Паспорт проекта «Воспитание семейных ценностей и традиций».
проект (средняя, старшая группа) по теме
Творческий, исследовательский, информационно-поисковый по
Образовательной области: Социализация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta.docx | 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта «Воспитание семейных ценностей и традиций».
Средняя, старшая группы
Подготовила воспитатель
Немшилова Т.А.
2013
Семья – источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе.
Вид проекта: творческий, исследовательский, информационно-поисковый
Образовательная область: Социализация
Участники проекта:
Родители , дети, воспитатель Немшилова Т.А.
Реализация проекта:
20013 — 2014 учебный год
Цель проекта:
Повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка, его нравственном воспитании.
Проблемы, на решение которых направлен проект
Распад преемственности поколений, исчезновение семейных традиций.
Крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей как недостаточная компетентность семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка.
Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей.
Недостаток знаний у дошкольников о своей семье, о ее истории.
Искаженные представления о смысле человеческой жизни, истинных ценностях у молодого поколения воспитывающих взрослых.
Разобщенность между семьей и детским садом.
Задачи проекта:
1. Формирование представлений о семье, семейных традициях, родословной, представления о профессии родителей, об индивидуальных различиях и особенностей по половому признаку; воспитывать любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях; создание условий для развития для активной и разнообразной творческой игровой деятельности.
2.Формирование представлений об осознании себя как члена семьи, понимания внутрисемейных отношений; развивать коммуникативные навыки; расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь; формировать навыки творческого рассказывания;
3. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности; формировать и активизировать проявление эстетического отношения к окружающему миру и семье в образовательных ситуациях, досуговой деятельности, в изобразительной деятельности; поддерживать интерес к литературе по тематике, способствовать углублению и дифференциации читательских интересов.
4. Накапливать и обогащать двигательный опыт детей, побуждать к проявлению творчества и самостоятельности в подвижных играх; формировать первоначальные представления и умения в спортивных играх и упражнениях; способствовать развитию занятиям спортом в семье, совместному семейному, спортивному отдыху, укреплять детско–родительские отношения.
Особенности проекта
опора на личный опыт детей, полученный ими в семье
доступность материала для детей дошкольного возраста
максимальная привлечение родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи
интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении
Актуальность проблемы:
Семья – это первый социальный институт, с которым ребёнок встречается в жизни и частью которого является. К сожалению, широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально организованном ознакомлении дошкольника с семьёй. Если ребенок живёт в семье, он сможет познакомиться с этим явлением в повседневной жизни. Но я с этим мнением не согласно, так как в семье не дают углубленного представления о семье.
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Результаты исследований, проведённых философами, социологами, социальными психологами и педагогами последние годы, вызывают тревогу: всё чаще говорится о кризисе семьи, а перспективы развития этого социального института оцениваются крайне пессимистично. Всем известно о демографических проблемах, существующих в российском обществе, о том, что с каждым годом увеличивается количество не только не полных, но и неблагополучных семей.
В дошкольной педагогике семья, как правило, рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребёнка. Дошкольное образовательное учреждение традиционно оказывает помощь родителям в воспитании детей в процессе взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.
Проблема духовно-нравственного воспитания человека всегда была и остается актуальной – в любую историческую эпоху и в любом государстве. Вопросы воспитания освещаются в различных философских, педагогических, психологических исследованиях, их значимость подчеркивается в высказываниях великих мыслителей. Предпринимаемые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
По мнению А. С. Макаренко, «воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит, и историю мира».
Опыт многих поколений доказывает роль родительского воспитания на всю последующую жизнь ребенка и судьбу его родителей, что также исключительно точно передает А. С. Макаренко в своем высказывании: «Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это – не все: наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
Многие педагоги считали, что настоящие семейные ценности включены в повседневную жизнь семьи. Например, К. Д. Ушинский писал: «Семейный уклад охватывает ребенка со всех сторон и отовсюду ежедневно проникает в душу».
Смыслообразующее понятие «ценности семьи» определяет важность, актуальность, общность интересов ее членов. Это любовь, родительство, верность, доверие, связь между поколениями и многие другие. Сама семья, как собирательный элемент этих факторов, тоже является ценностью. Духовные ценности, к которым относятся семейные традиции, семейные устои, понимаются как объединяющие идеи, порождающие стремление их отстаивать, защищать. С развитием общества каждому его этапу соответствует свой тип отношений между близкими людьми и то, что в этих отношениях ценится.
Воспитание любви и уважения к родным и близким, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев ушло в наше время на второй план. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка. Для каждого ребёнка время, проведенное с близкими и родными, очень ценно. Таким образом, обозначилась тема проекта - «Воспитание семейных ценностей и традиций». Данная тема позволит удовлетворить потребность воспитанников - поделиться впечатлениями, личным опытом; даст возможность педагогам сформировать навыки творческого рассказывания у детей; родители дошкольников смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса. И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно.
Предполагаемый результат:
Интегративные качества, показатели:
1. Любознательность. Владеть понятием «семья»;
знать информацию о своей семье, профессии родителей;
знать свои права и обязанности;
проявляет постоянное стремление к общению с книгой;
имеет представления о своем здоровье, знает, как его можно поддерживать, укреплять и сохранять;
проявляет интерес к закаливанию и спортивным упражнениям;
проявляет интерес к правилам безопасного поведения.
2.Инициативность. Умеет совместно с родителями составлять родословную семьи;
умеет самостоятельно организовывать различные игры, отражает бытовые сюжеты, самостоятельно обогащать сюжет игры;
3.Общительность. Заинтересован совместной игрой, эмоциональный фон общения – положительный; согласовывает свои интересы и интересы партнеров;
Положительно настроен по отношению к окружающим, охотно вступает в общение со взрослыми и сверстниками;
4.Отзывчивость. готов проявлять внимание к близкому человеку, умеет пожалеть расстроенного ребенка, старается отвлечь его от переживаний, развеселить, увлечь игрой, проявляет чуткость по отношению к другим;
проявлять любовь к родителям, уважение, интересуется жизнью семьи;
5.Самостоятельность. составлять творческий рассказ о семье;
сохраняет жизнерадостное настроение, стремление к самостоятельности, настроен на положительный результат; активен в стремлении к познанию различных видов трудовой деятельности взрослых и отражению своих представлений в изобразительной деятельности, игре; гармонично физически развивается;
6.Трудолюбивость. охотно откликается на просьбу помочь, научить другого тому, что хорошо освоил.
А главный результат на которым и направлена наша работа, - усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, любви к родным, и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Семейные ценности и традиции в воспитании детей"
Ведущим факторами в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этими понятиями подразумеваются социальные установки и система ценностей семьи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»
Программа направлена на:- формирование традиционных семейных ценностей и традиций, утрата которых становится всё более заметной в современном обществе посредством проектной деятельности; - ...
Сценарий педагогического совета "Роль семейных ценностей и традиций в системе нравственно-патриотического воспитания личности"
Сценарий педагогического совета "Роль семейных ценностей и традиций в системе нравственно-патриотического воспитания личности"...
Роль семейных ценностей и традиций в воспитании личности дошкольника
Актуальность и необходимость работы по формированию семейных ценностей остаётся главной и важной, особенно в условиях нашего непростого современного мира. В статье представлен опыт работы ...
Консультация для воспитателей «Семейные ценности и традиции в воспитании детей»
quot;Семья - эта та самая среда,в которой человек учится,и сам творит добро"В. А. Сухомлинский....
Сценарий педагогического совета «Роль семейных ценностей и традиций в системе нравственно- патриотического воспитания личности»
Одним из основных принципов дошкольного образования, заложенных в федеральный государственный образовательный стандарт, является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и ...
Проект «Воспитание семейных ценностей через народные сказки» (для детей 2-3 лет).
Проект «Воспитание семейных ценностей через народные сказки» (для детей 2-3 лет)....