"Организация сюжетно-ролевой игровой деятельности детей дошкольного возраста"
консультация по теме

"Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете"

Эрих Фромм

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЕМАТИКИ ИГР

С Е М Ь Я

Младшая

  1.  Кукольный театр и сюжетно-дидактические игры на темы: «Уложим куклу спать», «Накормим куклу обедом», «У куклы елка», «Купание куклы»,  « Мама с дочкой гуляет».
  2. Игры воспитателя с детьми (для пассивных детей).
  3. Внесение игрушек (кукол в легко снимающейся одежде, посуду, кровать с постельными принадлежностями) и их обыгрывание.

Средняя

  1. Кукольный театр и сюжетно-дидактические игры на темы: «Устроим кукле комнату», «День рождения куклы», «Стирка кукольного белья».
  2. Внесение, обыгрывание игрушек и игровых материалов (мебель, посуда, столовая, чайная, кухонная, одежда для кукол летняя зимняя, предметы для стирки).
  3. Чтение Е.Благинина «Аленушка», А.Барто «Машенька», И.Кардашова « Как мы живем».

Д Е Т С К И Й  С А Д

Младшая

  1. Кукольный театр и сюжетно-дидактические  игры на темы: «Куклы на прогулке», «Оденем куклу на прогулку», «Куклы на музыкальном занятии», «У кукол праздник».
  2. Внесение игрушек и игровых материалов (кукол в разной одежде, посуду чайную и столовую, пианино.

Средняя

  1. Кукольный театр и сюжетно-дидактические игры на темы: «Научим куклу рассказывать сказки», «Лешка на елке в детском саду», «Покажем куклам театр».
  2. Внесение игрушек и материалов (маленькие книжки, посуда столовая и чайная, пианино, аптечка).
  3. Беседа с детьми после игр с целью уточнения содержания.
  4. Пример товарища для пассивных детей.
  5. Наблюдение за работой сотрудников детского сада (повар, врач, музыкальный руководитель).
  6. Чтение И.Забила «Ясочкин садик», И.Гринберг «Наше лето».

М А Г А З И Н

Младшая

  1. Кукольный театр и сюжетно-дидактические игры н темы: «Магазин овощи», «Магазин Фрукты», «Лото».
  2. Внесение игрушек и материалов: конфет, фруктов, овощей, весы, халаты).
  3. Выполнение роли продавца воспитателем в игре с пассивными детьми.

Средняя

  1. Сюжетно-дидактическая игра «Гастроном».
  2. Показ кукольного театра «Мишка пришел в магазин».
  3. Внесение игрушек и материалов: хлебные изделия, конфеты, печенье, сыр, весы, чеки, касса). Поделки и атрибуты сделанные детьми.
  4. Беседы с детьми после игр с целью уточнения содержания.
  5. Пример товарища в игре ( особенно для пассивных детей).
  6. Экскурсия в старшую группу.

Старшая

  1. Экскурсия в подготовительную к школе группу в магазины «Детский мир», «Готовая одежда».
  2. Встреча с продавцами магазина «Готовая одежда».
  3. Изготовление с детьми атрибутов и материалов для игры: игрушек, кассу, чеки, шитье, одежду.
  4. Беседы после игры «Как мы играли».
  5. Показ кукольного театра « В магазине одежда», «В магазине Детский мир».
  6. Чтение С.Михалкова «Андрюша».

Подготовительная

  1. Сюжетно-дидактическая игра «Экскурсия в магазины «Ткани», «Обувь».
  2. Встреча с продавцом магазина «Ткани», «Обувь».
  3. Беседа «Мы были в магазине» (вычленение ролей).
  4. Поделки материалов с детьми (касса, чеки, деньги), сбор лоскутиков различных тканей и кукольной обуви.
  5. Чтение М.Ильина и Е.Сегал «Рассказы о том, что тебя окружает».

С Т Р О И Т Е Л И

Младшая

  1. Сюжетно-дидактическая игра на тему: «Построим ограду для курочек» и т.д.
  2. Сюрпризные постройки, обыгрывание их с детьми (особенно с пассивными).
  3. Внесение строительного материала и игрушек для обыгрывания построек.
  4. Поощрение игр со строительным материалом.

Средняя

  1. Сюжетно-дидактические игры на тему: «Построим для машин гараж», «Построим куклам новый дом», «Построим мост через реку».
  2. Кукольный театр: «Мишка с зайчиком построили дом».
  3. Внесение строительных материалов и мелких игрушек для обыгрывания построек.
  4. Беседы с детьми после игр (вычленение ролей).
  5. Положительный пример товарища.

Старшая

  1. Ознакомление со зданиями жилого дома, магазином, поликлиникой, больницей, театром, цирком.
  2. Наблюдение и рассматривание транспорта.
  3. Ознакомление со стройкой.
  4. Обучение детей приемам конструирования через сюжетно-дидактические игры.
  5. Беседы о строительстве (вычленение ролей).
  6. Беседы после игр (уточнение и закрепление знаний, анализ).
  7. Чтение С.Баруздина «Кто построил этот дом».

Подготовительная

Подготовительная

  1. Экскурсии по городу для ознакомления с красивыми зданиями, школой, театром, метро, клубом, цирком, магазином.
  2. Рассматривание альбомов с иллюстрациями, фотографиями, рисунками, чертежами различных построек.
  3. Обучение детей приемам конструирования через сюжетно-дидактическую игру.
  4. Встреча с лучшими строителями (родителями).
  5. Чтение А.Барто «Я живу в Москве», А.Кардешева»Громов», «Строитель».
  6. Беседы с детьми о строительстве (вычленение ролей).
  7. Беседы с детьми после игр (уточнение содержания, выявление взаимоотношений детей в игре).

М А Ш И Н Ы

Младшая

  1. Сюжетно-дидактические игры: «Куклы поехали кататься на автобусе», «Шофера везут на стройку строительный материал».
  2. Кукольный театр: «Папа шофер».
  3. Внесение игрушек: грузовые автомобили, автобусы, трамваи.
  4. Игры воспитателя с детьми (кондуктор в автобусе).

Средняя

  1. Сюжетно-дидактические игры: «Куклы едут по городу», Мы едим на автобусе».
  2. Кукольный театр: «Как Мишка и Зайка тушили пожар».
  3. Внесение игрушек: грузовые машины, молочные, легковые, автобус, пожарные машины.
  4. Беседы с детьми после игр с целью уточнения содержания.
  5. Положительный пример товарища.
  6. Наблюдения за различными видами транспорта (автобус, трамвай, троллейбус, такси).

Старшая

  1. Наблюдение за различными видами транспорта (автобус, такси, трамвай).
  2. Наблюдение за движением транспорта на перекрестке.
  3. Встреча с шофером ( родителем).
  4. Беседы с детьми о транспорте по картине «Улица города» (вычленение ролей).
  5. Поделка с детьми материалов и атрибутов (светофор, дорожные знаки. Внесение транспортных игрушек.
  6. Беседы после игры с целью уточнения содержания.
  7. Чтение И.Калинина «Машины», О.Высотская «Мамин троллейбус», М.Илбин и Е.Сегал «Машины на нашей улице».
  8. Дидактические игры: «Кто что ведет?», «Кто  какую машину встретил».

Подготовительная

  1. Наблюдение за работой постового милиционера.
  2. Встреча с работниками ГАИ.
  3. Поделки с детьми атрибутов к игре: светофор, дорожные знаки, жезл регулировщика.
  4. Беседы с детьми о правилах дорожного движения.
  5. Беседы с детьми после игр.
  6. Чтение И.Седугин «Разговор машин», К.Корунов «Едет, спешит мальчик», Б.Жидков «Светофор».
  7. Дидактические игры: «Транспорт» (лото), «Правила дорожного движения».
  8. Диафильм «Дядя Степа – милиционер».

П А Р О Х О Д

Младшая

  1. Сюжетно-дидактическая игра: «Прогулка на пароходе».
  2. Кукольный театр: «Как мишка с зайкой катались на пароходе».
  3. Внесение игрушек и материалов (строительный материал, флажки, штурвал).
  4. Совместное с воспитателем строительство корабля, воспитатель в игре с пассивными детьми берет на себя роль капитана.

Средняя

  1. Сюжетно-дидактическая игра: «Рыболовецкое судно».
  2. Кукольный  театр «Как Петя и Витя отдыхали на пароходе».
  3. Внесение материалов для игры (строительный материал, штурвал, бинокль, сети).
  4. Пример товарища (как выполняет роль - капитан, штурвальный) для пассивных детей.
  5. Беседы с детьми после игр с целью уточнения содержания.
  6. Рассказ воспитателя о жизни рыбаков.

Старшая

  1. Встреча с моряками.
  2. Беседа с детьми о жизни на пассажирском судне (вычленение ролей).
  3. Поделка с детьми материалов (бинокль, бескозырки, спасательные круги, рупор).
  4. Беседа после игр (для уточнения содержания).
  5. Чтение Б.Житков «На пароходе», И.Соколовская «Радист», М.Большинцев «У самого синего моря».

Подготовительная

  1. Просмотр киножурнала о рыболовецкой флотилии «Слава».
  2. Встреча с моряками.
  3. Беседы о рыболовецком судне (вычленение ролей).
  4. Поделка материалов с детьми: звездочки, бескозырки, бинокль, рупор.
  5. Беседа «Как мы играли».
  6. Диафильм: «Кто в море живет».
  7. Чтение: «Два радиста», «Самый лучший пароход» С.Сахаров.
  8. Беседа о военном катере (задачи военного катера, роль членов команды).

П А Р И К М А Х Е Р С К А Я

Младшая

  1. Сюжетно-дидактическая игра: «Мама с дочкой пришли в парикмахерскую».
  2. Кукольный театр: « Как мишка и зайка  ходили в парикмахерскую».
  3. Внесение игровых материалов (зеркало, ножницы, расческа, халатик).
  4. В играх с пассивными детьми воспитатель берет на себя роль парикмахера.

Средняя

  1. Сюжетно-дидактическая игра «Парикмахерская».
  2. Кукольный театр: «Маша в парикмахерской».
  3. Внесение игровых материалов (машина для стрижки, одеколон, касса, салфетки).
  4. Беседы с детьми до игры «Как мы играем или будем играть».
  5. Беседы с детьми после игры «Как мы играли».
  6. Пример товарища в игре для пассивных детей.
  7. Совет воспитателя открыть парикмахерскую на пароходе.

Старшая

  1. Экскурсия в парикмахерскую.
  2.  Встреча с парикмахером.
  3. Беседы о парикмахерской (вычленение ролей).
  4. Изготовление с детьми материалов для игры: ножницы, расчески, машинки для бритья.
  5. Беседы с детьми после игр с целью уточнения содержания.

Подготовительная

  1. Экскурсия в парикмахерскую.
  2. Рассказы детей  «Как мы ходили в парикмахерскую».
  3. Поделки с детьми материалов: ножниц, салфеток, приборов для бритья.
  4. Беседы с детьми «Как мы играли», «Как еще можно интересно играть в парикмахерскую»

ПОЛИКЛИНИКА-АПТЕКА-ОПТИКА-БОЛЬНИЦА-СКОРАЯ ПОМОЩЬ

Младшая

  1. Сюжетно-дидактическая игра «Врач», «Доктор».
  2. Кукольный театр «Мама с дочкой пришли к врачу».
  3. Внесение игровых материалов: градусник, бинты, фонендоскоп.
  4. В играх с пассивными детьми воспитатель берет на себя роль врача.

Средняя

  1. Сюжетно-дидактическая игра «Врач приехал к больной Марине».
  2. Кукольный театр «Миша заболел».
  3. Внесение игровых материалов: халат, шапочка, сумка, шприц, градусник, бинты.
  4. Беседы с детьми «Как мы играли».
  5. Пример товарища (особенно для пассивных детей).
  6. Посещение медицинского кабинета детского сада.

Старшая

  1. Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.
  2. Встреча детей в групповой комнате с мед.сестрой.
  3. Диафильм «Боевая сестра».
  4. Чтение А.Барто «Мы с Тамарой санитарки», А.Кардашова «Наш доктор», С.Маршак «Ледяной остров».
  5. Беседы с детьми о роли материалов (шприц, пинцет, шпатель, фонендоскоп, карточки для больных). Внесение халата, весов медицинских, часов песочных.
  6. Изготовление с детьми атрибутов для игры.
  7. Кукольный театр « В больнице», «В поликлинике».
  8. Беседа «Я с мамой на приеме у врача».

Подготовительная

  1. Встреча  с врачом (глазным в детском саду).
  2. Настольный театр «У глазного врача».
  3. Беседа с детьми о работе глазного врача.
  4. Поделка с детьми материалов (таблица для проверки зрения, карточки).
  5. Рассказ врача детского сада о работе рентгенолога.
  6. Диафильм «Дядя Степа на приеме у врача».
  7. Сюжетно-дидактическая игра «У врача рентгенолога».
  8. Беседа с детьми о работе рентгенолога.
  9.  Рассказы детей «Как я буду играть в поликлинику».

С Т О Л О  В А Я - К У Л И Н А Р И Я

Средняя

  1. Сюжетно-дидактическая игра «Накормим  кукол  обедом».
  2. Кукольный театр «Миша с зайкой  в столовой».
  3. Внесение игрушек: кухонная и столовая посуда, скатерти, салфетки.
  4. Беседы с детьми «Как мы играем, играли в столовую».
  5.  Пример товарища в игре для пассивных детей.
  6. Наблюдение за трудом повара: что делает, что ему нужно для работы.
  7. Дидактическая игра «Кому что для работы нужно?».

Старшая

  1. Экскурсия в столовую (самообслуживание).
  2. Встреча с официантами (родителями).
  3. Беседа о столовой (роль раздатчика, кассира, посетителя).
  4. Внесение игровых материалов: халатов. Столовой и кухонной посуды. Поделка с детьми пирожков, овощей, фруктов.
  5. Беседа с детьми «Как мы играли в столовую, как можно еще играть».

Подготовительная

  1. Наблюдение за  работой повара на кухне, как готовится пища.
  2. Приготовление винегрета.
  3. Рассказы детей «Я была с мамой в столовой, кулинарии».
  4. Встреча с работниками кухни.
  5. Поделки игрового материала: пирожки, торта, пирожные, кексы, ватрушки, печенье.
  6. Беседы с детьми после игр для уточнения содержания.

К У К О Л Ь Н Ы Й  Т Е А Т Р

Средняя

  1. Сюжетно-дидактическая игра «Как мишка с зайчиком пошли в кукольный театр».
  2.  Кукольный театр «Репка», «Колобок», Курочка Ряба».
  3. Внесение персонажей кукольного театра по данным сказкам.
  4. Врач из больницы просит показать для больных кукольный театр (по совету воспитателя).
  5. Беседы после игры.

Старшая

  1. Посещение кукольного театра.
  2. Встреча с актерами кукольного театра.
  3. Внесение персонажей и декорации кукольного театра по знакомым детям произведениям.
  4. Беседа с детьми о работе артистов кукольного театра.
  5. Беседа с детьми после игры (Любимый кукольный персонаж).

Подготовительная

  1. Посещение кукольного театра.
  2. Встреча с учениками – членами кукольного театра.
  3. Поделки некоторых персонажей кукольного театра вместе с детьми.
  4. Советы воспитателя поехать с концертами к «пограничникам», «строителям».
  5. Беседа «Хорошо у нас в саду (какие спектакли дети показывали и что еще могут показать солдатам, школьникам, строителям).

З О О П А Р К – Ц И Р К

Старшая

  1. Экскурсия в зоопарк.
  2. Встреча с работниками зоопарка.
  3. Беседа о зоопарке (вычленение ролей).
  4. Строительство детьми зоопарка. Внесение наборов игрушек-животных.
  5. Беседы с детьми после игры с целью уточнения содержания.
  6. Рассматривание иллюстраций в альбоме «Наш зоопарк».
  7. Чтение С.Маршака «Детки в клетке», Б.Житков «Про слона», С.Баруздина «Рави и Шави».

Подготовительная

  1. Посещение цирка.
  2. Встреча с артистами цирка.
  3. Беседа «Что мы видели в цирке» (вычленение ролей).
  4. Поделки с детьми материалов к игре: шапочки, маски, игрушки-дергунчики).
  5. Беседы с детьми после игр с целью уточнения содержания.
  6. Чтение В.Дуров «Мои звери».

К О С М И Ч Е С К И Е  П О Л Е Т Ы

Старшая

  1. Рассказ воспитателя о космонавтах.
  2. Чтение отрывков из книги Ю.Гагарина «Дорога в космос», И.Туркина «Звездный городок».
  3. Беседы о космонавтах.
  4. Рассматривание иллюстраций космических ракет.
  5. Подготовка материалов к игре (строительство ракет, космодрома, изготовления шлемов).
  6. Беседы после игр с целью уточнения содержания.

Подготовительная

  1. Просмотр киножурнала «Человек вышел в космос».
  2. Чтение отрывков из книги А.Мельникова «Звездный капитан», И.Титова «Первый космонавт».
  3. Составление альбома «Наши космонавты».
  4. Беседы с детьми о работе космонавтов (вычленение ролей в игре и их действия).
  5. Подготовка материалов к игре (строительство ракеты, изготовление шлемов, панели управления).

В О Е Н И З И Р О В А Н Н Ы Е   ИГРЫ

Старшая

  1. Встреча с солдатами.
  2. Чтение А.Барто «На заставе», З.Александрова «Дозор», С.Маршак «Пограничники».
  3. Беседа с детьми о пограничниках (вычленение ролей).
  4. Подготовка материалов с детьми (звездочки, бинокль).
  5. Рассказы детей о пограничниках.
  6. Беседы с детьми после игры в пограничников.

Подготовительная

  1. Встреча с воинами.
  2. Чтение Л.Кассиль «Памятник Советскому солдату», Б.Житков «Красный командир», В.Миьтяев «Земляки».
  3. Беседы с детьми о Российской армии (вычленение ролей).
  4. Подготовка материалов с детьми (звездочки, бинокли, пограничный столб, пилотки).
  5. Рассказы детей о пограничниках.
  6. Беседы с детьми после игры  в армию.
  7. Составление альбома о Российской Армии.
  8. Диафильм «Собака – разведчик».

П О Ч Т А

Старшая

  1. Экскурсия на почту.
  2. Встреча с почтальоном.
  3. Чтение С.Маршака «Почта».
  4. Поделка материалов с детьми (сумка почтальона, письма, журналы, марки).
  5. Беседы с детьми «Как мы играли» (уточнение содержания игры).

Подготовительная

  1. Экскурсия на почту.
  2. Беседы с детьми о почте (вычленение ролей, уяснение действий).
  3. Написание письма детям другого детского сада.
  4. Поделка с детьми материалов для игр (конверты, бланки для телеграмм, штемпель, почтовый ящик).
  5. Беседы с детьми после для уточнения содержания.

Б И Б Л И О Т Е К А

Старшая

  1. Экскурсия в библиотеку.
  2. Встреча с библиотекарем.
  3. Поделка с детьми материалов для игр (собрание иллюстраций, книг, изготовление мелких книжек, журналов).
  4.  Беседы с детьми о работе Библиотекаря.
  5. Беседы после игр с целью уточнения содержания.

Подготовительная

  1. Экскурсия в читальный зал.
  2. Встреча с работниками библиотеки.
  3. Беседа с детьми о библиотеке (вычленение ролей, уяснение действий).
  4. Поделки с детьми для игр: книги, формуляры, читательские билеты.
  5. Встреча в библиотеке со школьниками – читателями библиотеки.
  6. Организация в библиотеке выставки – витрины интересных книг одного автора или на определенную тему.
  7. Чтение М.Ильина и Е.Сегал «Рассказы о том, что тебя окружает».

Ш К О Л А

Подготовительная

  1. Экскурсия в школу.
  2. Встреча с учительницей.
  3. Кинофильм «Первоклассница».
  4. Беседы об учительнице и школьниках.
  5. Поделки материалов с детьми (тетради, книги, классный журнал).
  6. Чтение Л.Толстой «Филиппок», Л.Воронкова «Подружки идут в школу», С.Маршак «Песня о первом сентябре».
  7. Беседы с детьми после игр «Как мы играли в школу».

НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ  МЕТОДЫ РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ

№ п/п

Методы руководства

Младшая

Средняя

Старшая

и подготовительная

1.

Показ способа действия с игрушкой через кукольный  и настольный театры.

*

*

*

2.

Показ способа действия с игрушкой через сюжетно-дидактическую игру.

*

*

*

3.

Показ и обучение приемам строительства.

*

*

*

4.

Внесение и обыгрывание игрушек и игровых материалов.

*

*

*

5.

Игры воспитателя с детьми.

*

*

*

6.

Просмотр диафильмов.

*

*

*

7.

Наблюдение за трудом взрослых.

*

*

*

8.

Совет воспитателя.

*

*

*

9.

Рассказ воспитателя

*

*

*

9.

Беседы до игры (вычленение ролей, уточнение правил, способа общения).

*

*

*

10.

Чтение художественной литературы

*

*

*

11.

Поощрение.

*

*

*

12.

Управление детскими объединениями.

*

*

*

13.

Беседы с детьми после игры (для уточнения содержания).

*

*

14

Пример  товарища в игре.

*

*

15.

Экскурсии.

*

*

16.

Разговоры с детьми на тему: «Так можно играть», «Как можно еще играть».

*

*

17.

Наблюдения детей за играми старших дошкольников.

*

*

18.

Встречи с людьми разных профессий.

*

*

19.

Рассказы детей

*

20.

Рассматривание картин, иллюстраций, рисунков, чертежей.

*

ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ ТЕМАТИКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

У ДОШКОЛЬНИКОВ

Младшая

группа

Средняя

группа

Старшая

группа

Подготовительная

к школе группа

1.

СЕМЬЯ

СЕМЬЯ

СЕМЬЯ

СЕМЬЯ

2.

ИГРЫ С

МАШИНАМИ

ИГРЫ С

МАШИНАМИ

ИГРЫ С

МАШИНАМИ

ИГРЫ С

МАШИНАМИ

3.

ИГРЫ СО  СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ

ИГРЫ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ

ИГРЫ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ

ИГРЫ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ

4.

МАГАЗИН

МАГАЗИН

МАГАЗИН

МАГАЗИН

5.

ПАРИКМАХЕРСКАЯ

ПАРИКМАХЕРСКАЯ

ПАРИКМАХЕРСКАЯ

ПАРИКМАХЕРСКАЯ

6.

ПАРОХОД

ПАРОХОД

ПАРОХОД

ПАРОХОД

7.

ДЕТСКИЙ САД

ДЕТСКИЙ САД

ДЕТСКИЙ

САД

ДЕТСКИЙ

САД

8.

АВТОБУС

АВТОБУС, ТРАМВАЙ

АВТОБУС,ТРАМВАЙ, САМОЛЕТ

АВТОБУС, ТРАМВАЙ, САМОЛЕТ,МОТОЦИКЛ

9.

ДОКТОР

ПОЛИКЛИНИКА

ПОЛИКЛИНИКА

ПОЛИКЛИНИКА

10.

АПТЕКА

АПТЕКА

АПТЕКА

11.

БОЛЬНИЦА

БОЛЬНИЦА

12.

ОПТИКА

ОПТИКА

13.

СКОРАЯ

ПОМОЩЬ

СКОРАЯ

ПОМОЩЬ

14.

СТОЛОВАЯ

СТОЛОВАЯ

СТОЛОВАЯ

15.

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

16

ЗООПАРК

ЗООПАРК

17.

ПОЧТА

ПОЧТА

18.

ПРАВИЛА УЛИЧНОГО ДВИЖЕНИЯ

ПРАВИЛА

УЛИЧНОГО ДВИЖЕНИЯ

19.

БИБЛИОТЕКА

БИБЛИОТЕКА

20.

ВОЕНИЗИРОВАННЫЕ ИГРЫ

ВОЕНИЗИРОВАННЫЕ

ИГРЫ

21.

КОСМИЧЕСКИЕ ПОЛЕТЫ

КОСМИЧЕСКИЕ ПОЛЕТЫ

22.

ШКОЛА

ПРИМЕРНЫЙ ОБЪЕМ ЗНАНИЙ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ТЕМАМ                              СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

Возрастная группа

Название и содержание игры

С Е М Ь Я

Младшая

«СЕМЬЯ» /дочки-матери/ Мама заботливо кормит, одевает, раздевает, укладывает спать дочку; стирает, гладит бельё, убирает в комнате. Мама  идет с дочкой в парикмахерскую, наряжает ёлку, покупает в магазине еду, готовит вкусный обед. Приходят гости. Папа шофёр. Работает на грузовой машине или такси. Дочка простыла и заболела, мама повела её к врачу. Празднуют день рождения. Катаются на автобусе. Мама гуляет с дочкой, катает её на качелях, наблюдает за рыбками в аквариуме, катаются на такси.

Средняя

Мама заботится о семье, идет в магазин, покупает продукты, кормит дочку и папу. Папа строитель. Мама ведёт дочку к врачу лечить. Стирает бельё, гладит. Идёт с дочкой в кукольный театр. Приехала в гости бабушка на день рождения. Празднуют Новый год.

Старшая и подготовительная

По желанию детей.

И Г Р Ы  С   М А Ш И Н А М И

Младшая

«ШОФЕР» / автобус, трамвай, троллейбус – правила уличного движения/. Ведёт машину осторожно, чтобы не наехать на людей. На машинах возят кукол. Машины заправляют бензином, ведут на стройку. Папа – шофёр, работает на грузовой машине, наливает бензин в машину, моет её, ставит в гараж. Такси возит людей. Шофёр вежлив, осторожен, аккуратно возит людей.

Средняя

Шофёр берет машину, заправляет бензином, едет по заданию/ указано в путевке/. По мосту через Волгу едут пожарные, грузовые, молочные, легковые машины. Осторожно ведут машину, чтобы не сбить людей. Пожарные машины тушат пожар, пожарники спасают людей. Машины заправляют бензином и ставят в гараж.

«АВТОБУС» водитель ведет машину, кондуктор продает билеты. Люди едут на работу, в гости и т.д. Автобус едет по городу, перевозит людей, куда им надо. Например:  в лес за цветами.

Старшая

«ШОФЕР»  Шофер  берет машину из гаража, получает задание у диспетчера, выполняет его. Правила уличного движения: грузовые, легковые, пожарные машины едут по дороге, пешеходы идут по тротуару. На красный свет светофора все люди стоят. Движение разрешается на зеленый свет.

«САМОЛЕТ» ведет командир экипажа, пилоты. Перевозят людей из одного города в другой. Можно летать в другую страну.

«ТРАМВАЙ» ведет вагоновожатый, люди едут на работу, в гости, в больницу, театр, домой, магазин. Кондуктор продает билеты, объявляет остановки. Автобусом и трамваем управляет водитель. Поездка на автобусе или трамвае по праздничному городу или  поселку. Наш город красивый, чистый и люди берегут его.

Подготовительная

Уточняются правила пешеходного движения и транспорта. Милиционер – регулировщик следит за порядком на дороге. По тротуару ходят спокойно, не играют на мостовой, переходить улицу надо со взрослыми в установленных местах. Знать сигналы светофора.

И Г Р Ы   СО   С Т Р О И Т Е Л Е М

Младшая

Строить дом, заборчик, гараж для машин, башню, пароход. Строить из кирпичиков, досок, призм; надстраивать кирпичики в стоячем положении, плашмя. В доме будут жить куклы. Его украшают к празднику.

Средняя

Строят гараж, привозят материал на стройку, ставят машины в гараж. Строят дорогу, мост через Волгу, туристический пароход, комнату. Строители работают дружно, строят красиво. Строят зоопарк для животных. Строительство города: дома, магазины, поликлинику, театр. Забота людей друг о друге. Рабочие строят дома из кирпичей, досок, панелей, блоков, проводят отопление и электричество. Около домов сажают деревья, делают тротуары. Взрослым и детям хорошо будет жить в новом доме. Строительство улицы: транспорт, дорога, здания, дома. Строительство большого гаража, там стоит много  разных машин. Строительство цирка, подводной лодки, самолета, рыболовецкого судна, космического корабля, города.

Старшая и подготовительная

Строительство туристического парохода, военного катера, родного города,  космической ракеты, рыболовецкого судна, подводной лодки для изучения морского дна, цирка.

М А Г А З И Н

Младшая

В магазине работает продавец, продает овощи, молоко, конфеты, фрукты. Продукты взвешивают на весах. Продавец вежлив с покупателями.

Средняя

В магазине продают молоко, хлеб. Деньги платят кассиру, он выдает чек. Продавец получает чеки и взвешивает продукты, отпускает товар. Продавец вежливо разговаривает с покупателями

Старшая

Магазин игрушек, продавец отпускает игрушки. Покупатели платят деньги в кассу, чеки отдают продавцу. Магазин готовая одежда. Дочке или сыну можно купить красивую одежду. Вежливые отношения между продавцами и покупателями. Магазин хлебный, кондитерский. Углубляется работа продавца и кассира.

Подготовительная

Магазин хлебный, кондитерский. Закреплять вежливое отношение продавца и покупателя. Покупатели выбирают товар, платят деньги в кассу, отдают чек продавцу и получают продукты.

«ГОТОВАЯ ОДЕЖДА» – Родители покупают детям  одежду. Деньги платят в кассу. Покупатели  и продавцы вежливо обращаются друг с другом.

«ТКАНИ» – можно купить материал на платье, костюм и т.д. Уточняются взаимоотношения продавца и кассира с покупателями.

«БАШМАЧОК» – можно купить обувь. Примеряют. Продавец обслуживает покупателя. Покупатели платят деньги в кассу. Покупки им заворачивает продавец.

П А Р И К М А Х Е Р С К А Я

Младшая

Мастер расчесывает волосы, стрижет. В парикмахерской мамы с дочками, а папы с сыночками. Мастер вежлив с клиентами. Он  бреет, причесывает, освежает одеколоном, предлагает посмотреть в зеркало. Парикмахерская для зверей – причесывает, стрижет.

Средняя

Мастер клиентов стрижет, бреет, освежает, причесывает. Дамский и мужской зал. Разговаривает вежливо, приветливо. Деньги платят в кассу, парикмахерская для детей – стригут, причесывают на специальных стульях.

Старшая и подготовительная

Дамский и мужской зал. Мастер стрижет, бреет, освежает одеколоном. Клиенты платят деньги в кассу. Закрепляется взаимоуважение.

ПОЛИКЛИНИКА – БОЛЬНИЦА – СКОРАЯ ПОМОЩЬ – АПТЕКА - ОПТИКА

Младшая

Врач принимает больных, спрашивает, что болит, прослушивает  и назначает лечение. Врач внимательный, вежливый. В поликлинике работает врач и мед.сестра. Врач слушает больного, назначает лечение. М.сестра ставит градусник, делает укол, перевязки. Они заботятся о больных

Средняя

Врач слушает, смотрит язык, горло; выписывает рецепт. Мед. Сестра ставит градусник и грелки, делает уколы.

«АПТЕКА» готовит лекарство, выдает по рецепту. Деньги платят в кассу.

«БОЛЬНИЦА» для зверей, их лечат, поят лекарствами, ставят грелки, заботятся о зверях.

Старшая

«ПОЛИКЛИНИКА» – глазное отделение. Врач проверяет зрение с помощью таблицы и  выписывает рецепт на очки. В Оптике  покупают очки (оправа  без стекол). Терапевт лечит  людей, прослушивает, проверяет температуру, измеряет давление. Мед.сестра делает укол, перевязывает, прогревает.

Врач – рентгенолог просматривает больного, делает снимок, заполняет карточку, назначает лечение. В «АПТЕКЕ» готовят лекарство, отпускают по рецепту больным. Заботятся о здоровье людей. «БОЛЬНИЦА» привозят больных, кладут в палаты. Врачи осматривают, назначают лечение. Мед.сестра проводят процедуры. По телефону сообщают о здоровье больных. «СКОРАЯ ПОМОЩЬ» врач приезжает на дом, прослушивает, лечит, смотрит горло. Мед.сестра делает уколы, кладет грелку. Отвозят в больницу.

Подготовительная

«ПОЛИКЛИНИКА» терапевт осматривает больного, назначает лечение и выписывает рецепт. Лекарства больной покупает по рецепту в «АПТЕКЕ». Терапевт отправляет больного к глазному врачу и  рентгенологу. Мед.сестра пишет направление. Глазной врач проверяет зрение, мед.сестра выписывает рецепт для очков.  Очки продаются в «ОПТИКЕ». Рентгеновский кабинет, рентгенолог  осматривает, просматривает больного, назначает лечение. В процедурном кабинете мед.сестра проводит назначенные процедуры.

«СКОРАЯ ПОМОЩЬ» выезжает по вызову. Врач осматривает больного и отвозит в больницу или сам назначает лечение.

«БОЛЬНИЦА» – хирургическое отделение. Хирург осматривает, назначает лечение, мед.сестра берет кровь на анализы , делает уколы, перевязки. Больного кормят, дают лекарство, заботятся о его здоровье.

Д Е Т С К И Й   С А Д

Младшая

Дети в детском саду занимаются гимнастикой. Воспитатели занимаются с детьми на физкультурных и музыкальных занятиях, показывают кукольный театр.

Средняя

Проводят с детьми разные занятия, гуляют, показывают кукольный театр, делают гимнастику, едят,  рисуют, проводят подвижные игры.

Старшая

В детском саду дети играют, занимаются, гуляют, спят, едят. Воспитатели проводят праздники, дни рождения, готовят подарки именинникам. Хорошо живут дети в детском саду, заботятся друг о друге, взрослые заботятся о детях. Новогодний праздник у детей, пришел Дед Мороз, Снегурочка, Петрушка,  дети показывают концерт.

Подготовительная

Воспитатель, няня заботятся о детях, занимаются с ними, гуляют, кормят, укладывают спать. Повара готовят вкусную еду. Врач осматривает и дает витамины детям. Заведующая ДОУ заботится, чтобы у всех все было  для работы и был красивым детский сад. Взрослые ласковы и внимательны с детьми .

П А Р О Х О Д

Младшая

Строят пароход, прогулка по Волге. Мамы с дочками катаются. Капитан отдает команды. Штурвальный ведет пароход. На остановках идут в магазин, парикмахерскую, к врачу.

Средняя

Рыболовы взяли сети, поехали ловить рыбу, вся команда помогает друг другу, привозят рыбу в магазин. Продавцы продают рыбу  людям.

Изучение морского дна: растения, рыбы.

На туристическом теплоходе едут по Волге, отдыхают. На остановках выходят, идут в магазин, парикмахерскую, поликлинику, магазин, театр. Моряки моют палубу, убирают трап, выполняют команды капитана.

Старшая

«ПОДВОДНАЯ ЛОДКА» – моряки на подводной лодке опускаются в морские глубины, наблюдают за растениями, животными на морском дне. Есть капитан, моряки, кок, ученые.

«РЫБОЛОВЕЦКОЕ СУДНО» – рыбаки ловят рыбу, привозят в город отдают в столовую для приготовления пищи. После этого идут в парикмахерскую, больницу, театр.

«БАРЖА» перевозит грузы: строительные материалы, продукты. Матросы быстро выполняют команды капитана. Рулевой ведет баржу по курсу. Кок готовит еду, кормит команду.

«ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПАРОХОД» папы и мамы едут с детьми отдыхать по Волге, едят в столовой, смотрят театральные представления, гуляют по городу.

Подготовительная

Построили туристический пароход, поехали в Астрахань, Ростов, Москву отдыхать. На остановках гуляли по городу.

«ВОЕННЫЙ КАТЕР»- охрана границ, тренировки моряков. Медицинский осмотр. Едят, занимаются, едут охранять границы, ловят рыбу в сети, хранят в холодильнике, отдают в столовую, в детский сад.

Изучение морского дна- ученые изучают растения, дно, животных, рыб. Капитан с матросами ведет корабль по курсу. Врач проверяет здоровье, кок- кормит.

С Т О Л О В А Я   -    К У Л И Н А Р И Я

Средняя

Повар готовит еду. В столовой кормят моряков, шоферов, парикмахеров. Повар готовит  еду вкусную, все люди благодарят его.

Старшая

На кухне повара готовят еду. Официанты вежливо обслуживают  посетителей.

Подготовительная

Повара готовят вкусную пищу, в столовой есть меню. Посетители по меню заказывают еду. Официанты обслуживают посетителей, вежливо разговаривают.

В кулинарии готовят пирожки, пельмени. Деньги платят в кассу.

Б И Б Л И О Т Е К А

Старшая

В библиотеке много книг, они стоят на стеллажах. Библиотекарь выдает книги читателям, заполняет формуляр. Библиотекарь и читатель уважают друг друга, вежливо общаются. Книги надо беречь. В читательском зале читатель выбирает книги, библиотекарь выдает ему по читательскому билету.

Подготовительная

В читательском зале библиотекарь выдает книги по читательскому билету, заполняет формуляр. Книги надо беречь. В читательском зале соблюдают тишину. В библиотеке много книг, библиотекарь заботиться о том, чтобы читатели получили  интересные книги. Выдает их на дом. Книги хранятся на стеллажах- полках.

К У К О Л Ь Н Ы Й  Т Е А Т Р

Средняя

Показ детям знакомой сказки. Выезд артистов в больницу, у больных должно быть хорошее настроение.

Старшая

Показ любимых сказок, кинофильмов. Артисты приехали к пограничникам, строителям.

Подготовительная

Показ ученикам любимой сказки. Артисты приехали с концертом к пограничникам. Показ любимых сцен из жизни детей. Показ спектаклей воинам Российской Армии, школьникам, строителям.

З О О П А Р К  -  Ц И Р К

Старшая

Строительство зоопарка. Дрессировка, кормление зверей. Экскурсовод рассказывает о животных.

Подготовительная

В цирке дрессируют животных, показывают представление. Билеты продаются в кассе. Контролер проверяет билеты, следит за порядком во время представления.

П О Ч Т А

 Старшая и подготовительная

Люди пишут друг другу письма, посылают телеграммы и посылки. В Письма, открытки и телеграммы разносят почтальоны. В письмах, открытках и телеграммах люди сообщают  о здоровье, поздравляют с праздником. У почтальона большая сумка с письмами, газетами. Письма разносят по адресу. Конверт, марку покупают на почте, или в киоске. На конверте пишут адрес: город, улицу, номер дома.

КОСМИЧЕСКИЕ   ПОЛЕТЫ

Старшая

Тренировка космонавтов, полет в космос для изучения звезд. Построили космическую ракету, космонавты полетели на луну изучать лунные породы. Их здоровье проверяют врачи до и после полета. Пока  они в полете – едят специализированную пищу, которую приготовил повара. Она не такая как на земле.

Подготовительная

Полет на луну, тренировка, ученье. Полет, фотографирование луны, оставляют вымпел России на луне. Проверка здоровья. Повара, врачи, конструкторы заботятся о космонавтах. Космонавты изучают в космосе звезды, солнце, луну

В О Е Н И З И Р О В А Н Н Ы Е   И Г Р Ы

Старшая

«ПОГРАНИЧНИКИ» смелые, ловкие люди. Ученье пограничников, занятия, отдых. Дрессировка собак. Пограничник на посту.

«РОССИЙСКАЯ АРМИЯ» – солдаты смелые, ловкие. Тренировка солдат, учеба, спорт, отдых. Военные ученья. Награждения отличников учебы. Солдат выполняет приказ командира.

Подготовительная

«ВОЕННЫЙ КАТЕР» – учеба, тренировка, отдых моряков. Медицинский осмотр. Охраняют границы.

«ПОГРАНИЧНИКИ» – ученье, тренировка, отдых солдат. Они заботятся о том, чтобы люди спокойно жили. Выполняют приказы командира.

«ЛЕТЧИКИ» – тренируются, готовятся  учебному полету, ведут самолеты, выполняют задания, возвращаются.

Ш К О Л А

Подготовительная

Дети в школе называются учениками. Их учат учителя. Она проводит уроки чтения, математика, письма. Учительница любит своих учеников, хочет, чтобы они много знали. Школьники очень хотят  учиться. Учитель ведет урок, учит учеников читать, писать, рисовать. Школьники готовят уроки, отвечают на уроке. Учительница ходит с учениками в театр, на прогулку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация сюжетно-ролевой игры с детьми младшего дошкольного возраста

По мнению педагогов и психологов, наибольшим развивающим эффектом обладает сюжетно-ролевая игра.. Главное назначение игры - социальное развитие ребенка, т.е. овладение нормами и правилами поведения в ...

Сценарий педагогического Совета по теме "Организация и руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Педагогический Совет по данной теме проводится с целью систематизации знаний педагогов по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

«Современные подходы к организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием бережливых технологий»

В статье описан практический опыт по процессу оптимизации подготовки старших дошкольников к сюжетно-ролевой игре....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ В НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ «Организация и руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ В НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ   Тема: «Организация и руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».Повестка педсовета:...