Организация словарной работы в процессе детского экспериментирования»
опыты и эксперименты по развитию речи

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современной дошкольной педагогике, как общая основа воспитания и общения детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Дерезовская СОШ имени Героя Советского Союза Василия Прокатова» (дошкольная группа)

Сообщение из опыта работы

«Организация словарной работы в процессе детского экспериментирования»

                                                          Подготовила:

                                                    воспитатель ВКК Глотова Г.М.

Дерезовка

2022

Сообщение из опыта работы

«Организация словарной работы в процессе детского экспериментирования»

Цель: распространение собственного педагогического опыта по экспериментально - поисковой деятельности; создание условий для осмысления педагогами роли детского экспериментирования в речевом развитии дошкольников. Продемонстрировать педагогам некоторые виды экспериментирования с разными материалами.

Задачи:

1. Учить строить целостные связные рассуждения, умозаключения,

2. Учить переносить имеющиеся знания о свойствах одного предмета на другой предмет,

3. Закрепить знания детей о многозначности слова «узелок»,

4. Закрепить умение детей составлять описательные рассказы,

5. Упражнять в подборе антонимов,

6. Продолжать учить находить первый звук в слове,

7. Развивать фонематический слух.

Актуальность:

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современной дошкольной педагогике, как общая основа воспитания и общения детей.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей.

Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т.е. обладал определённой речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить процесс формирования речевой активности.

Ожидаемые результаты:

  1. При экспериментировании учить последовательно выстраивать ход действий и проговаривать их вслух.
  2. Анализировать полученный результат.
  3. Обогащать словарь детей прилагательными, глаголами.
  4. Развивать представления о родственных словах, проводить работу над понятийной функцией слова. Помогать усваивать анонимы, поскольку именно через них передаётся система изменений, происходящих с предметами и явлениями.

Педагогический опыт подсказал, для развития речи необходимо внимательнее присмотреться к детскому экспериментированию, как одному из наиболее эффективных методов не только познания закономерностей и явлений окружающего мира, но и речевого развития. Активно в своей работе  применяю технологию исследовательской деятельности. Во-первых, она предполагает активизацию словаря детей. А надо ли говорить о том, что дошкольники – это самый любопытный народ, который постоянно стремится узнать, «а что же это значит». Во-вторых, формирует связную речь т.е. учит ставить задачу исследования, выдвигать различные гипотезы, выбирать способы исследования, планировать свою работу, проговаривая ход работы,  результаты и соотносить их с собственными предположениями. В процессе наблюдения за детьми мы заметили, что  формирование исследовательских способностей и развитие речи тесно связаны между собой.

В процессе экспериментально-исследовательской деятельности интенсивно развиваются все компоненты речи: обогащается словарный запас, формируется звуковая культура, улучшается грамматический строй, развивается связная речь - диалогическая и монологическая.

Активное пополнение словарного запаса происходит в процессе демонстрации различных предметов и явлений. В процессе эксперимента дети узнают новые слова. Сначала их произносит педагог, затем во время беседы дети употребляют их в своей речи. Например, «гигроскопичность» - это свойство материалов поглощать влагу из воздуха; «осадок» - нерастворимые частицы, оседающие на дне емкости.

Изучая свойства воды, дети знакомятся с целым рядом родственных слов: вода –водичка - водный – водянистый, водопад. Словарный запас расширяется при изучении свойств различных предметов и материалов. Важно при этом подбирать точные слова, обозначающие эти свойства. Например, дети дают определения свойствам камня: тяжёлый, твердый, шершавый, холодный, бесформенный, блестящий, серый, пятнистый.

Также лексический запас пополняется за счет слов, близких по значению (синонимов).  Дети изучали воду и дали определение, какая она (теплая, прохладная, тепленькая, освежающая, приятная). Таким образом, мы расширили словарный запас прилагательными, близкими по смыслу. А употребление синонимов делает речь интереснее, разнообразнее, исключает лексические повторы.

В процессе опытов и экспериментов на сравнение свойств материалов дети усваивают слова с противоположным значением (антонимы). Например, проверяя гладкость или шероховатость листочков комнатных растений, дети учатся подбирать противоположные по смыслу определения. «У герани - листочек шершавый, а у цикламена – гладкий», при сравнении кожи и меха «кожа - гладкая, а мех – пушистый», песок - рыхлый, а глина – плотная.

Формулирование вывода в конце эксперимента требует умение строить простые и сложные распространенные предложения. Для этого необходимо уметь использовать разные языковые средства для предложений: союзы, предлоги, правильно согласовывать прилагательные и существительные, спрягать глаголы. («Если хлеб оставить надолго во влажном месте, то появится плесень»)

Вывод эксперимента часто представляет собой не одно предложение, а небольшой рассказ. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемых предметов. Например, песок - это сыпучий материал. Он состоит из маленьких твердых песчинок. Из сухого песка трудно что - либо сделать, а из мокрого можно лепить. Составление таких рассказов развивает умение связывать предложения в смысловое законченное высказывание, тем самым развивается связная монологическая речь.

А теперь предлагаю на примере одного эксперимента показать, какую словарную работу с детьми можно провести в ходе эксперимента. Например, мы с детьми проводили опыт «Свойства песка». Дети исследовали сначала сухой песок, потом мокрый; они пересыпали его из стаканчиков на плоскую поверхность, добавляли воду, сажали «деревце» (палочку помещали в стакан с сухим песком, и с мокрым песком).

В ходе эксперимента:

1. Расширялся словарный запас за счет усвоения родственных слов: песок, песчинки, песочек, песочный, песочница, песчаный.

2. Употребление слов с противоположным значением (антонимы):

сухой - мокрый,

рыхлый - плотный,

светлый - темный.

легкий – тяжелый.

3. Употребление слов, близких по значению (синонимы):

мокрый, влажный, сырой;

сыпучий, рассыпчатый.

4. Образование слов с уменьшительно-ласкательным значением:

дерево - деревце; песок - песочек.

5. Употребление слов в различных предложно-падежных формах:

в песок, из песка, на песке, с песком, о песке.

6. Использование в речи детей сложных синтаксических конструкций: Палочка легко входит в песок, потому что он рыхлый. (сложноподчиненное предложение)

Как видите, в ходе данного эксперимента, проведена большая словарная работа; эффективность, исследовательской деятельности, очевидна.

Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и правильнее развивается его речь.

При организации экспериментально – исследовательской деятельности необходимо создать атмосферу сотрудничества и взаимодействия. Даже ели в ходе исследования ребёнок робко и неуверенно сказал два – три слова – это уже хорошо, т.к. он вступил в сложный процесс общения внутри сообщества детей. Умение чётко выразить свою мысль облегчает проведения опыта, а пополнение знаний способствует развитию речи. Этому помогает партнёрское взаимодействие педагога с детьми. В процессе экспериментирования мы с детьми становимся сотрудниками, пытающимися найти решение проблемы. На смену монологу приходит партнёрский диалог. Дети с интересом предлагают «давайте сделаем так», «давайте посмотрим, что будет если...». Речь детей постепенно становится более грамотной, сформированной, развёрнутой. Обогащается словарь детей.

Взяв за основу мнение великого  педагога, зная эффективность использования наглядного материала, в течение нескольких лет используем в работе по организации словарной работы в процессе экспериментальной деятельности  приёмы мнемотехники.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Цель обучения с ее использованием – развитие памяти(слуховая, зрительная, двигательная, тактильная), мышления (особенно образного), внимания, воображения. Мнемотехника значительно повышает способность концентрироваться на одном деле, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала. Работать с мнемотаблицами я начинаю уже в младшем возрасте: использую простейшие схемы при организации игр - экспериментов. Обучение строится от простого к сложному. Работу я начинаю с простейших мнемоквадратов, затем перехожу к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам. Мнемотаблица- это графическое или частично графическое изображение чего - либо, алгоритм некоторых действий. Изображаю так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей младшего и среднего возраста использую цветные мнемотаблицы, так как у них в памяти остаются отдельные образы (желтый цыпленок, зеленая елочка). Позже изображение усложняю – используя графические символы. Для детей старшего дошкольного возраста схемы по возможности рисую в одном цвете, чтобы не отвлекать их внимание на яркость символических изображений. Количество ячеек в таблице зависит от сложности эксперимента, а также от возраста детей.

Работа с мнемотаблицами

1 этап:  Знакомство детей с мнемотаблицами.

2 этап: Использование детьми готовых таблиц.

3 этап: Совместное составление мнемотаблиц.

4 этап: Использование детьми мнемотаблиц совместно изготовленных.

5 этап: Самостоятельное изготовление детьми мнемотаблиц.

Таким образом, использование метода мнемотехники является средством обогащения словаря детей  в процессе детского экспериментирования. Развития познавательной активности дошкольников, способствует формированию у детей целостной картины мира, решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это, в свою очередь, позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.

Данный метод использования мнемотаблиц помогает детям при работе с проектной деятельностью.

И хочется закончить наше выступление китайским изречением: «То, что я слышал – я забыл. То, что я видел – я запомнил. То, что я сделал – я знаю!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: "Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования".

Экспериментирование является основным видом ориентировочно - исследовательской деятельности. Экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства....

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.Содержание словарной работы в процессе ознакомления дошкольников с предметами, с жизнью и трудом взрослых.

Процесс усвоения слов родного языка происходит одновременно с исследованием предметов, соответствующих этим словам....

Опыт работы "Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования"

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основа...

Организация словарной работы с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы).

Развитие словаря особенно значимо в дошкольном возрасте, потому что в этом возрасте идёт процесс целенаправленного формирования знаний и умение пользоваться полученными знаниями....

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...

Презентация "Организация словарной работы в процессе детского экспериментирования"

Презентация "Организация словарной работы в процессе детского экспериментирования"...

Опыт работы по теме «Организация познавательно-исследовательской деятельности и детского экспериментирования»

Опыт работы по теме«Организация познавательно-исследовательской деятельности и детского экспериментирования»...