Развитие речи детей средствами театрализованной деятельности. Обобщение из опыта работы .
материал

Иванова Светлана Николаевна

Театрализованная деятельность является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Она доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка. развитию речи происходит обогащение словаря, что способствует формированию и развитию коммуникативных навыков.

Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Сказка своей доступностью близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправдано. Театрализация сказок способствует активному эмоциональному и интеллектуальному развитию.  Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи детей средствами театрализованной деятельности

Обобщение опыта работы воспитателя Ивановой С. Н.                                                   

Театрализованная деятельность является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Она доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка. развитию речи происходит обогащение словаря, что способствует формированию и развитию коммуникативных навыков.

Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Сказка своей доступностью близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправдано. Театрализация сказок способствует активному эмоциональному и интеллектуальному развитию.  Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Дети с большим удовольствием принимают участие в различных видах театрализованной деятельности. Это и режиссёрские игры и игры- драматизации.
Театрализованные игры всегда радуют детей, пользуются у них успехом.
За время работы в детском саду ещё ни разу не слышала от детей отказа от участия в театрализованных играх.

 По теме «Развитие речи и творческих способностей у дошкольников средствами театрализованной деятельности» я работаю 20 лет. Организовываю театрализованную деятельность через кружок «В гостях у сказки».

  Цель деятельности развитие речи и творческих способностей у дошкольников средствами театрального искусства.

Для её реализации были определены следующие задачи: 

  • Знакомство с различными видами театра
  • Воспитание коммуникативной культуры
  • Развитие элементов актерского мастерства, исследовательского интереса и творческих способностей.  
  • Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, интонации, выразительных движений).

Мною был разработан и составлен план совместной деятельности с дошкольниками на учебный год, согласно тематическому планированию ДОУ.

Все игры и упражнения, используемые мною на занятиях, базируются на принципах личностно-ориентированного обучения.

Свою работу по театрально-игровой деятельности планирую заранее, подбираю материал соответствующего содержания.

Специфика подготовки к спектаклю в детском коллективе.

В ходе подготовки к  спектаклю рекомендуется соблюдать  несколько основных правил (по Э.Г.Чуриловой)5:

1) не перегружать детей;

2) не навязывать своего мнения;

3) не позволять одним детям вмешиваться в действия других;

4) предоставлять возможность попробовать себя в разных ролях всем детям, не распределяя их среди наиболее способных.

На основных этапах работы с дошкольниками над спектаклем я руководствуюсь методикой Э.Г. Чуриловой, где прописано несколько этапов при подготовке к спектаклю. Она выделяет 10 основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем:

1. Выбор пьесы  или инсценировки и обсуждение  ее с детьми.

2. Деление пьесы  на эпизоды и пересказ их  детьми.

3. Работа над отдельными  эпизодами в форме этюдов с  импровизированным текстом.

4. Поиски музыкально-пластического  решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов. 

5. Работа над эпизодами по тексту пьесы. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

6.Работа над выразительностью  речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление  отдельных мизансцен.

7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.

8. Репетиция всей  пьесы целиком с элементами  костюмов, реквизита и декораций.  Уточнение темпо - ритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

9.    Премьера спектакля.  Обсуждение со зрителями и  детьми.

10. Повторные показы  спектакля. Подготовка выставки  рисунков детей по спектаклю,  стенда или альбома с фотографиями.

Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщена с целью пробудить интерес к предстоящей работе. Материалом для сценического воплощения обычно служат сказки, которые полны чудес, тайн, приключений, превращений и очень близки ребенку дошкольного возраста.

Мой опыт работы показал, что театрализованную деятельность можно использовать во всех возрастных группах, как на занятиях, так и вне них. В самостоятельной художественной деятельности, в предварительной и индивидуальной работе с детьми, в разной сфере деятельности детей.

Знакомство детей с разными видами театров начала в младшей группе и заметила, что встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту.

 Наблюдая во время игры, обратила внимание на то, что дети скованы, мало эмоциональны.

Мною были выделены основные трудности детей: в передаче эмоционального состояния (мимикой, позой, жестом, движением), имитации характерных  действий персонажей (птички летают, лошадка скачет), а самое главное речь детей была очень пассивная, речевой  инициативы детей во время общения с взрослыми и другими детьми практически не наблюдалось.

              Проанализировав результаты обследования детей, я запланировала следующие мероприятия: активное использование в практике различных театрализованных игр, которые подразделяются на игры в кукольный театр, игры-драматизации, игры-спектакли, театрализованные действия и обогащение предметно развивающей среды.

Я разыгрывала перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с героем. Это позволило мне в наблюдениях отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки ("Курочка Ряба", "Колобок", "Репка" и др.). Поэтому решила готовить маленькие спектакли, приглашая желающих детей в них играть, так как театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. В работе с детьми младшего возраста использовала песенки,
потешки, скороговорки. С их помощью учила детей сочетать слова и движения, выполнять ритмический рисунок. Например, игра «Ладушки-хлопушки». Детям задаются вопросы, а они отвечают, сопровождая слова имитирующими движениями.         

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Разнообразила и дополнила развивающую среду группы масками, костюмами, новыми игрушками – персонажами и играми для театрализованной деятельности, различными видами кукольных театров и пр.

 А для этого в группе имеются несколько видов театра:

  • пальчиковый театр;
  • театр «Киндер» («Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь»);
  • деревянный настольный театр;
  • театр кукол «Би-ба-бо»;
  • теневой театр;
  • плоскостной театр на фланеллеграфе.

Все виды театров использую в процессе работы как в совместной деятельности с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Впоследствии дети научились объединяться группами, распределять роли между собой по количеству действующих персонажей в игру. Для того, чтобы добиться таких результатов в деятельность детей я вводила различные игровые упражнения, которые помогли ребятам развитию интеллекта, познавательный интерес, расширили знания детей об окружающем мире. Прежде всего, это игры, упражнения и этюды, направленные на подлинность и целесообразность действия в предлагаемых обстоятельствах, т.е. в придуманной ситуации. Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно.

С помощью игр, упражнений и этюдов помогла  активизировать воображение детей, побуждала их к общению, речевому сопровождению своих действий. В этих упражнениях дети то украшали торт,  то превращались в шаловливых волчат: «Шьем кукле платье», «Доброе животное», «Лесные мышки», «Мы – художники», «Фруктовый сад», «Слушаем музыку»; обыгрывали этюды по стихам: «Жадный пес», «Был у зайца дом», «Что за скрип».

Игры на превращения научили ребят выразительности, умению оживлять фантазию и воображение. Музыкальное сопровождение подбирается соответственно содержанию игр. 

Мои дети охотно используют театральные игрушки – персонажи в свободной деятельности: отправляют своих героев для строительства замков для хитрой лисы или  ёжика, готовят для них обед. Ребята очень любят самостоятельно воспроизводить известные сюжеты сказок, переигрывают их на свой лад, придумывают свой конец сказки.

В своей работе стараюсь как можно больше использовать словесные игры, игры с пальчиками, игры – драматизации, построенные на диалоге нескольких персонажей.

Для обыгрывания более сложных произведений подбираю иллюстрации, слайды, грамзаписи, использую фланеллеграф. 

Выбранное произведение читаю с установкой на последующее его обыгрывание. После чтения задаю вопросы, которые помогают воспроизвести последовательность действий, характерные черты персонажей.        

Работаю с детьми индивидуально или небольшой подгруппой. Каждый ребёнок должен знать текст всех действующих лиц, уметь вовремя дать реплику соответственно взятой роли, включаться в действие. Поэтому повторяю с детьми пересказ произведения в лицах.

При организации театрализованных игр обращаю внимание на выразительность речи. Учу управлять силой голоса, тембром. После разучивания текста начинаю работать с детьми над движениями. Учу их посредством движения передавать характер литературного героя (лиса хитрая, ходит на цыпочках, в глазки всем заглядывает, вертит головой в разные стороны, хочет всем понравиться). Предлагаю детям попробовать себя в определённой роли, затем выбрать лучших исполнителей. Если при распределении ролей возникают споры, использую считалочки.

Для улучшения памяти у детей в своей практике я использую приемы мнемотехники. Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Цель обучения с ее использованием - развитие памяти (разные виды: слуховая, зрительная, двигательная, тактильная), мышления, внимания, воображения. Основа обучения - развитие творческого познания.

Мнемодорожки.
             В младших группах используются мнемодорожки. Мнемодорожка несет обучающую информацию в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения. Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемодорожки, так как у детей лучше в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого, у петушка – хохолок красного цвета, елочка – зеленая, солнышко – желтое и красное (теплое) и другие образы. Опорным в таблице является изображение главных героев сказки.

Мнемотаблицы.

В средней группе используем в качестве дидактического материала мнемотаблицы. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Работа по мнемотаблице состоит из пяти этапов: 
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 
2. Преобразование из абстрактных символов в образы. 
3. Пересказ сказки с опорой на символы (образы). 
4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы. 
5. Таблица воспроизводится ребенком при ее показе ему.    

              Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений

Размер мнемотаблиц может быть различным – в зависимости от возраста детей, от уровня их развития Для среднего возраста можно использовать таблицы на 9 клеток (3х3) и на 16 клеток (4х4), При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: « Какая сказка спряталась в таблице? Про кого эта сказка?»

Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, через которых идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг ее главных героев.

Мои дети с раннего возраста  участвовали в конкурсе  «Фестиваль сказок», занимали призовые места. Были победы в номинации «Лучшая женская роль» и «Лучшая мужская роль», «Лучшие сценические костюмы», победа в номинации «Актёрский дебют». Подбирая материал для спектакля или инсценировки, я стараюсь учитывать возрастные особенности, возможности, знания,  и умения детей, стараюсь обогащать их жизненный опыт, развивать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал.              

Мои наблюдения показывают, что детям очень нравится, когда торжественно представляют каждого ребенка зрителям индивидуально, как главного действующего лица данного спектакля. Поэтому важнейшей частью методики работы с детьми является заключительная часть спектакля. Зрители должны быть щедрыми и доставлять удовольствие детям, и наградить каждого исполнителя бурными аплодисментами.

Успешную работу с детьми по развитию речи и развитию творческой личности посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнёрских отношений с родителями. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов, разучивании ролей к спектаклю, созданию атрибутов и развивающей среды в групповом помещении. Для привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной деятельности в группе, подготовила и провела родительские собрания «Театр – мир творчества», консультации: «Театрализованная игра – источник творчества и самовыражения дошкольников», «Изготовление театральной игрушки в домашних условиях», «Кукольный театр дома» Воспитатель и родители должны работать в тесном контакте между собой. Это необходимо, прежде всего, в подготовке к спектаклю, какому-либо празднику.

По словам родителей, после театральных занятий их дети стали более эмоциональными, более раскрепощенными и выразительными.

Работая с детьми, я не ставлю перед собой задачу воспитать профессиональных артистов. Но кем бы ни были в будущем дети, я верю, что они будут творчески относиться к своему делу. Надеюсь, что искренность, доброта, чистота помыслов и поступков будет присутствовать с ними всегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Формирование творческой личности ребенка и развитие речи детей средствами театрализованной деятельности.

Консультация для воспитателейФормирование творческой личности ребенка и развитие речи средствами театральной деятельности.Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – эт...

Развитие речи детей средствами театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность - это наиболее распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, потому что связана с игрой. В процессе участия а театрализованных играх происходит ...

Развитие речи детей средствами театрализованной деятельности в средней группе №10 ДО «Радуга»

Современные научные исследования свидетельствуют о том, развитие связной речи нужно начинать в дошкольном возрасте. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, под...

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Методическая разработка для педагогов по  речевому  развитию детей в процессе  организации детской театрализованной деятельности...

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Выступление из опыта работы на педсовете)

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной  речью. К сожалению, в современном мире ,все чаще общение детям заменяет компьютер и телевидение и эта тенденци...

Обобщение опыта работы "Развитие речи детей через театрализованную деятельность"

Обобщение опыта работы "Развитие речи детей через театрализованную деятельность"Цель: Повысить свой теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность по данной теме.Задачи:...