Проект "Волшебный мир тряпичной куклы"
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Проект "Волшебный мир тряпичной куклы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volshebnyy_mir_tryapichnoy_kukly.docx | 470.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1 «СИБИРЯЧОК»
Микрорайон Северный, 20/1, г. Бердск, Новосибирская область, 633011
Тел.: (383-41)2-70-34 e-mail: bsk_du01@mail.ru
Познавательно-творческий проект
«Волшебный мир тряпичной куклы»
Разработали: воспитатели Борисенко Н.В., Валиева Т.А.,
учитель-логопед Куненкова И.И.
Бердск 2018
Проблема
Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт. Игрушки сегодня радуют, удивляют, изумляют, и дети острее взрослых ощущают их необычность. Куклы, с незапамятных времен, были самой известной и любимой игрушкой русского народа. Они сохранили для нас часть мира наших предков, обряды и предания, которые всегда были важны людям, помогали им выживать и передавать знания о мире из поколения в поколение.
Современный рынок заполнен красивыми, на первый взгляд, куклами. В том числе и куклами Барби с наборами шикарной одежды.
А какими куклами играли наши бабушки, прабабушки? Ведь наверняка во времена их детства были другие куклы, а какие?
Сегодня незаслуженно забыты народные игры, традиционная русская кукла не привлекает внимания детей. В основе сюжетно-ролевых игр лежат боевики и конкурсы красоты.
Анализ анкетирования на тему «Игрушки в жизни малыша» показал, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.
В настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и сохранить искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.
В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребенка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребенок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребенка. Чем раньше ребенок почувствует свои «корни», «корни» памяти, тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далекие времена, научится чтить память своих предков.
Актуальность проекта
Дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в ее возрождении, развиваться, как личность, любящая свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой.
Игровая культура народа формировалась на протяжении многих веков, передавалась из поколения в поколении, отражала различные стороны традиционной культуры, семейного и общественного опыта.
Дети самого разного возраста старались создать своими руками простую и в то же время многофункциональную игрушку. В наши дни народная кукла почти исчезла из быта, информация о ней в значительной степени утрачена.
Кукла известна с глубокой древности. Всюду, где бы ни селился человек, кукла – неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится загадка. Традиционные народные куклы служили оберегами, а другие бережно хранились в сундуках, и передавались из поколения в поколение.
В стародавние времена кукла сопровождала человека на протяжении всей жизни: встречала новорожденного в колыбели, помогала в тяжелые времена, принимала на себя болезни, оберегала, от злых сил. Игры с куклами поощрялись взрослыми, ведь с их помощью ребенок познавал себя и мир, учился вести хозяйство, обретал образ семьи. «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», гласит народная поговорка.
Богатая традиция и разнообразие народной куклы вдохновили меня на создание проекта «куклы наших прабабушек». Ведь кукла рассказывает о традициях нашего народа, воспитывает в человеке доброту, любовь и сострадание, учит понимать чувства другого человека, его внутренний мир. Такую куклу не купить в магазине.
Работу по проекту выстроили по трем направлениям: работа с детьми, взаимодействие с родителями и обмен опытом с коллегами.
Степень разработанности проблемы
При составлении проекта использовали литературу: Елена Берстнева, Наталья Догаева «Кукольный сундучок», издательство «ООО Белый город», Москва; Дайн Г. Д. « Русская народная игрушка» - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.-192с.,; Москитин Дмитрий Николаевич «Загадки народной куклы» /Дмитрий Москитин, Татьяна Яшкова. – Петрозаводск: Периодика, 2010. – 64 с.:ил.; Цыгвинская О.А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления. – СП б.: ООО «Издательство « Детство – пресс», 2013.- 80с., цв. ил. ;
Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 176 с., ил.+ цв. вкл.
Объект проектной деятельности
Формирование интереса к истории и культуре русского народа.
Предмет проектной деятельности
Процесс ознакомления с тряпичными куклами.
Цель проекта
Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной русской куклы.
Задачи проекта
Образовательные:
Познакомить детей с историей возникновения тряпичной куклы.
Обучить технологии изготовления тряпичных кукол.
Научить самостоятельно изготавливать некоторые виды тряпичных кукол.
Повысить педагогическую компетентность родителей по развитию у детей интереса к истории и культуре русского народа через активные формы работы.
Развивающие:
Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей, опираясь на богатые традиции русского народа.
Развивать фантазию и творчество, воображение, художественный вкус, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.
Описание проекта
Формирование у дошкольников интереса к истории и культуре русского народа с применением традиционной русской куклы – работа не только актуальная, но и очень интересная. В ней важно все – форма проведения совместной деятельности, содержания, обстановка, общение детей и педагога. Рукотворная народная тряпичная кукла выполняет новую коммуникативную функцию, став живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. В процессе ознакомления детей с историей традиционной русской куклы учитываются следующие принципы:
принцип доступности изучаемого материала;
принцип историзма, который реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания;
принцип «единства эмоций, действия, интеллекта» - предполагает, что все знания, которые ребенок получает, должны быть пропущены им через сердце, руки и голову. В этой триаде эмоции стоят на первом месте, так как все, что пропущено человеком через душу, в ней и остается. Порой что-то забывается, стираются из памяти какие-то факты, события, а вот чувства, испытанные в детстве, остаются с человеком надолго, порой на всю жизнь;
принцип интегративности – подразумевает, что ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа может быть стержнем, вокруг которого интегрируются различные виды детской деятельности, различные отрасли знаний.
Проект не является компонентом базовой части основной образовательной программы ОО, а является вариативным звеном учебного плана, обеспечивающим индивидуальный характер развития воспитанников.
Реализация проекта «Волшебный мир тряпичной куклы» расширяет систему по патриотическому и по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников, делает акцент на формирование интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной русской куклы.
Реализация проекта осуществляется в соответствии с перспективно-тематическим планированием и непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности по образовательным областям: «Социально-личностное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Игровая деятельность».
Обучение детей изготовлению кукол происходит от простого к сложному, по «восходящей спирали». В течение проекта воспитанники знакомятся с народными тряпичными куклами; учатся различать Игровые, Обрядовые, Обережные куклы; учатся работать с тканью и изготавливать несложные тряпичные куклы. У детей развивается эстетический вкус в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством.
Гипотеза
Знакомство с традиционной русской куклой сформирует у детей старшего дошкольного возраста интерес к истории и культуре русского народа.
Ресурсы:
материально-технические: проектор, ноутбук, презентации; материалы для продуктивной деятельности (ткань, вата, синтепон, нитки, тесьма, ножницы); бумага, картон, цветная бумага, краски, кисти, ножницы, клей.
кадровые: воспитатель, дети, родители;
информационные: художественная и специальная (по теме проекта) литература.
Поэтапный план реализации проекта:
Первый этап (сентябрь 2017-декабрь 2017 учебный год) – поисковый | ||||
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | |
Сформулировать проблему, определить цель. Выработать план деятельности по достижению цели. Проанализировать знания детей. Создать мотивацию деятельности детей. Создать условия для реализации проекта. | Родительское собрание Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы «Тряпичная кукла своими руками» | сентябрь 2017-декабрь 2017 январь 2018 | Изучение метод литературы Заинтересованность детей, родителей, педагогов темой проекта. | |
Второй этап (Январь-май 2018 учебный год) – реализация проекта | ||||
Систематизировать информацию, планировать совместную деятельность. Поддерживать стремление всех участников активно вступать в работу по реализации проекта. Развивать творческие способности детей, умение строить художественный замысел, мелкую моторику рук, фантазию. Познакомить детей с историей возникновения тряпичной куклы. Научить изготавливать некоторые виды тряпичных кукол. Развивать интерес к истории и культуре русского народа через активные формы работы. | Проведение НОД: бесед, занятий по художественно-эстетическому развитию (рисованию, аппликации) | январь- апрель 2018 | Повышение интереса детей к тряпичным куклам. Появление желания родителей принять участие в организации совместной деятельности. | |
Третий этап (2014 – 2015 учебный год) – проведение экскурсии в мини-музее | ||||
Совершенствовать уровень накопленных знаний. | Проведение детьми экскурсии для воспитанников старшей группы в мини-музее «Волшебный мир тряпичной куклы». | Май 2018г. | Применение полученных знаний на практике. Развитие музейной культуры. |
Конечный продукт проекта
Дошкольники:
проявляют интерес к народной культуре;
сформированы первичные первоначальные представления о истории происхождения народной (тряпичной) куклы;
формируется умение самостоятельно изготавливать простейшие народные куклы;
знают названия тряпичных кукол, их назначение.
Родители:
систематизированы знания по развитию у детей интереса к истории и культуре русского народа через изучение и изготовление народной куклы;
активное участие в совместных мероприятиях в ДОУ:
наполнены и систематизированы материалы по народной (тряпичной) кукле, ее роли в культуре и традициях русского народа:
- Мини-музей «Волшебный мир тряпичной куклы»
- Разработаны конспекты образовательной деятельности;
- Разработаны технологические карты по изготовлению тряпичных кукол.
Критерии оценки эффективности реализации проекта
- овладение педагогом инновационными технологиями;
- анкетирование родителей
Диагностический инструментарий
Контрольно – измерительные материалы
Интегративное качество: «Любознательный, активный»
- интересуется новым, неизвестным в окружающем мире;
- задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;
- способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах деятельности);
- в случаях затруднения обращается за помощью к взрослому;
- принимает живое заинтересованное участие в образовательном процессе;
Интегрированное качество « Эмоционально отзывчивый».
- откликается на эмоции близких людей и друзей;
- сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов;
Интегрированное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками».
- активно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;
- способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником в зависимости от ситуации;
Интегрированное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила».
- способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
Интегрированное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту».
- может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач;
- способен предложить собственный замысел и воплотить его;
Интегрированное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе».
- имеет представления об обществе, его культурных ценностях;
Интегрированное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности».
- умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
Интегрированное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками».
- у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов деятельности.
Прогноз возможных негативных последствий
- потеря интереса и желания детей;
- отсутствие интереса и желания родителей участвовать в совместной деятельности;
- снижение общего уровня восприятия учебного материала за счет углубления и расширения содержания образовательного процесса;
Способы коррекции, компенсации негативных последствий
- создание предметно-игровой среды, ориентированной на формирование мотивации детей;
- поддержка детей, родителей, педагогов (проведение консультаций, мастер-классов) с целью разрешения возникающих вопросов в процессе работы над проектом.
Примечание:
Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями. Трудно сказать точно, но кукла как детская игрушка появилась у славян около 1000 лет назад - это подтверждают раскопки под Новгородом. В Британском музее хранится тряпичная кукла, которая принадлежала маленькому римлянину, жившему за 3000 лет до нашей эры.
Кукла - знак человека, его игровой образ, символ, который фокусирует время, историю культуры, страны и народа, отражая их движение и развитие. В словаре русского языка С. И. Ожегова объясняется, что кукла - это детская игрушка в виде фигурки человека. Тряпичные куклы, выполненные в народных традициях, это куклы, которых делали с использованием старинных техник и технологий.
С давних времен кукол делали из травы, веточек и лоскутков, и они символизировали то тайное, волшебное, что есть в человеческой душе.
Сегодня рукотворная тряпичная кукла выполняет новую коммуникативную функцию: она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту, в котором нам многое созвучно.
Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях круга жизни, сопровождая рождение, свадьбу, уход к предкам.
Традиционная матерчатая кукла - это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свернутый «в скалку», лицо из льняного лоскутка, грудь из туго набитых шариков, коса - волосяная либо кудельная (то есть сделанная из льна или пеньки), наряд из пестрых лоскутков - вот такая была кукла. И не случайно. В тряпичной куколке причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Для тяжелой крестьянской жизни здоровье и красота - почти одно и то же. Недаром кукла такая устойчивая, что подчеркнуто широким подолом: сразу видно, как прочно она стоит на земле.
Народная кукла была многофункциональной: в одном и том же обличье она могла выполнять разные роли. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение - все эти ее значения сплетались воедино, в одну самую главную функцию - духовную функцию общения. Кукла рождалась в деревенской семье, в живом разговоре матери с дочкой, бабушки с внучкой, на глазах братьев, сестер, сверстников. Все отношения в деревне, в том числе и семейные, носили публичный характер: свадьба, похороны, праздники и другие обряды. Коллективным было и искусство. Деревенские люди всегда стремились к общению, потребность в котором была жизненно необходима и выражалась буквально во всем: в поступках, в поведении, в вещах, в труде, в творчестве. Потребность эта четко выражалась и в кукле. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которых старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта. Насквозь пропитанная житейским духом, кукла тянула живую ниточку связи с народным культурным наследием, с прошлым - далеким и все равно близким. Потешная копилка народной памяти - в этом заключена основная духовная ценность народной тряпичной куклы.
Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются народные представления о жизни, труде, красоте. Рукотворные изделия, и в их числе куклы, всегда были нужны людям не только для практических целей: они связывают людей с опытом прошлого, с местной традицией, национальной культурой.
В традиционных текстильных куклах концентрируется весь предыдущий практический художественный и философский опыт народа. По законам народной жизни отслужившая пещь вновь включалась в круговорот жизни. Так, считалось, что ношеная ткань содержит в себе частичку жизненной силы человека. Помимо прочего, здесь ярко прослеживается и роль женщины - мастерицы, творца, хранительницы традиций, подчеркивается ее изначальная бережливость.
В русских семьях к куклам относились бережно, передавали их по наследству. Известно, что девочки, не игравшие в куклы, впоследствии менее женственны. Между тем строгое разграничение по полу, когда мальчикам дарят только машинки, а девочкам только кукол - тоже заблуждение. Замечено, что если мальчики играют в куклы, то это расширяет их кругозор и развивает эмпатию - способность легко воспринимать точку зрения другого человека. Поэтому поиграть в куклы полезно и современным мальчикам, тем более что воспитательный момент, содержащийся в этих играх, напрямую касается и мальчиков.
Главной ценностью в русской семье были дети: чем больше четей, тем богаче этот род, все остальное определялось словом «достаток». Растить от трех до пяти детей было нормой, отсутствие же детей было большим горем: только бездетная семья могла распасться без осуждения окружающих. Поэтому магические и практические действия, направленные на будущее «чадородие», начинались еще с детства. Чем больше девочка играла с куклами и чем больше было у нее кукол, тем богаче на детей» она была в замужестве. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое невесте, ведь девочек выдавали замуж с 12 лет: «молодуха» тайком играла с куклами, а потом они переходили к детям.
Внешний вид кукол и их внутренняя информативность всегда были отражением той картины мира, внутри которой жили люди.
В конструкциях русских тряпичных кукол чаще всего используется скрутка или обмотка куском (лентой) ткани. Символика процессов наматывания, накручивания в традиционной культуре изначально основывалась на той роли, которую они сыграли в мифологические времена - времена творения мира, «когда закрутилась и выкрутилась земля». Из скруток создается образ человека или мифологического существа.
Согласно этимологическим изысканиям, слово «кукла» родственно древнегреческому слову «kiklos», которое означает «нечто свернутое». Технология скручивания в рулончик полосок ткани выбрана не случайно: скручивание передает образ слоистого устройства так называемых тонких тел человека, образ постепенного воплощения в Срединном мире. В этом находят свое отражение представления о множественных слоях личности, подчеркивается повторяемость многих явлений окружающего мира.
Намотанная на веретено, спряденная нить устойчиво связывалась с темой времени, его протяженностью: «нить жизни», доля каждого человека медленно наматывалась на веретено его судьбы. Вера славян основана на том, что человек мог всего добиться сам и за свою долю сам несет ответственность. Направлению наматывания придавалось особое значение: наматывание «по солнцу» связывали с жизнью, наматывание «против солнца» использовали в гаданиях и магии, чтобы попасть в сферы «не жизни».
Традиционно считалось, что чем древнее способ изготовления вещи, тем значимее может быть ее роль в культуре. Нововведения с трудом усваивались тем обществом, где строго следовали «заветам предков». Поэтому несшитые куклы - куклы, которых не касалась игла, - могли использоваться в магических целях, например «охраняли» колыбель младенца.
Важна и роль материала, из которого создавалась каждая из таких кукол. Материал должен был быть «своим» - из своего дома и уже бывший в употреблении, старый. Использование поношенных тканей, остатков ниток было связано с экономией, так как их делали вручную, а это трудно и долго. Верили, что сделанный своими руками материал, «проживший» в доме, в семье, защитит, закроет ребенка от опасности. Роль куклы определялась использованной старой вещью: скатерть, праздничное полотенце, ткани от одежды отца, матери или других членов семьи. Например, кукла, сделанная из одежды отца, «охраняла» колыбель мальчика, а кукла, сделанная из праздничного полотенца, могла исполнять ту же роль по праздникам или в другое особо «опасное время».
Народная игровая кукла, как и игрушка вообще, является необходимым традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Игрушка служила и служит своеобразным наглядным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире.
Кукла рассматривалась как эталон рукоделия - часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами, по ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.
Куклы были не только девичьей забавой: до 7-8 лет в них играли все дети - пока они ходили в рубахах. Но лишь только мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры быстро разделялись.
Народная кукла способствует передаче ребенку космогонических, нравственных, символических и мифологических знаний. Эта категория игрушек, по-своему уникальная, содержит символические знания предыдущих поколений.
В русской традиционной игрушке не встречается изображений отрицательных персонажей, так как считалось, что такие изображения могут принести ребенку зло, иными словами - связать ребенка с оригиналами изображений.
Пока дети были маленькими, кукол шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку могла делать любая девочка. Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры: кусок тканины, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались очень хороши, и она делала их на заказ.
На Руси игрушки никогда не оставляли в избе где попало - их берегли в корзине или в ларчиках, в лубяных коробах.
В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры и имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка - заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков.
Среди известных методов предупреждения и преодоления страхов в последние годы достаточное место занимает метод куклотерапии. Четкого определения куклотерапии пока нет: разные авторы относят куклотерапию либо к арт-терапии, либо к игротерапии, либо выделяют отдельно. Особенно полезна куклотерапия для пациентов, страдающих заболеваниями сердца.
Кукла для человека в детстве не обязательно «дочка» или «сынок», она - партнер в общении во всех его проявлениях.
Роль куклы в диалоге – «замена» реального контакта с человеком. А иногда сама кукла выступает в роли персонифицированного персонажа или субъекта. Многие отмечают, что изготовление кукол снимает стресс, усталость, поднимает настроение. Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для детей и показывает огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребенка.
Традиционная кукла выполняет и общую эстетическую функцию. Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору. «Белолика, грудаста, и коса есть непременно, и уряжена хоть куда» - образный перепев, «потешный» эталон «бабьей красы», близкий по сути своей фольклорному образу «девицы-красавицы». В нем эстетизируются те же традиционные черты женской народной красоты: «белое и круглое лицо», «коса русая с лентой алою», «грудь высокая», и аналогично подробно обрисовывается костюм. Так что литературный образ становится почти видовым, иллюстративным: «Красна девица идет, словно павушка плывет. На ней платье голубое, лента алая в косе, на головушке перо».
Крестьянская тряпичная кукла - тоже поэтический, идеализированный образ, только наглядный, ощутимый, потому особенно яркий и впечатляющий. Не случайно в деревнях до сих пор помнят, как ладно сшитые лоскутные куклы ценились в крестьянском быту, казались красивыми - и неудивительно, ведь фабричные городские ткани оставались для деревни дорогими и праздничными вплоть до начала XX века, о чем напоминает народная песня: «Случай будет в Москву ехать - куплю два подарка: дорогие два подарка - кумач да китайку...» Становится понятным, почему тряпичная кукла в простом, казалось бы, наряде, в белой коленкоровой рубахе, синем ситцевом сарафане, завешенном передником из коричневого коленкора, с алой лентой в кудельной косе приобретала в крестьянском быту эстетическую ценность.
Не зря «хорошо слаженную» лоскутную самоделку дарили по праздникам и на именины детям, а на русской северной свадьбе такая кукла была сама «девья красота». «Уряженная» бусами, лентами, серебряными цепочками, она двигалась на подносе по свадебному столу под приговор: «Раздайкося, народ, девья красота идет ко столу дубовому, ко естьвам сахарным».
Здесь, в обряде, поэтический песенный облик «девьей красоты» как бы материализован в кукле, которая символизирует прекрасный образ девичества.
В другой свадебной величальной песне прославляется дом, где «хозяюшка веселая, будто куколка увитая», и здесь тоже кукла выступает как мерило женской красоты. Оказывается, не напрасно до сих пор живет в народе приговорка «как куколка» или «ты моя куколка досужая» - ее и сейчас употребляют в прежнем значении.
Для каждого ребенка кукла является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей. При этом происходят одновременно два взаимонаправленных процесса: с одной стороны, ребенок выражает себя (свой опыт, свои знания и переживания, создает воображаемые им образы), а с другой - строит самого себя, осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений.
В центре этих двух важнейших процессов находится кукла. С одной стороны, ребенок вкладывает в уста куклы, в ее кукольную сущность свои слова, мысли, переживания, то есть она является как бы внешним выражением внутреннего мира ребенка, его своеобразным «рупором». С другой стороны, та же кукла задает образ человека, который становится для малыша образцом для подражания, и именно через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке и вязанных с ним категориях - красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом.
Как любой вид творчества, искусство традиционной тряпичной куклы нуждается в бережном отношении, сохранении и дальнейшем развитии. Одна из задач современного этнохудожественного образования - создание условий, способствующих развитию творческой личности и сохранению национального богатства русского народа.
Тряпичная кукла - игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному и текстильному дизайну.
Возрождение рукотворной тряпичной куклы следует оценить как вклад в сохранение и развитие отечественной культуры.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ПРОЕКТУ
№ | Тема цикла занятий | Образовательная область | Цель занятия | месяц |
1. | Беседы с детьми на темы: «Русская тряпичная кукла в народной культуре» «Виды тряпичной куклы». | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художествено-эстетическое развитие» | Формировать интерес детей к народным традициям, к духовным ценностям народа нашей страны. Развивать кругозор детей через знакомство с куклами наших прабабушек. Показать красоту и самобытность тряпичных кукол. Воспитывать любовь и уважение к культуре русского народа. | Ноябрь, 2017г. |
2. | «Обрядовые куклы» (Неразлучники, Куватка, Отдарок-на-подарок, Пеленашка, Пасхальная голубка, Столбушка) | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Художествено-эстетическое развитие» | Познакомить детей с разновидностью тряпичных кукол – обрядовые. Способствовать: расширению знаний о видах декоративно-прикладного творчества, по истории народной художественной культуры; развитию эстетического и художественного вкуса; развитию индивидуальных задатков и творческих способностей. воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, сохранение, возрождение и развитие национальных традиций;бережному отношению к творчеству народных мастеров и духовной культуры русского народа. | Декабрь, 2017г. |
3. | Изготовление куклы «Пеленашка» | «Художественно-эстетическое развитие» | Познакомить детей с народной рукотворной игрушкой, куклой Пеленашкой. Развивать у детей интерес к народной игрушке в процессе ее изготовления и обыгрывания. Прививать трудолюбие через изготовление куклы своими руками. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус, бережное отношение к кукле. | Декабрь, 2017г. |
4. | Изготовление куклы «Отдарок-на-подарок» | «Художественно-эстетическое развитие» | Познакомить детей с народной рукотворной игрушкой, куклой «Отдарок-на-подарок». Развивать у детей интерес к народной игрушке в процессе ее изготовления и обыгрывания. Прививать трудолюбие через изготовление куклы своими руками. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус, бережное отношение к кукле. | Январь, 2018г. |
5. | «Обереговые куклы» ( Берегиня, Лихоманки, День и ночь, Вепсская кукла (Кормилка), Бессонница, Колокольчик, Десятиручка, Веснянка, Кубышка-Травница, Зерновушка, Желанница, Первоцвет) | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | Познакомить детей с разновидностью тряпичных кукол – обереговых. Способствовать: расширению знаний о видах декоративно-прикладного творчества, по истории народной художественной культуры; развитию эстетического и художественного вкуса; развитию индивидуальных задатков и творческих способностей. воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, сохранение, возрождение и развитие национальных традиций; бережному отношению к творчеству народных мастеров и духовной культуры русского народа; | Январь, 2018г. |
6. | Изготовление куклы «Колокольчик» | «Художественно-эстетическое развитие» | Познакомить детей с народной рукотворной игрушкой, куклой «Колокольчик». Развивать у детей интерес к народной игрушке в процессе ее изготовления и обыгрывания. Прививать трудолюбие через изготовление куклы своими руками. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус, бережное отношение к кукле. | Февраль, 2018г. |
7. | Изготовление куклы «Закрутка» | «Художественно-эстетическое развитие» | Познакомить детей с народной рукотворной игрушкой, куклой «Закрутка». Развивать у детей интерес к народной игрушке в процессе ее изготовления и обыгрывания. Прививать трудолюбие через изготовление куклы своими руками. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус, бережное отношение к кукле. | Февраль, 2018г. |
8. | «Игровые куклы» (Покосница игровая, Зайчик-на-пальчик, Бабочка, Девка-Баба) | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | Познакомить детей с разновидностью тряпичных кукол – игровых. Способствовать: расширению знаний о видах декоративно-прикладного творчества, по истории народной художественной культуры; развитию эстетического и художественного вкуса; развитию индивидуальных задатков и творческих способностей. воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, сохранение, возрождение и развитие национальных традиций; бережному отношению к творчеству народных мастеров и духовной культуры русского народа; | Март, 2018г. |
9. | Изготовление куклы «Зайчик-на-пальчик» | «Художественно-эстетическое развитие» | Познакомить детей с народной рукотворной игрушкой, куклой «Зайчик-на-пальчик». Развивать у детей интерес к народной игрушке в процессе ее изготовления и обыгрывания. Прививать трудолюбие через изготовление куклы своими руками. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус, бережное отношение к кукле. | Март, 2018г. |
10. | Изготовление куклы «Бабочка» | «Художественно-эстетическое развитие» | Познакомить детей с народной рукотворной игрушкой, куклой «Бабочка». Развивать у детей интерес к народной игрушке в процессе ее изготовления и обыгрывания. Прививать трудолюбие через изготовление куклы своими руками. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус, бережное отношение к кукле. | Апрель, 2018г. |
11. | Создание музея «Волшебный мир тряпичной куклы» НОД «Волшебный мир тряпичной куклы на Руси» (по музейному экспонату). | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | Продолжить знакомить детей с различными куклами, с их историей и с процессом изготовления куклы собственными руками. Учить отвечать на вопросы связно и последовательно. Развивать у детей устойчивый и углубленный интерес к обычаям и быту русского народа. Развивать у детей такие познавательные процессы, как воображение, восприятие, память. Воспитывать у детей любовь, эстетический вкус, бережное отношение к кукле. | Апрель, 2018г. |
Список литературы:
1. Елена Берстнева, Наталья Догаева « Кукольный сундучок», издательство «ООО Белый город», Москва.
2. Дайн Г. Д. « Русская народная игрушка» - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.-192с.,
3. Москитин Дмитрий Николаевич «Загадки народной куклы» /Дмитрий Москитин, Татьяна Яшкова. – Петрозаводск: Периодика, 2010. – 64 с.:ил.
4.Цыгвинская О.А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления. – СП б.: ООО «Издательство « Детство – пресс», 2013.- 80с., цв. Ил.
5. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 176 с., ил.+ цв. вкл.
6. Скоролупова О.А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством» М. «Скрипторий 2000» 2003г.
7.АрсеньеваЕ. В. СтаринныеузорныетканиРоссии XVI-XX в. Из фондов Государственного Исторического музея. - М., 1999.
8.Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации, Конспекты занятий. – М.: “Издательство Скрипторий 2003”, 2008.
9.Сурганова Г.А. “Русские шали и платки в городском женском костюме ХIХв.” М.1972г.
10.Толстухина Н.В., Полосина Т.А. “Павловопосадские шали” Москва, "Интербук-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы-оберега «Мамина кукла»
От того, что окружает ребенка в детстве, зависит то, каким взрослым он станет. Игрушки, в которые играет ребенок - не исключение.Каждый из нас помнит свою люби...
Консультации "История возникновения русской тряпичной куклы" и «Роль куклы в воспитании дошкольников»
Кукла известна с глубокой древности, остается вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь час...
Консультация и мастер-класс для родителей «Народные тряпичные куклы. Кукла Столбушка.»
Познакомить родителей с историей русской тряпичной куклы, её многофункциональностью. Объяснить, в чём ценность народной куклы в настоящее время. Научить делать куклу Столбушку....
"Сказки тряпичной куклы". Изготовление куклы "Куватка"
Мастер класс Уржунцевой Светланы Владимировны преподавателя художественного отделения МБУ ДОД "ДШИ 13" по изготовлению куклы "Куватки". Рассказы о традиционной тряпичной кукле. Выставка самодельн...
Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы «Тряпичная кукла своими руками».
Мастер-класс для родителей дошкольников...
Стендовый доклад Тема: «Развитие коммуникативно-речевых навыков дошкольников с нарушениями речи средствами народных тряпичных кукол» Проект «Волшебный мир тряпичной куклы»
Проект направлен на реализацию цели основной образовательной программы дошкольного образования, в части, формируемой участниками образовательных отношений: объединение обучения и воспитания детей в це...
Конспект Мастер-класса Изготовление тряпичной народной куклы-оберега «На счастье» Тема: «Изготовление тряпичной куклы-оберега Ангела».
НАЗНАЧЕНИЕ: Кукла АНГЕЛ предназначена для украшения новогодней ёлки,а также в качестве подарка на РОЖДЕСТВО....