Сборник статей "Роль развивающих игр В.В.Воскобовича в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья"
статья

Колмыкова Светлана Сергеевна

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает создание многообразия возможностей для личностного развития, успешной социализации и последующей самореализации дошкольников, в том числе и для детей с ОВЗ.

Для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья характерна слабая степень сформированности мелкой моторики. В связи с этим речевые навыки развиты недостаточно, речевое развитие ребенка не соответствует возрастным нормам. Многочисленные исследования учёных подтвердили, что от степени развития тонких движений пальцев рук в прямой зависимости находится уровень развития речи детей.

Вместе с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в своевременной коррекции. В связи с этим очень важно развивать мелкую моторику у детей с ОВЗ. Развитие мелкой моторики детей осуществляем через игровую деятельность, которая является основной формой и содержанием организации жизни детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kolmykova.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Роль развивающих игр В. В. Воскобовича в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает создание многообразия возможностей для личностного развития, успешной социализации и последующей самореализации дошкольников, в том числе и для детей с ОВЗ.

Для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья характерна слабая степень сформированности мелкой моторики. В связи с этим речевые навыки развиты недостаточно, речевое развитие ребенка не соответствует возрастным нормам. Многочисленные исследования учёных подтвердили, что от степени развития тонких движений пальцев рук в прямой зависимости находится уровень развития речи детей.

Вместе с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в своевременной коррекции. В связи с этим очень важно развивать мелкую моторику у детей с ОВЗ. Развитие мелкой моторики детей осуществляем через игровую деятельность, которая является основной формой и содержанием организации жизни детей.

Инклюзивные тенденции в российском образовании ставят перед педагогами образовательных организаций сложную задачу: организовать предметно – развивающую среду таким образом, чтобы она способствовала развитию детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья. Одной из возможностей дополнить предметно – пространственную среду в группах, где имеются дети с тяжелыми нарушениями речи, являются развивающие игры В.В. Воскобовича. Главная особенность технологии В.В. Воскобовича, заключается в том, что ее легко внедрить в обычный игровой процесс, не меняя и не перестраивая привычные рамки.

Наше дошкольное образовательное учреждение – является участником инновационной деятельности «Апробация игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей раннего и дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича в дошкольных образовательных организациях Белгородской области». Поэтому в предметно – пространственную среду входят развивающие игры В.В. Воскобовича.

Одним из средств развития мелкой моторики рук, является предметнопространственная среда «Фиолетовый лес». «Фиолетовый лес» включает в себя множество различных элементов, красочных и разнообразных. Удивительные сказочные персонажи, придуманные автором, сопровождаются интересными и поучительными сказками. Например, игра «Помоги медвежонку Мишику». Медвежонок Мишик в Фиолетовом лесу собирал ягоды и заблудился: помогите Мишику вернуться домой, проводите его с помощью цветных верёвочек по лесной тропе вдоль озера до моста, перейдите по мосту, выйдите на тропинку и сверните в ближайший лес. Дорога через лес и приведёт Медвежонка Мишика к его дому. Расскажите, как Медвежонок Мишик возвращался домой.

В игре «Сделай дорожку из верёвочек» мы предлагаем детям сделать дорожку из двух верёвочек, по которым животные будут гулять в лесу. Сначала мы показываем, как нужно прикреплять веревочки (параллельно), затем дети выполняют задание самостоятельно. После выполнения задания дети берут фигурки животных и «шагают» с ними по построенным дорожкам.

Дети с удовольствием играют с цветными верёвочками, что способствует развитию мелкой моторики и тактильно-осязательных анализаторов. В таких играх, когда ребёнок комментирует свои действия, успешно развивается его речь.

В коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ мы используем развивающие игры В. В. Воскобовича, направленные на развитие мелкой моторики, воображения, мышления, внимания, памяти, речи: «Шнур – малыш»; «Квадрат Воскобовича»; «Геоконт»; «Игровизор»; «Нетающие льдинки озера Айс».

Одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики являются игры-шнуровки. Развивающие игры В.В.Воскобовича: «Шнур-малыш», «Шнур-затейник»,

«Яблонька», «Ромашка, «Снеговик» – это увлекательное занятие и эффективное средство развития детей, которое делает пальчики детей ловкими и умелыми. Начиная играть со шнуром-малышом, мы обучаем детей нырять и выныривать. Затем учим их огибать кнопочки. Это движение более тонкое и хорошо развивает пальчики детей. Когда они овладели действиями одной рукой, делаем все тоже самое другой рукой, что позволяет развить оба полушария. Усложняя задачу, предлагаем схемы, словесные указания.

В играх со шнуровкой у детей развиваются психические процессы – внимание, мышление, память, пространственное воображение и мелкая моторика рук.

«Квадрат Воскобовича» – замечательный материал в руках ребенка, который можно легко трансформировать, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры: самолет, конфету, домик, ворону, черепаху и т.д. Так, в гости к детям приходит Ворон Метр и предлагает детям такие задания: превратить большой квадрат в маленький; превратить квадрат в прямоугольник (треугольник); положить квадрат зелёным цветом (красным); положить квадрат красным ромбиком (зелёным); сгибаем уголки (сколько их?); согнуть верхний правый (левый нижний) уголок; положить квадрат красным ромбиком, нижний угол на квадрат, верхний за квадрат; положите квадрат красной стороной, левые уголки за квадрат, правые – на квадрат; положите квадрат зелёным ромбиком, согните нижнюю половинку на квадрат; положить квадрат зеленым ромбиком, все уголки, кроме нижнего – за квадрат и т.д. Мы предлагаем детям рассказать историю и поиграть, используя двухцветный квадрат. Жил был ежик (делаем из квадрата ежика по показу или по схеме). Звали его Пых. Жил он в домике с красной крышей (делаем домик). Однажды к нему в гости пришла мышка (делаем мышку). Ее звали Поскребушка.

Еще к нему прилетела птичка (делаем птичку). Они подарили ежику вкусную конфету (делаем конфету). Ежик очень обрадовался подарку (делаем ежика). В процессе игры с квадратом у детей происходит знакомство с основами геометрии, развивается пространственное воображение, фантазия, логика и мелкая моторика пальцев рук.

Играя с конструктором «Геоконт», дети попадают в мир геометрии, где изучают цвета, величины и формы, учатся ориентироваться в системе координат, искать сходства и различия между рисунками, нестандартно мыслить. Складывая схемы по образцу, активно действуют пальцами рук. Например, посмотрите перед нами Чудесная Полянка

Золотых плодов. На ней живет Паук Юк. Посмотрите какую он свил паутинку, а какую фигуру она похожа? (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). А теперь давайте и мы сплетем паутинку, как у Паука Юка их на игровом поле «Геоконта» с помощью разноцветных резинок. Или предлагаем детям помочь гномам найти дорогу из пещеры в

Фиолетовый лес. Для этого необходимо выложить дорогу из прямоугольников на поле «Геоконта». Для детей с ОВЗ сложно надеть резиночку на гвоздики, которая все время норовит "улететь". В результате игр с «Геоконтом» у детей очень хорошо развивается моторика кисти и пальчиков.

Игровой тренажер «Игровизор» способствует развитию интеллектуальной культуры, умению учиться: принимать учебную задачу, находить пути её решения, контролировать себя в процессе работы, достигать результата. Ребёнок, выполняя задания, может оценить результат и легко исправить ошибку. Мы предлагаем детям взять листзадание «Геометрические фигуры» и положить его под пластиковый слой. Используя прилагаемый к тренажеру маркер, дети выполняют развивающие задания. Сначала задания самые простые: выберите и обведите по контуру только круги (квадраты, треугольники, прямоугольник). Далее усложняем задание: выберите фигуры, имеющие три угла, обведите по контуру и выполните штриховку (Приложение к «Игровизору» «Катя, Рыжик и Рыбка»). В процессе использовании «Игровизора» у детей развивается мелкая моторика руки, точность движений, происходит подготовка руки к письму.

Включение в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями развивающих игр В.В. Воскобовича способствовало:

- развитию мелкой моторики рук, тактильно-осязательных анализаторов;

- формированию речевой активности у детей, имеющих нарушения в звукопроизношении,

- умению рассуждать, строить логические цепочки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воскобович, В.В. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты» / В.В. Воскобович. – СПб.: НИИ «Гириконд», 2000.

2. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм

В. Воскобовича: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Н.А. Лакоценин, 2012. –190 с.

3. Развивающие игры Воскобовича: сборник методических материалов / под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-терапия в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

В связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с проблемами в развитии при коррекционном воздействии наблюдается комплексное использование различных психокоррекционных м...

Статья "Использование традиционных и нетрадиционных техник развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"

Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном возрасте имеет важное значение для подготовки ребенка к школьному обучению. Использование традиционных и нетрадицио...

Статья на тему:РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ НЕЙРО-ИГР И ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯСРЕДСТВАМИ НЕЙРО-ИГР И ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИЗагуменная Александра Сергеевна, МКДОУ БГО Детский сад №20комбинированного вида,zagu1995199...

Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием элементов песочной терапии и психогимнастики на тему «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием элементов песочной терапии и психогимнастики на тему «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья&raq...

Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья «Пальчиковый игротренинг».

В процессе формирования речи у детей с ограниченными возможностями здоровья могут возникнуть трудности и это является основанием для развития мелкой моторики....

«Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья».

Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. То есть чем более ловкие пальчики у ребенка, тем легче и...