Перелетные птицы. Дети группы ЗПР
план-конспект занятия

Занятие для детей группы ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Перелетные птицы21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Перелетные птицы

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: Повышение уровня познавательной активности дошкольников в процессе формирования целостной картины представлений о перелётных птицах и характерных признаках весны.

Образовательные задачи:

1.Расширение представлений детей о перелетных птицах (о весне),  их внешнем виде и об  образе жизни перелётных птиц.

2.Закрепление навыков прямого и порядкового счёта, пересчета предметов в пределах 7, умение находить цифру, соответствующую определенному количеству предметов, закрепление цифрового ряда до 7.  Сравнение групп предметов по количеству, установления равенства-неравенства предметов по количеству.

3.Развитие навыков звукового анализа, умения выделять заданный звук в слове, давать ему характеристику (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий звук).

4.Учить создавать поделку из бумаги, дополняя её деталями из бумаги и т.д. Объединять поделки в общую композицию весеннего парка.

5.Развивать фантазию, воображение, творчество.

Коррекционно-развивающие: 

1.Создавать условия для развития зрительного и слухового восприятия, долговременной памяти, произвольности  внимания, мыслительной деятельности через наглядные пособия.

2.Развитие мышления (умение отгадывать загадки и  объяснять их смысл, умение исключать предмет из ряда и  объяснять свой выбор, умение сравнивать объекты и находить признаки сходства и отличия, умение сравнивать), развитие зрительной и слуховой памяти и произвольного внимания (игра «Кто улетел?»), развитие речи (активизация словаря по теме, координация речи и движения, развитие грамматического строя речи (игры «Чье гнездо?», «Кто у кого?», «Кто чем питается?»).

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер.

Воспитательные: 

Воспитание у детей интереса к пернатым обитателям природы, бережного отношение к ним, умение аргументировать свою позицию в ситуации нравственного выбора в игре «Подарок птице».

Воспитывать аккуратность, вызывать желание помогать товарищам и «пернатым друзьям».

Демонстрационный материал: картинки с изображением перелётных птиц и их птенцов, образцы гнёзд птиц,  на ,  мяч,  карточки с заданием «Кто лишний?», фонограмма записи «Голоса птиц», карточки к игре «Сосчитай-ка», Карточки к игре: «подарки для птиц»: солнце (тёплая погода), камень, клетка, скворечник, кошка, насекомые, червяк, рыба, лягушка, муха, мяч, прутик (веточка), пожар в лесу.

Материалы и инструменты необходимые для работы:

1.  Бумажные заготовки для изготовления поделок- перелётных птиц

2.  Готовые детали для аппликации.

3. Карандаши.

4.  Клей

5.  Кисть.

6.Салфетки.

7.Лист ватмана

НОД:

      I.            Организационный момент:

Дефектолог: Ребята, какое время года недавно наступило? (весна) Правильно, зима закончилась совсем недавно, а весна только наступила.  Почему весной тает снег?

Дефектолог: Ребята, на доске развешены картинки, но давайте уберем зимние картинки и оставим только весенние.

Ответы детей (дефектолог помогает отвечать детям не односложным ответом)

  • Эту картинку нужно убрать, потому что много снега - это зима.
  • Эту картинку нужно убрать, на этой картинке зима, потому что дети тепло одеты и кормят птиц.

Дефектолог: Ребята, почему вы оставили эти картинки?

Ответы детей (дефектолог помогает отвечать детям не односложным ответом)

  • На этой картинке весна, потому что тает снег и текут ручьи. Снег на картинке есть, но его мало.
  • На этой картинке весна, потому что ярко светит солнце, текут ручьи и возвращаются птицы.

Дефектолог: Молодцы, справились с заданием!

II. Дефектолог: В нашем парке пусто, тихо. У меня для вас весенний сюрприз! Эта коробочка непростая, если правильно отгадать загадку в коробочке появится птичка! Хотите проверить?

1.Игра «Отгадай-ка»

Чёрный, проворный

 Кричит «Крак»,

 Червям враг.

- Кто это? (грач)

На шесте дворец.

Во дворце певец,

А зовут его….( Скворец).

Угадайте, что за птичка

 Тёмненькая невеличка,

 Беленькая с живота

 Хвост раздвинут в два хвоста (ласточка)

 

Кто на ёлке, на суку,

Счёт ведёт: «Ку-ку. Ку-ку?» (кукушка)

 

Ходит вразвалку, плывет утюжком.

В пруду поныряет и снова – пешком.

Лапы широкие, сплющенный нос…

Что это за птица? Ответь на вопрос.  (утка)

 

Длинноногий, длинношеий.

Длинноклювый, телом серый.

А затылок – голый, красный.

Бродит по болотам грязным.

Ловит в них лягушек –

Бестолковых попрыгушек. (Журавль).

 

Это старый наш знакомый.
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый.
Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту
За лягушками в болото. 
(Аист)

 

Птица гордая, большая

А красивая какая!

 Словно белый пароход

 По воде она плывёт! (Лебедь)

 

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистее, нежней?

Кто же это?  (Соловей)

 

(После того, как дети отгадывают  загадки, дефектолог прикрепляет картинки-отгадки  на доске.)

2. Игра «Посчитай-ка».

Дефектолог: Посчитаем, сколько птиц прилетело к нам? Ответы детей. 

 Какая по счёту ласточка? Какой аист?

- Ребята, посмотрите на птиц и скажите, что есть общего у всех этих птиц?   (Одинаковые части тела, тело покрыто перьями, они умеют летать, это перелётные птицы)

-А чем они отличаются? (Цветом оперенья, по разному поют)

Пальчиковая гимнастика

Тили- тели, тили- тели-

С юга птицы прилетели! Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.

Прилетел к нам скворушка-

Серенькое перышко. Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.

 Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж-

Все вернулись, прилетели, Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.

Песни звонкие запели! Указательным и большим пальцами сделать « клюв» - « птицы поют».

3.  Игра « Кто улетел?»

- А теперь мы поиграем с птицами в игру «Кто улетел?»  Будьте внимательны. Закройте глаза.

Дети закрывают глаза, дефектолог убирает одну птицу.

- Посмотрите, кто из птиц улетел? Дети называют. Игра проводится несколько раз. Уточняющие вопросы дефектолога: Сколько птиц улетело? Сколько птиц осталось?

4. Физминутка  «Ласточки летели»

Ласточки летели,

Все люди глядели. (Бегут по кругу, машут руками)

Ласточки садились, (Приседают, руки опускают за спиной)

Все люди дивились.

Сели, посидели.

Взвились, полетели. (Бегут по кругу, взмахивают руками)

Полетели, полетели.

Песенки запели. (Изображают полёт птиц)

5.Игры с мячом  «Чье гнездо?», «Кто у кого?», «Кто чем питается?»

Дефектолог:  Что делают птицы весной? (Птицы вьют гнезда.) Назовите, птичьи гнёзда:

У грача гнездо - …(грачиное) Высоко на дереве. Червяками

У журавля - …(журавлиное) в болоте. Лягушки и рыба

У лебедя - …(лебединое) В водоёме.

У утки - … (утиное) в водоёме

У ласточки - …(ласточкино) Под крышами строений, домой

— Где  скворец вьёт свое гнездо? (Скворец построил свое гнездо в скворечнике.)  

Дефектолог: Птицы построили гнёзда, теперь будут выводить птенцов. Давайте назовём их:

У грача…(грачата)

У скворца….(скворчата)

У ласточки   ….(птенцы ласточки-ластушата)

У журавля….(журавлята)

6. Игра «Сравни»

Дефектолог: Это гнездо журавля- журавлиное. Сколько птенцов в нём? Ответы детей: два журавлёнка.

Положите  карточку перед собой. На верхнюю строчку положите столько прямоугольников, сколько журавлят в гнезде. (Показать прямоугольник.) Обозначим цифрой.

Дефектолог: Это гнездо грача-грачиное. Сколько грачат в гнезде?

 Ответы детей: пять грачат.

Дефектолог: На нижнюю строчку положите столько кругов, сколько грачат в гнезде. (Показать круг.) Обозначим цифрой.

Сравнение групп предметов по количеству.

7. Игра  «Найди звук»

 Дефектолог: С какого звука начинается слово грач?

Дети: Слово грач начинается со звука Г.

Дефектолог: Звук Г гласный или согласный?

Вставь нужную фишку под картинкой.

Найдите птиц, названия которых начинаются с гласного звука. (Аист,утка) Вставь нужную фишку под картинкой.

Дефектолог: Название какой птицы начинается с мягкого согласного (Лебедь)

Вставь нужную фишку под картинкой.

8. Игра «Подарок птице»

Дефектолог: Дети, вы любите дарить подарки? Для птиц нашего парка в коробке есть подарки. Предлагаю подобрать их, кому что нужно.

Варианты: солнце (тёплая погода), камень, клетка, скворечник, кошка, насекомые, червяк, рыба, лягушка, муха, мяч, прутик (веточка), пожар в лесу.

III.Изготовление поделок «Перелётные птицы»

 Воспитатель демонстрирует образец работы.       

Проводится анализ работы:      

- Из каких частей (геометрических фигур) выполнена работа. проговаривается алгоритм выполнения работы.

Перед началом выполнения работы повторяем технику безопасности при работе с клеем.

Правила работы с клеем.

1.Внимательно выслушивать задание воспитателя.

2.Пользоваться кисточкой для набора клея.

3.Излишки клея снимать о край баночки.

4.Во время работы класть кисть на специальную подставку.

5.Использовать салфетку для того. Чтобы убрать лишний клей с бумаги.

6.При работе с клеем необходимо быть аккуратным: не вытирать руки об одежду.

7.Нельзя: брать клей в рот, тереть грязными руками глаза.

 Рефлексивный этап.

Что мы планировали сделать на занятии? (Перелётных птиц в парке)

Все ли удалось сделать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Перелетные птицы" ( средняя группа)

Коррекционно-образовательные цели: актуализация словаря по теме "Перелетные птицы", закрепление представлений о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни, повадках (беседа о перелетных птицах с...

Папка-раскладушка по теме "Перелетные птицы". Старшая группа

Папка-раскладушка по теме "Перелетные птицы" предназначена для консультативной помощи  родителям детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

календарный план "Перелетные птицы" старшая группа

Календарно-тематический план психолого-педагогической работы в старшей группе на тему недели "Перелетные птицы" по ФГОС. Программа "От рождения до школы"  Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильев...

конспект занятия по познавательному развитию «Перелетные птицы» /СТАРШАЯ ГРУППА/

конспект занятия по познавательному развитию  «Перелетные птицы»  /СТАРШАЯ  ГРУППА/...

Календарный план воспитательно - образовательной работы на неделю по теме "Перелетные птицы" (подготовительная группа)

Уточнить и расширить представления детей о птицах, их характерных признаках, особенностях.  Познакомить с интересными фактами из жизни птиц, показать их уникальность.   Закреплять представле...

Весеннее познавательное занятие о перелетных птицах, дети старшего дошкольного возраста

Весеннее познавательное занятие о перелетных птицах, дети старшего дошкольного возраста...