"Организация РППС в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО".
учебно-методический материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
«Организация РППС в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО».
Еще один из важных компонентов работы с детьми раннего возраста является организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада. Роль предметной среды в жизни и развитии детей раннего возраста – велика, ведь жизнь малыша происходит, в основном, в определенном замкнутом пространстве, среди конкретных предметов. Возрастные особенности раннего возраста диктуют особые требования к организации предметной среды, которая может способствовать, а может и препятствовать развитию ребенка Среда для маленького ребенка является носителем информации. Действия ребенка с отдельными предметами, дидактическими пособиями, играми и игрушками помогают ему познать свойства и отношения предметов и вещей. От того, какая среда окружает ребенка, во многом зависит его физическое, интеллектуальное и эстетическое развитие. Поэтому очень важно, чтобы среда соответствовала возрасту детей и была именно развивающей. Назовите основные принципы организации РППС в группах раннего возраста.
РППС должна быть содержательно-насыщенной. Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения и развития ребенка в процессе его самостоятельной деятельности. Каждый вид игрушек стимулирует развитие тех или иных способностей. Куклы и кукольное хозяйство являются основой для формирования и развития сюжетно-ролевой игры. Динамические и звуковые игрушки стимулируют детское экспериментирование, в котором формируется познавательная активность. Альбомы и книги с иллюстрациями способствуют становлению представлений о человеке, животном и растительном мире. Предметный мир раннего детства — это не только игрушки, но и вся окружающая ребенка обстановка, которая способствует физическому, социально-личностному, познавательному, художественно-эстетическому развитию детей.
Мебель и оборудование должны располагаться так, чтобы осталось достаточное пространство для свободной двигательной активности детей. Малыши должны иметь возможность беспрепятственно ходить, ползать, бегать, возить за веревочку машинки, толкать перед собой тележки.
Большое значение для полноценной жизнедеятельности ребенка в ДОУ имеет социальная среда развития. Социальная среда развития — это условия, позволяющие ребенку общаться с другими людьми — детьми и взрослыми. Устройство помещения должно позволять ребенку участвовать в общении с разными людьми, а также побыть одному. Следует обязательно предусмотреть «уголок уединения», где малыш может спрятаться и некоторое время побыть в одиночестве. Это может быть отгороженный ширмой или занавеской уголок комнаты или домик, в котором могут поместиться один-два ребенка.
Особое внимание необходимо уделять эстетике оформления групповых помещений. Эстетика оформления групповых помещений должна обеспечивать эмоциональный комфорт и эстетическое воспитание детей. Здесь очень важно наличие единого стиля и соответствие обстановки помещения его назначению. Цвет стен, гармоничность цветового решения, освещение, мебель — всё должно быть подчинено функции данного пространства и соответствовать потребностям его маленьких хозяев.
Важнейшим условием эмоционального самочувствия и настроения детей является правильное освещение. Оно не должно быть слишком ярким, «искусственным», и в то же время в комнате должно быть достаточно светло и солнечно. Особенно важно хорошее освещение центральных точек каждого помещения, где дети чаще всего занимаются своими делами. Очень важно наличие свободного пространства, «воздуха» в помещении. Избыток мебели, перегруженность массивными игрушками не только ограничивает свободу ребёнка, но и делает помещение тесным, «душным» и неэстетичным.
Интерьер помещений
Необходимо создавать условия для того, чтобы с первых минут в детском учреждении ребенок попадал в благоприятное, психологически комфортное пространство. Для этого на участке создается красивый ландшафт (летом — аллеи, клумбы, арки, украшенные вьющимися растениями; зимой — скульптуры из снега). Вестибюль, коридоры и лестничные пролеты украшаются зеркалами, цветами, картинками, рисунками детей, игрушками, изготовленными взрослыми. В холле может быть устроен зимний сад, звучать музыка, при входе в группу малышей может «встречать» большая игрушка (например, медведь, Микки-Маус и др.). Все элементы интерьера должны быть со вкусом оформлены. Учитывая особенности детского восприятия, следует избегать мрачных тонов. Светлые, нарядные интерьеры привлекают внимание малышей, радуют их, облегчают разлуку с родными. Помещение для приема детей должно быть удобным, уютным и информативным для детей и родителей. Шкафчики для одежды украшаются картинками (индивидуальными для каждого ребенка). Должно стоять достаточное количество шкафчиков для одевания и раздевания. На стене при входе размещается стенд с необходимой информацией для родителей (дневное меню, распорядок дня, распределение организованной образовательной деятельности и т.д.). Специальное место отводится для демонстрации детских работ (рисунков, лепки и т.п.). На столике или в специальном кармашке, закрепленном на стене, хранятся и периодически обновляются методические материалы для родителей (списки рекомендуемой литературы по воспитанию детей, журналы, ксерокопии статей и т.д.). Оборудование туалетной комнаты должно быть приспособлено к нуждам маленьких детей и удобно для воспитателя. У каждого ребенка имеется свой горшочек и полотенце. Над раковинами для умывания надежно закреплены низкие зеркала, чтобы дети могли видеть в них свое отражение. В помещении для приема пищи, игр и занятий располагается детская мебель: столики, стульчики, диванчики, скамейки, на которых можно отдохнуть и полазать. Уют и тепло создают коврики, на которых малыши могут играть самостоятельно или вместе с воспитателем. Всё это способствует поддержанию доверительных отношений между взрослым и детьми. Оформление групповой комнаты должно пробуждать у детей познавательные интересы и позитивные эмоции. Цветовая отделка помещения не должна быть тусклой. На стенах размещаются аккуратно оформленные картины и репродукции, закреплены полочки, на которых экспонируются работы взрослых и детей, стенд, или специальные рамки, в которые вставляются детские рисунки, фотографии. Все экспозиции должны быть расположены на такой высоте, чтобы дети могли увидеть и рассмотреть их. Картины не должны быть громоздкими и «тяжелыми» для восприятия. Хорошо, если они будут выполнены в разных техниках и жанрах, дающих детям представления о различных изобразительных языках. В разных регионах экспозиции живописи и декоративно-прикладного искусства могут отражать местный или национальный колорит той или иной культуры, особенности художественных промыслов данного региона. На небольшом расстоянии от пола рекомендуется укрепить зеркало таким образом, чтобы малыши могли увидеть себя в нем в полный рост. Это важно для формирования у детей раннего возраста образа собственного «Я». Групповая комната и спальня могут быть оформлены звуковым дизайном, например, записями колыбельных песен, плеска воды, шума моря, пения птиц, шелеста листвы. Тихие, приятные звуки производят психотерапевтический эффект, успокаивают детей, создают особый уют, выполняют познавательную и эстетическую функции. Звуковой дизайн (веселые детские песенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты классических произведений) может использоваться во время режимных моментов и в играх в качестве фона и дополнения. Рациональное размещение мебели, эстетическое оформление помещений способствует созданию домашней атмосферы, эмоционального комфорта, отражает заботу педагогов о поддержании у каждого ребенка положительного самоощущения.
Важный принцип организации РППС –полифункциональность. Среда должна обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе, природных материалов) в разных видах детской активности.
Жизненное пространство в группе должно давать детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Но, несмотря на этот принцип в групповой комнате возможно зонирование. Важно, чтобы расположение центров способствовало плавному переходу от одной деятельности к другой. Например, центр для игр со строительным материалом может соседствовать с центром сюжетных игр (таким образом, ребенок, играя с сюжетными игрушками, может взять расположенные неподалеку кубики и построить домик и дорожку для кукол).
Принцип зонирования не означает, что предметная среда остается неизменной. Зоны могут меняться, объединяться, дополняться. Динамичность среды должна побуждать малышей к преобразованию, к исследованию нового. Развивающая обстановка должна, с одной стороны, обеспечивать ребенку ощущение постоянства, стабильности, устойчивости, а с другой стороны — позволять взрослым и детям видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей малышей и постановки воспитателями новых педагогических задач.
При этом каждый центр должен быть хорошо освещен. Зонирование помещения помогает ребенку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности. В групповом помещении могут быть организованы центры для следующих форм активности:
• приема пищи и занятий (столики со стульчиками);
• развития движений;
• сюжетных игр;
• игр со строительным материалом;
• игр с машинками;
• изобразительной деятельности;
• музыкальных занятий;
• чтения и рассматривания иллюстраций;
• игр с песком и водой;
• отдыха (уголок уединения);
• уголок природы (аквариум, фонтанчик, клетка с птичкой).
В спальне можно оборудовать уголок для «отдыха» кукол, поставить небольшую низкую вешалку для одежды, предназначенной для «ряжения» детей.
В группе должны быть легкие материалы и специальные предметы, позволяющие создавать новые центры и уголки. К ним относятся ширмы, скамейки, мягкие модули, большие куски ткани и т.д. Например, наличие в группе больших модулей из легких материалов позволяет строить в центре комнаты дома, дворцы, лабиринты, пещеры, в которых могут играть все желающие. Эти же модули легко преобразовать в большой общий стол и играть с группой детей. Разворачивающиеся поролоновые маты можно превращать в лодки, корабли, острова. Воспитатели могут менять элементы интерьера, привлекая внимание малышей к тому, что в комнате появились новые красивые вещи. Если кто-то из родителей умеет хорошо рисовать или владеет какими-либо художественными техниками, можно попросить их расписать свободную часть стены безопасными для здоровья детей красками, сделать панно, изготовить оригами и т.п.
РППС должна быть трансформируемой- обеспечивать возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, отменяющихся интересов и возможностей детей.
Элементы каждого центра (игры, игрушки) должны периодически меняться. В каждой зоне должны своевременно появляться новые предметы, стимулирующие двигательную, познавательную активность малышей, развитие их игровой деятельности. Игрушек в каждой зоне не должно быть много, но они должны регулярно обновляться. Так, игрушки для сюжетных игр должны, с одной стороны, побуждать малышей к разыгрыванию традиционных для данного возраста сюжетов; с другой, — среди них должны появляться новые, для того, чтобы игра детей не превращалась в воспроизведение штампов. Наряду с игрушками для сюжетной игры, необходимо предоставлять детям неоформленный материал — природный, бросовый, элементы старых конструкторов для использования в сюжетно- ролевых играх в качестве предметов-заместителей. Эти предметы также должны заменяться, чтобы стимулировать развитие воображения детей. Внесение элементов новизны в привычную обстановку, привлечение к ее преобразованию детей, способствуют развитию у малышей свободы, инициативности, творческого воображения.
Создание полноценной развивающей среды не связано напрямую с финансовыми возможностями детского учреждения. Групповое помещение не обязательно должно быть оснащено дорогостоящими игрушками и оборудованием. Эффективный педагогический процесс может быть организован при рациональном использовании самых скромных финансовых средств. Разностороннему развитию ребенка может способствовать не только игровой и дидактический материал фабричного производства, но и изготовленный самостоятельно педагогами и родителями. Главное — чтобы игрушки и материалы соответствовали возрасту детей, были адекватны целям развития и находились в свободном доступе. Доступность - это еще один из принципов организации РППС.
Одним из главных принципов организации РППС- обеспечение безопасности.
Предметная среда должна не только служить целям развития детей, но и быть безопасной для них. Она должна быть организована таким образом, чтобы предотвратить возможность несчастных случаев и травм, и в то же время не ограничивать свободу детей. Мебель, перегородки должны быть устойчивыми, полки надежно укреплены на стенах, столы и стулья не должны иметь слишком острых углов, цветы в горшках — стоять подальше от края подоконника. Игры и игрушки располагаются на низких полках, чтобы дети могли свободно брать их и самостоятельно класть на место, не подвергая себя опасности. Электрические розетки, хозяйственные принадлежности, находящиеся в группе (посуда и столовые приборы, ножницы, средства для мытья посуды и т.д.) должны быть недоступны для малышей. Все игрушки должны быть чистыми, исправными, не иметь деталей, которые могут поранить ребенка. В свободном доступе для детей не должны находиться слишком мелкие предметы, которыми малыш может причинить вред своему здоровью (подавиться, засунуть в нос или в ухо). Педагоги следят за тем, чтобы в игровой комнате, в спальне и в приемной не было пластиковых пакетов, веревок, которые могут вызвать удушение. Со всеми этими предметами дети могут играть только под присмотром взрослых. Игры с водой и песком, с пластическими материалами также проходят под наблюдением взрослых. Нужно следить, чтобы дети не пили воду из тазика, не брали в рот - песок, пластилин и т.п. Все игрушки и материалы для ручного труда (пластические материалы, клей, краски, ткани, бумага и т.д.) должны быть нетоксичны. Следует постоянно заботиться о безопасности детей на участке. Игрушки для прогулок нужно хранить отдельно и регулярно мыть. Нельзя оставлять малышей без присмотра на качелях, горках и других игровых сооружениях. Следует проверять детскую площадку на наличие неисправных сооружений, поломанных веток деревьев и кустарников, мусора, камней, стекла и других, опасных для здоровья предметов. Песок в песочнице должен быть чистым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС
Основное направление работы: обеспечение психоэмоционального, физического благополучия детей; Особое внимание уделяется развитию потребности в движениях. Для этого отведено большое простран...
Презентация "РППС" группы раннего возраста в соответствии с ФГОС.
Моя презентация поможет воспитателям сделать группу : содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной....
Организация предметно- развивающей среды группы раннего возраста в соответствии с ФГОС и ООПДО.
Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально.Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольног...
"Организация адаптации в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО".
Адаптация малышей....
"Организация работы педагогов групп раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО".
Работа педагогов групп раннего возраста....
Организация развивающей предметно – пространственной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС
Данная методическая разработка адресована воспитателям, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях, и оказывает помощь в грамотном построении РППС, направленной на о...
Дидактическое пособие «Мамины помощники» в организации РППС для детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Аннотация к дидактическому пособию «Мамины помощники»в организации РППС для детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО...