«Организация РППС в группе с учетом ФОП ДО»
консультация
«Организация РППС в группе с учетом ФОП ДО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_rpps_v_gruppe_s_uchetom_fop_do.docx | 329.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация РППС в группе с учетом ФОП ДО»
Слайд 2
Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т.е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. При правильной организации предметно-развивающей среды ребенок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявления самостоятельности, творчества. Не менее важным условием является многофункциональность предметно-развивающей среды.
Слайд 3
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть (п. 3.3.4 ФГОС ДО):
- Содержательно - насыщенной.
- Полифункциональной.
- Трансформируемой.
-Вариативной.
- Доступной.
- Безопасной.
Насыщенная развивающая, предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.
Важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребёнка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Среда является основным средством развития личности ребёнка и источником его знаний и социального опыта.
Пространство, в котором живет ребенок, оказывает огромное психологическое и педагогическое воздействие, в конечном счете, выступая как культурный феномен. Для всестороннего развития необходимо предоставить возможность дошкольникам полностью использовать среду и принимать активное участие в ее организации.
Предметно-пространственная среда в каждой возрастной группе детского сада должна иметь отличительные признаки, а именно: в группе четвёртого года жизни – это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами; в отношении детей среднего дошкольного возраста необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться; в старших группах чрезвычайно важно предлагать детям игры, развивающие восприятие и т.д. По мере взросления детей предметно-пространственная среда определяется сначала самим воспитателем с учётом интересов детей младшего возраста, для детей среднего возраста она организуется воспитателем вместе с детьми, старшие дети сами создают и изменяют её с точки зрения своих детских интересов. Продукты детской деятельности могут служить в качестве украшения интерьера, насыщать группу особой энергетикой, что позволяет дошкольникам понять свои возможности в преобразовании пространства. Вместе с тем предметно-пространственная среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития» ребёнка и содержать как известные детям предметы и материалы, так и те, которыми он овладевает с помощью взрослого, и, наконец, совсем незнакомые ему элементы среды.
Предметно-пространственная среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информационную функцию – каждый предмет несёт определённые сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Предметно-игровая среда является частью развивающей предметной среды. Организация пространства должна предоставить возможность для многовариантных игр.
Педагогу необходимо помочь ребёнку сформировать представления о многообразии человеческих отношений, рассказать ему о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях.
Предметно-игровую среду организуют таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Оборудование размещается по принципу нежёсткого центрирования, что позволяет детям объединяться подгруппами по общности интересов. При организации среды учитывается проявление интереса у детей к проблемам, выходящим за рамки их личного опыта.
Слайд 4
Выделяется несколько пространственных центров: бытовое пространство, игровой центр (кукольный, транспортный, строительный), рабочая зона, центр науки и природы, книжный, физкультурный, музыкальный, центр творчества, театрализованный центр. Они содержат игровой материал познавательного характера, позволяющий активно преобразовывать окружающий мир. Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребёнка.
При оформлении группового пространства учитываются интересы каждого ребёнка. Групповое помещение как бы «разбито» на небольшие микро-пространства. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, свободному общению со сверстниками.
В группе создаются следующие центры активности: «Центр познания», который обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей.
«Центр науки»: для формирования всесторонних представлений об окружающей действительности, её объектах и явлениях с использованием всех видов детского восприятия.
«Центр природы» - позволяющий наблюдать за объектами живой и неживой природы.
«Нравственно-патриотический центр», направленный на развитие познавательного интереса к истории родного края.
«Центр художественного творчества» - обеспечивает решение задач активизации творчества детей.
«Книжный центр» способствует литературному развитию дошкольников.
«Театральный центр» помогает развивать речевое творчество, выразительное исполнение ролей.
«Музыкальный центр» развивает музыкально-сенсорные способности и творческие проявления в музыкальной деятельности.
«Центр конструктивно-строительных игр» позволяет развивать пространственное мышление, пальцевую моторику, творческие инициативы.
«Игровой центр», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр.
«Центр двигательной активности», развивает двигательную активность и здоровьесберегающую деятельность детей.
«Центр безопасности» помогает формировать безопасное поведение на улице и в быту.
Предметная развивающая среда организуется с учётом принципа интеграции образовательных областей.
Вся предметно-пространственная развивающая среда имеет возможность изменяться в соответствии с тематикой недели и потребностями детей.
Слайд 5
Содержание предметно-развивающей среды группового пространства должно соответствовать интересам мальчиков и девочек, постоянно обогащаться, чтобы дошкольники в течение дня могли найти для себя увлекательное дело.
Учитывая то, что девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики - шумные, наполненные движениями, в группе создаются условия для игр на социально-бытовые сюжеты: «Семья», «Салон красоты», «Больница», «Супермаркет», «Столовая» и т. д. Девочки часто разыгрывают сюжеты из мультфильмов и книг: «Бал Золушек», «Страна принцесс», «Мисс красавицы» и другие, используя атрибуты для создания образа из центра «Ряженье».
Мальчиков заинтересовывают технические и общественные игровые сюжеты: «Путешествие на корабле», «Общественный транспорт», «Космонавты», «Спасатели», «Строители», «Полицейские» и т.д.
Развивающей среде уделяется большое внимание не только в групповом помещении, но и на групповом участке, где также создаются необходимые условия для полноценной реализации потребности детей в активном познании окружающего мира, возможности исследовать и экспериментировать, осваивать информацию, полученную непосредственно в образовательной деятельности.
Для познавательного развития размещается центр экспериментирования, который позволяет получить максимум знаний и умений.
Развивающее пространство группового помещения и группового участка, обеспечивающее различные виды активности дошкольника, помогают ему получить разносторонние знания об окружающем мире, природе, других людях, что положительно сказывается на интеллектуальном и эстетическом развитии ребёнка при поступлении в школу.
Следует отметить, что исследователи по-разному подходят к вопросу о содержании развивающей среды. Одни утверждают, что элементами развивающей среды являются мир природы и людей, предметно-пространственное окружение (Н.А. Ветлугина, Л.М. Кларина); другие – что компонентами среды выступают не только игрушки, обучающие материалы, спортивный инвентарь, но и всё то, что образует содержание деятельности ребёнка (В.Кудрявцев).
Учитываем то, что в игровой деятельности главной составляющей игр является ролевое поведение. Игры дошкольников по содержанию больше напоминают бытовые или телевизионные сюжеты. Дошкольники реже организовывают игры, отражающие профессии. Это происходит потому, что дети не всегда хорошо знают профессии своих родителей. Родители, в силу своей занятости, не могут достаточно времени уделить своему ребёнку, поговорить с ним о своей деятельности, рассмотреть с ним окружающие предметы, обратить внимание на происходящие явления и события.
Поэтому, необходимо систематически и целенаправленно обогащать опыт детей по формированию знаний о социальной действительности, центральным звеном которого являются знания о трудовой деятельности людей. Это можно делать через экскурсии и целевые прогулки, с дальнейшим моделированием наблюдаемого объекта для качества сформированности знаний.
Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, игровая деятельность, экспериментирование и т.д.
Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность.
Предметно-развивающая среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, постоянно пополняется и обновляется.
Сценарий деловой игры:
А сейчас я предлагаю вам принять участие в деловой игре, для этого нужно
разделить на 2 команды.
Разминка
Все участники делятся на 2 команды, придумывают
название команды и выбирают капитанов. Ведущий объясняет правила
игры:
1. Командам предлагаются различные игровые задания, для выполнения
которых от участников требуются внимание и выдержка: сначала
внимательно слушай и только потом отвечай!
2. Право на ответ имеет тот, кто первый позвонит в колокольчик. При
нарушении этого правила, ответы не принимаются и баллы не
засчитываются.
3. Если одна команда допускает ошибку при ответе на вопрос, право на ответ
получает другая команда.
4. За быстроту реакции и правильность ответа команды получают баллы.
Итоги игры подводятся подсчётом баллов.
Представление членов жюри.
Игровое задание «Кто быстрее?» - по 1 баллу
Закончите следующее утверждение, дав быстрый и правильный ответ:
1. «В соответствии с ФГОС ДО предметная среда в детском саду
называется…» (Развивающая предметно-пространственная среда);
2. Какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов:
кукла, коляска, машинка, солдатики, железная дорога?
(игровая деятельность);
3. Какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов:
книги, коробка форм, лото, мозаика, вкладыши, календарь погоды?
(познание);
4. О каком центре идет речь: удовлетворение потребностей в двигательной
активности, организация самостоятельной двигательной активности,
развитие представлений детей о разных видах спорта?
(«Центр ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»);
5. К какому центру предметно-развивающей среды принадлежат следующие
атрибуты: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскоп,
глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда и т.д.
(«Центр экспериментирования»);
6. Как называется предмет, который дети используют в игре вместо другого
предмета, руководствуясь принципом «понарошку»?
(предмет-заместитель);
7. Как вы знаете, предметно-развивающую среду условно разделяют на
микро- и макросреды. Микросреда – это внутреннее оформление помещений.
Перечислите элементы, относящиеся к макросреде
(участок, спортивная площадка, центральная клумба, огород, школа,
каток);
Игровое задание «Волшебники» - за каждое угаданное слово 2 балла
В представленной таблице закодированы названия основных требований,
предъявляемых ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной
среде. Необходимо быстро и правильно расшифровать эти названия и
озвучить их согласно данной последовательности цифр.
1 – насыщенность
2 – доступность
3 – вариативность
4 – трансформируемость
5 – безопасность
6 – полифункциональность
Игровое задание
∙От чего, зависит предметно-пространственная среда в группе?
ответ: От возраста, уровня развития ребенка, содержания деятельности,
личного опыта ребенка, типа образовательного учреждения.
∙Почему, среда называется развивающей?
ответ: Среда должна создавать условия для творческой деятельности каждого
ребенка, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу,
развивать все потенциальные возможности каждого ребенка.
Игровое задание
Воспитателям раздаются листочки с заданиями.
Нужно вписать слова по смыслу, которых не достаёт в тексте. Речь пойдёт об особенностях РППС.
Младший дошкольный возраст
Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в …
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с … и со …, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль … деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит … благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и
является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Ответ. Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Старший дошкольный возраст
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие … сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя … среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься … делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам(конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, … развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
Ответ. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
Старший воспитатель:
- Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
Подведение итогов.
Слово предоставляется членам жюри. По итогу деловой игры побеждает та
команда, которая набрала больше баллов. Победители и участники
обмениваются улыбками, объятиями и рукопожатиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация РППС в группе по приобщению детей к художественной литературе. Оформление центра художественной литературы в группе с учетом ФГОС ДО»
Консультация для воспитателей...
Педсовет "Организация РППС в группах в соответствии ФГОС ДО"
Цель: проведение системного анализа педагогической деятельности по проектированию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в возрастных группах ДОУ и определение путей совершенствования...
"Организация РППС в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО".
РППС в группх раннего возраста....
Организация РППС в группе среднего дошкольного возраста.
Вступившие в силу ФГОС ДО, предъявляют к РППС определенные требования. Она должна быть содержательно насыщенной, трансформированной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.Развив...
Сообщение на тему: Организация РППС в группе для работы по краеведению.
Сообщение на тему: Организация РППС в группе для работы по краеведению....
«Инновационные подходы к организации РППС в группе» Выступление на семинаре «Методические рекомендации для педагогов ДОУ по моделированию РППС в соответствии с ФГОС ДО»
laquo;Инновационные подходы к организации РППС в группе»Выступление на семинаре «Методические рекомендации для педагогов ДОУ по моделированию РППС в соответствии с ФГОС ДО»...
Организация РППС в ДОУ с учетом ФГОС и ФОП
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Оснащенность помещений образовательной о...