Организация РППС в группе среднего дошкольного возраста.
презентация к уроку (средняя группа)
Вступившие в силу ФГОС ДО, предъявляют к РППС определенные требования. Она должна быть содержательно насыщенной, трансформированной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Развивающая предметно - пространственная среда - это определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.
Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Функции предметной развивающей среды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_rpps_v_gruppe_srednego_vozrasta.docx | 25.96 КБ |
rpps_gruppy_srednego_oshkolnogo_vozrasta_no_11_gnomiki_1.pptx | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Организация РППС в группе среднего дошкольного возраста.
Вступившие в силу ФГОС ДО, предъявляют к РППС определенные требования. Она должна быть содержательно насыщенной, трансформированной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Развивающая предметно - пространственная среда - это определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.
Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Функции предметной развивающей среды
Развивающая функция . Обеспечивается посредством насыщения среды разнообразными объектами познания, предметами культуры, стимулирующими разные виды активности воспитанников;
Обучающая функция . Обеспечивается включением в ее содержание элементов действуя с которыми ребенок имеет возможность применять усвоенный опыт в новых ситуациях, уточнять и систематизировать свои представления, упражняться в применении усвоенных ранее универсальных способов деятельности;
Социализирующая функция . Обеспечивается таким наполнением и организацией среды, в которой ребенок мог бы выступать как субъект деятельности, а также организацией систематического, ежедневного содержательного общения воспитателя и детей по поводу элементов среды.
Здоровьесберегающая функция . Обеспечивается созданием значительного по объему пространства группы (за счет минимизации количества предметов), постоянной сменой деятельности детей, динамикой и темпами протекания образовательного процесса.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
При построении предметно – развивающей среды, учитываются следующие принципы:
Модель развивающей среды нашей средней группы создавалась в соответствии с принципами построения развивающей среды в дошкольных учреждениях, которые были отражены в концепции В.А. Петровского:
- Принцип позиции при взаимодействии и дистанции при общении -ориентирующей на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза». Реализуется путем подбора мебели с учетом возраста детей (регулируемые ножки у столов, доска на уровне глаз детей и др).
- Принцип активности предусматривает создание условий для самостоятельной свободной деятельности.
- Принцип стабильности, динамичности предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей.
- Принцип комплексирования и гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям заниматься в соответствии с их интересами и желаниями одновременно разными видами деятельности: рисованием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации и не мешать друг другу.
- Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого предусматривает личное пространство каждому ребенку, то есть собственное место, где он мог бы хранить свои секреты.
- Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды (музыкальные паузы, перед сном спокойную классическую музыку – «минутку тишины» или слушание короткой сказки и т.д.)
- Принцип открытости, закрытости предусматривает создание семейных альбомов, фотоуголков детей группы, декоративно-прикладного искусства. Открытость обществу, народу формируется через расширение знаний о родном городе, о кукол в национальных костюмах, гербы, о родном городе или поселке и т.д.)
- Принцип половых и возрастных различий детей реализуется через сюжетно-ролевые игры для мальчиков и девочек.
Исходя из своих возможностей, мы старались в первую очередь сделать ее насыщенной, чтобы она обеспечивала игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами, а так же двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Вся мебель группы расположена вдоль стен, что позволило освободить центральную часть для развития двигательной активности детей. Но в то же время все части пространства имеют подвижные, трансформируемые границы. Пространство группы изменяется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от интересов и возможностей ребёнка.
РППС в нашей группе представлена в пяти образовательных областях
Область социально-коммуникативное развитие.
В данной области реализуются следующие направления развития детей:
— нравственное воспитание,
— патриотическое воспитание,
— правовое воспитание,
— гендерное воспитание,
— коммуникативное развитие,
— трудовое воспитание,
— формирование основ безопасности жизнедеятельности.
Нравственное, патриотическое и правовое воспитание мы осуществляем используя уголки «Наша Родина Россия» и «Мы живем в Югре». Используя эти уголки мы воспитываем любьк нашей общей Родине России, обучаем бережному отношениюк самым близким: семье, дому, к тому месту, где родился, природе, которая тебя окружает.
А также даем детям представление о собственных правах и обязанностях.
- Учим их оценивать своё поведение и поступки других людей согласно правовых норм.
- Учим разрешать конфликты нормативными способами с учётом позиций и потребностей окружающих людей.
- Воспитываем в детях такие личностные качества, как активность и инициативность, самостоятельность и вежливость, уважение к другим людям.
- Развиваем в ребятах интерес к себе, собственному внутреннему миру, в дальнейшем это трансформируется в потребность к самосовершенствованию.
- Знакомим с основными правовыми документами, которые координируют отношения между людьми (включая международные).
Гендерное воспитание представлено в уголке ряжания, а также в уголке «Семья», где тети могут используя различные костюмы почувствовать себя в той или иной роли.
Коммуникативное развитие представлено в уголке
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Основная цель работы с дошкольниками - расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюденияопределенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность. Для достижения цели в группеимеются:
- набор дорожных знаков, макеты светофоров;
- атрибуты инспектора ДПС (жезлы, фуражка);
- набор транспортных средств;
- иллюстрации с изображением транспортных средств, всех частей машин; улицы, различных ситуаций на дороге;
- плакаты по безопасности поведения на улице и в быту;
-папки-передвижки;
- дидактические игры по ПДД, пожарной и электробезопасности.
В группе оборудован уголок сюжетно-ролевых игр, в котором сконцентрированы наборы предметов и аксессуаров к сюжетно-ролевым играм. Опираясь на примернуюобщеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и в зависимости от возраста детей, для младших дошкольников можно выделить следующие сюжетные игры:
- «Дом, семья»
- «Игры с транспортом»
- «Больница»
-«Магазин»
-«Игры в животных и с игрушечными животными»
- «Мастерская»
-«Парикмахерская»
-«Почта».
Трудовое воспитание
1. Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей)
2. Хозяйственно – бытовой труд (выполнение поручений: убрать игрушки, пособия;собрать листочки на участке; приучение поддерживать порядок в групповой комнате и на участке).
3. Дежурство по столовой и занятиям.
Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим социальным миром – представлено в уголке «Мы познаем мир».
Ознакомление с окружающим природным миром - представлено в уголке – «Времена года». В этом уголке дети знакомятся с тайнами природы и явлений.
Ознакомление с окружающим предметным миром – представлено в центре «Предметы вокруг нас»
Формирование элементарных математических представлений – представлено в математическом уголке, где дети познают таинственный и удивительный мир цифр и геометрических фигур.
Экспериментирование и исследовательская деятельность – представлено в центре экспериментирования (лаборатория, центр песка и воды) и центр конструирования.
Речевое развитие
Данная область представлена в двух центрах:
Центр «Речевичок» - данный центр направлен на формирование звуковой культуры речи, формирование словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, развитие речевого творчества,
Центр «Бмблиотека – направлен на ознакомление с художественной литературой.
Художественно-эстетическое развитие
Целью уголка изодеятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирвоание
эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. Здесь используются такие материалы как доски для лепки, пластилин, стеки, шаблоны, трафареты, бумага разного цвета, ножницы, карандаши, восковые мелки, фломастеры, и т.д. В уголке изодеятельности дети обычно проводят много времени, рисуют, делают поделки из пластилина, вырезают из бумаги.
Работы детей мы размещаем в группе на доске, а также в раздевалке. Поделки из пластилина размещаются на специальной дощечке, которая разделена квадратиками. У каждого ребенка на квадратике свой рисунок.
Музыкальное развитие – представлено уголком музыкальных инструментов, где дети не только знакомятся с музыкальными инструментами, но и пытаются музицировать.
Развитие восприятия произведений искусства и литературы – представлено уголком «Русские народные промыслы».
В театральном уголке ребята учатся быть артистами, примеряя на себе ту или иную роль.
Физическое развитие
Охрана и укрепление здоровья
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте мы используем уголок «Быть здоровыми хотим», который оснащён не только спортивным инвентарем, но и дидактическими, спортивными играми.
Уголок богат разнообразным материалом: обручи, кегли, прыгалки, мячи разных размеров, дидактические игры о спорте. Есть нестандартное оборудование для метания, прыжков, равновесия. Все оборудование доступно и безопасно для детей, соответствует нормам СанПиН.
Здесь находиться спортивный инвентарь для физкультурных занятий, утренней гимнастики, спортивных досугов, спортивных развлечений и праздников.
Для метания мы используем подвижные мишени, обручи, «стену меткости».(дартс)
Для прыжков – используем мягкие коврики.
Использование имеющегося оборудования способствует эффективной организации педагогического процесса, позволяющего успешно решать задачи дидактического и оздоровительного характера:
1. развитие движений и совершенствование двигательных функций;
2. достижение необходимой для возраста физической подготовленности;
3. предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата;
4. воспитание положительных нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности;
5. создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях.
Формирование представлений о здоровом образе жизни.
Представлено в уголке «Чистота –залог здоровья», где у детей формируются представления о здоровом образе жизни, а также происходит информирование родителей о правилах здорового образа жизни, полезных привычках, консультирование по вопросам здоровьесбережения.
Всё оборудование многофункциональное и мобильное, вариативное. Можно его использовать в любом виде деятельности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социально-коммуникативное развитие — нравственное воспитание, — патриотическое воспитание, — правовое воспитание, — гендерное воспитание, — коммуникативное развитие, — трудовое воспитание, — формирование основ безопасности жизнедеятельности.
Познавательное развитие — ознакомление с окружающим социальным миром, — ознакомление с окружающим природным миром, — ознакомление с окружающим предметным миром, — формирование элементарных математических представлений, — экспериментирование и исследовательская деятельность, — сенсорное развитие.
Речевое развитие — формирование звуковой культуры речи, — формирование словаря, — формирование грамматического строя речи, — развитие связной речи, — развитие речевого творчества, — ознакомление с художественной литературой
Художественно-эстетическое развитие — развитие восприятия произведений искусства и литературы, — музыкальное развитие, — рисование, — лепка, — конструирование, — аппликация.
Физическое развитие — охрана и укрепление здоровья, — развитие физических качеств, — формирование представлений о здоровом образе жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста в экологическом воспитании
Доклад для методического объединения по экологии и трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста....
Организация развивающей среды в группе среднего дошкольного возраста в области художественно-эстетического развития
Данный материал поможет педагогам организовать развивающую предметно-пространственную среду в группе среднего дошкольного возраста в области художетсвенно-эстетического развития....
Поручения как ведущая форма организации трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста
Психолого-педагогическое сопровождение инноваций в системе образования: теория и практика: сборник методических работ. Вып. 17. Часть 2. Воронеж: воронежский государственный педагогический университет...
Организация РППС для детей старшего дошкольного возраста в условиях работы ФГОС.
Группа «Теремок» является группой компенсирующей направленности. Воспитанники нашей группы-дети старшего дошкольного возраста. Всего детей - 15 человек, из них мальчиков-8 ч., а дево...
Выступление на родительском собрании "Организация образовательной деятельности детей среднего дошкольного возраста. Возраст "Почемучек""
Цель выступления познакомить родителей с особенностями развития детей 4-5 лет....
Презентация РППС в группе младшего дошкольного возраста
Презентация на тему: "Предметно - развивающая сред в группе младшего дошкольного возраста"...
Комплекс ситуативных бесед, при организации режимных моментов в группе среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
содействовать формированию у детей навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, готовности к действиям в неадекватных ситуациях)...