, что хотели бы, чтобы их дети переняли семейные традиции в свои будущие семьи. Необходимо понимать, что семейные традиции являются основой создания духовной атмосферы в каждой семье. Создание традиций важно не только для воспитания детей, но и для самих родителей. Они способствуют сплочению семьи, пониманию того, что она единое целое. Внедрение традиций зависит не только от установленных в обществе норм, но и от самих родителей, их установок и направленности на создание искренних взаимоотношений между членами семьи.
Слайд 7
А также проводилась диагностика автор методики С.П. Акутиной «Ценности и традиции моей семье»
Цель: выявить уровень сформированности представлений о традициях
и обычаях своей семьи.
В исследовании приняли участие 20 детей 5-6 лет.
По результатам диагностики получены следующие результаты:
По результатам этой диагностики было выявлено, что высокий уровень
в исследуемой группе показал 1 ребенок, что составляет 5%. Средний уровень был зафиксирован у 35 % (7 человек). Низкий уровень был отмечен
у 60 % (12 человек).
После проведения работы по формированию представлений о
семейных ценностях у старших дошкольников в условиях ДОУ была
проведена повторная диагностика.
В группе дошкольников произошли положительные изменения.
Высокий уровень сформированности знаний об истории семьи увеличился на
45%, средний уровень и низкий уровень уменьшились, соответственно
средний на 15%, низкий на 30%.
Таким образом, целенаправленная работа способствовала повышению
уровня сформированности представлений о семейных ценностях у старших
дошкольников.
Слайд 8
2. Практический этап.
Социально-коммуникативное развитие:
- Рассматривание семейных фотоальбомов: «Моя квартира» «Правила поведения сына и дочки», «Моя дружная семья», «Семейные праздники» «Семейное древо», «Наши традиции».
- Настольно-печатные игры: «Найди и назови»
- Сюжетно ролевая игра: «День рождение», «Семья», «Дочки матери».
- Беседы с детьми «Мамины помощники», «Для кого подарок?»
- Игры-рассуждения «зачем нужно заботится о своих близких».
Слайд 12
Познавательное развитие:
- Конструирование «Мой дом – моя крепость», «Где я живу».
- Тематическая беседа «Мой дом –моя крепость»
- Рассматривание семейных фотографий «Выходные с родителями», «Как и где мы провели отпуск» «Как я помогаю своим любимым людям» «Картотека загадок, пословиц на тему семья» презентации «Семейные традиции»
Слайд 18
- Речевое развитие:
- Утренний круг «Назови ласково», беседы «Что любит мама, бабушка….»
- Вечерний круг «Наши хорошие дела».
- Составление описательного рассказа.
- Игра «Что предмет расскажет о себе»
- Включение детей в проведение дидактических игр: «Чей я ребенок, угадай!», «Генеалогическое древо», «Найди сходства и различия», «Кто для кого?»
- Организация встречи с близкими людьми: «Наша бабушка»,
- Чтение художественной литературы по теме «Семья»:
Е. Благинина «Посидим в тишине», Л.Н.Толстой «Бабушка и внучка»,
К. Чуковский «Мой додыр»р. н. с. «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Серебряное копытце»
Слайд 23
Художественно-эстетическое развитие:
- Выставка детских рисунков «Моя семья», «моя квартира», «Самовар», Пластилинография «Бабушка рядышком с дедушкой»
- Изготовление подарков к празднику 23 февраля, 8 марта.
- Подготовка к праздничным мероприятиям: 8 марта
Слайд 24
Физическое развитие:
- Подвижные игры «У дедушки Трифона», «Кто быстрее поможет бабушке».
- Игры: «Дружная семейка», «Бабушка, распутай нас»
Слайд 25
3. Заключительный этап.
Продукт проекта – «Мини музей семейных традиций и ценностей».
В результате у детей появился устойчивый интерес к традициям своей семьи.
Родители воспитанников стали больше общаться, обмениваться идеями. Эта работа помогла сблизить взрослых членов семьи со своими детьми.
Некоторые родители активно интересовались и предлагали варианты мини музея и варианты экспонатов для мини музея, а еще несколько семей подхватили эту идею и предложили продолжить проект на тему: «герои в моей семье» и поэтому наш проект стал долгосрочным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы воспитателя с детьми и родителями по формированию семейных ценностей и традиций
План работы воспитателя с детьми и родителями по формированию семейных ценностей и традиций...
Паспорт проекта «Воспитание семейных ценностей и традиций».
Творческий, исследовательский, информационно-поисковый поОбразовательной области: Социализация...
Творческий проект на тему: "Семейные ценности и традиции"
Данная проектная методика поможет вам возрадить в семьях воспитанников давно забытое , и подчеркнёт существующие традииции и обряды. Поможет познакомить детей с семейными реликвиями....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»
Программа направлена на:- формирование традиционных семейных ценностей и традиций, утрата которых становится всё более заметной в современном обществе посредством проектной деятельности; - ...
Использование детско-родительского проекта в формировании представлений о семье, семейных ценностях и традициях
В статье раскрывается содержание детско-родительского проекта о семье и её традициях для детей старшего дошкольного возраста. Автор предлагает использование совместной творческой деятельности (выставк...
Проект "Музей семейных ценностей"
Сохранение преемственности поколений посредством создания мини-музея семейных реликвий...
2023-2024 Совместный проект родителей и ДОО в подготовительной группе компенсирующей направленности с детьми ТНР «Семейные ценности и традиции»
Вид проекта: информационно-исследовательский.Продолжительность проекта: долгосрочный (с декабря по май).Участники проекта: дети, воспитатели группы, узкие специалисты, родители воспитанников.Цель прое...
- Мне нравится (1)