Проект «Мини Музей семейных ценностей и традиций»
проект (старшая группа)

Строканова Ольга Владимировна

В современном образовательном процессе немаловажным является воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств любви и уважения к родным и близким. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может полноценно существовать человек.

Указом президента Российской федерации от 22.11.2023г.№ 875-2024год объявлен годом семьи.

        Работа в условиях реализации ФОП ДО требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_moya_semya-semeynye_tsennosti_.docx478.78 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Излучинская ОНШ»

Паспорт проектной деятельности

по нравственно-патриотическому воспитанию

«Мини Музей семейных ценностей и традиций»

C:\Users\Computer\Desktop\img0.jpg

2024г

Тема проекта «

Слайд 2

Тип проекта:

информационно –практико–ориентированный, творческий

Тема: «Мини Музей семейных ценностей»

Продолжительность – долгосрочный

Участники проекта:

воспитанники группы;

воспитатели группы;

родители воспитанников;

Слайд 3

Семья- любви великой царство.

В ней вера, праведность и сила.

Семья - опора государства,

Страны моей, моей России.

Илья Резник

Актуальность и значимость

        В современном образовательном процессе немаловажным является воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств любви и уважения к родным и близким. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Указом президента Российской федерации от 22.11.2023г.№ 875-2024год объявлен годом семьи.

         Работа в условиях реализации ФОП ДО требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.

        Чувство любви к Родине зарождается в семьесемья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям.

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности.  Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. Поэтому возникла идея создания мини музея:

Вовлечь родителей в единое образовательное пространство ДОУ.

Родители активно принимали участие в создании музейной экспозиции, Принцип построения наших музеев:

- наглядность;

- доступность;

- достоверность;

- вариативность;

- психологическая комфортность и безопасность деятельности в музейном пространстве;

- координация обучения и воспитания в условиях детского сада и семьи.

Музей - это место, куда приходят люди, чтобы увидеть, узнать что-то редкое. Это хранилище человеческой памяти. В музее всё особенное: и экспонаты, и обстановка. Сейчас дети не часто ходят в музеи, тем самым лишаются возможности приобщаться к этой стороне культуры народа.         С этой целью был организован мини-музей.

В проекте «Мини музей семейные традиции и ценности» представлена совместная работа воспитателей, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, сохраняют традиции своих предков, передают их из поколения в поколение.

Семейный мини музей – эффективное средство познания системы ценностей конкретной семьи, традиций, которые передаются из поколения в поколение.

Создание такого музея правильно рассматривать как форму совместной деятельности взрослых (членов семьи, педагогов) и детей, направленной на удовлетворение их образовательных и творческих интересов, связанных с изучением и освоением культурного наследия не только своей семьи, но и общества в целом.

Экспонаты музея дети могут не только рассмотреть, но потрогать руками, даже применить. Это и привлекает детей.

Цель:

Продолжать формировать представление о семье и семейных ценностях и семейных традициях через создание мини-музея.

Слайд 4

Задачи:

-Формировать преемственность между поколениями в процессе ознакомления с экспонатами «музея семейных ценностей»

- формировать представления о том, что каждая семья индивидуальна, имеет свою историю, традиции, интересы;

-  углублять знания детей о своей семье, о семейных ценностях;

- развивать воображение, художественно-эстетический вкус;

- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной

творческой деятельности;

-  воспитывать гордость за свою семью, историю и культуру;

- воспитывать чувство личной ответственности, желание дополнять,

передавать реликвии от поколения к поколению, как связь времён.

Слайд 5

Предполагаемый результат:

Дети: 
-
узнают историю ценностей своей семьи;
- получат представление о том, что каждая семья индивидуальна;
- пополнят словарный запас (реликвия, экспонат);
Педагоги:
-
разработают беседы для детей, консультации для родителей;
- ближе познакомятся с семьями своих воспитанников, укладом их жизни,
семейными ценностями, что будет способствовать более тесному сотрудничеству.
Родители:
-
получат знания по сохранению семейных ценностей;
- продолжат организовывать семейные события, учитывая полученные знания.

                                                                   

Слайд 6

Работа по созданию мини – музеев мы условно разделили на несколько этапов:

1. Подготовительный этап. В начале работы воспитатели определили тему и название мини- музея, разработали его модель, выбирали место для его размещения.

Провели анкетирование родителей по теме: «Семейные традиции».

Было проведено выборочное анкетирование родителей в старшей группе с целью:

- определить, какое внимание уделяется семейным традициям;

- определить, какие семейные традиции соблюдаются в семьях воспитанников;

-какие методы используются для приобщения детей к существующим семейным традициям.

Всего приняло участие 10 человек.

Родителям был предложен перечень вопросов:

Знаете ли Вы и Ваш ребенок генеалогическое древо вашей семьи?

 Как Вы считаете, должны ли быть в семье свои традиции?

 Какие традиции существуют в вашей семье?

 Каким образом, те или иные традиции появились и закрепились в вашей семье?

 Как происходит приобщение ребенка к тем ценностям, которых придерживается ваша семья?

 Хотели бы Вы, чтобы ваши дети переняли ваши семейные традиции в свои будущие семьи?

Анализируя ответы на первый и второй вопросы, можно сделать выводы о том, что в большинстве случаев родители уверены, что их дети полностью (34%) либо частично (48%) знают свое генеалогическое древо. При этом, в таких семьях, обязательным условием является существование своих семейных традиций (97%). Полученные ответы подчеркивают важность семейных ценностей в современном быстроменяющемся обществе.

По результатам анкет лидирует традиция праздновать дни рождения членов семьи (100%). Второе место разделили между собой культурная программа, которая включает в себя коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев (86%) и государственные праздники такие как Новый год, 8 марта, 9 мая и т. д. (85%). На третьем месте оказались традиционные воскресные семейные обеды/ужины (51%).

В некоторых семьях придают значение проведению семейных советов (34%, которые позволяют бесконфликтно и продуктивно решать вопросы жизни семьи. Еще меньше родителей указали профессиональные праздники (20%) и оформление фотоальбомов (20%). День создания семьи (17%) и религиозные обряды (14%) отметили лишь единицы. Таким образом, приведенная таблица показывает, что многие семьи недооценивают воспитательный потенциал таких традиций, как нравственные, религиозные и трудовые.

Анализируя четвертый вопрос получились следующие результаты:

Традиции появились и закрепились в нашей семье, потому что они закреплены обществом (86%)

Они переходят в нашей семье от поколения к поколению (17%)

Мы сами целенаправленно сделали это традицией нашей семьи (28%)

Они появились само собой (31%)

Другое (0%)

Отсюда следует, что в большинстве случаев традиции в семье возникают по причине их актуальности в обществе, и лишь некоторые родители целенаправленно сами создают традиции в своей семье.

Анализ пятого вопроса показал, что родителями применяются все перечисленные в анкетировании методы приобщения ребенка к существующим семейным ценностям

Таким образом, результаты проведенного анкетирования показали, что в семьях воспитанников уделяют недостаточное внимание семейным традициям. Но при этом, родители отмечают, что хотели бы, чтобы их дети переняли семейные традиции в свои будущие семьи. Необходимо понимать, что семейные традиции являются основой создания духовной атмосферы в каждой семье. Создание традиций важно не только для воспитания детей, но и для самих родителей. Они способствуют сплочению семьи, пониманию того, что она единое целое. Внедрение традиций зависит не только от установленных в обществе норм, но и от самих родителей, их установок и направленности на создание искренних взаимоотношений между членами семьи.

Слайд 7

А также проводилась диагностика автор методики С.П. Акутиной «Ценности и традиции моей семье»

Цель: выявить уровень сформированности представлений о традициях

и обычаях своей семьи.

В исследовании приняли участие 20 детей 5-6 лет.

По результатам диагностики получены следующие результаты:

По результатам этой диагностики было выявлено, что высокий уровень

в исследуемой группе показал 1 ребенок, что составляет 5%. Средний уровень был зафиксирован у 35 % (7 человек). Низкий уровень был отмечен

у 60 % (12 человек).

После проведения работы по формированию представлений о

семейных ценностях у старших дошкольников в условиях ДОУ была

проведена повторная диагностика.

В группе дошкольников произошли положительные изменения.

Высокий уровень сформированности знаний об истории семьи увеличился на

45%, средний уровень и низкий уровень уменьшились, соответственно

средний на 15%, низкий на 30%.

Таким образом, целенаправленная работа способствовала повышению

уровня сформированности представлений о семейных ценностях у старших

дошкольников.

Слайд 8

2. Практический этап.

Социально-коммуникативное развитие: 

  1. Рассматривание семейных фотоальбомов: «Моя квартира» «Правила поведения сына и дочки», «Моя дружная семья», «Семейные праздники» «Семейное древо», «Наши традиции».
  2. Настольно-печатные игры: «Найди и назови»
  3. Сюжетно ролевая игра: «День рождение», «Семья», «Дочки матери».
  4. Беседы с детьми «Мамины помощники», «Для кого подарок?»
  5. Игры-рассуждения «зачем нужно заботится о своих близких».

Слайд 12

Познавательное развитие:

  1. Конструирование «Мой дом – моя крепость», «Где я живу».
  2. Тематическая беседа «Мой дом –моя крепость»
  3. Рассматривание семейных фотографий «Выходные с родителями», «Как и где мы провели отпуск» «Как я помогаю своим любимым людям» «Картотека загадок, пословиц на тему семья» презентации «Семейные традиции»

    Слайд 18

  1. Речевое развитие: 

  1. Утренний круг «Назови ласково», беседы «Что любит мама, бабушка….»
  2. Вечерний круг «Наши хорошие дела».
  3. Составление описательного рассказа.
  4. Игра «Что предмет расскажет о себе»
  5. Включение детей в проведение дидактических игр: «Чей я ребенок, угадай!», «Генеалогическое древо», «Найди сходства и различия», «Кто для кого?»
  6. Организация встречи с близкими людьми: «Наша бабушка»,
  7. Чтение художественной литературы по теме «Семья»:

Е. Благинина «Посидим в тишине», Л.Н.Толстой «Бабушка и внучка»,

К. Чуковский «Мой додыр»р. н. с. «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Серебряное копытце»

Слайд 23

Художественно-эстетическое развитие:

  1. Выставка детских рисунков «Моя семья», «моя квартира», «Самовар», Пластилинография «Бабушка рядышком с дедушкой»
  2. Изготовление подарков к празднику 23 февраля, 8 марта.
  3. Подготовка к праздничным мероприятиям: 8 марта

 

Слайд 24

Физическое развитие:

  1. Подвижные игры «У дедушки Трифона», «Кто быстрее поможет бабушке».
  2.  Игры: «Дружная семейка», «Бабушка, распутай нас»

Слайд 25

3. Заключительный этап.

     Продукт проекта – «Мини музей семейных традиций и ценностей». 

В результате у детей появился устойчивый интерес к традициям своей семьи.

Родители воспитанников стали больше общаться, обмениваться идеями. Эта работа помогла сблизить взрослых членов семьи со своими детьми.

Некоторые родители активно интересовались и предлагали варианты мини музея и варианты экспонатов для мини музея, а еще несколько семей подхватили эту идею и предложили продолжить проект на тему: «герои в моей семье» и поэтому наш проект стал долгосрочным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы воспитателя с детьми и родителями по формированию семейных ценностей и традиций

План работы  воспитателя с детьми и родителями по формированию семейных ценностей и традиций...

Паспорт проекта «Воспитание семейных ценностей и традиций».

Творческий, исследовательский, информационно-поисковый поОбразовательной области: Социализация...

Творческий проект на тему: "Семейные ценности и традиции"

Данная проектная методика поможет вам возрадить в семьях воспитанников давно забытое , и подчеркнёт существующие традииции и обряды. Поможет познакомить детей с семейными реликвиями....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

Программа направлена на:-  формирование традиционных семейных ценностей и традиций, утрата которых становится всё более заметной в современном обществе посредством проектной деятельности; - ...

Использование детско-родительского проекта в формировании представлений о семье, семейных ценностях и традициях

В статье раскрывается содержание детско-родительского проекта о семье и её традициях для детей старшего дошкольного возраста. Автор предлагает использование совместной творческой деятельности (выставк...

Проект "Музей семейных ценностей"

Сохранение преемственности поколений посредством создания мини-музея семейных реликвий...

2023-2024 Совместный проект родителей и ДОО в подготовительной группе компенсирующей направленности с детьми ТНР «Семейные ценности и традиции»

Вид проекта: информационно-исследовательский.Продолжительность проекта: долгосрочный (с декабря по май).Участники проекта: дети, воспитатели группы, узкие специалисты, родители воспитанников.Цель прое...