Проектная деятельность на тему " Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры.
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Данный материал поможет сформировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому народного творчества, умение видеть историю вокруг себя, научит понимать , что у людей и у вещей есть своя история.Пробудит у детей чувство любви к своему краю, уважение к его традициям. и обычаям. Материал содержит темы занятий.литературу по месяцам на год.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность на тему " Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры.
«Только тот , кто любит , ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом» С. Михалков.
Актуальность:
В настоящее время разработка инновационных подходов к нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста является приоритетным направлением в теории и практике отечественного образования: ведь именно в таком раннем возрасте закладываются глубинные основы нравственности и патриотизма, формируется чувство любви и бережного отношения детей к природе родного края и родному городу. Восприимчивость детей дошкольного возраста к данному содержанию обуславливает необходимость разработки системы формирования нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами народной культуры. Патриотизм — это совокупность социальных, исторически обусловленных явлений духовной жизни народа, являющихся непосредственным результатом общественного влияния, воздействия окружающего мира и воспитательной работы. Ряд исследователей отмечает, что формирование понимания культурного наследия и нравственно-патриотических качеств, необходимо начинать именно в дошкольном возрасте . Это обусловлено тем, что данный период развития является сензитивным к эвристическому познанию окружающего мира формированию элементарных мировоззренческих основ, необходимых для дальнейшего развития нравственных и духовных качеств .
В содержании ФГОС также отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания нравственно-патриотических качеств у дошкольника.
Собственный опыт педагогической деятельности позволяет нам утверждать, что дошкольный возраст — это действительно время «благодатной почвы», поскольку в этот период у педагога есть уникальная возможность применить свой богатый инструментарий для систематического и последовательного нравственного воспитания детей, ведь дошкольники очень любознательны, отзывчивы и восприимчивы. Они легко откликаются на любые инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этот период у маленького человека происходит формирование духовных основ, приобретается опыт проявления эмоций, чувств, развивается мышление, протекают процессы социальной адаптации в обществе и осознания себя в окружающем мире . Именно этот отрезок жизни является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия, что обеспечивает успех грамотной организации нравственно-патриотических качеств . Яркие впечатления от красоты родной природы и величия отечественной истории, полученные в детстве, как правило, остаются в памяти человека на всю жизнь, тем самым формируя у ребенка черты характера, способствующие его становлению как патриота и нравственно развитого индивида в целом.
В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство — каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни, приобщение к миру народной культуры и творчества.
Строя свою работу с детьми, мы исходим из того, что она должна быть включена в педагогический процесс, во все виды детской деятельности. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не показное, «сувенирное», а каждодневное обращение к ним диктует и нетрадиционный подход к процессу воспитания. Дошкольники с любовью относятся к изделиям народных умельцев, рассматривают их. Играют с ними, а потом с большим интересом осваивают приемы их изготовления. Почти на каждом занятии убеждали наших воспитанников в том, что мы должны гордиться своими достойными художественными традициями и промыслами, талантливыми руками русских мастеров. Ведь в работах русских мастеров со всей полнотой отражается русский национальный характер. Это и удаль, и размах, и искренность, подчинение ритму природы. Необходимо , чтобы слова «я люблю свой край» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже в дошкольном детстве.
Сроки реализации проекта: сентябрь2020-август 2021года.
Цель проекта:«Пробуждение» в детях любви к родине и быту своего народа, его истории через знакомство с народными промыслами. Повысить профессиональную квалификацию по теме плана.
Задачи:
- развивать у детей эмоционально — ценностное отношение к народному творчеству;
- формировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому народного творчества, умение видеть историю вокруг себя ;
- познакомить и закрепить знания детей по видам росписи(хохлома, гжель ,городец, дымка) ;
- предоставить возможность дошкольникам почувствовать себя маленькими мастерами, художниками.
- просвещать родителей через детей
- научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;
- пробудить у детей чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям;
- формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;
- пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, литературе, народной культуре;
- развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия своего народа.
Методическая литература по теме:
Ковалев А.Г. Воспитание чувств. — М.: Педагогика, 2016.
Козлова С.А.Воспитание патриотических чувств // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. — М.: Просвещение, 2010. — С. 45-74.
Никонова Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. — М.: Просвещение, 2011.
Косминская В.Б. ,Халезова Н.Б.Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей. –М. «Просвещение» -
Казакова Т.ГРазвивайте у дошкольнико творчество - М.«Просвещение»
Алексахин Н.Н. Голубая сказка. Москва. Народное образование
Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Москва, Мозаика – Синтез
Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва.
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). Москва
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-наглядное пособие для 1-го класса. Альбом. Москва.
Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.
Лыкова И.А. « Куколки из сундучка» -М «Цветной мир» 2012г
Перспективный план.
В течении года. Изучение методической литературы по данной теме. Изучение статей и методик в педагогических журналах и Интернете.
Сентябрь. Планирование деятельности и начальная диагностика.
Октябрь. Продолжение знакомства с хохломой: рассматривание иллюстраций и изделий хохломских мастеров;- Беседы на тему «Об истории промысла хохлома », «Что нового узнали об истории хохломской росписи из книг»;Д/и « Найди пару», « Собери целое», « Обведи рисунок»;- НОД : рисование элемента «Листочек и травка» ( кистью и мелками); Чтение заучивание стихотворений о хохломе. - Чтение книги Н . Бедник «Хохлома» с. 12-13 ( о главной особенности хохломской росписи);Д/ и « Дорисуй узор» , «Найди пару», «Хохломское блюдо»;- Беседа с детьми « Технология
хохломской росписи» ;- НОД «Подарок для мам: расписные закладки для книг под «Хохлому »»;- С/р. игра « Вернисаж».
Ноябрь. Беседа на тему «Тряпичные куклы», чтение стихов и потешек «Куколка любимая».Знакомство с приемами работы иглой и ниткой, приемами делать простые стежки при изготовлении куклы Крупеничка. «Крупеничка-это кукла хранительница урожая и благосостояния семьи», изготовление куклы в подарок маме на «День матери».Чтение сказок «Крупеничка», «Василиса прекрасная», стихотворения А.П. Пожарской «Тряпичная кукла».Д/и «Узнай и назови крупу». Рисование «Укрась фартук для Крупенички хохломским узором». Сюжетно- ролевая игра «Мастерская кукол». Пение колыбельных песен, хороводная игра «Как у бабушки Маланьи».Взаимодействие с родителями: выставка для детей хохломских изделий, и самодельных кукол. Консультация на тему «Народная кукла, как средство приобщения ребенка к народной культуре». Сбор материала и оформление презентации «Золотая Хохлома», изготовление игр «Собери целое». «Силуэты для росписи», лото «Узнай узор». Подбор материала для родителей по теме « Золотая хохлома» и выкладывание материала на странице для родителей .
Декабрь. Продолжение знакомства с гжелью: рассматривание иллюстраций и изделий мастеров;- Беседы на тему «Об истории промысла », просмотр презентации ; Д/и « Найди пару», « Собери целое», «Разложи элементы в узор»; НОД : рисование «Зимний пейзаж», «Русская матрешка» ( кистью и мелками); Чтение заучивание стихотворений огжели. - Чтение сказок Беседа с детьми « ТехнологияГжельской росписи» ;- С/р. игра «Сувенирная лавка». «Экскурсия в музей».Подбор материала для родителей по теме «Голубая гжель» и выкладывание материала на странице для родителей. Оформление выставки для детей гжельских изделий.
Январь. Продолжение знакомства с Городцом: рассматривание иллюстраций и изделий мастеров;- Беседы на тему «Об истории промысла », просмотр презентации; Д/и «Лото», « Собери целое», «Разложи элементы в узор»;- НОД : рисование, «кистью по дереву»; Чтение заучивание стихотворений о Городце. - Чтение сказок Беседа с детьми « Особенности
Городецкой росписи» ;- С/р. игра «Сказочное кафе». Подбор материала для родителей по теме «Городец» и выкладывание материала на странице для родителей. Оформление выставки для детей. Помощь родителей в оформлении выставки. Подбор и внесение раскрасок по городецкой росписи...
Февраль- март. Беседа «Широкая Масленица» Обычаи и традиции праздника. Чтение стихов «Кукла - душа народа». Аппликация «Укрась сарафан русским узором». Беседа «Соломенная масленица – это оберег для семьи». Рассматривание иллюстрации «Кукл Масленица»(соломенное чучело) . Чтение закличек: Прощай Масленица,пересмешница. Хоровод «Веснянка». Подвижная игра «Золотые ворота». Изготовление подарка для папы « Кукла десятиручка».Выставка работ – готовых вышивок, выполненных родителями и детьми выпускниками. Продолжение уточнения правил обращения с иголкой. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. Безопасные действия с иголкой. Шов “вперед иголку”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении действий. Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани. Пооперационная карта. Знакомить с правилами работы с пяльцами Вышивание салфетки “Подарок маме”. Упражнять в действии – шов “строчка”. Предоставить возможность каждому ребенку выбрать рисунок и нитки самостоятельно. Бахрома на салфетке как способ оформления изделия. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями способом в “прокол”. Вышивание салфеток по выбору детей. Игра "Угадай по описанию". Послушный карандаш",Сложи узор", "Вышиваем без иглы" (шнуровки цветными шнурками). Беседа об истории возникновения одежды и традиций её украшения. Рисование "Украсим полотенце, аппликация "Вышитый фартук"
Апрель. Беседа «Страна мастеров», игра командная интеллектуальная на тему «Народные промыслы и народная кукла». Изготовление куклы « Мартеничка или Веснянка». Конструирование «Птица счастья». Рисование « Сказочная птица весну принесла». Мастер класс с родителями или с коллегами «Мастерим куклу сами» (из платочка).
Май. Мониториг по теме плана. Отчет перед коллегами о проделанной работе.
Ожидаемые результаты:
1. Дети узнают много нового о народных промыслах, смогут узнавать и называть промыслы и виды росписи.
2. Познакомятся и усвоят приемы работы с иглой.
3. Научатся делать и полюбят народную куклу.
4. Через знакомство с народными промыслами научатся любить свою Родину и увидят ее красоту и величие.
5. Педагоги узнают много нового и обогатят свой педагогический опыт . В группе появится новый материал для игр и пополнятся картотеки по народным промыслам и презентаций.
. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-трудовое воспитание дошкольников средствами народной культуры.
В работе освещен опыт по формированию нравственно-трудовых качеств дошкольников средствами народной культуры....
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами народной культуры
Консультация для воспитателей и родителей....
Педагогический проект "Использование современной технологии "Проектная деятельность" для формирования нравственно-патриотических ценностей у дошкольников
В последнее время широко используются современные технологии. Реализуя метод проектов, мы воспитываем самостоятельную и ответственную личность, развиваем умственные и творческие способности детей. Сем...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры
В статье рассмотрено понятие патриотизма и нравственно-патриотического воспитания в контексте дошкольной педагогики. Выявлен педагогический потенциал музея народного быта как образовательного простран...
Статья для публикации в сборнике материалов на сайте ФГБОУ ВО«СахГУ» по теме: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДОУ»
Статья для публикации в сборнике материалов на сайте ФГБОУ ВО«СахГУ» по теме: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответстви...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры и быта.
Данная работа ориентирована на педагогов дошкольных образовательных учреждений, занимающихся нравственно-патриотическим воспитанием. В ней представлены материалы из опыта работы по приобщению детей к ...
Доклад Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО»
Доклад Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольниковсредствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО»...