STEAM среда в ДОУ.
методическая разработка (старшая группа)

Семик Елена Геннадьевна

Современное образование в настоящий момент ориентировано на формирование у детей ключевых личностных компетентностей, связанных с опытом их применения в практической деятельности, которые позволяют им достигать результатов в неопределённых, проблемных ситуациях, самостоятельно или в сотрудничестве с другими решать проблемы, направлены на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей детей. Кроме того, в современном мире очень

актуальна проблема становления творческой личности, способной самостоятельно получать знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни. Этого можно достичь посредством познавательно-исследовательской деятельности, так как потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской активности, направленной на познание окружающего мира.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами задачу формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Одной из эффективных технологий обучения пониманию знаний детей является технология STEM-образования. STEM-образование одно из приоритетных направлений формирования инженерного, инновационного мышления.

Полученные знания, обучающиеся применяют, создавая реальные продукты в рамках проектноориентированного подхода. STEM-проекты могут быть выполнены в сферах робототехники, 3D-анимации, программирования. Важное значение на психологическое развитие ребенка оказывает окружающая среда. При этом, конкретными условиями, оказывающими влияние на процессы развития, являются только те элементы среды, с кото-

рыми ребенок активно взаимодействует. Целенаправленное создание в дошкольной образовательной организации научно-образовательных лабораторий, реализация STEM-проектов, проектов с решением задач технической направленности и внедрение их в образовательную деятельность, позволит не только дать знания детям, но научит их понимать, применять в практической деятельности. Обязательным условием успешной работы в области STEAMS-образования является создание актуальной развивающей предметно-пространственной среды, соответствующей целевым установкам. При этом

объединяющим фактором могут выступать интеграция содержания различной деятельности воспитанников, пересечение в пространстве игровых пособий и материалов, доступность оборудования для самостоятельной деятельности, возможность демонстрации результатов. Правильное игровое оборудование может вдохновить и способствовать обучению в STEAMS подходе. Сенсорное и интерактивное оборудование поощряет творчество, решение проблем и другое взаимодействие. Конструкции с канатами, пандусами, горками и качелями поощряют инженерный подход. Естественные материалы являются сырьем, которое можно исследовать, с которым можно экспериментировать.

Музыкальные инструменты обеспечивают ритм и повторение. Всё это может помочь создать среду, которая питает и поощряет развитие навыков дошкольников, обогащая раннее обучение и закладывая основы для будущего. Когда дети действуют как маленькие ученые, самостоятельно исследуя выбранную тему, проводят эксперименты и представляют их своим сверстникам, это повышает уверенность ребенка и его любовь к учебе. Важная идея STEAMS-среды — это взаимосвязь теоретических и практических знаний. Основным отличием STEAMS подхода является то, что дети для успешного изучения множества предметов знания получают самостоятельно. STEAMS-среда – это все, что окружает ребенка, что позволяет ему успешно решить поставленную задачу разными способами. STEAMS подход – это не только метод обучения, но и способ мышления. В образовательной среде STEAM дети получают знания и сразу же учатся их использовать. В STEAMS-среде у детей активно развиваются познавательные способности, речь, критическое мышление, развиваются оба полушария мозга, т. к. происходит объединение научно-технического и арт-направления. У детей формируется понимание, что решить любой сложный вопрос опираясь на знания только по одному предмету невозможно, объединяя знания из разных областей и работая всем вместе, выстраивая конструктивный диалог, возможно решить поставленную проблему. Одним из мировых трендов развития образования является объединение предметных и метапредметных знаний, позволяющих ребенку быть успешным и востребованным в будущим. О дной из технологий, позволяющей решить данную задачу, является STEAMS-образование, объединяющее науку, технологию, инженерию, математику, различные виды искусства и активностей, а также самостоятельность ребенка в выполнении и контроле действий. STEAMS технология — это современный образовательный феномен, формирующий у детей навыки решения нестандартных жизненных ситуаций, умение видеть межпредметные связи и применять их на практике. Обучение с помощью STEAMS технологий — это всегда экспериментальная деятельность, направленная на решение какой-то реальной проблемы. Работа в команде, диалог, исследование, эксперимент, конструирование, разнообразные активности направлены на формирование значимого для ребенка продукта. Феномен STEAMS-образования заключается в том, что в результате такого обучения формируются одновременно «hard skills» и «softskills» – навыки необходимые как в профессии, так и в социальном взаимодействии. Такой подход позволяет реализовывать творческий подход в обучении, используя навыки будущего, такие как коммуникация, умение работать в команде, применять критическое и креативное мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semik_elena_gennadevna.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

STEAM среда в ДОУ.

     Современное образование в настоящий момент ориентировано на формирование у детей ключевых личностных компетентностей, связанных с опытом их применения в практической деятельности, которые позволяют им достигать результатов в неопределённых, проблемных ситуациях, самостоятельно или в сотрудничестве с другими решать проблемы, направлены на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей детей. Кроме того, в современном мире очень

актуальна проблема становления творческой личности, способной самостоятельно получать знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни. Этого можно достичь посредством познавательно-исследовательской деятельности, так как потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской активности, направленной на познание окружающего мира.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами задачу формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Одной из эффективных технологий обучения пониманию знаний детей является технология STEM-образования. STEM-образование одно из приоритетных направлений формирования инженерного, инновационного мышления.

Полученные знания, обучающиеся применяют, создавая реальные продукты в рамках проектноориентированного подхода. STEM-проекты могут быть выполнены в сферах робототехники, 3D-анимации, программирования. Важное значение на психологическое развитие ребенка оказывает окружающая среда. При этом, конкретными условиями, оказывающими влияние на процессы развития, являются только те элементы среды, с кото-

рыми ребенок активно взаимодействует. Целенаправленное создание в дошкольной образовательной организации научно-образовательных лабораторий, реализация STEM-проектов, проектов с решением задач технической направленности и внедрение их в образовательную деятельность, позволит не только дать знания детям, но научит их понимать, применять в практической деятельности. Обязательным условием успешной работы в области STEAMS-образования является создание актуальной развивающей предметно-пространственной среды, соответствующей целевым установкам. При этом

объединяющим фактором могут выступать интеграция содержания различной деятельности воспитанников, пересечение в пространстве игровых пособий и материалов, доступность оборудования для самостоятельной деятельности, возможность демонстрации результатов. Правильное игровое оборудование может вдохновить и способствовать обучению в STEAMS подходе. Сенсорное и интерактивное оборудование поощряет творчество, решение проблем и другое взаимодействие. Конструкции с канатами, пандусами, горками и качелями поощряют инженерный подход. Естественные материалы являются сырьем, которое можно исследовать, с которым можно экспериментировать.

Музыкальные инструменты обеспечивают ритм и повторение. Всё это может помочь создать среду, которая питает и поощряет развитие навыков дошкольников, обогащая раннее обучение и закладывая основы для будущего. Когда дети действуют как маленькие ученые, самостоятельно исследуя выбранную тему, проводят эксперименты и представляют их своим сверстникам, это повышает уверенность ребенка и его любовь к учебе. Важная идея STEAMS-среды — это взаимосвязь теоретических и практических знаний. Основным отличием STEAMS подхода является то, что дети для успешного изучения множества предметов знания получают самостоятельно. STEAMS-среда – это все, что окружает ребенка, что позволяет ему успешно решить поставленную задачу разными способами. STEAMS подход – это не только метод обучения, но и способ мышления. В образовательной среде STEAM дети получают знания и сразу же учатся их использовать. В STEAMS-среде у детей активно развиваются познавательные способности, речь, критическое мышление, развиваются оба полушария мозга, т. к. происходит объединение научно-технического и арт-направления. У детей формируется понимание, что решить любой сложный вопрос опираясь на знания только по одному предмету невозможно, объединяя знания из разных областей и работая всем вместе, выстраивая конструктивный диалог, возможно решить поставленную проблему. Одним из мировых трендов развития образования является объединение предметных и метапредметных знаний, позволяющих ребенку быть успешным и востребованным в будущим. О дной из технологий, позволяющей решить данную задачу, является STEAMS-образование, объединяющее науку, технологию, инженерию, математику, различные виды искусства и активностей, а также самостоятельность ребенка в выполнении и контроле действий. STEAMS технология — это современный образовательный феномен, формирующий у детей навыки решения нестандартных жизненных ситуаций, умение видеть межпредметные связи и применять их на практике. Обучение с помощью STEAMS технологий — это всегда экспериментальная деятельность, направленная на решение какой-то реальной проблемы. Работа в команде, диалог, исследование, эксперимент, конструирование, разнообразные активности направлены на формирование значимого для ребенка продукта. Феномен STEAMS-образования заключается в том, что в результате такого обучения формируются одновременно «hard skills» и «softskills» – навыки необходимые как в профессии, так и в социальном взаимодействии. Такой подход позволяет реализовывать творческий подход в

обучении, используя навыки будущего, такие как коммуникация, умение работать в команде, применять критическое и креативное мышление.

     

 Список литературы:

1. Анисимова Т.И., Шатунова О.В., Сабирова Ф.М. STEAM-образование как инновационная технология для Индустрии 4.0 // Научный диалог. - 2018. - № 11. - С. 322- 332.

2. Смирнова Е.О. Специфика современного дошкольного детства. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 2(34). – С. 25-32)

3. Челышева Ю.В. STEAMS-образование и навыки будущего / Дайджест «STEAMS - практики в образовании». – 2021. - Выпуск 4. [Электронный ресурс]. — https://zelSTEAMS.ru/wp-content/uploads/2020/12/dajdzhest-vypusk-4.pdf

4. Челышева Ю.В. STEAMS-среда и психологическое развитие ребенка/ Дайджест «STEAMS - практики в образовании». – 2021. - Выпуск 4. [Электронный ресурс]. — https://zelSTEAMS.ru/wp-content/uploads/2020/12/dajdzhest-vypusk-4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

STEAM образование – универсальный инструмент достижения целевых ориентиров ФГОС ДО

Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний – не будет похож на сегодняшний! Динамично развивающиеся технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека.65% современных детей в...

STEM vs STEAM

STEAM - вдохновляет нащ=ших детей - будущее поколение изобретателей, новаторов и лидеров проводить исследования как ученые, моделировать как технологи, конструировать как инженеры, созидать как художн...

Статья "Steam технологии в ДОУ"

Steam-образование–новое направление в науке, связанное с внедрением перспективных инновационных образовательных технологий и методов. Основной метод обучения – проектный, для решения реаль...

Формирование развивающей предметно-пространственной среды в рамках применения STEAM -технологий в дошкольном образовании

Формирование развивающей предметно-пространственной среды в рамках применения STEAM -технологий в дошкольном образовании...

Заявка на участие в региональном конкурсе авторских методических разработок по STEAM- образованию детей дошкольного возраста «STEAM-педагог»

Приложение 1.ЗаявкаНа участие в региональном конкурсе авторских методическихразработок по STEAM- образованию детей дошкольного возраста«STEAM-педагог» ФамилияАлейниковаИмяЕленаОтчеств...

«Развитие интеллектуальных и творческих способностей через реализацию STEAM - технологий» Тема: «STEAM - технология «Дары Ф. Фребеля» как инновационный метод допрофессионального самоопределения старшего дошкольника с ОВЗ (ТНР)»

В дошкольном возрасте формирование представлений о мире труда и профессий осуществляется только в рамках лексической темы «Профессии», так как перед старшими дошкольниками 6-7 лет с ТНР не...