ПЛАН – КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. Лексическая тема недели: «СЕМЬЯ, СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ»
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СОНОРНЫЗ ЗВУКОВ  РАЗРАБОТАН ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 лет , с нозологией ОНР 3 уровня речевого развития. Включает в себя авторские дидактические игровые задания на развитие всех когнитивных процессов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДПП «Профессиональная деятельность учителя-логопеда:

содержание и технологии работы»

Практическая работа № 2.

Слушатель: Седик А.В.

Практическая работа №2

1) Составить конспект комплексного занятия по развитию речи (возрастная группа по выбору студента), в котором должны быть отражены несколько направлений работы по развитию речи.

Программное содержание должно быть представлено в виде технологической карты, ход занятия - в сценарном варианте.

2) Подобрать или разработать самостоятельно 5 игр (упражнений) по формированию лексической/фонематической стороны речи.

Задание № 1

ПЛАН – КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. Лексическая тема недели: «СЕМЬЯ, СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ»

Подготовительная к школе группа, (6-7лет).

Нозологическая группа: дети с ОНР III уровень речевого развития

Задачи:

Коррекционно-образовательные: уточнение и расширение словаря по теме «Семья, семейные традиции». Совершенствование лексико-грамматической стороны речи в рамках темы «Семья», согласование числительных с существительными, закрепление понимания значения и употребления предлогов и падежных окончаний; подготовка к обучению грамоте, учить делить слова на слоги, определять количество слов в предложении.

Коррекционно-развивающие: дифференциация звуков «Л» и «Р», развитие связной речи, закрепление навыков звуко-слогового анализа и синтеза, (подготовка к обучению грамоте), продолжение развития слухового и зрительного внимания, общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные: воспитание внимания, заботливого и уважительного отношения к членам своей семьи. Учить правильно определять и называть родственные связи в семье.

Оборудование: набор фигур «Семья», инструментарий для массажа рук (шарики Су-Джок, «Колючие огурчики»), дидактический вспомогательный материал по речевому дыханию: «Ветерок», «Голодные фрукты», «Таблица слов и предложений», «Найди слова на звук «Л», «Р», флешка «Мерсибо» игры: «Болтушки-Хохотушки», «Веселый кузнечик» (дифференциация звуков «Р-Л»), ноутбук, мяч, песочница, киндер-игрушки, плакат Т.В. Цветковой: «Одеваемся на прогулку»

Ход занятия: Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на занятие пришли необычные гости. Посмотрите, как вы думаете, кто это, ребята? (дети – ЭТО СЕМЬЯ) - Правильно! Давайте с ними познакомимся: Мама Лада, Папа Павел, Бабушка Рая, Дедушка Рома, Тетя Тамара, Дядя Артем. И дети: Лука, Мила, Руслан и Людмила. Вся семья хочет сегодня с нами побыть на занятии и посмотреть, как мы умеем играть и заниматься. Покажем им наши умения? ( дети - ДА!)

2. Кинезиопластика: (артикуляционная гимнастика с движениями рук, комплекс упражнений для выработки правильного артикуляционного уклада для сонорных звуков («Заборчик», «Сирена», «Чистим зубки», «Маляр», «Чашка-расческа», «Лошадка», «Грибок», «Самолет гудит», «Дятел»)

3. Пальчиковая гимнастика: "Наша дружная семья"

- Папа, мама, брат и я (Дети катают в ладонях массажеры. Шарики «Су-джок»)

- Наша дружная семья (Энергично перекладывают массажер из ладони в ладонь несколько раз)

- Вместе в доме проживаем, вместе маме помогаем (массажер по прямой руке прокатить пальцами другой руки от плеча к ладони и обратно)

4. Чистоговорки с колечками Су-джок (развитие мелкой моторики и автоматизация звуков «Л» и «Р».

Ла-ла-ла пирог мама испекла Ра-ра-ра – у нас новая игра

Ло-ло-ло в доме так у нас тепло Ро-ро-ро я помог нести ведро

Лы-лы-лы помогли помыть полы Ры -ры -ры надували мы шары

Ил-ил-ил ничего я не забыл Ир-ир-ир в нашем доме – мир!

5. Дыхательные упражнения: «Голодные фрукты», «Ветерок»

Цель: выработка четко направленной воздушной струи.

6. Игра: «Кто что делает?»

Цель: отработка лексико-грамматической стороны речи. Составить предложение про каждого из членов семьи по заданной схеме. Посчитать число слов в предложении.

«Мама пришла с работы. Папа уехал на машине. Бабушка вяжет носки. Дедушка читает газету…..»

Игровые задания на автоматизацию сонорных звуков, отработку прилагательных в уменьшительно-ласкательной форме

7. «Назови правильно слова со звуком: «Л» -«Р»: «Большой - маленький», «Назови ласково» (Цель: работа по раздаточным картам, автоматизация и дифференциация сонорных звуков, отработка лексико-грамматических категорий).

Большой лист – маленький листочек

Большая машина – маленькая машинка…. (ракета – ракетка, рыба – рыбка…)

8. Игра на развитие фонематического слуха и звукового анализа: «Где спрятался звук» Цель: определение места звука в слове по схеме слова, звуковой анализ.

9. Игра: «Собери пазл» Цель: дифференциация и четкое произношение словосочетаний со звуками «Л» и «Р» по заданным картинкам.

«Игра: назови, чье это?» Цель: развитие лексико-грамматических категорий, правильное согласование им.существительного с им. Прилагательным.

«- Это мамина роза»

«-Это папины инструменты»

«-Это бабушкин пирог»

«-Это дедушкины рукавицы» и т.д…….

10. Игры от «Мерсибо» : «Прыг-скок - слово» Цель: автоматизация звуков «Р-Л», «Болтушки-хохотушки» (проговаривание скороговорок на соноры). Применение интерактивных технологий.

11. Игра : «Умные ладошки» Цель: Развитие фонематического восприятия (Дети на слух определяют наличие звука в слове, отхлопывают количество слогов, если есть звук «Р» - поднять правую руку, если «Л» - левую).

- Рак, лама, рысь, улов, ракушка, ладошечка, рыбак, рыбалка, солнце, улыбка, армия, лодка, солнышко….

12. Игра: «Повтори, как я» Цель: продолжать развивать слуховое внимание, общую моторику, скорость реакции, элементы перкуссии)

(Дети повторяют за взрослым, простую мелодию, прохлопывая ее, с повтором заданных движений (хлопки над головой, по плечам, по коленкам и т.д.)

13. Игра с мячом: «Мамин помощник» Цель: правильное согласование частей речи и падежных окончаний. - «Я пошел в магазин и купил для мамы, папы, сестры, бабушки……рыбу, молоко, хлеб, апельсин, масло, ручку, розы, карандаши и т.д».

(Дети поочередно ловят мяч от учителя-логопеда и возвращают его, кидая обратно, с произношением заданной фразы.)

Игра: «Назови ласково членов своей семьи»: Цель: образование уменьшительно-ласкательной формы имени существительного. (Дети ловят мяч, кидают его обратно, повторяют):

Мама – мамочка Папа-папочка Брат-братик Сестра-сестричка Тетя-тетенька

Дочь-доченька Сын-сыночек Дед-дедушка Бабушка – бабулечка…

14. Развитие связной речи (описание картины Т.В. Цветковой «Одеваемся на прогулку») Логопед: Ребята, кто изображен на картине?

- Что делает мама? Кто стоит на стуле? Во что одета мама?

- Во что она одевает дочку? Мама заботится о своей дочери?

15. Песочная терапия : «Подари киндер-игрушку маме, папе и т.д.»

Цель: развитие связной речи и мелкой моторики. (Дети из песка, по очереди, достают заранее спрятанные киндер-игрушки и произносят):

- «Я хотеЛ(а) бы отдать(подарить) эту кукЛу, кЛоуна, собачку, Лошадку, Рыбку, мишку…своей (своему)…маме, папе, дедушке, тете, и т.д.)

Логопед (беседа) -А что такое семья, ребята? (Семья – это родные друг другу люди, могут жить вместе, а могут отдельно.)

-Каких членов семьи вы знаете? (перечисляют: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат, дочь, сын, тетя , дядя и др.)

-А кто они все друг другу? (- РОДСТВЕННИКИ) Помощь: Они родственники? (ДА).

- Ребята, а нас с вами можно назвать семьёй? (НЕТ, т.к. мы не родственники)

- А какие семейные праздники отмечаются вашими семьями?

-Молодцы. Получилось у нас вспомнить членов семьи? (-ДА)

Логопед: «Что вам понравилось сегодня больше всего?» (ответы детей…).

Задание № 2 5 игр по формированию фонематической стороны речи

Цель: развитие восприятия и дифференциации слов близких по звуковому составу

  • «Так ли это звучит?»

Цель: дифференциация слов, близких по звучанию.

Оборудование:набор картинок, состоящий из пар картинок, названия которых звучат сходно. Примеры: лук-луг, роса- роза, плод- плот, дрова- трава.

Ход игры:педагог предлагает ребенку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда же картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе называют слова.

  • «Какое слово отличается? »

Цель: учить дифференцировать слова, близкие по звуковому составу.

Ход игры:Из четырёх слов, произнесённых взрослым, ребёнок выбирает и называет то слово, которое отличается от остальных.

Ком-ком-кот-ком Канава-канава-какао-канава

Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок Будка-буква-будка-будка

Винт-винт-бинт-винт Минута-монета-минута-минута

Буфет-букет-буфет-буфет Билет-балет-балет-балет

Дудка-будка-будка-будка Коса-коса-коза-коса

  • «Капельки» Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование: картинки с изображением ритмов в виде капель: капля – хлопок в ладоши, тире (черточка) – пауза.

Ход игры: взрослый объясняет ребенку, что капельки поют свои песни по этим картинкам. Показывает картинку и отхлопывает соответствующий ритм. Потом он просит ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//…..

  • «Отгадай, кто это?»

Цель: учить соотносить звук с его источником.

Ход игры:Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т.д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт

  • «Эхо»

Цель: учить различать тембр голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз.

Ход игры:Педагог произносит какое-либо звукоподражание (собака лает: ав – ав!, корова мычит: мууу!, кот мяукает: мяу! и т.д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.

  • «Скажи, как я»

Цель: учить воспринимать тембр и эмоциональную окраску голоса.

Ход игры:Взрослый произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просит ребёнка повторить за ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи на тему "Звук Ш в словах и словосочетаниях. Одежда"

Конспект индивидуального занятия для ребёнка среднего дошкольного возраста. Цель предлагаемого занятия: автоматизировать звук Ш в словах и словосочетаниях, а также расширить словарный запас по теме "О...

Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи

Цель: - автоматизировать звук Ш в словах и словосочетаниях; - расширять и активизировать словарный запас по теме «Одежда».Задачи:коррекционно-развивающие:• корригировать про...

Конспект НОД по развитию речи лексическая тема недели «Профессии». Занятие в старшей группе (5 – 6 лет) «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»

Формирование представлений у детей о разных профессиях (врач, повар, продавец, парикмахер) об орудиях труда.Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях. Форми...

Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы с ОНР. Лексическая тема: «Обитатели морей и океанов».

Занятие направленно на расширение и активизацию словаря по теме "Обитатели морей и океанов". закрепление  умения подбирать родственные слова, выделять первый звук в слове, выкладывать с...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема: «Строим дом, дом большой!».

Цель занятия:  Развитие лексико-грамматических средств языкана материале  лексической темы «Строим дом, дом большой! ».ЗадачиКоррекционно - образовательные:1. Пополнять и активиз...

Конспект интегрированного НОД по аппликации в подготовительной группе «Муха-Цокотуха» Лексическая тема недели: «Неделя сказок К. И. Чуковского»

Сформировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказку.Развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук...