Дополнительная общеразвивающая программа "Читалочка"
методическая разработка (подготовительная группа)
Программа способствует развитию базовых навыков чтения у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеразвивающая программа "Читалочка" | 93.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №124 Невского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА решением Педагогического совета ГБДОУ детского сада №124 Невского района Санкт-Петербурга Протокол от 30.08.2024 № 1 | УТВЕРЖДЕНА приказом ГБДОУ детского сада №124 Невского района Санкт-Петербурга Заведующий О.И. Архиповой от 30.08.2024 №120 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«ЧИТАЛОЧКА»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок освоения: 36 дней
Разработчик:
Ташева Юлия Викторовна
педагог дополнительного образования
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «ЧИТАЛОЧКА» имеет социально-гуманитарную направленность.
Адресат программы:
Программа адресована детям 6-7 лет.
Актуальность
Актуальность программы «ЧИТАЛОЧКА» обусловлена её практической значимостью и рядом объективных причин. Большинство родителей стремятся к тому, чтобы их дети научились читать еще в дошкольном возрасте. Их обращение к педагогам является отражением актуальности данного желания, а значит, и программы по чтению. Дети смогут применить полученные знания при обучении в школе. Это станет возможным благодаря системе специально подобранных игр и упражнений.
Новизна программы состоит в оптимизации актуального педагогического опыта:
- в использовании новых образовательных технологий, методик, предусматривающих дифференцированный подход к личности каждого ребёнка;
- во внедрении в образовательный процесс активных игровых форм работы с книгой, которые не только создают атмосферу радости, но и учат детей навыкам общения, развивают способности видеть, замечать, наблюдать, оценивать.
Знания и умения, полученные при изучении программы кружка, сыграют большую роль в формировании духовного мира ребенка и развитии навыка чтения. В центре внимания стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих возможностей.
Отличительная особенность:
Следует, прежде всего, отметить значение чтения в формировании и нравственном воспитании личности, в обогащении человека знаниями. Для успешного овладения ребенком этого вида речевой деятельности педагогически целесообразно организовать специальные занятия по обучению грамоте. За последние годы увеличилось количество детей, которые при различном стечении обстоятельств и в разных условиях проходят процесс обучения чтению в дошкольном возрасте. Методы и приемы, которые используются при этом взрослыми из окружения ребенка, не всегда учитывают его возрастные, индивидуальные психологические и речевые особенности. Это в свою очередь часто приводит к возникновению у ребенка трудностей в овладении грамотой / чтением, способствует формированию отрицательной установки к данному виду деятельности. Программа имеет практическую особенность.
Уровень освоения программы – общекультурный
Срок освоения: 36 дней
Объем программы: 36 часов
Цель программы
Цель: развитие базовых навыков чтения посредством игровых упражнений
Задачи программы:
Обучающие
- обучить навыкам чтения слов, словосочетаний, предложений и текстов (выразительность, беглость, правильность, осознанность) через игровые упражнения;
- закреплять значение понятий: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия;
- знакомить с основными орфоэпическими нормами при чтении небольших текстов: делать паузы между словами, в простых случаях соблюдать интонацию (на основе знания знаков препинания).
Развивающие:
- развивать простые и сложные формы звукового анализа и синтеза, слогового анализа слов;
- развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие;
- активизировать словарный запас;
- развивать предпосылки грамотности и способности выстраивать речевое высказывание в ситуации общения.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к слову, к чтению, к художественной литературе;
- воспитывать бережное отношение к книге;
- формировать коммуникативные навыки самоорганизации.
Планируемые результаты освоения
Предметные:
- Дети овладеют правилами интонации и выразительного чтения;
- Овладеют базовыми навыками чтения слов, словосочетаний, предложений и текстов;
- У детей будет развито значение понятий: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия;
Метапредметные:
- разовьют умение слаженной работы рук и глаз.
Личностные
- сформируют умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями;
- разовьют навыки сотрудничества со сверстниками.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Язык реализации – русский.
Форма обучения – очная.
Условия набора и формирования групп: принимаются все желающие, разновозрастные. Занятия проводятся в группах от 15 человек.
Форма обучения: традиционное, практическое
Форма проведения занятий: занятие, мастер-класс, игротренинг, презентация.
Форма организации образовательного процесса:
- фронтальная (одновременная работа со всеми учащимися);
- индивидуальная;
- мастер-класс;
- Игровая.
Материально-техническое оснащение
Занятия проходят в групповом помещении.
Для реализации данной программы имеются следующие условия:
ТСО: ноутбук, музыкальный центр, интерактивная доска, проектор.
Буквари Надежды Жуковой, иллюстрации, детские книги с делением текста на слоги, схемы предложений, плакат «Алфавит» и плакат классификация звуков, изображения героев, настольно – печатная игра «Собери слово», лото «Составь слово», спортивный инвентарь (мяч, обручи), колокольчик, игрушки (персонажи)
Учебный план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Формы контроля
| ||
Всего | Теоретических | Практических | |||
1 | Вводное занятие. В гости к буквам | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение. Тест. Анализ результатов. |
2 | Блок 1. Знакомство с букварём | 8,5 | 0,5 | 8 | Практическая работа |
3 | Блок 2. Гласные звуки | 8,5 | 0,5 | 8 | Практическая работа |
4 | Блок 3. Согласные звуки | 8,5 | 0,5 | 8 | Практическая работа |
5 | Блок 4. Предложение. Схемы предложений | 8,5 | 0,5 | 8 | Практическая работа |
6 | Итоговое | 1 |
| 1 | Игротренинг |
| Итого | 36 |
|
|
|
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №124 Невского района Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДЕН Приказом № 120 от 30.08.2024г. ГБДОУ детского сада № 124 Невского района Санкт-Петербурга заведующий Архипова О.И. |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЕЙ ПРОГРАММЕ
«ЧИТАЛОЧКА»
Педагог:
Ташева Юлия Викторовна
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
2024-2025 | 02.09.2024 | 31.05.2025 | 18 | 36 | 36 | 1 раз в неделю, 30 минут |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЕЙ ПРОГРАММЕ
«ЧИТАЛОЧКА»
Задачи программы:
Обучающие:
- обучить навыкам чтения слов, словосочетаний, предложений и текстов (выразительность, беглость, правильность, осознанность) через игровые упражнения;
- закреплять значение понятий: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия;
- знакомить с основными орфоэпическими нормами при чтении небольших текстов: делать паузы между словами, в простых случаях соблюдать интонацию (на основе знания знаков препинания).
Развивающие:
- развивать простые и сложные формы звукового анализа и синтеза, слогового анализа слов;
- развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие;
- активизировать словарный запас;
- развивать предпосылки грамотности и способности выстраивать речевое высказывание в ситуации общения.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к слову, к чтению, к художественной литературе;
- воспитывать бережное отношение к книге;
- формировать коммуникативные навыки самоорганизации.
Планируемые результаты освоения
Предметные:
- Дети овладеют правилами интонации и выразительного чтения;
- Овладеют базовыми навыками чтения слов, словосочетаний, предложений и текстов;
- У детей будет развито значение понятий: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия;
Метапредметные:
- разовьют умение слаженной работы рук и глаз.
Личностные
- сформируют умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями;
- разовьют навыки сотрудничества со сверстниками.
Содержание программы
Блок 1. Знакомство с букварём
Образовательные задачи:
На занятиях по этой теме у детей следует развивать фонематический слух. Познакомить с понятием «звук». Учить вычленять звуки из слова, производить звукобуквенный анализ слов, сравнивать звуки в словах. Учить определять место звука в слове. Познакомить с учебником « Букварь», с правилами обращения с книгами,
Познакомить с понятием «буква». Знакомить с буквами, которые не обозначают звуков. Учить графически, изображать звуки.
Учить наблюдать за работой артикуляционного аппарата при произнесении звуков.
Широко использовать фонетические игры.
Блок 2. Гласные звуки
Образовательные задачи:
На занятиях по этой теме у детей следует развивать фонематический слух. Познакомить с понятием «звуки речи, и «гласные звуки». Учить вычленять звуки из слова, производить звукобуквенный анализ слов, сравнивать звуки в словах. Учить определять место звука в слове. Учить наблюдать за работой артикуляционного аппарата при произнесении звуков. Широко использовать фонетические игры.
Блок 3. Согласные звуки
Образовательные задачи:
Обобщить представления о гласных и согласных звуках. Закрепить понятия «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый», «мягкий», «глухой» и «звонкий звук». Развивать фонематический слух детей.
Блок 4. Предложение. Схемы предложений
Образовательные задачи:
Дать представление о предложении (без грамматического определения).
Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова, согласование слов в предложении. Помогать правильно, строить сложные предложения. Учить отвечать на вопрос полным и развернутым ответом.
Обратить внимание, на написание большой буквы в начале предложения, после интонационных знаков (. ! ?), в именах людей и кличках животных.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | В гости к буквам | 1 |
|
|
2 | Знакомство с букварем | 1 |
|
|
3 | Звук, буква «А», Звук, буква «У» | 2 |
|
|
4 | Звук, буква «О», звук и буква «И» | 2 |
|
|
5 | Звук, буква «М», звук и буква «С» | 2 |
|
|
6 | Закрепление звуков А, У, О, М Слоги | 2 |
|
|
7 | Звук, буква «Х» Чтение слов | 2 |
|
|
8 | Звук, буква «Р», Звук и буква «Ш» | 2 |
|
|
9 | Сопоставление букв (звуков) «Ш» и «С», Звук, буква «Ы» | 2 |
|
|
10 | Сопоставление букв (звуков) «Р» и «Л», Чтение слогов, слов | 2 |
|
|
11 | Звук, буква «Н», Звук, буква «К» | 2 |
|
|
12 | Звук и буква «Т», Звук и буква «П» | 2 |
|
|
13 | Сопоставление букв (звуков) «Ы» и «И», Звук, буква «Й» | 2 |
|
|
14 | Звук, буква «З», Сопоставление букв (звуков) «З» и «С» | 2 |
|
|
15 | Дифференциация ЫЙ-ИЙ, Звук, буква « Г» | 2 |
|
|
16 | Сопоставление букв (звуков)«К» и «Г», | 2 |
|
|
17 | Звук и буква «В», чтение предложений | 2 |
|
|
18 | Звук и буква «Д», схемы предложений | 2 |
|
|
19 | Чтение предложений, схемы предложений | 1 |
|
|
22 | Итоговое | 1 |
|
|
| Итого | 36 |
|
|
Оценочные и методические материалы
Учебно-методический комплекс
№ п/п | Название темы (базовые разделы) | Форма проведения занятий | Методы и приемы проведения занятий | Дидактические материалы, техническая оснащенность | Форма подведения итогов |
1 | Вводная | Групповая, индивидуальная Практическая деятельность | Инструктаж. Показ практических действий. Самостоятельная и совместная работа | Мяч. Музыка | Опрос. Тестовая работа |
2 | Наша речь | Групповая Практическая деятельность | Показ практических действий. Самостоятельная и совместная работа | Икт, презентация, мяч Д/и «Доскажи словечко», «Четвертый лишний», «Один и много», «Найди ошибку», «Назови наоборот» | Практическая работа |
3 | Звуки вокруг нас | Групповая Практическая деятельность | Показ практических действий. Самостоятельная и совместная работа | Схемы слов, колокольчик, стеклянный стакан с ложкой Д/и «Что звучит», «Музыка или шум», букварь | Практическая работа |
4 | Буквы | Групповая Практическая деятельность | Показ практических действий. Самостоятельная и совместная работа | Икт, презентация, кубики с буквами, Д/и «Буква потерялась», «Мягкие буквы», «Собери слово», «Составь слово», Назови слово на букву», букварь | Практическая работа |
5 | Слог | Групповая Практическая деятельность | Показ практических действий. Самостоятельная и совместная работа | Икт, презентация, мяч, карточки-слоги, деревянный домик, букварь | Практическая работа |
6 | Слово | Групповая Практическая деятельность | Показ практических действий. Самостоятельная и совместная работа | Икт, презентация, игрушка-Незнайка, «Подбери семейку», «Лишнее слово», «Придумай название», «Исправь ошибки», букварь | Практическая работа |
7 | Знаки препинания | Групповая Практическая деятельность | Показ практических действий. Самостоятельная и совместная работа | Икт. Презентация, картинка Доктор Айболит, букварь | Практическая работа |
8 | Ударение | Групповая Практическая деятельность | Показ практических действий. Самостоятельная и совместная работа | Икт. Презентация, колокольчик, букварь | Практическая работа |
9 | Способ чтения (послоговое, синтексичес-кое) | Групповая Практическая деятельность | Показ практических действий. Самостоятельная и совместная работа | Икт. Презентация, игрушка Незнайка, букварь | Практическая работа |
10 | Темп чтения | Групповая Практическая деятельность | Показ практических действий. Самостоятельная и совместная работа | Икт. Презентация, букварь | Практическая работа |
11 | Понимание чтения | Групповая Практическая деятельность | Показ практических действий. Самостоятельная и совместная работа | Икт. Презентация. букварь | Практическая работа |
12 | Выразительность чтения | Групповая Практическая деятельность | Показ практических действий. Самостоятельная и совместная работа | Икт. Презентация, музыка, игрушка-плюшевый медведь, букварь | Практическая работа |
13 | Паузы, отделяющие одно предложение от другого | Групповая Практическая деятельность | Показ практических действий. Самостоятельная и совместная работа | Икт. Презентация, букварь | Практическая работа |
14 | Правильная интонация в конце предложения | Групповая Практическая деятельность | Показ практических действий. Самостоятельная и совместная работа | Икт. Презентация, мяч, букварь | Практическая работа |
15 | Буквы, не имеющие звука. Ъ знак | Групповая Практическая деятельность | Показ практических действий. Самостоятельная и совместная работа | Икт. Презентация. Игрушка Снежок, букварь | Практическая работа |
16 | Ь знак | Групповая Практическая деятельность | Показ практических действий. Самостоятельная и совместная работа | Икт. Презентация мыльные пузыри Д/и «Какая буква заблудилась», букварь | Практическая работа |
17 | Предложение | Групповая Практическая деятельность | Показ практических действий. Самостоятельная и совместная работа | Икт. Презентация Схемы предложений, иллюстрации для игры «Предложения в картинке» букварь | Практическая работа |
18 | Схема предложения | Групповая Практическая деятельность | Показ практических действий. Самостоятельная и совместная работа | Икт. Презентация. Карточки со схемами предложений. | Практическая работа |
19 | Чтение предложений. Знаки препинания в конце предложений | Групповая Практическая деятельность | Показ практических действий. Самостоятельная и совместная работа | Икт. Презентация, музыка, игрушка-Незнайка, букварь | Практическая работа |
20 | Итоговое | Групповая, индивидуальная Практическая деятельность | Самостоятельная и совместная работа | Букварь, Незнайка, Книжки для чтения – сувениры для детей | Конкурс чтецов |
Используемые практики, технологии и методы
- В процессе занятий обучающиеся дифференцируют понятие «звук» и «буква»;
- находят позицию звука в слове (начало, средина и конец);
- различают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- находят в предложении слова с заданным звуком;
- определяют ударный и безударный слог;
- составляют слова из слогов;
- умеют делить слова на слоги (определять их количество, последовательность);
- читают по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами; понимают прочитанный текст, отвечают на вопросы по содержанию произведения
- умеют составлять предложения и 3-4 слов и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком в конце (. ! ?).
- различают понятия: «слово», «словосочетание», «предложение»;
- выполняют простые и сложные формы звукового анализа и синтеза;
- определяют количество слогов в слове;
- выстраивают речевое высказывание в ситуации общения;
Используются следующие методы обучения:
-объяснительно-иллюстративный;
-репродуктивный;
-словесный;
-наглядный.
Педагогические приемы:
- формирование взглядов (разъяснение);
-организации деятельности (показ):
- стимулирования и коррекции (анализ, похвала).
Дидактические материалы:
- иллюстрации; учебник «Букварь»
- схемы, поэтапные схемы;
- настольно-печатные игры
Информационные источники для педагогов
- Бородич А.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984.
- Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. М; Мозаика – Синтез,2009.
- Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.
- Выготский Л.С. Развитие устной речи. – М., 1996.
- Жукова Н.С. Букварь М., 2012.
- Журова Л.Е., Варенцова Н. С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. М.: Школьная Пресса, 2001.
- Колесниковой Е.В. Программа «От звука к букве». Обучение дошкольников элементам грамоты» - Изд. «Ювента», 2015.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. – М.: Гном-Пресс, 1998.
- Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М., 1979.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 1999.
- Смирнова Л.Н. Обучение дошкольников чтению. М; Мозаика – Синтез
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1988.
- Шумаева Д.Г. Программа: «Как хорошо уметь читать». – Акцидент, 1998.
- Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольником. – СПб.; ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
- Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно- методическое пособие для логопедов и воспитателей - СПб.: Детство-пресс, 2005.
- Астафьева Е.О. Играем, читаем, пишем. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
- Башкирова Н. Тесты и упражнения для подготовки детей к школе. – СПб.: Питер, 2010.
- Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. –
СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
- Козырева Л.М. Мы читаем по слогам: комплекс игр и упражнений для детей 5-7 лет: Пособие для педагогов и родителей. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2012.
- Парамонова Л.Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии. – СПб.: - ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
- Шевченко И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П.Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. — М.: АРКТИ, 2007.
- О. М. Ельцова Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте : система занятий, конспекты, дидактический материал. - Волгоград: Учитель, 2009.
Информационные источники для родителей
- Оце Безруких М.А. Логинова Е.С. Флусова Н.В. Слово. Предложение. Рассказ. Рабочая тетрадь по формированию творческих и познавательных способностей у детей 5-7 лет. – М.: Изд. «Ювента»», 2008.
- Буквы. Слоги. Слова. – СоставательН.М.Трифонова.- Издательство «Цитадель-трейд», 2010.
- Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Жукова О.С. Азбука чтения.- М.: Астрель: СПб, Астрель 2011.
- Корнилова О. И.Учим буквы. / Пособие для детей 5-6 лет.-Ярославль:Академия развития,.2006.
- Нищева Н.В. Тетрадь для подготовительной к школе логопедической группы детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
- Прохорова Г.А. Готовимся к обучению грамоте. Звуки и буквы: пособие для детей 6-7 лет. – М.: Просвещение, 2010.
- Соколова Е.В., Нянковская Н.Н. Готовимся к школе: слова и предложеия. – Ярославль: Издательство: Академия развития, 2007.
- Соколова Е.В., Нянковская Н.Н. Учимся читать. Звуки и буквы. Развивающая тетрадь для детей 5-7 лет. – Ярославль: Издательство: Академия развития, 2007.
- Ткаченко Т.А. Пиши, читай-ка! Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. М.: Издательство «Ювента», 2008.
- Узорова О., Нефедова Е. Подготовка к школе. Мои первые прописи. Для мальчиков. ООО «Издательство ААСТ», 2009.
Электронные ресурсы:
- www.anichov.ru
- www.logozavr.ru
- www.kindereducation.com
- www.pochemu4ka.ru
- www.mon.gov.ru
- www.papa-vlad.narod.ru/index.html
- www.games-for-kids.ru/
- ladushk
Оценочные материалы
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся:
педагогическое наблюдение; выполнения обучающимися творческих заданий, активности обучающихся на занятиях и т.п.; мониторинг: входной, текущий, итоговый контроль.
Входной контроль – оценка стартового уровня образовательных возможностей обучающихся при поступлении в группу (проводится на первом занятии). Форма – опрос (приложение 1)
Текущий контроль – оценка уровня и качества освоения разделов и тем программы, осуществляющийся на занятиях в течении всего периода обучения. Форма – практическое задание.
Итоговый контроль – оценка уровня и качества освоения программы по завершению всего периода обучения. Заполняется «Карта педагогического мониторинга» (Приложение 2). Проводится на итоговом занятии. Форма – конкурс чтецов.
Для определения результативности занятий по данной программе используется диагностика, отражающая уровень развития каждого воспитанника (проводится в сентябре и в мае). Для этого, опираясь на критерии оценки, предложенные О.С. Ушаковой, С.М. Струниной и Т.П. Сальниковой, была разработана методика оценки развития воспитанников по обучению грамоте.
Приложение 1
Примерные задания входной диагностики
1. Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
Педагог задаёт ребёнку вопросы:
- Что я сейчас назову? Послушай внимательно (называет звуки).
- А сейчас, что я назвала? (называет слоги).
- Что я назвала сейчас? (называет слова).
- А сейчас, что я назвала? (называет предложение).
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок правильно отвечает на все вопросы самостоятельно. Средний уровень – ребёнок отвечает на вопросы с помощью взрослого.
Низкий уровень – ребёнок затрудняется ответить на вопросы.
2. Может разделить простое предложение на слова с указанием их последовательности.
Педагог называет предложение, состоящее из 3-4 слов и задаёт вопросы:
- Что я сейчас проговорила?
- Сколько слов в предложении?
- Какое слово первое? (второе, третье…)
- Делит слова на слоги (определяет их количество, последовательность).
Педагог называет ребёнку двусложное, трёхсложное, односложное слово и предлагает определить количество слогов в этом слове, назвать первый слог, второй, третий.
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок правильно определяет количество слогов в слове.
Средний уровень – ребёнок иногда ошибается, но исправляет свою ошибку. Низкий уровень – ребёнок часто ошибается и не всегда может исправить ошибку.
- Составляет слова из слогов.
Педагог предлагает ребёнку поиграть в игру «Весёлые слоги». Подготовка исследования:
Подготовить карточки размером 3х2 см, на которых написаны различные слоги (приблизительно 24 слога, из которых в последующем можно будет составить 11слов).
Проведение исследования:
Педагог предлагает ребёнку поиграть в игру: «Сейчас мы с тобой поиграем в игру «Весёлые слоги». Посмотри, как много слогов, они разбежались, а мы с тобой соберём их в слова» Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок правильно составил от 8 до 11 слов.
Средний уровень – ребёнок правильно составил от 5 до 7 слов.
Низкий уровень – ребёнок составил 4 и менее слов или не составил слов вообще.
- Производит звуковой анализ слов.
Подготовка исследования:
Подготовить картинки с изображением предметов: мак, мост, кукла, сорока, картина, черепаха; набор фишек красного, синего, зелёного цвета.
Проведение исследования:
Эксперимент проводится с детьми индивидуально. Перед ребёнком поочерёдно кладут картинки и предлагают ответить на вопросы:
- Что нарисовано на картинке?
- Какой звук в слове первый?
- Третий и т.д.
По мере называния звуков ребёнок ставит фишки, составляя схему слова (при первичном диагностировании ребёнок определяет количество звуков в слове на слух).
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок справился с 6 – 7 словами.
Средний уровень – ребёнок справился 4 – 3 словами
Низкий уровень – ребёнок справился с 2 – 1 словом.
- Дифференцирует звуки.
Проведение исследования: педагог произносит звук, предлагает ребёнку рассказать какой это звук (гласный, согласный; твёрдый, мягкий, звонкий, глухой).
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок не допустил ни одной ошибки.
Средний уровень – ребёнок допустил одну ошибку.
Низкий уровень – ребёнок допустил более одной ошибки.
- Находит в предложении слова с заданным звуком (при первичном диагностировании выделяет звуки из слова).
Методика «Звуковые прятки»
Педагог рассказывает ребёнку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для примера взрослый произносит несколько гласных и согласных звуков. Затем ребёнку предлагают поиграть в «прятки» со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук нужно искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть ли разыскиваемый звук в слове.
Предлагается искать звуки: О, А, Ш, С.
Все слова надо произносить очень чётко, выделяя каждый звук, а гласные звуки даже тянуть (отыскиваемый гласный звук должен стоять под ударением). Надо предложить ребёнку, чтобы он сам произнёс вслед за экспериментатором слово и послушал его. Можно повторить слово несколько раз. При заключительном диагностировании находит в предложении слова с заданным звуком.
Оценка результатов:
Высокий уровень – не допустил ни одной ошибки.
Средний уровень – допущена одна ошибка.
Низкий уровень – если допущено более одной ошибки.
- Владеет чтением.
Для определения уровня овладения чтением ребёнку предлагается прочитать предложение из 3 – 4 слов или текст из 3-4 предложений, связанных по смыслу.
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок бегло читает целыми словами.
Средний уровень – ребёнок читает по слогам.
Низкий уровень – ребёнок читает по буквам.
Приложение 2
КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
Педагог ______________ дополнительная общеразвивающая программа
"_______________________»
№ | Ф.И. ребёнка | Умение … | Умение … | Умение … | Умение … | Умение … | |||||
С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | ||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 | |||||||||||
12 | |||||||||||
13 | |||||||||||
14 | |||||||||||
15 |
Условные сокращения: С – сентябрь, М - май
Критерии определения результативности
Уровень | Низкий | Средний | Высокий |
Баллы | 0-3 | 4-5 | 6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программa для детей раннего возраста (2 – 3 лет) социально-педагогической направленности
Программа по сенсорике для детей 2-3 лет, на 1год....
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет
Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...
Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет
Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....