Дополнительная общеразвивающая программа "Читалочка"
методическая разработка (подготовительная группа)

Ташева Юлия Викторовна

Программа способствует развитию базовых навыков чтения у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №124 Невского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА

решением  Педагогического совета

ГБДОУ детского сада №124

Невского района Санкт-Петербурга

Протокол от 30.08.2024 № 1

УТВЕРЖДЕНА

приказом ГБДОУ детского сада №124

Невского района Санкт-Петербурга

Заведующий  О.И. Архиповой

от 30.08.2024 №120

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

 «ЧИТАЛОЧКА»

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок освоения: 36 дней

Разработчик:

Ташева Юлия Викторовна

педагог дополнительного образования

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «ЧИТАЛОЧКА» имеет социально-гуманитарную направленность.

Адресат программы:

Программа адресована детям 6-7 лет.

  1. Актуальность

Актуальность программы «ЧИТАЛОЧКА» обусловлена её практической значимостью и рядом объективных причин. Большинство родителей стремятся к тому, чтобы их дети научились читать еще в дошкольном возрасте. Их обращение к педагогам является отражением актуальности данного желания, а значит, и программы по чтению.   Дети смогут применить полученные знания при обучении в школе. Это станет возможным благодаря системе специально подобранных игр и упражнений.

Новизна программы состоит в оптимизации актуального педагогического опыта:

  • в использовании новых образовательных технологий, методик, предусматривающих дифференцированный подход к личности каждого ребёнка;
  • во внедрении в образовательный процесс активных игровых форм работы с книгой, которые не только создают атмосферу радости, но и учат детей навыкам общения, развивают способности видеть, замечать, наблюдать, оценивать.

Знания и умения, полученные при изучении программы кружка, сыграют большую роль в формировании духовного мира ребенка и развитии навыка чтения. В центре внимания стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих возможностей.

Отличительная особенность:

Следует, прежде всего, отметить значение чтения в формировании и нравственном воспитании личности, в обогащении человека знаниями. Для успешного овладения ребенком этого вида речевой деятельности педагогически целесообразно организовать специальные занятия по обучению грамоте. За последние годы увеличилось количество детей, которые при различном стечении обстоятельств и в разных условиях проходят процесс обучения чтению в дошкольном возрасте. Методы и приемы, которые используются при этом взрослыми из окружения ребенка, не всегда учитывают его возрастные, индивидуальные психологические и речевые особенности. Это в свою очередь часто приводит к возникновению у ребенка трудностей в овладении грамотой / чтением, способствует формированию отрицательной установки к данному виду деятельности. Программа имеет практическую особенность.

Уровень освоения программы – общекультурный

Срок освоения: 36 дней

Объем программы: 36 часов

Цель программы

Цель: развитие базовых навыков чтения посредством игровых упражнений

Задачи программы:

Обучающие

  • обучить навыкам чтения слов, словосочетаний, предложений и текстов (выразительность, беглость, правильность, осознанность) через игровые упражнения;
  • закреплять значение понятий: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия;
  • знакомить с основными орфоэпическими нормами при чтении небольших текстов: делать паузы между словами, в простых случаях соблюдать интонацию (на основе знания знаков препинания).

Развивающие:

  • развивать  простые и сложные формы звукового анализа и синтеза, слогового анализа слов;
  • развивать  слуховое внимание и фонематическое восприятие;
  • активизировать словарный запас;
  • развивать предпосылки грамотности и способности выстраивать речевое высказывание в ситуации общения.

Воспитательные:

  • воспитывать  интерес к слову, к чтению, к художественной литературе;
  • воспитывать бережное отношение к книге;
  • формировать коммуникативные навыки самоорганизации.

Планируемые результаты освоения

 

Предметные:

  • Дети овладеют правилами интонации и выразительного чтения;
  • Овладеют базовыми навыками чтения слов, словосочетаний, предложений и текстов;
  • У детей будет развито значение понятий: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия;

 

Метапредметные:

  • разовьют умение слаженной работы рук и глаз.

 

Личностные

  • сформируют умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями;
  • разовьют навыки сотрудничества со сверстниками.
  1.  Организационно-педагогические условия реализации программы

Язык реализации – русский.

Форма обучения – очная.

Условия набора и формирования групп: принимаются все желающие, разновозрастные. Занятия проводятся в группах от 15 человек.

Форма обучения: традиционное, практическое

Форма проведения занятий: занятие, мастер-класс, игротренинг, презентация.

Форма организации образовательного процесса:

  1. фронтальная (одновременная работа со всеми учащимися);
  2. индивидуальная;
  3. мастер-класс;
  4. Игровая.
  1. Материально-техническое оснащение

  2. Занятия проходят в групповом помещении.

  3.  Для реализации данной программы имеются следующие условия:

  4. ТСО: ноутбук,           музыкальный центр, интерактивная доска, проектор.

  5. Буквари Надежды Жуковой, иллюстрации, детские книги с делением текста на слоги, схемы предложений, плакат «Алфавит» и плакат классификация звуков, изображения героев, настольно – печатная игра «Собери слово», лото «Составь слово», спортивный инвентарь (мяч, обручи), колокольчик, игрушки (персонажи)

Учебный план 

п/п

Тема занятия

Количество часов

Формы контроля

 

Всего

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие.

В гости к буквам

1

0,5

0,5 

Наблюдение. Тест. Анализ результатов.

2

Блок 1. Знакомство с букварём

8,5

0,5

8

Практическая работа

3

Блок 2. Гласные звуки

8,5

0,5

8

Практическая работа

4

Блок 3. Согласные звуки

8,5

0,5

8

Практическая работа

5

Блок 4. Предложение. Схемы предложений

8,5

0,5

8

Практическая работа

6

Итоговое

1

 

1

Игротренинг

 

Итого

36

 

 

 

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №124 Невского района Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДЕН

Приказом № 120 от 30.08.2024г.

ГБДОУ детского сада № 124

Невского района Санкт-Петербурга

заведующий Архипова О.И.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЕЙ ПРОГРАММЕ

 «ЧИТАЛОЧКА»

Педагог:

Ташева Юлия Викторовна

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

2024-2025

02.09.2024

31.05.2025

18

36

36

1 раз в неделю, 30 минут

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЕЙ ПРОГРАММЕ

 «ЧИТАЛОЧКА»

Задачи программы:

Обучающие:

  • обучить навыкам чтения слов, словосочетаний, предложений и текстов (выразительность, беглость, правильность, осознанность) через игровые упражнения;
  • закреплять значение понятий: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия;
  • знакомить с основными орфоэпическими нормами при чтении небольших текстов: делать паузы между словами, в простых случаях соблюдать интонацию (на основе знания знаков препинания).

Развивающие:

  • развивать  простые и сложные формы звукового анализа и синтеза, слогового анализа слов;
  • развивать  слуховое внимание и фонематическое восприятие;
  • активизировать словарный запас;
  • развивать предпосылки грамотности и способности выстраивать речевое высказывание в ситуации общения.

Воспитательные:

  • воспитывать  интерес к слову, к чтению, к художественной литературе;
  • воспитывать бережное отношение к книге;
  • формировать коммуникативные навыки самоорганизации.

Планируемые результаты освоения

 

Предметные:

  • Дети овладеют правилами интонации и выразительного чтения;
  • Овладеют базовыми навыками чтения слов, словосочетаний, предложений и текстов;
  • У детей будет развито значение понятий: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия; 

Метапредметные:

  •  разовьют умение слаженной работы рук и глаз.

Личностные

  • сформируют умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями;
  • разовьют навыки сотрудничества со сверстниками.

Содержание программы

Блок 1. Знакомство с букварём

Образовательные задачи:

На занятиях по этой теме у детей следует развивать фонематический слух. Познакомить с понятием «звук». Учить вычленять звуки из слова, производить звукобуквенный анализ слов, сравнивать звуки в словах. Учить определять место звука в слове. Познакомить с учебником « Букварь», с правилами обращения с книгами,

Познакомить с понятием «буква». Знакомить с буквами, которые не обозначают звуков. Учить графически, изображать звуки.

Учить наблюдать за работой артикуляционного аппарата при произнесении звуков.

Широко использовать фонетические игры.

Блок 2. Гласные звуки

Образовательные задачи:

На занятиях по этой теме у детей следует развивать фонематический слух. Познакомить с понятием «звуки речи, и «гласные звуки». Учить вычленять звуки из слова, производить звукобуквенный анализ слов, сравнивать звуки в словах. Учить определять место звука в слове. Учить наблюдать за работой артикуляционного аппарата при произнесении звуков. Широко использовать фонетические игры.

        Блок 3. Согласные звуки

Образовательные задачи:

Обобщить представления о гласных и согласных звуках. Закрепить понятия «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый», «мягкий», «глухой» и «звонкий звук». Развивать фонематический слух детей.

Блок 4. Предложение. Схемы предложений

Образовательные задачи:

Дать представление о предложении (без грамматического определения).

Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова, согласование слов в предложении. Помогать правильно, строить сложные предложения. Учить отвечать на вопрос полным и развернутым ответом.

Обратить внимание, на написание большой буквы в начале предложения, после интонационных знаков (. ! ?), в именах людей и кличках животных.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

В гости к буквам 

1

 

 

2

Знакомство с  букварем

1

 

 

3

Звук, буква

                    «А», Звук,     буква «У»

2

 

 

4

Звук, буква

«О», звук и буква «И»

2

 

 

5

Звук, буква

«М», звук и буква «С»

2

 

 

6

Закрепление звуков

А, У, О, М

Слоги

2

 

 

7

Звук, буква

«Х» Чтение слов

2

 

 

8

Звук, буква

«Р», Звук и буква «Ш»

2

 

 

9

Сопоставление букв (звуков)

«Ш» и «С», Звук, буква

«Ы»

2

 

 

10

Сопоставление букв (звуков)

«Р» и «Л», Чтение слогов, слов

2

 

 

11

Звук, буква «Н», Звук, буква «К»

2

 

 

12

Звук и буква «Т», Звук и буква «П»

2

 

 

13

Сопоставление букв (звуков) «Ы» и «И», Звук, буква «Й»

2

 

 

14

Звук, буква «З», Сопоставление букв (звуков) «З» и «С»

2

 

 

15

Дифференциация   ЫЙ-ИЙ,

 Звук, буква « Г»

2

 

 

16

Сопоставление букв (звуков)«К» и «Г»,

2

 

 

17

Звук и буква «В», чтение предложений

2

 

 

18

Звук и буква «Д», схемы предложений

2

 

 

19

Чтение предложений, схемы предложений

1

 

 

22

Итоговое

1

 

 

 

Итого

36

 

 

Оценочные и методические материалы

Учебно-методический комплекс

п/п

Название темы

(базовые разделы)

Форма проведения занятий

Методы и приемы проведения занятий

Дидактические материалы, техническая оснащенность

Форма

подведения итогов

1

Вводная

Групповая,

индивидуальная

Практическая деятельность

Инструктаж.

Показ практических действий.

Самостоятельная и совместная работа

Мяч.

Музыка

Опрос. Тестовая

работа

2

Наша речь

Групповая

Практическая деятельность

Показ практических действий.

Самостоятельная и совместная работа

Икт, презентация, мяч

Д/и «Доскажи словечко», «Четвертый лишний», «Один и много», «Найди ошибку», «Назови наоборот»

Практическая работа

3

Звуки вокруг нас

Групповая

Практическая деятельность

Показ практических действий.

Самостоятельная и совместная работа

Схемы слов, колокольчик, стеклянный стакан с ложкой

Д/и «Что звучит», «Музыка или шум», букварь

Практическая работа

4

Буквы

Групповая

Практическая деятельность

Показ практических действий.

Самостоятельная и совместная работа

Икт, презентация, кубики с буквами,

Д/и «Буква потерялась», «Мягкие буквы», «Собери слово», «Составь слово», Назови слово на букву», букварь

Практическая работа

5

Слог

Групповая

Практическая деятельность

Показ практических действий.

Самостоятельная и совместная работа

Икт, презентация, мяч, карточки-слоги, деревянный домик, букварь

Практическая работа

6

Слово

Групповая

Практическая деятельность

Показ практических действий.

Самостоятельная и совместная работа

Икт, презентация, игрушка-Незнайка, «Подбери семейку», «Лишнее слово», «Придумай название», «Исправь ошибки», букварь

Практическая работа

7

Знаки препинания

Групповая

Практическая деятельность

Показ практических действий.

Самостоятельная и совместная работа

Икт. Презентация, картинка Доктор Айболит, букварь

Практическая работа

8

Ударение

Групповая

Практическая деятельность

Показ практических действий.

Самостоятельная и совместная работа

Икт. Презентация, колокольчик, букварь

Практическая работа

9

Способ чтения (послоговое, синтексичес-кое)

Групповая

Практическая деятельность

Показ практических действий.

Самостоятельная и совместная работа

Икт. Презентация, игрушка Незнайка, букварь

Практическая работа

10

Темп чтения

Групповая

Практическая деятельность

Показ практических действий.

Самостоятельная и совместная работа

Икт. Презентация, букварь

Практическая работа

11

Понимание чтения

Групповая

Практическая деятельность

Показ практических действий.

Самостоятельная и совместная работа

Икт.

Презентация.

букварь

Практическая работа

12

Выразительность чтения

Групповая

Практическая деятельность

Показ практических действий.

Самостоятельная и совместная работа

Икт. Презентация, музыка, игрушка-плюшевый медведь, букварь

Практическая работа

13

Паузы, отделяющие одно предложение от другого

Групповая

Практическая деятельность

Показ практических действий.

Самостоятельная и совместная работа

Икт. Презентация, букварь

Практическая работа

14

Правильная интонация в конце предложения

Групповая

Практическая деятельность

Показ практических действий.

Самостоятельная и совместная работа

Икт. Презентация, мяч, букварь

Практическая работа

15

Буквы,  не имеющие звука. Ъ знак

Групповая

Практическая деятельность

Показ практических действий.

Самостоятельная и совместная работа

Икт.

Презентация.

Игрушка

Снежок, букварь

Практическая работа

16

Ь знак

Групповая

Практическая деятельность

Показ практических действий.

Самостоятельная и совместная работа

Икт.

Презентация

мыльные пузыри

Д/и «Какая буква заблудилась», букварь

Практическая работа

17

Предложение

Групповая

Практическая деятельность

Показ практических действий.

Самостоятельная и совместная работа

Икт.

Презентация

Схемы предложений, иллюстрации для игры «Предложения в картинке»  букварь

Практическая работа

18

Схема предложения

Групповая

Практическая деятельность

Показ практических действий.

Самостоятельная и совместная работа

Икт.

Презентация.

Карточки со схемами предложений.

Практическая работа

19

Чтение предложений.

Знаки препинания в конце предложений

Групповая

Практическая деятельность

Показ практических действий.

Самостоятельная и совместная работа

Икт.

Презентация, музыка, игрушка-Незнайка, букварь

Практическая работа

20

Итоговое

Групповая, индивидуальная

Практическая деятельность

Самостоятельная и совместная работа

Букварь, Незнайка, Книжки для чтения – сувениры для детей

Конкурс чтецов

Используемые практики, технологии и методы

  • В процессе занятий обучающиеся дифференцируют понятие «звук» и «буква»;
  • находят позицию звука в слове (начало, средина и конец);
  • различают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
  • находят в предложении слова с заданным звуком;
  • определяют ударный и безударный слог;
  • составляют слова из слогов;
  • умеют делить слова на слоги (определять их количество, последовательность);
  • читают по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами; понимают прочитанный текст, отвечают на вопросы по содержанию произведения
  • умеют составлять предложения и 3-4 слов и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком в конце (. ! ?).
  • различают понятия: «слово», «словосочетание», «предложение»;
  • выполняют простые и сложные формы звукового анализа и синтеза;
  •  определяют количество слогов в слове;
  •  выстраивают речевое высказывание в ситуации общения;

Используются следующие методы обучения:

-объяснительно-иллюстративный;

-репродуктивный;

-словесный;

-наглядный.

Педагогические приемы:

- формирование взглядов (разъяснение);

-организации деятельности (показ):

- стимулирования и коррекции (анализ, похвала).

Дидактические материалы:

- иллюстрации; учебник «Букварь»

- схемы, поэтапные схемы;

- настольно-печатные игры

Информационные источники для педагогов

  1. Бородич А.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984.
  2. Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. М; Мозаика – Синтез,2009.
  3. Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.
  4. Выготский Л.С. Развитие устной речи. – М., 1996.
  5. Жукова Н.С. Букварь М., 2012.
  6. Журова Л.Е., Варенцова Н. С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников   грамоте. М.: Школьная Пресса, 2001.
  7. Колесниковой Е.В. Программа «От звука к букве». Обучение дошкольников элементам  грамоты» - Изд. «Ювента», 2015.
  8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. – М.: Гном-Пресс, 1998.
  9. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М., 1979.
  10. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 1999.
  11. Смирнова Л.Н. Обучение дошкольников чтению. М; Мозаика – Синтез
  12. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1988.
  13. Шумаева Д.Г. Программа: «Как хорошо уметь читать». – Акцидент, 1998.
  14. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольником. – СПб.; ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  15. Александрова        Т.В.        Живые        звуки,        или        Фонетика        для        дошкольников:        Учебно- методическое пособие для логопедов и воспитателей - СПб.: Детство-пресс, 2005.
  16. Астафьева Е.О. Играем, читаем, пишем. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
  17. Башкирова Н. Тесты и упражнения для подготовки детей к школе. – СПб.: Питер, 2010.
  18. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. –

СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

  1. Козырева Л.М. Мы читаем по слогам: комплекс игр и упражнений для детей 5-7 лет: Пособие для педагогов и родителей. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2012.
  2. Парамонова Л.Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии. – СПб.: - ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
  3. Шевченко И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
  4. Ястребова А.В., Бессонова Т.П.Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. — М.: АРКТИ, 2007.
  5. О. М. Ельцова Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте : система занятий, конспекты, дидактический материал. - Волгоград: Учитель, 2009.

Информационные источники для родителей

  1. Оце Безруких М.А. Логинова Е.С. Флусова Н.В. Слово. Предложение. Рассказ. Рабочая тетрадь по формированию творческих и познавательных способностей у детей 5-7 лет. – М.: Изд. «Ювента»», 2008.
  2. Буквы. Слоги. Слова. – СоставательН.М.Трифонова.- Издательство «Цитадель-трейд», 2010.
  3. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. –   М.: ТЦ Сфера, 2010.
  4. Жукова О.С. Азбука чтения.- М.: Астрель: СПб, Астрель 2011.
  5. Корнилова О. И.Учим буквы. / Пособие для детей 5-6 лет.-Ярославль:Академия развития,.2006.
  6. Нищева Н.В. Тетрадь для подготовительной к школе логопедической группы детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
  7. Прохорова Г.А. Готовимся к обучению грамоте. Звуки и буквы: пособие для детей 6-7 лет. – М.: Просвещение, 2010.
  8. Соколова Е.В., Нянковская Н.Н. Готовимся к школе: слова и предложеия. – Ярославль: Издательство: Академия развития, 2007.
  9. Соколова Е.В., Нянковская Н.Н. Учимся читать. Звуки и буквы. Развивающая тетрадь для детей 5-7 лет. – Ярославль: Издательство: Академия развития, 2007.
  10.  Ткаченко Т.А. Пиши, читай-ка! Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. М.: Издательство  «Ювента», 2008.
  11.  Узорова О., Нефедова Е. Подготовка к школе. Мои первые прописи. Для мальчиков. ООО «Издательство ААСТ», 2009.

Электронные ресурсы:

  1. Оценочные материалы

Для  отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся:

педагогическое наблюдение; выполнения обучающимися творческих заданий, активности обучающихся на занятиях и т.п.; мониторинг: входной, текущий, итоговый контроль.

Входной контроль – оценка стартового уровня образовательных возможностей обучающихся при поступлении в группу (проводится на первом занятии). Форма – опрос (приложение 1)

Текущий контроль – оценка уровня и качества освоения разделов и тем программы, осуществляющийся на занятиях в течении всего периода обучения. Форма – практическое задание.

Итоговый контроль – оценка уровня и качества освоения программы по завершению всего периода обучения. Заполняется «Карта педагогического мониторинга» (Приложение 2). Проводится на итоговом занятии. Форма – конкурс чтецов.

Для определения результативности занятий по данной программе используется диагностика, отражающая уровень развития каждого воспитанника (проводится в сентябре и в мае). Для этого, опираясь на критерии оценки, предложенные О.С. Ушаковой, С.М. Струниной     и Т.П. Сальниковой, была разработана методика оценки развития воспитанников по обучению грамоте.

                                                                                                                                                         Приложение 1

Примерные задания входной диагностики

1. Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

Педагог задаёт ребёнку вопросы:

  1. Что я сейчас назову? Послушай внимательно (называет звуки).
  2. А сейчас, что я назвала? (называет слоги).
  3. Что я назвала сейчас? (называет слова).
  4. А сейчас, что я назвала? (называет предложение).

Оценка результатов:

Высокий уровень – ребёнок правильно отвечает на все вопросы самостоятельно. Средний уровень – ребёнок отвечает на вопросы с помощью взрослого.

Низкий уровень – ребёнок затрудняется ответить на вопросы.

2. Может разделить простое предложение на слова с указанием их последовательности.

Педагог называет предложение, состоящее из 3-4 слов и задаёт вопросы:

  1. Что я сейчас проговорила?
  2. Сколько слов в предложении?
  3. Какое слово первое? (второе, третье…)
  1. Делит слова на слоги (определяет их количество, последовательность).

Педагог называет ребёнку двусложное, трёхсложное, односложное слово и предлагает определить количество слогов в этом слове, назвать первый слог, второй, третий.

Оценка результатов:

Высокий уровень – ребёнок правильно определяет количество слогов в слове.

 Средний уровень – ребёнок иногда ошибается, но исправляет свою ошибку. Низкий уровень – ребёнок часто ошибается и не всегда может исправить ошибку.

  1. Составляет слова из слогов.

Педагог предлагает ребёнку поиграть в игру «Весёлые слоги». Подготовка исследования:

Подготовить  карточки размером 3х2 см, на        которых написаны различные слоги (приблизительно 24 слога, из которых в последующем можно будет составить 11слов).

Проведение исследования:

Педагог предлагает ребёнку поиграть в игру: «Сейчас мы с тобой поиграем в игру «Весёлые    слоги». Посмотри, как много слогов, они разбежались, а мы с тобой соберём их в слова» Оценка результатов:

Высокий уровень – ребёнок правильно составил от 8 до 11 слов.

 Средний уровень – ребёнок правильно составил от 5 до 7 слов.

Низкий уровень – ребёнок составил 4 и менее слов или не составил слов вообще.

  1. Производит звуковой анализ слов.

Подготовка исследования:

Подготовить картинки с изображением предметов: мак, мост, кукла, сорока, картина, черепаха; набор фишек красного, синего, зелёного цвета.

Проведение исследования:

Эксперимент проводится с детьми индивидуально. Перед ребёнком поочерёдно кладут   картинки и предлагают ответить на вопросы:

  1. Что нарисовано на картинке?
  2. Какой звук в слове первый?
  3. Третий и т.д.

По мере называния звуков ребёнок ставит фишки, составляя схему слова (при первичном    диагностировании ребёнок определяет количество звуков в слове на слух).

Оценка результатов:

Высокий уровень – ребёнок справился с 6 – 7 словами.

 Средний уровень – ребёнок справился 4 – 3 словами

Низкий уровень – ребёнок справился с 2 – 1 словом.

  1. Дифференцирует звуки.

Проведение исследования: педагог произносит звук, предлагает ребёнку рассказать какой это  звук (гласный, согласный; твёрдый, мягкий, звонкий, глухой).

Оценка результатов:

Высокий уровень – ребёнок не допустил ни одной ошибки.

Средний уровень – ребёнок допустил одну ошибку.

Низкий уровень – ребёнок допустил более одной ошибки.

  1. Находит в предложении слова с заданным звуком (при первичном диагностировании  выделяет звуки из слова).

Методика «Звуковые прятки»

Педагог рассказывает ребёнку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для примера взрослый произносит несколько гласных и согласных звуков. Затем ребёнку предлагают поиграть в «прятки» со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук нужно искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть ли разыскиваемый звук в слове.

Предлагается искать звуки: О, А, Ш, С.

Все слова надо произносить очень чётко, выделяя каждый звук, а гласные звуки даже тянуть (отыскиваемый гласный звук должен стоять под ударением). Надо предложить ребёнку, чтобы он сам произнёс вслед за экспериментатором слово и послушал его. Можно повторить слово несколько раз. При заключительном диагностировании находит в предложении слова с заданным звуком.

Оценка результатов:

Высокий уровень – не допустил ни одной ошибки.

Средний уровень – допущена одна ошибка.

Низкий уровень – если допущено более одной ошибки.

  1. Владеет чтением.

Для определения уровня овладения чтением ребёнку предлагается прочитать предложение  из 3 – 4 слов или текст из 3-4 предложений, связанных по смыслу.

Оценка результатов:

Высокий уровень – ребёнок бегло читает целыми словами.

Средний уровень – ребёнок читает по слогам.

Низкий уровень – ребёнок читает по буквам.

Приложение 2

КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

Педагог ______________ дополнительная общеразвивающая программа

"_______________________»

Ф.И. ребёнка

Умение …

Умение …

Умение …

Умение …

Умение …

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Условные сокращения: С – сентябрь, М - май

 Критерии определения результативности 

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Баллы

0-3

4-5

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...

Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....