Актуализация процесса детского экспериментирования в ходе воспитательное работы.
статья

Осипова Галина Владимировна

Актуализация процесса детского экспериментирования в ходе воспитательное работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл galya_statya.docx15.7 КБ

Предварительный просмотр:

Актуализация процесса детского экспериментирования в ходе воспитательное работы.

К среднему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется типом деятельности, в которой знания приобретались.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации, имеет познавательная деятельность. Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

В работах многих отечественных педагогов говориться о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира. Поисковая деятельность вызывает огромный интерес у детей, исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получается ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развития.

В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование. Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира, стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка. В ходе экспериментирования ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняю познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. В процессе экспериментирования ребенку необходима ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта.

Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Познавательная и творческая активность дошкольников в процессе детского экспериментирования»

Программа раскрывает организацию и содержание работы по развитию  познавательной и творческой активности детей 4-7 лет через экспериментальную деятельность. Данная программа предназначена д...

Опыт работы на тему: "Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования".

Экспериментирование является основным видом ориентировочно - исследовательской деятельности. Экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства....

Опыт работы "Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования"

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основа...

Поддержка детской инициативы дошкольника в процессе детского экспериментирования

ФГОС указывают основные принципы дошкольного образования, в числе которых - обогащение детского развития, формирование познавательных интересов, поддержка детской инициативы в различных видах детской ...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...

Презентация "Организация словарной работы в процессе детского экспериментирования"

Презентация "Организация словарной работы в процессе детского экспериментирования"...

Организация словарной работы в процессе детского экспериментирования»

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современной дошкольной педагогике, как общая основа воспитания и общ...