Патриотическое воспитание по средством музыкальной культуры
консультация
Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальной культуры
Важнейшей частью патриотического воспитания является музыкальная культура. Ритмика и мелодика народной песни и танца, особенности профессиональной музыкальной школы позволяют быстро отличать произведения, созданные разными народами.
Искусство позволяет человеку выразить свои эмоции в особой форме. С глубокой древности музыка служила человеку как средство психорегуляции.
К роднику музыки приобщался человек уже с младенчества, слушая колыбельные песни.
Потешки, пестушки, приговорки, прибаутки, сказки, а позже былины, песни, которые пели старшие во время работы, на вечеринках и праздничных гуляниях, сопровождали его всю жизнь.
«Над новорожденным поют, поют при апогее его развития на свадьбе, поют и при его погребении; поют, идя с тяжелой денной работы, поют солдаты, возвращаясь с горячего учения, а иногда идя на штурм. Реальность песни заключается... в истине высказанного чувства», — писал А.А. Фет. Музыка была важной, неотъемлемой частью жизни каждого человека, причем и крестьянина, и дворянина, для которого вечернее домашнее пение и музицирование также являлись само собою разумеющимися атрибутами душевной и духовной жизни.
Еще совсем недавно, в послевоенное время, собираясь за общим столом в гостях, люди пели вместе. Но эти традиции ушли, и, к сожалению, теперь и взрослые, и дети с младенчества впитывают убеждение, что они как бы и не умеют, и не могут петь, а поют только одаренные люди, у которых есть особые природные данные — голос и слух.
Воспитание естественно поющего человека — задача воспитания человека эмоционально чуткого и уравновешенного одновременно.
Древние мыслители, которые были и педагогами, так как организовывали школы, где не только обучали, но и воспитывали своих последователей, отмечали, что единственным средством воздействия на человека, формирования его души является музыка. С ее помощью можно настроить душу (как музыкальный инструмент) на чувства возвышенные, прекрасные и благородные и можно победить чувства низменные и грубые.
По определению выдающегося отечественного психолога Б.М. Теплова, музыкальность - это способность «переживать музыку как некоторое содержание. Центр музыкальности должна составлять способность эмоционально отзываться на музыку».
Л.С. Выготский рассматривает психическое развитие как процесс присвоения социально-культурного опыта, который передается ребенку окружающими его взрослыми в процессе общения. Из этого следует, что музыка также должна стать средством или предметом общения взрослого с ребенком, а не предметом отдельного обучения, изучения или созерцания в специальной, «выдернутой» из жизни ситуации музыкального занятия. Такое положение возможно только в том случае, ес
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация | 16.73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальной культуры
Важнейшей частью патриотического воспитания является музыкальная культура. Ритмика и мелодика народной песни и танца, особенности профессиональной музыкальной школы позволяют быстро отличать произведения, созданные разными народами.
Искусство позволяет человеку выразить свои эмоции в особой форме. С глубокой древности музыка служила человеку как средство психорегуляции.
К роднику музыки приобщался человек уже с младенчества, слушая колыбельные песни.
Потешки, пестушки, приговорки, прибаутки, сказки, а позже былины, песни, которые пели старшие во время работы, на вечеринках и праздничных гуляниях, сопровождали его всю жизнь.
«Над новорожденным поют, поют при апогее его развития на свадьбе, поют и при его погребении; поют, идя с тяжелой денной работы, поют солдаты, возвращаясь с горячего учения, а иногда идя на штурм. Реальность песни заключается... в истине высказанного чувства», — писал А.А. Фет. Музыка была важной, неотъемлемой частью жизни каждого человека, причем и крестьянина, и дворянина, для которого вечернее домашнее пение и музицирование также являлись само собою разумеющимися атрибутами душевной и духовной жизни.
Еще совсем недавно, в послевоенное время, собираясь за общим столом в гостях, люди пели вместе. Но эти традиции ушли, и, к сожалению, теперь и взрослые, и дети с младенчества впитывают убеждение, что они как бы и не умеют, и не могут петь, а поют только одаренные люди, у которых есть особые природные данные — голос и слух.
Воспитание естественно поющего человека — задача воспитания человека эмоционально чуткого и уравновешенного одновременно.
Древние мыслители, которые были и педагогами, так как организовывали школы, где не только обучали, но и воспитывали своих последователей, отмечали, что единственным средством воздействия на человека, формирования его души является музыка. С ее помощью можно настроить душу (как музыкальный инструмент) на чувства возвышенные, прекрасные и благородные и можно победить чувства низменные и грубые.
По определению выдающегося отечественного психолога Б.М. Теплова, музыкальность - это способность «переживать музыку как некоторое содержание. Центр музыкальности должна составлять способность эмоционально отзываться на музыку».
Л.С. Выготский рассматривает психическое развитие как процесс присвоения социально-культурного опыта, который передается ребенку окружающими его взрослыми в процессе общения. Из этого следует, что музыка также должна стать средством или предметом общения взрослого с ребенком, а не предметом отдельного обучения, изучения или созерцания в специальной, «выдернутой» из жизни ситуации музыкального занятия. Такое положение возможно только в том случае, если музыка входит в сформировавшуюся достаточно глубокую и содержательную систему отношений «взрослый - ребенок». В дошкольном возрасте (до 5 лет) такая система может сложиться в детском саду лишь с теми взрослыми, которые постоянно находятся вместе с детьми, т. е. с воспитателями .
Таким образом, музыка снова должна стать частью повседневной жизни детей и воспитателей в группе.
Самой простой и естественной формой включения музыки в жизнь ребенка должно быть (и всегда было) пение взрослого, которое органично входит в различные моменты его жизни: колыбельные песни успокаивают ребенка перед сном; потешки, пестушки, приговорки используются для развлечения, способствуют оздоровлению и развитию ребенка; протяжные и лирические песни поют во время монотонной ручной женской работы; ритмичные трудовые — в соответствующие моменты физической работы; хороводные — на гулянье; календарные — в праздники и т. п.
Воспитатель, как правило, не имеет специального музыкального образования. Однако от природы почти каждый из нас наделен удивительным музыкальным инструментом — голосом. Приготовив человеку при рождении столь волшебный подарок, природа позаботилась и о том, чтобы он при желании мог им воспользоваться. Проводя эксперимент по программе, мы убедились, что воспитатели прекрасно поют для детей.
Материал для пения, который выбирает воспитатель, должен соответствовать возрастным возможностям восприятия детей. Поэтому для занятий, безусловно, подходит весь детский потешный, пестовый и игровой фольклор. Он прост для исполнения и вместе с тем это истинная музыка и истинная поэзия.
В народной традиции детям много пели без музыкального сопровождения, а наиболее распространенными музыкальными инструментами были рожки и флейты. Как и человеческий голос, в каждый момент времени они издают только один звук, который ясно слышен ребенку и позволяет ему следить за самим ходом мелодии. В этом смысле развивающим инструментом является также скрипка.
Итак, пение с детьми и для детей дает возможность решать многие задачи:
- создавать у детей определенный эмоциональный настрой: приподнятый, радостный или, напротив, спокойный и умиротворенный;
- устанавливать контакт между детьми и взрослыми;
- привлекать и переключать внимание детей;
- развивать речь и совершенствовать качество звукопроизношения;
- развивать эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус детей, способствовать развитию у них музыкального слуха.
Слушание музыки и для воспитателя, и для детей должно быть таким же событием, как и чтение книги. Поэтому музыка (даже хорошая) не должна звучать в группе постоянно, так же, как не должна постоянно звучать и речь из громкоговорителя.
Музыка не должна звучать громко, чтобы дети, которые в данный момент заняты чем-то другим и не настроены на ее восприятие, могли продолжать свои занятия. Слушать музыку можно с небольшой группой детей и даже с одним ребенком. Важны отсутствие принуждения и особая атмосфера единения людей при ее восприятии.
Отбирая музыкальный материал, следует руководствоваться следующими принципами:
• если для малышей отбирали отрывки из музыкальных произведений, то в старшем возрасте желательно предложить детям короткое, но цельное произведение. При этом время звучания должно остаться прежним — 3—5 минут, чтобы дети могли воспринять и запомнить услышанное произведение именно как законченное целое;
• мы уже говорили о критерии подлинной художественной ценности произведения; не бойтесь, что дети чего-то «не поймут», и избегайте дидактического «доступного» репертуара;
• по возможности разнообразьте состав инструментов, чтобы дети могли почувствовать специфику звучания каждого из них (например, чередуйте фортепьянную, скрипичную, флейтовую музыку, арфу и гитару и т.п.);
• прослушав произведение, не следует рассказывать детям, о чем оно. Напротив, попробуйте выяснить, какое настроение создало это произведение у каждого ребенка и какие образы возникли перед его внутренним взором;
• нежелательно сопровождать слушание 'музыки иллюстрациями, используя живописные или стихотворные произведения (например, одновременно слушать «Октябрь» П.И. Чайковского, показывать слайды картин И.И. Левитана и читать стихи об осени);
• иногда музыку можно использовать по ходу чтения некоторых произведений (например, музыку Н.А. Римского-Корсакова -читая «Сказку о царе Салтане») или, рассказывая детям сюжет той или иной сказки, можно включить соответствующие фрагменты балетов -- «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Золушка» и т. п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ТРОСТИНОЙ И.Г. ПО ТЕМЕ "НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
опыт работы воспитателя...
«Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры»
Формирование у детей нравственных чувств – таких как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр, тем самым очевидна те...
«Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры»
Патриотизм зарождается в семье, а в детском саду мы только развиваем эти чувства!...
Проектная деятельность на тему " Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры.
Данный материал поможет сформировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому народного творчества, умение видеть историю вокруг себя, научит понимать , что у людей и у вещей есть сво...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры
В статье рассмотрено понятие патриотизма и нравственно-патриотического воспитания в контексте дошкольной педагогики. Выявлен педагогический потенциал музея народного быта как образовательного простран...
Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры
Патриотическое воспитание подразумевает физически развитую личность....
Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры
Патриотизм зарождается в семье,а в детском саду мы толькоразвиваем эти чувства!...