Проект: « Россия - Родина моя»
проект (старшая группа)

Зайцева Татьяна Петровна

Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, фольклору, к природе, а то, что мы любим и чем гордимся - готовы защищать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение   «детский сад №4 «Огонёк» г. Сафоново Смоленской  области

                                                                      Руководитель проекта: Зайцева Т.П.

   Проект: « Россия - Родина моя»

Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?

В. Гудимов

      Актуальность

Патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни» территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Любовь к Родине  проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу, именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении.

     Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Новизна: Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, фольклору, к природе, а то, что мы любим и чем гордимся - готовы защищать.

Использование проектной деятельности как средства воспитания патриотизма наиболее эффективно в работе с дошкольниками при условии, что активными участниками педагогического процесса будут не только воспитатели и специалисты детского сада, но и родители детей. Для этого необходимо наладить доверительные партнёрские отношения со всеми членами семьи воспитанников, пересмотреть свои позиции и перейти от профессиональной обязанности вести работу с родителями к желанию сотрудничать для блага ребёнка, а значит – отказаться от традиционной роли воспитателя в пользу партнёрской.

Проблема: Дети мало знают о своей Родине, происхождении, о символике России, о месторасположение России на карте, о народных промыслах, о культуре народов, населяющие нашу Россию.

Цель проекта: Формирование у детей  патриотических качеств, чувства любви к Родине, стране, родному краю.

Задачи:

-развивать любознательность, интерес к изучению родной страны;

-дать представление о понятии - Малая Родина. Учить любить своих родителей, дом, город,  природу, страну.

-воспитывать любовь и уважения к своей национальности, толерантного и уважительного отношения к представителям других народов населяющих Россию;

- познакомить детей с народными промыслами  России;

- воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

Тип проекта: информационный, творческий.

Срок реализации проекта: долгосрочный

Ожидаемый результат:

После завершения проекта дети будут знать:

- символику России (флаг, герб, гимн России).

- Природу родных мест, любоваться природой, бережно относиться к ней.

- Четыре – пять народов живущих на Земле, их быт, традиции.

-Климатические и природные условия.

Вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос:

- Что такое Россия?

Проблемные вопросы по теме:

- Какая природа в России?

- Месторасположение России на карте?

- Символика России?

- В России живут люди разных национальностей.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

1. подбор исторической литературы;

2. подбор произведений русского народного творчества;

3. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, старинных вещей);

4. подготовка разного вида бросового материала;

5. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,

6. дидактические игры;

7. выставки книг, рисунков, поделок;

8.пополнение мини музея доу предметами утвари, быта;                    

9. создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала.

Интеграция образовательных областей:  познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Формы и методы работы с детьми:

- Непосредственная образовательная деятельность;

- Использование стихов, загадок, пословиц, бесед, сказок;

- Рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества; интерактивные презентации, видеоролики.

- Посещение мини музея доу: «Русская изба», выставки, конкурсы, акции;

-Метод проблемных вопросов, бесед;

- Метод анализа;
- Наблюдения,  экскурсии, прогулки;

                   -  Игры (подвижные, дидактические, ролевые и др.)

Педагогические принципы:

- Принцип системности (работа проводится систематически; последовательное и систематическое знакомство с разнообразием народных игр развивает речь, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка).

- Принцип возрастной адресности (планирование работы происходит с учетом возрастных особенностей детей).

- Принцип интеграции (для более успешного усвоения материала используются интегрированная ООД, чтение художественной литературы, просмотр фильмов, слайдов и т.д.).

- Принцип преемственности взаимодействия дошкольных учреждений с семьей (родители тесно связаны со своими детьми, активно поддерживают формы работы воспитателей).

Взаимодействие с родителями
Консультация для родителей «Проектная деятельность в детском саду».
Консультация «Какие русские народные сказки читать детям?».

Консультация «Ребёнок и его Родина».

Помощь родителей в подборе мультфильмов и настольных игр о России, пополнение коллекций, мини музея.

Совместное с детьми чтение книг о России.

Продукт проекта: В группе пополнилась предметно-развивающая среда по краеведению. Оформлен коллаж «Мой любимый город Сафоново», оформлены альбомы: «Герои Смоленщины, защищавшие землю от немецких захватчиков», «Наши земляки- гордимся ими», сбирается,   коллекция открыток: «Достопримечательности Смоленского края», « Красная книга родного края», «История Московского Кремля», ведется подбор детской литературы:   рассказы, сказки, былины, фольклор, худ. литература, книги о ВОВ и т.д..

-Создание картотеки:  « Пословицы и поговорки о Родине», «Народные игры и  праздники», 

- Цикл ООД, бесед по ознакомлению детей с культурой, традициями, играми и забавами народов России.

- Картотека подвижных игр народов России.

- Атрибуты для подвижных игр народов России (совместное творчество детей с родителями и педагогами группы).

- Создание уголка в предметно-развивающей среде группы «Мы – Россияне», где разместили материал по ознакомлению и закреплению материала о культуре и традициях народов России.

 Создание, пополнение  мини-музея «Русская изба» дали представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта.

План проекта: 1 этап – Подготовительный  01.09.2023г.

- Подготовка материала для продуктивной деятельности, чтения, ООД, самостоятельной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов (методическое, информационное, наглядное обеспечение в течение недели).

- Определение знаний родителей и детей по теме проекта (анкетирование родителей, опрос детей).

- Планирование предстоящей работы с детьми и родителями;

II этап – Практический  (основной)

Реализация проекта через взаимодействие с детьми, родителями; внедрение различных форм работы во все виды деятельности детей с 07.09.2023г. по 25.12.2023г.

            III этап – Заключительный   Оформление уголка «Мы – Россияне» в предметно – развивающей среде совместно с родителями. Презентация проекта: «Россия - Родина моя».

Образовательная деятельность

                 Пути реализации

Срок реализации

Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие.

1.«Осенины, гуляй да присматривайся»    ООД «Традиции русского народа в осенний период».

 Народные приметы, пословицы, поговорки.  Чтение «Осень в лесу» И. Соколов-Микитов, И. С. Тургенев Осенний день в берёзовой роще, И. А. Бунин Антоновские яблоки

Просмотр презентации «Труд крестьян».

«Земледельческий календарь»

Беседы о том, как в далекую старину русские люди жили, трудились, а вечером отдыхали да веселились. Беседа по картине «Крестьянская семья».

«Праздничные угощения на Руси»

Беседа о праздновании праздника урожая «Осенины»

 «Что растет на огороде?»

 «Что растет в лесу?

Рассматривание картин «Яблочный спас», «Русская народная вышивка»- бытие в «Осенины»;

Выставка творческих работ: « Осень  поселилось на окошке» (дети, родители)

Развлечение: «Что нам осень принесла»

07.09.2023г-18.09. 2023г.

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие

Рисование («Портрет осени», лепка «Корзина с грибами»,  аппликация коллективная из осенних листьев и  ягод рябины: «Русский лес»;

Разучивание песенки -попевки «Веснушка осень»

Разучивание ведения хоровода

«Мы вокруг рябинки…»

Физкультминутки «К нам  гости пришли», «Самовар пых пых»;

П/и:«Колдунчики»,«Сторож», «Салки с обручем»

Познавательное развитие; Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие;

2. Мой родной город, край

ООД.  Беседы: «Мой город» (с опорой на фотографии),

 «Мой адрес», «Улица, на которой я живу», «Герб и флаг нашего города», «Улица, на которой находится наш детский сад»; ознакомление с достопримечательностями нашего города. Чтение художественной литературы: загадки про городские здания, дома; пословицы и поговорки о дружбе, доме; стихи о городе.

«Наши предки: Славяне – Кривичи», «Возникновение города Смоленска», «Путь из Варяг в Греки», «Днепр – кормилец». (презентация, видеофильм)

- Фольклор кривичей (пословицы и поговорки Смоленщины, песни и обряды наших предков) – беседы,

 «Лес – наше богатство»   «Изготовление Красной книги животных, птиц и растений Смоленского края». Провели экологическое мероприятие: «Любите и берегите животных», «Мои домашние питомцы»

П/и Смоленского края: «Горелки», «Дядя Трифон», «Ручеек» «Пятнашки», «Коршун».

Просмотр мультимедийных презентаций: «Достопримечательности Смоленщины»,

«Наши знаменитые земляки»

Герои  Смоляне во время ВОВ

Они сражались за Родину – видеоролик

«Смоленск - город ключ» к 80- летию освобождения Смоленщины от немецких захватчиков»  -выставка рисунков (итоговое)

18.09.2023-16.10.2023г.

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Рисование, аппликация, конструирование: «Мой дом», «Наш детский сад», «Дома на нашей улице»

«Герб Смоленска»

«Смоленская крепостная стена»

«Салют над городом»

Познавательное развитие; Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие;

3.«Мы -Россияне».

ООД.

Вводная беседа «Наша Родина – Россия!»;

Беседа «Символы государства», «Природа нашей страны;

Чтение художественной литературы: А. Ишимова «История России в рассказах детей», С. Михалков «Россия»,

чтение стихотворения

М. Матусовского «С чего начинается Родина».

В. Степанов «Флаг России», пословицы, поговорки о Родине;

Просмотр презентаций «Наша Родина Россия», «Москва – столица России»; «Города России»- Выставка - коллекция магнитов. Наблюдение «Где мы видим флаг России?»,

Ситуативная беседа «С чего начинается Родина?», «Чем богата Россия»,   «Природа России» Участие детей в акции: «Каждой пичужке своя кормушка»

 ООД: «Откуда хлеб пришел? Орудия труда (цеп, серп), пословицы, поговорки о хлебе. Участие в акции: «Хлеб всему голова» в рамках проекта «Широка страна моя родная». Знакомство со сказкой: «Мужик и медведь».

Д/и «Вершки да Корешки»

ООД «Октябрь пахнет капустой» Беседа о характерных явлениях природы для октября, народных обычаях и праздниках(Покров, Сергиев день): Знакомство с предметами обихода: деревянным корытцем, тяпкой) .

ООД « Моя семья»

«Пожилые люди»- Рассматривание фотографий бабушек и дедушек. Заучивание стихотворения                   В. Степанова «Российская семья».                  

Рисование на тему «Моя любимая бабушка», «Мой веселый дедушка».

«Папа - мой защитник», «Высокое звание - отец»

 Беседа о маме «Мама – первое слово».

- Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму», «Как я помогаю своей маме».

 КВН - для мам – итоговое развлечение.

ООД «Какие народы живут в нашей стране?» Чтение сказок народов России: «Матти – весельчак» - карельская сказка, «Перя-богатырь» - Коми, «Росомаха и лисица» - эвенкийская сказка - Отгадывание загадок.                                      

Беседа «Жители крайнего Севера»-  природа Крайнего Севера, его коренных жителях;-знакомство с обычаями и традициями северных народов; Чтение «Мышка и лиса»; чукотская сказка;

Драматизация сказки «Мышка и лиса»

17.10.2023-25.12.2023Г.

Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие

Слушание гимна России; Разучивание песни «У моей России длинные косички»; Оригами «Матрешка». Аппликация коллективная итоговая -  «День Народного единства «Мы вместе».

Лепка: «Хохломская посуда»; «Белый синий, красный»;

«Царь-колокол»,

Пластилинография: «Хлебные колоски»

 «Животные России»;

Рисование: «Народные промыслы»;  «Кремль»;

Рисование нетрадиционным способом:  «Русская красавица-берёзка», «Портрет матери».

Обрывная аппликация: «Флаг России»; Физкультурные занятия и утренняя гимнастика, физминутки и подвижные игры «День русского народа».                                  -

    Рисование «Северное сияние». Рисование «Орнаменты узоров на костюмах народов России».                                                              Лепка «Любимые животные народов России (олень, баран, корова и др)» Аппликация «Украсим головные уборы народов России».                              

Слушание Арктической симфонии «Северное сияние», В.Задерацкий. Чукотская народная игра «Волк и жеребята» .

   Спортивное развлечение «Мы – Россияне»  

                                           

 Результат проекта ( проект еще не завершён): У детей формируются знания о культуре и традициях народов России, уважительное отношение к культуре разных народов, желание использовать национальные игры в свободной деятельности. В ходе работы над проектом происходило активное освоение и познание детьми исторического прошлого и настоящего города в котором они родились, осваивают  знания об истории родного Отечества, у детей систематизировались знания таких понятий, как наша Родина – Россия, знают ее главный город, символику; знакомы и знают свою малую Родину. Углубились знания о народных промыслах.

      Повышается образовательный уровень родителей через введение их в увлекательный мир народных игр, устанавливается связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки делятся воспоминаниями о своем детстве, родители вовлекаются в совместные игры с детьми и творчество. Активное участие детей, родителей в конкурсах, акциях, выставках,  дискуссиях - результат проделанной работы.

Список используемой литературы

1. О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» М. Мозаика-Синтез 2012г.

2. Маханёва  М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» М. Мозаика-Синтез 2004г.

3. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. — М.: ЦГЛ, 2012.

 4.Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова «Наша Родина» М.Просвещение.1984г.

Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.

7. И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект "Россия - родина моя!"

Воспитание патриота и гражданина, любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня, когда мы растеряли свои национальные черты, стали забывать русскую народную культуру. Необходимо расширять...

Презентация к проекту: "Россия Родина Моя"

Проект по  презентации - средне -срочный ( на 3 месяца), подготовлен для подготовительной к школе гуппы. В презентацию включены название городов. Их достопримечательности, памятники и т.д. велики...

Проект: "Россия - Родина моя"

Долгосрочный проект по теме: "Россия - Родина моя"...

Праздник «В единстве народов – единство России» Защита проекта «Россия –родина моя»

Данный материал может быть полезен музыкальным руководителям, воспитателям детского сада. Сценарий представляет собой финал совместной работы над проектом, участниками которого являются дети, воспитат...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно патриотическому воспитанию «Путешествие по России» для детей 4-5 лет в рамках реализации проекта «Россия – Родина моя»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно патриотическому  воспитанию «Путешествие по России» для детей 4-5 лет в рамках реализации прое...

Патриотический праздник «В единстве народов – единство России» Защита проекта «Россия –родина моя»

Данный материал может быть полезен музыкальным руководителям, воспитателям и педагогам детского сада. Проект проводился в рамках задачи по патриотическому воспитанию дошкольников. Участники воспитанни...

Проект « РОССИЯ - РОДИНА МОЯ !» Тема: Какие народы живут в России. Дружба народов мира.

РОССИЯ – самая многонациональная страна. На её территории проживает более 180 народов. При этом русские составляют около 80 % населения (около 111,0 млн из 142,9 млн в 2010 г...