Развитие речи детей средствами театрализованной деятельности
статья по развитию речи (старшая группа) по теме
Театрализованная деятельность - это наиболее распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, потому что связана с игрой. В процессе участия а театрализованных играх происходит развитие коммуникативных и творческих способностей ребенка. Ребенок постигает богатство родного языка, овладевает его выразительными средстсвами в процессе этой деятельности. Также театрализованные занятия затрагивают и эмоциональную сторону наших воспитанников. Входя в образ, онт играют разные роли, передают характер своих героев, тем самым усваивают и невербальные средства выразительности. Театрализованная игра способствует воспитанию гармонично развитой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие речи детей средствами театрализованной деятельности | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей
средствами театрализованной деятельности
Выполнила:
воспитатель
МБДОУ № 36
Гасанова Л.Г.
г. Самара 2012 г.
Развитие речи детей средствами театрализованной деятельности
Детство – это фундамент к нашей взрослой жизни. В детстве закладываются многие знания умения и навыки, все это происходит в первую очередь благодаря игре. Ведь главный постулат педагогики: учить играя.
Игра помогает открыть дверь в детское сознание. Она объединяет детей между собой, а также детей и взрослых.
Через игру ребенок не только познает окружающий мир, законы, по которым живет общество, но и учится жить в этом обществе, строить свои отношения.
А вот чтобы построить эти отношения гармонично, нужно уметь вести себя в обществе. Это в свою очередь требует хорошо развитой речи, мимики, эмоциональной памяти, внимания, воображения, логики. И в воспитании такой гармонично развитой личности очень важное значение имеет театрализованная игра.
Дети с восторгом принимают театрализованные игры и с удовольствием участвуют в них. Вовлекая в это «действо» неуверенных в себе, стеснительных детей мы приучаем их к выступлениям перед публикой, они учатся преодолевать свой страх, не боятся проявлять свои эмоции, чувства. В процессе участия в театрализованной деятельности у детей наблюдается повышение показателей по уровню речи. Активизируется речь за счет расширения словарного запаса, совершенствуется артикулярный аппарат, интонационный строй. Ребенок постигает богатство родного языка, учится пользоваться его выразительными средствами в процессе театрализованной деятельности.
Так развивается выразительность речи начиная от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой в средней группе и к языковой выразительности у старших дошкольников.
Роль исполняемая ребенком, произносимые реплики требуют от него выражаться ясно и четко. Так формируется правильная диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованные занятия затрагивают и эмоциональную сторону наших воспитанников. Они учатся сопереживать, сочувствовать персонажам. Играя роль, ребенок передает характеры своих героев: хитрость, доброжелательность, жадность, щедрость, злость, усваивая тем самым и невербальные средства выразительности: мимику жесты, позы.
В театрализованной деятельности могут участвовать не только дети под руководством воспитателя, специалистов ИЗО и МУЗО, но и родители. Совместная творческая работа приносит огромную пользу: дети не только получают знания, умения и навыки, развивают творческие способности, но и получают возможность вступать в контакты с детьми из других групп.
Следует обратить внимание, что театрализованные занятия должны выполнять познавательную, воспитательную и развивающую функции.
Дети уже в 1-ой младшей группе знакомятся с театром. Воспитатель и старшие дошкольники организуют им небольшие театрализованные представления (театр картинок, театр петрушек, театр теней). Малыши в этом возрасте больше «созерцают» театрализованные действия, они учатся внимательно следить за фигурками, сосредотачиваться.
Уже к концу 1-ой младшей группы, приобретя определенный опыт, они пытаются самостоятельно участвовать в театрализованной игре используя, например, пальчики. Важно поддержать и укрепить это стремление, здесь нам может помочь обращение к фольклору. Разыгрывание потешек, русских народных песенок, являются эффективным средством для развития реи.
Во 2-ой младшей группе мы предлагаем детям настольный театр, при этом для его изготовления можно привлечь родителей (сшить из ткани, связать крючком, вылепить из глины, склеить из бумаги). Наряду с этим театром дети привлекаются к драматизации, инсценировкам по сказкам, стихотворениям, по русским народным песням. При этом используются костюмы или шапки-маски.
В средней группе мы начали работать с более сложными видами тетра. Познакомили детей с театральной ширмой, с верховыми куклами, дети учились приемам кукловождения. Также дети с удовольствием участвовали в играх с куклами би-ба-бо.
Мы проделали работу по обогащению материалами театрально-музыкального уголка по разным видам театра: театр оригами, театр киндер-сюрпризов, театр теней.
Театр теней особенно полюбился нашим воспитанникам. Дети освоили технику теневого театра, научились управлять силуэтами кукол стали уверенно пользоваться вербальными средствами выразительности. Результаты нашей работы мы с детьми продемонстрировали в постановке русской народной сказки «Заюшкина избушка» на методическом объединении.
В старшей группе у нас организован кружок «Волшебная лампа». Целью кружка является развитие творческих способностей, коммуникативных качеств детей. Кружковое занятие проводится 1 раз в неделю. Они в себя включают:
- Техника речи, артикулярная гимнастика, речевые упражнения, упражнение на дыхание, речевые игры, сказки, игры на внимание.
- Актерское мастерство и сценические упражнения на воображение, развитие фантазии, этюды на воображение, выражение различных эмоций. Жестов, пантомимические игры, разучивание отдельных эпизодов, диалогов, пальчиковая гимнастика, прослушивание музыкальных произведений.
- Продуктивная деятельность. Рисование (любимых героев, иллюстраций к сказкам и т.д.). Изготовление атрибутов, фигурок сказочных героев, декораций. Занимаясь с детьми различными видами театрализованной деятельностью, мы стараемся сделать их жизнь интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью от участия в творческом деле. Хочется верить навыки, полученные в процессе театрализованной игры помогут им в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Формирование творческой личности ребенка и развитие речи детей средствами театрализованной деятельности.
Консультация для воспитателейФормирование творческой личности ребенка и развитие речи средствами театральной деятельности.Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – эт...
Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности
Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью....
Развитие речи детей средствами театрализованной деятельности в средней группе №10ДО «Радуга»
Современные научные исследования свидетельствуют о том, развитие связной речи нужно начинать в дошкольном возрасте. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, под...
«Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»
. Речь – чудесный дар природы. Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, ...
Консультация на тему: "Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности".
Развите речи дошкольников средствами театральной деятельности...
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Методическая разработка для педагогов по речевому развитию детей в процессе организации детской театрализованной деятельности...
Конспект открытого занятия по организации театрализованной деятельности. Тема: "Развитие речи детей через театрализованную деятельность. Театрализация сказки "Три поросенка"
Развитие речи детей через театрализованную деятельность. Театрализация сказки "Три поросенка"...