Развитие речи детей средствами театрализованной деятельности
статья по развитию речи (старшая группа) по теме

Театрализованная деятельность - это наиболее распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, потому что связана с игрой. В процессе участия а театрализованных играх происходит развитие коммуникативных и творческих способностей ребенка. Ребенок постигает богатство родного языка, овладевает его выразительными средстсвами в процессе этой деятельности. Также театрализованные занятия затрагивают и эмоциональную сторону наших воспитанников. Входя в образ, онт играют разные роли, передают характер своих героев, тем самым усваивают и невербальные средства выразительности. Театрализованная игра способствует воспитанию гармонично развитой личности.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи детей

 средствами театрализованной деятельности

                                                Выполнила:

 воспитатель

    МБДОУ № 36

    Гасанова Л.Г.

г. Самара 2012 г.

Развитие речи детей средствами театрализованной деятельности

Детство – это фундамент к нашей взрослой жизни. В детстве закладываются многие знания умения и навыки, все это происходит в первую очередь благодаря игре. Ведь главный постулат педагогики: учить играя.

Игра помогает открыть дверь в детское сознание. Она объединяет детей между собой, а также детей и взрослых.

Через игру ребенок не только познает окружающий мир, законы, по которым живет общество, но и учится жить в этом обществе, строить свои отношения.

А вот чтобы построить эти отношения гармонично, нужно уметь вести себя в обществе. Это в свою очередь требует хорошо развитой речи, мимики, эмоциональной памяти, внимания, воображения, логики. И в воспитании такой гармонично развитой личности очень важное значение имеет театрализованная игра.

Дети с восторгом принимают театрализованные игры и с удовольствием участвуют в них. Вовлекая в это «действо» неуверенных в себе, стеснительных детей мы приучаем их к выступлениям перед публикой, они учатся преодолевать свой страх, не боятся проявлять свои эмоции, чувства. В процессе участия в театрализованной деятельности у детей наблюдается повышение показателей по уровню речи. Активизируется речь за счет расширения словарного запаса, совершенствуется артикулярный аппарат, интонационный строй. Ребенок постигает богатство родного языка, учится пользоваться его выразительными средствами в процессе театрализованной деятельности.

Так развивается выразительность речи начиная от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой в средней группе и к языковой выразительности у старших дошкольников.

Роль исполняемая ребенком, произносимые реплики требуют от него выражаться ясно и четко. Так формируется правильная диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованные занятия затрагивают и эмоциональную сторону наших воспитанников. Они учатся сопереживать, сочувствовать персонажам. Играя роль, ребенок передает характеры своих героев: хитрость, доброжелательность, жадность, щедрость, злость, усваивая тем самым и невербальные средства выразительности: мимику жесты, позы.

В театрализованной деятельности могут участвовать не только дети под руководством воспитателя, специалистов ИЗО и МУЗО, но и родители. Совместная творческая работа приносит огромную пользу: дети не только получают знания, умения и навыки, развивают творческие способности, но и получают возможность вступать в контакты с детьми из других групп.

Следует обратить внимание, что театрализованные занятия должны выполнять познавательную, воспитательную и развивающую функции.  

Дети уже в 1-ой младшей группе знакомятся с театром. Воспитатель и старшие дошкольники организуют им небольшие театрализованные представления (театр картинок, театр петрушек, театр теней).  Малыши в этом возрасте больше «созерцают» театрализованные действия, они учатся внимательно следить за фигурками, сосредотачиваться.

Уже к концу 1-ой младшей группы, приобретя определенный опыт, они пытаются самостоятельно участвовать в театрализованной игре используя,         например, пальчики. Важно поддержать и укрепить это стремление, здесь нам может помочь обращение к фольклору. Разыгрывание потешек, русских народных песенок, являются эффективным средством для развития реи.

Во 2-ой младшей группе мы предлагаем детям настольный театр, при этом для его изготовления можно привлечь родителей (сшить из ткани, связать крючком, вылепить из глины, склеить из бумаги). Наряду с этим театром дети привлекаются к драматизации, инсценировкам по сказкам, стихотворениям, по русским народным песням. При этом используются костюмы или шапки-маски.

В средней группе мы начали работать с более сложными видами тетра. Познакомили детей с театральной ширмой, с верховыми куклами, дети учились приемам кукловождения. Также дети с удовольствием участвовали в играх с куклами би-ба-бо.

Мы проделали работу по обогащению материалами театрально-музыкального уголка по разным видам театра: театр оригами, театр киндер-сюрпризов, театр теней.

Театр теней особенно полюбился нашим воспитанникам. Дети освоили технику теневого театра, научились управлять силуэтами кукол стали уверенно пользоваться вербальными средствами выразительности. Результаты нашей работы мы с детьми продемонстрировали в постановке русской народной сказки «Заюшкина избушка» на методическом объединении.

      В старшей группе у нас организован кружок «Волшебная лампа».                Целью кружка является развитие творческих способностей, коммуникативных качеств детей. Кружковое занятие проводится 1 раз в неделю. Они в себя включают:

  1.   Техника речи, артикулярная гимнастика, речевые упражнения, упражнение на дыхание, речевые игры, сказки, игры на внимание.
  2. Актерское мастерство и сценические упражнения на воображение, развитие фантазии, этюды на воображение, выражение различных эмоций. Жестов, пантомимические игры, разучивание отдельных эпизодов, диалогов, пальчиковая гимнастика, прослушивание музыкальных произведений.
  3. Продуктивная деятельность. Рисование (любимых героев, иллюстраций к сказкам и т.д.). Изготовление атрибутов, фигурок сказочных героев,  декораций. Занимаясь с детьми различными видами театрализованной деятельностью, мы стараемся сделать их жизнь интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью  от участия в творческом деле. Хочется верить навыки, полученные в процессе театрализованной игры помогут им в повседневной жизни.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Формирование творческой личности ребенка и развитие речи детей средствами театрализованной деятельности.

Консультация для воспитателейФормирование творческой личности ребенка и развитие речи средствами театральной деятельности.Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – эт...

Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью....

Развитие речи детей средствами театрализованной деятельности в средней группе №10 ДО «Радуга»

Современные научные исследования свидетельствуют о том, развитие связной речи нужно начинать в дошкольном возрасте. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, под...

«Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»

. Речь – чудесный дар природы. Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, ...

Консультация на тему: "Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности".

Развите речи дошкольников средствами театральной деятельности...

Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом нах...

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Методическая разработка для педагогов по  речевому  развитию детей в процессе  организации детской театрализованной деятельности...