Статья "Организация сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте"
статья

Бариева Яна Вячеславовна
Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Ей характерны основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
  Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_syuzhetno-rolevoy_igry_v_doshkolnom_vozraste.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Организация сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте

      Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Ей характерны основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

  Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры дошкольников

  1. Воспитатель должен играть с детьми, чтобы дети овладели игровыми умениями. Во время игры воспитатель должен взять на себя роль «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок: хорошо — плохо, правильно — неправильно, так как к сюжетной игре они не применимы Игра будет по-настоящему игрой, если ребенок почувствует себя «умеющим интересно играть» партнером.
  2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Чтобы игра была успешной, ребенку нужно понимать смысл действий партнеров и самому быть им понятным. Для этого, во время игры взрослый должен пояснять игровые действия сам и стимулировать к этому ребенка. Для того, чтобы ребенок сам проявлял инициативу, взрослый должен как можно раньше начать вовлекать в игру нескольких детей.
  3. Чтобы дети были в состоянии сотрудничать в игре, необходимо соблюдать третий принцип организации сюжетной игры: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику. Это обеспечит и индивидуальную самостоятельную игру детей, и их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте.

    Эти принципы организации сюжетной игры направлены на формирование у детей игровых способов, умений, которые позволят им развертывать самостоятельную игру (индивидуальную и совместную) в соответствии с их собственными желаниями и интересами. 

Особенности организации игры в первой младшей группе

  Прежде чем начать работу по формированию сюжетной игры, воспитатель должен учитывать не только возраст детей, но и уровень их развития, опыт жизни в детском саду, а также тот игровой опыт, который ребенок приобрел в семье.

    Во время формирования сюжетной игры, воспитатель постоянно создает условия для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом, начиная с простейшего взаимодействия между детьми. Для этого можно использовать любые «катающиеся» предметы (мячик, тележка и т. п.), которые стимулируют детей к взаимоподражательным, зеркальным действиям, направленным друг на друга. Воспитатель может показать на личном примере, как это делать. Например, покатать мяч вместе с младшим воспитателем, чтобы заинтересовать детей.

   После показа на личном примере, воспитателю нужно будет помочь детям на начальной стадии их взаимодействия. Помочь детям выбрать правильное место и обратить внимание детей друг на друга.

   Таким образом, для успешного формирования игровых умений у детей раннего возраста воспитателю необходимо развертывать совместную игру с детьми, изменяя характер участия в ней ребенка в такой последовательности:

1) привлекать ребенка к осуществлению необходимого по смыслу игры условного действия с сюжетными игрушками; стимулировать его к продолжению, дополнению по смыслу игрового действия партнера-взрослого;

2) привлекать ребенка к осуществлению условного действия с заместителями и воображаемыми предметами;

3) ориентировать ребенка на продолжение, дополнение игрового действия партнера-сверстника, стимулировать словесное обозначение игровых действий.

Особенности организации игры во второй младшей группе

   К трем годам у детей складывается условное предметное действие, посредством которого ребенок развертывает самостоятельную игру. Игра дает возможность ребенку попробовать себя   во взрослых ролях, проявить творческий подход к нестандартным жизненным ситуациям.

    Чтобы ребенок использовал роль, как специфический способ построения игры, он должен уметь принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера, уметь осуществлять специфические для роли условные предметные действия и уметь развертывать специфическое ролевое взаимодействие – ролевой диалог,
уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеров,
уметь менять свою игровую роль, в зависимости от развертывающегося сюжета. Все это формируется у детей постепенно.

   Воспитатель должен построить совместную игру с детьми таким образом, чтобы ее центральным моментом стало именно ролевое поведение. Внимание ребенка необходимо перевести от действий с игрушками на взаимодействие с партнером-взрослым. Отвечая на ролевые обращения взрослого, вступая в инициированный им ролевой диалог, ребенок «откроет» условность собственной позиции (роли) в игре, скрытую для него раньше действиями с игрушками.

      Значение совместной игры со взрослым заключается в том, что теперь в свободной самостоятельной игре детей действия с игрушками будут в большей степени сопровождаться ролевыми диалогами, появится называние своей роли партнеру-сверстнику и ролевое обращение к нему: дети будут более свободно вступать в игровые контакты и развертывать ролевое взаимодействие друг с другом.
Сюжеты игры, которые развертывает взрослый с детьми этого возраста, должны быть просты – однотомные и построены, в основном, на парных ролях, тесно связанных по смыслу.

    Показателями успешности формирования ролевого поведения у детей 4-го года жизни являются следующие: развертывание детьми в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, направленной на кукольных персонажей, парное ролевое взаимодействие со сверстником, включающее название своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.

Особенности организации игры в средней группе

     Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни - переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры. 

   Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуют тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. При разработке игры необходимо стремиться к максимальному насыщению её игровым содержанием, способным увлечь ребенка, определяет предполагаемые роли и средства игровой организации.

    В этом возрасте дети сами создают пространство для игры, и все атрибуты для игры мобильны и находятся в доступности. Педагог распределяет роли таким образом, чтобы исключить конфликты между детьми. Для этого воспитатель использует, например, считалки, а также предоставляет право выбора желаемой роли ребенку.

    Воспитатель подбирает конкретную тему, связанную с определенной сферой реальной жизни, и организует игру по заранее спланированному сюжету. Педагог стремится сразу включить в игру ровно столько участников, сколько он запланировал ролей в сюжете, каждому предписываются в игре определенные ролью действия. Вовлечь детей можно по только по их желанию. Также дети должны иметь полную свободу «выхода» из игры. Воспитатель не «диктует», а предлагает детям в игре ту или иную роль, событие как равный партнер.

Особенности организации игры в старшей и подготовительной группе

   В этом возрасте ребенок стремится играть вместе со сверстниками, и каждый из них старается воплотить свой достаточно сложный замысел. У детей увеличивается объем знаний об окружающем мире, появляются интересы к разным сторонам жизни.

    В старшем возрасте детей нужно научить следующему этапу построения игры, более сложному, который включает в себя: умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразное тематическое содержание; быть ориентированным на партнеров-сверстников; обозначать свои дальнейшие замыслы для партеров, прислушиваться к их мнению; умение комбинировать предложенные самим ребенком и партнерами по игре события в общем сюжете в процессе игры. Такой этап называется сюжетосложение.

    Совместная игра со взрослым по-прежнему является ведущим методом на первом этапе освоения сюжетосложения. Однако меняется форма взаимодействия. Это можно увидеть на примере игры-придумывания. Такая игра развивает фантазию и образное мышление, способность слушать партнера, не перебивая. Совместное придумывание рекомендуется начинать с частичного изменения уже известных сюжетов. Постепенно воспитатель переводит детей к более сложным преобразованиям знакомого сюжета. А затем – к совместному придумыванию нового. Начинать изменение сказки можно с главного героя, а затем вносить другие изменения.

    Можно выделить основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно-ролевыми играми:

1) развитие игры как деятельности;

2) использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.

    Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр, углубление их содержания. В игре лети должны приобретать положительный социальный опыт, вот почему необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых к труду, дружба, взаимопомощь и др.

 Однако игра также может быть источником формирования и отрицательного опыта, когда одни и те же дети выступают как организаторы, берут себе главные роли, подавляя самостоятельность и инициативу других; в игре может найти отражение отрицательных сторон жизни взрослых. Воспитатели, руководя игрой, должны обеспечивать накопление положительного опыта социальных отношений.

  Немаловажным для развития сюжетно-ролевой игры является подбор игрушек и игровых материалов, что создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.

  Подбор игрушек должен обеспечить развитие игр на трудовые темы и игр, отражающих общественные события и явления. При подборе игрушек воспитателю следует принимать во внимание и характер тех требований, которые предъявляют к игрушке дети данного возраста.

Список используемой литературы:

  1. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 112 с
  2. Н.В.Губанова «Развитие игровой деятельности в детском саду» (2-7 лет), М.: «Мозаика-Синтез», 2016 г.
  3. Березенкова Татьяна Валерьевна, Попова Г.П., Кудрявцева Елена Александровна Издательство: Учитель, 2020 г. «Моделирование игрового опыта детей на основе сюжетно-ролевых игр»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности сюжетно-ролевых игр детей младшего дошкольного возраста

    Сюжетно-ролевая игра в разных возрастных группах имеет свои характерные  особенности...

"Организация сюжетно-ролевой игровой деятельности детей дошкольного возраста"

"Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете"Эрих Фромм...

«Планирование сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста в детском саду. Октябрь.»

Подготовила воспитатель детей группы раннего возраста МДОУ № 30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Планирование сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста в детс...

Содержание сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста (картотека)

Содержание сюжетно-ролевых игр детей  старшего дошкольного возраста (картотека)...

Алгоритм сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Алгоритм сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра «Семья». Рекомендации Беседы: «Моя семья», «Кем работает папа, мама», «Моя родословная», «Традиция Вашей семьи», «Ка...

Программно – методический материал на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ"

ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ...