Семинар-практикум «Волшебный мир тряпичной куклы»
материал
Семинар-практикум «Волшебный мир тряпичной куклы»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1»
СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ
«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Воспитатель: Мельник И.А
2022-2023 г.
«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
План:
1. Вступительное слово
2. Сказка
3. Тренинг
4. Мозговой штурм
5. Игра – эстафета «Вытащи репку»
6. Объясни пословицу
7. Скажи быстро (скороговорки)
8. Заключение
Цель: обобщение знаний педагогов о русском народной культуре.
Задачи: воспитывать патриотические чувства,
воспитывать позитивные отношения к народному творчеству,
пополнять копилку народных игр для воспитанников.
1) Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, поверхностно знакомо с русской культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? О чём мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Люди издавна стремились как-то объяснить смену времён года, изменения, происходящие в природе. Этой теме посвящали песни, которые называли календарными.
Весна – это детство пора зарождения, формирование роста, лето – юность – пора цветения, созревания плодов, осень – время полной зрелости, сбора урожая, зима – старость, время долгого отдыха и сна.
Народное искусство – это глубокий незамутнённый источник художественных образов.
Праздники – особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, обряды, исторический опыт народа. Мудрость народной культуры делает людей более осведомлёнными в бытовых ситуациях, эмоционально и нравственно воспитывает. Фольклор – традиция изустная. Педагогика творчества – одна из главных движущих сил педагогического процесса, в котором большую роль может оказать игра. Разнообразие фольклорных традиционных игр, существующих практически на все случаи жизни, позволят активизировать процесс восприятия фольклора. Освоение фольклора это и изучение местных народных традиций.
2) Сказка
Входит бабушка Агафья:
-Здравствуйте девицы-красавицы. Я живу в маленькой деревеньке, у нас девицы всё знают о русской культуре, а вы знаете?
- Поскорее отвечайте на мои вопросы
3) Тренинг
-- Что значит, по вашему мнению, восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности? (устраивать праздники, восстановить традиции, обряды);
- От каких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине, духовный, творческий патриотизм? (любовь к родному краю, отношения в семье, любви к старшим, праздник Дня независимости, день пожилого человека, религиозные праздники);
- Как вы считаете, в чём наиболее ярко отразились черты русского характера и присущие ему нравственные ценности? (обрядовые праздники, музыкально-развлекательная программ «Играй гармонь»);
- Почему, на ваш взгляд, приобщение детей к народной культуре, формирование у них патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста? (чем раньше посеешь, тем раньше пожнёшь);
- Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников? (ведомая);
- Какие элементы народного творчества можно использовать в повседневной работе с детьми? (игровые);
- Какое влияние на формирование душевных качеств оказывают окружающие предметы, характерные для русского народного быта, декоративно-прикладного искусства? (восторг, наслаждение)
4) Ведуший:
Бабушка, сядь отдохни, на наших девиц посмотри да послушай.
У нас с вами 2 команды, давайте поприветствуем друг друга.
1 команда - Дай Бог тому, кто в нашем дому
Дорогим гостям, милым детушкам.
Наделил бы вас Господь
И добром и здоровьицем.
2 команда: - Наша изба ровно тепла
Домом жить – не лукошко шить,
Домом жить – не развеся уши ходить.
Домом жить – обо всём тужить,
Дом вести – не лапти плести
Вопросы для команд (мозговой штурм)
1. Золотая роспись по дереву из Нижнего – Новгорода? (хохлома,
2. Народное искусство, свойственное какой-либо местности? (промысел,
3. Место изготовления забавных игрушек и скульптур из дерева? (Богородское,
4. Роспись деревянных предметов быта Нижегородской области? (Городец,
5. Место изготовления игрушек с преобладанием в рисунке геометрических форм? (дымково,
6. Бело-синее чудо? (гжель,
7. Чередование элементов росписи в определённом порядке (узор)\
8. Образное, краткое изречение, легко определяющее какое-либо явление (поговорка,
9. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом моралью (басня).
10. Устное народное творчество, песня-сказание, основанные на реальных событиях (былина,
11. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование, фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)
12. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка,
13. Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)
5) Игра-эстафета: «Вытащи репку».
У стены за ограничительной линией в двух колоннах стоят участники игры. В каждой команде – Дедка, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка и Мышка. Напротив команд на расстоянии десяти шагов стоят два стула, к их спинкам прикреплены нарисованные репки. По сигналу бегут Дедки, обегают каждый свою репку, берут за руку Бабку и бегут вдвоём, затем втроём и так далее. Последними присоединяются Мышки. В конце игры вся колонна выстраивается за репкой. Выигрывает команда, которая первой прибежит к репке.
6) «Пословицы неспроста молвятся» : (Объясните, что это значит)
Бабушка Агафья: :
- Люди в старину не только трудились и отдыхали, но и народную мудрость порождали
1 Маленькое дело лучше большого безделья
2 От совета стариков голова не болит
3. Лучше своё отдать, чем чужое взять
4 Семь деревень, а лошадка одна
5. Пятеро одну соломинку поднимают
7) «Скажи быстро» (скороговорки)
Прошкина Шавка укусила шапку, бьёт Пашка шапкой Прошкину Шавку.
Дали Клаше кашу с простаквашей, ела Клаша кашу с простаквашей
(Ведущий рассказывает скороговорки Граф Пато, Жили были)
Бабушка Агафья:
-Молодцы, вы много знаете и детей этому научите!
- Мои гостинцы для вас!
Будьте здоровы, живите богато!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Почему у народной куклы нет лица? Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.
Куклы-обереги В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки").
Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка. Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.
Пеленашка — древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка (При крещении младенец приобретал статус человека). Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой. Кукла была легка в изготовлении, для неё использовались куски ношеной, чаще домотканой одежды. Спеленутая кукла могла быть использована детьми в играх.
Широкое распространение на Севере России имела кукла — берестушка , кукла была изготовлена из бересты, свёрнутой в трубочку. Внутрь вкладывалась молитва (или заговор). Это был сильный оберег. Как правило, эту куклу делала для ребёнка и дарила ему родная бабушка (поэтому её иногда называли " бабушкина кукла " ).
Важным моментом в жизни человека является свадьба. На этот случай существовала специальная обрядовая кукла «Парочка» , иногда такую куклу называли «Неразлучники» . У женской и мужской фигуры общая рука — символ крепкого брачного союза. Свадебную «Парочку» изготавливали из трех красных лоскутов одного размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закрепленную на полотенце. Когда рождался в молодой семье первый ребенок, полотенцем начинали пользоваться, а куклу давали ребенку или хранили всю жизнь как оберег семьи и брака.
Зернушка — кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Иногда ее называли «зерновка» или «крупеничка» . Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы- мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Эта кукла символизировала достаток, благополучие в семье. Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры.
В южных губерниях России существовала кукла — оберег жилища, называемая "День и Ночь" (она относится к двуликим или парным куклам). Как правило, её делали под Новый год. Она была изготовлена из тканей темных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а темная ткань—ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером- темной (на ночь). Говорили: «День прошел, и слава Богу, пусть так же пройдет и ночь».
Кукла — веник помогала хозяйке "вымести сор из избы". Конечно, это был не материальный мусор, а сор, из-за которого происходили ссоры, разлад в доме. Изготавливалась она, как правило, из трав, соломы, лыка. Одежда куклы состояла из сарафанчика и платочка. По наряду куклы можно было определить место ее «рождения». Данная кукла бытовала в центральных и южных губерниях.
Куклы- лихорадки. Двенадцать куколок, спеленутые как младенцы, скрепленные вместе. Их помещали за печкой, чтобы их никто не видел. Лихорадки спасали от болезней.
Кукла — Кубышка с копеечкой в объемистом тельце-мешочке дарили на Рождество. Считалось, что она притягивает в дом богатство. В Кубышку складывали не только деньги, но и набивали ее душистыми травами. Помнешь-потрогаешь такую кукольную толстушку-травницу, и разольется по избе лесной-полевой аромат.
Кувадка (или Куватка) одна из самых простых обережных куколок. Ее делали накануне рождения ребенка (за две недели максимум) и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Позже кукол стали укладывать к колыбельки. Кувадки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками.
Кукла — Бессоница предназначалась для детей, страдающих расстройствами сна, ее укладывали в кроватку неспящего ребенка. При изготовлении обязательным считался приговор: «Сонница – бессоница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой».
Кукла — Кормилка - образ замужней женщины, символ благочестия и достатка. Этой куколке приделывали объемную тряпичную грудь – чтобы детки всегда были сытыми и здоровыми. Она «согревала» местечко в колыбельке до рождения ребенка. После рождения висела над изголовьем, как оберег от порчи и сглаза.
Обрядовые куклы Это достаточно распространенная категория народной игрушки. Такие куклы, выполненные из различных материалов, достаточно несложные по технологии, связаны с передачей ребенку нравственных, символических и мифологических знаний. Обрядовые куклы в своем роде очень уникальны, так как содержат символические знания предыдущих поколений. Они были созданы людьми для обрядовых, культовых и магических целей. Они существуют у большинства народов мира и используются как в языческой, так и в христианской религии. Применяются для различных магических ритуалов.
У народов России куклы использовались в различных обрядах и праздниках народного календаря. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников.
Кукол-Капусток мастерили барышни на выданье и выставляли в окнах, сигнализируя о готовности к браку- мол, пора засылать сватов. Плюс, Капусткам полагалось притягивать к дому самых завидных женихов.
Кукла-Стригушка была связана с богатым урожаем. Стригушки делали из соломы, лыка, отходов льнопроизводства. Иногда ее одевали, но иногда ее украшали цветными шерстяными нитками. Соломенные куклы, сделанные из первого «именного» снопа, считались священными.
Кукла-Коляда изготавливалась для славянского праздника зимнего солнцеворота. Празднование Коляды своим весельем выражало победу добрых начал над силами зла. Эта кукла – символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой женщину одетую во все новое и нарядное. Кукла Коляда изготавливается из спила дерева. В мешочках подвешенных к поясу, надодятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Колядя отгоняет нечистую силу .
С рождественскими обрядами была связана необычная кукла "Коза" . Выполнялась данная кукла на крестообразной основе, а лицо, рога и борода были сделаны из лыка. "Коза" была наряжена в красивое платье и имела на себе обрядовые предметы: колокольчики, бусы, серьги, колечки и мешочки с травами. Данная кукла использовалась в обрядах колядования .
В Крещенские дни делали куклу Крестец , ставили её у ведра с водой, обязательно освящённой. Считалось, что в эти дни вода была святой. Кукла была выполнена на крестообразной основе, её украшали тесёмочками и ленточками.
Очень необычными были красноликие пасхальные куклы, которых делали к Вербному воскресению, обязательно из красного лоскута. Их дарили на счастье, радость, она могла присутствовать на пасхальном столе вместе с пасхальными дарами, а затем эти куклы отдавали паломникам (на следующий год таких кукол делали новых).
Домашняя Масленица В масленичную неделю такую куклу вывешивали за окно. Это было знаком того, что теща ждала зятя и дочь в гости на блины. Чаще всего таких кукол изготавливали из соломы и лыка. Лицо обтягивали льняной тканью и одевали в традиционный наряд.
На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку , наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки — заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды. Кукла "Купавка".
Десятиручка — кукла, предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли.
Выставка кукол
Мастер Класс — «Хозяюшка – Благополучница»
По поверью куколка, внутри которой спрятана монетка, приносит в дом удачу и достаток, бережет домашний очаг, хранит семью.
ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКЛЫ НУЖНО: ДЛЯ ГОЛОВЫ: КВАДРАТ БЕЛОЙ ТКАНИ 10 x10 , ДЛЯ ТУЛОВИЩА – ЮБКИ: КВАДРАТ ЦВЕТНОЙ ТКАНИ 20 x20 ; ДЛЯ РУК: ПРЯМОУГОЛЬНИК 10 x20 ; ВАТА-СИНТЕПОН/ЛЮБОЙ НАПОЛНИТЕЛЬ (ДЛЯ ГОЛОВЫ И ТУЛОВИЩА; МОНЕТКА С ЦИФРОЙ 5 (5 КОПЕЕК, 5 РУБЛЕЙ); КОСЫНКА ИЗ КВАДРАТА 15 СМ; ПОЛОСКА ТКАНИ – ПОВОЙНИК; КЛУБОЧЕК НИТОК; НОЖНИЦЫ.
Несколько раз по диагонали складываем квадрат для тела-юбки
Отрезаем уголки, таким образом получаем круг диаметром 20см.
Обереговая кукла «Северная берегиня» своими руками Обереговая кукла своими руками Назначение : игрушка, сделанная своими руками, подарок, оберег для дома. Цель: Передача личного профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности. Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта изготовления обереговой куклы «Северная берегиня». .
Задачи: · формирование представления об изготовлении народной куклы, как атрибута духовной культуры русского народа. · привитие интереса к изготовлению обереговых, обрядовых и игровых кукол; · создание игровой куклы по традиционной технологии. · в детских мастер-классах развитие мелкой моторики и первичных навыков рукоделия. · развитие индивидуальных задатков и творческих способностей
В истории России немало место отведено различным родам обрядам и обрядовым предметам, особо почетное место среди них всегда занимали замечательные творения рук человеческих в образе кукол-оберегов. Именно такого рода куклы по старым поверьям считались некоторыми талисманами, призванными защищать и оберегать своих хозяев от различных несчастий и страшных испытаний. Изготавливались они практически без использования иголок и режущих инструментов посредством скручивания, закручивания и завязывания узлов из ткани и нитей. Все делалось только путем разрыва ткани руками.
Одна из таких кукол-оберегов для дома «Северная берегиня» изготавливалась из небольших лоскутов ткани, ярких расцветок, от ношеной одежды, впитавшей в себя энергетику хозяина. Считалось, что она приносит благополучие в дом и охраняет его покой. Её ставили в северный угол избы. Многослойность этой куклы указывала на множество тел человека, множество миров, множество воплощений души. Кукла распространена в северном Прикамье. Кукла берегла народы севера от злых духов, которыми северная земля была полна, так как считалось, что все зло находиться в северных широтах и людям там приходится очень нелегко, защищаясь от злых духов. Считалось, чем ярче лоскутки ткани, тем сильнее кукла и ее магическая сила.
Материалы: 1. 7 лоскутков ткани ярких цветов (6 на18 или 10 на 20 см). (Куколка должна помещаться на ладони) 2. Лоскут ткани на платок. 3. Красные нитки, ленточки.
Шаг 1. Каждый кусочек ткани складываем вдоль три раза.
Шаг 2. У нас получилась полоска.
Шаг 3. Складываем так все семь тканевых полосок.
Шаг 4. Складываем все полоски вместе, друг на друга, а затем пополам.
Шаг 5. Далее перевязываем нитками, отступив от сгиба примерно 1,5 см, формируя голову куклы.
Шаг 6. Туловище и голова куклы готовы.
Шаг 7. Приступаем к изготовлению рук и платочка. Для этого берем лоскуток для платка, отгибаем два противоположных уголка (для рук) на 5-7 мм.
Шаг 8. Складываем пополам, получился платок в форме треугольника, два уголка которых перевязываем ниткой – это будут руки.
Шаг 9. Надеваем получившийся платок с руками на голову и перевязываем нитками.
Обереговую куклу можно разместить в окне Радости. Окно радости делалось после уборки урожая и подвешивалось на главной балке дома. Это два квадрата из рогожи, деревянных палочек, соломы, льна и других природных материалов. Украшались ленточками, колокольчиками. Через год окно Радости сжигали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей и детей старшего дошкольного возраста «Изготовление тряпичной обереговой куклы Пеленашки» /с использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме/
Цель семинара - проктикума в ознакомлении взрослых и детей с народными куклами конца XIX начала XX веков, в умении изготовлять обрядовую куклу Пеленашку своими руками....
Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы «Тряпичная кукла своими руками».
Мастер-класс для родителей дошкольников...
Стендовый доклад Тема: «Развитие коммуникативно-речевых навыков дошкольников с нарушениями речи средствами народных тряпичных кукол» Проект «Волшебный мир тряпичной куклы»
Проект направлен на реализацию цели основной образовательной программы дошкольного образования, в части, формируемой участниками образовательных отношений: объединение обучения и воспитания детей в це...
Проект "Волшебный мир тряпичной куклы"
Проект "Волшебный мир тряпичной куклы"...
Семинар – практикум.Тема: «Волшебный мир театра»
Семинар – практикумКонспектсовместной образовательной деятельностис детьми второй младшей группыМДОУ детского сада «Сказка»р.п. Дергачиобразовательная деятельность:«Художествен...
ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ»
Городской округ КрасногорскМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 17Проект «Волшебный мир тряпичнойкуклы»Подготовил: Ащева М.В. А...
Семинар - практикум для родителей по изготовлению куклы "Рождественский ангел"
Целью этого семинара - практикума была познакомить детей, родителей с историей происхождения традиционной русской, доброй куклой – Рождественского ангела. Воспитывать у детей уважение к русским ...