Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей с ТНР
материал
Правильно организованная предметно-пространственная среда в логопедической группе является первым социальным условием становления речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_organizatsii_rpps_v_gruppe_dlya_detey_s_tnr.docx | 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка
не оказывала бы влияния, нет способности, которая не
находилась бы в прямой зависимости от непосредственно
окружающего ребенка конкретного мира.»
Е.И. Тихеева
В свете современных тенденций развития дошкольного образования образовательная среда учреждения выступает в качестве многомерного пространства, наполнение которого призвано учесть развитие общества и индивидуальные потребности дошкольника.
В дошкольном образовании термин «предметно - пространственная среда» понимается как комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых. Согласно требованиям ФГОС создание развивающей предметно-пространственной среды преследует цель развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.
Для реализации данной цели развивающая предметно-пространственная среда должна отличаться насыщенным содержанием, быть гибкой (трансформируемой), многофункциональной, соответствующей индивидуальным и гендерным особенностям, возрасту детей. Кроме того, обязательным условием эффективности развивающей предметно-пространственной среды является ее доступность и безопасность.
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Для них первостепенное значение имеют: организация педагогического процесса во всех образовательных областях, адаптированного в соответствии с психофизическими возможностями воспитанников (адаптированная предметно-пространственная развивающая среда, адаптированное содержание обучения и воспитания, адекватные для детей с ТНР технологии обучения); организация профессиональной коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений речи у воспитанников; единое образовательное пространство «ДОУ – семья», организация интегрированного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (педагогов, специалистов, родителей).
В работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях логопедической группы актуализируется проблема создания обогащенной предметной среды, которая способствовала бы развитию деятельности детей, приобщению их к творчеству в игре или других видах деятельности.
Изучением особенностей организации предметно-развивающей среды в логопедической группе в настоящее время занимается ряд логопедов, педагогов и методистов (Нищева Н.В., Филичева Т.Б., Соколова Е.В., Шигина Г.Ф., Баль Н.Н. и др.).
В соответствии с ФАОП ДО и «Комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. ФГОС» Нищевой Н. В. организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в групповом помещении должны обеспечивать:
— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;
— возможность самовыражения детей.
Предметно-пространственная среда логопедической группы должна состоять из полузамкнутых мини-зон (микропространств), которые оборудованы для игр и занятий как индивидуальных, так и подгрупповых.
Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его не директивным руководством.
Обстановка, созданная в групповом помещении, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию. Но не следует перегружать уголки, так как это затрудняет выбор игр ребенком, — лучше менять оборудование раз в неделю.
В оформлении группового помещения психологи советуют использовать мягкие пастельные цвета, отдавать предпочтение нежно-голубой и нежно-зеленой гамме, именно эти цвета спектра способствуют успешному речевому развитию. Необходимо продумать вопрос с дополнительным освещением каждого рабочего уголка, каждого центра. В помещениях должно быть уютно, светло и радостно, следует максимально приблизить обстановку к домашней, чтобы снять стрессообразующий фактор.
Наполнение развивающих центров и в групповом помещении должно соответствовать изучаемой лексической теме и только что пройденной лексической теме, а это значит, что каждую неделю наполнение развивающих центров частично обновляется. (н-р, предметные и сюжетные картинки, наполняемость уголка книги)
Для детей с ТНР важную роль играет стабильность даже в предметно-пространственной среде, любые изменения должны проводиться периодически, но медленно: не стоит часто переставлять мебель в группе, тем более менять расположение микрозон и развивающих центров. Следует учитывать, что дети с тяжелой речевой патологией имеют плохо скоординированные действия и зачастую не обладают быстротой реакции, часто проявляют моторную неловкость. Поэтому пространственная организация среды должна одновременно и обеспечивать безопасность, и стимулировать двигательную активность.
У старших дошкольников развивается эстетическое восприятие действительности, поэтому эстетике оформления жизненного пространства уделяется особое внимание. Детей привлекают к организации развивающего пространства в групповом помещении, прислушиваются к их пожеланиям, используют для оформления интерьера выполненные ими поделки.
Отставание от нормы в развитии речи у детей с ТНР проявляется в нарушениях лексики, грамматики, звукопроизношения. Зачастую, понимая логическую взаимосвязь событий, в речи дети ограничиваются лишь перечислением действий, пропускают отдельные звенья. Детям с ТНР трудно дается рассказ-описание, обычно они просто называют отдельные предметы и их части, а некоторые способны только отвечать на вопросы.
Таким образом, в логопедических группах для детей с ТНР должна быть создана развивающая предметно-пространственная среда, которая будет служить выбранной коррекционной цели - стимулировать активность ребёнка, создавать возможность для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии.
В центре речевого развития:
Следует предусмотреть разделы: обогащение словаря детей и овладение звуковой культурой речи; формирование лексико-грамматического строя речи; развитие связной речи; ознакомление с художественной литературой и подготовки детей к усвоению грамоты, а также речевое общение. В центре может быть собрана большая картотека разнообразных игр игровых упражнений, стихов, считалок, чистоговорок, также ритуалы приветствия, упражнения на релаксацию и саморегуляцию, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, динамические упражнения, гимнастика для глаз, карточки-опоры алгоритмы для проведения массажа рук карандашами, шишками, массажными мячами.
Центр «Будем говорить правильно» в групповом помещении
1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.
2. Стульчики или скамеечка для занятий у зеркала.
3. Полка или этажерка для пособий.
4. Пособия и игрушки для выработки направленной воздушной струи (дыхательные тренажеры, мыльные пузыри, надувные игрушки, бумажные птички-оригами и т. п.).
5. Пособия по развитию мелкой моторики (мозаика, конструкторы, шнуровки, застежки, волчки; игры с пуговицами, веревочками, пластилином, прищепками и др.)
6. Сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации поставленных звуков (ст.группа), звуков всех групп (подг.группа) в предложениях и рассказах.
7. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации по-ставленных звуков (ст.группа), звуков всех групп (подг.группа).
8. Картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
9. «Алгоритмы» и схемы описания предметов и объектов; мнемотаблицы для заучивания стихов и пересказа текстов.
10. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синте-за предложений (фишки, семафорчики, флажки, разноцветные геометриче-ские фигуры и т. п.).
11. Настенный алфавит, разрезная и магнитная азбука, алфавит на кубиках.
11. Игры для совершенствования грамматического строя речи («Разноцветные листья», «Веселый повар», «На полянке», «За грибами» и др.).
12. Лото, домино и другие игры по изучаемым лексическим темам
13. Наборы игрушек для инсценировки трех-четырех сказок.
Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда в логопедической группе является первым социальным условием становления речи.
Наряду с использованием традиционных и инновационных методов в организации развивающей предметно-пространственной среды не стоит забывать о том, что особое значение в коррекционном обучении детей с ТНР имеют организационные средовые составляющие: единый речевой режим в образовательном учреждении и семье; предоставление детям образцов речи педагогов (орфоэпической правильности, неторопливого темпа, достаточной громкости, выразительности и слитности речи, правильного речевого дыхания и т. п.); дифференцированность дозировок речевого и языкового материала, подбор лингвистического материала, коммуникативно значимого для ребёнка, доступного по содержанию, соответствующего его произносительным возможностям.
Вывод: "Правильно организованная предметно-пространственная среда в логопедической группе создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности." (Нищева Н.В.)
Литература:
- Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. ФГОС; Нищева Н.В. 2023
- Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Спб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006
- Предметно-развивающая среда (РППС) в ДОУ/ Евдокимова М.А./ Актион- Образование
- Тунина Е.Г., детский психолог. «Как эффективно создавать развивающую среду для дошкольников. Примеры из практики» (вебинар). Сайт «Дефектология ПРОФ. Московский институт коррекционной педагогики».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; 2013
- Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; 2022
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в старшей группе на тему:ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Родительское собрание в старшей группе на тему:ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ...
«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в средней группе»
Идеальная цель педагогического процесса, к которой должен стремиться каждый воспитатель ДОУ – это воспитание всесторонне развитой личности и счастливого ребенка. Все, что окружает ребенка, форми...
Консультация для педагогов "Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста"
Консультация для педагогов "Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста"...
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе ДОУ.
Младший возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этот период происходит его переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками и с предметным миром. Главные задачи этого этапа: обеспе...
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды во 2 младшей группе в соответствии с ФГОС ДО
Презентационный материал...
Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Для гармоничного развития детей с ТНР и в рамках выполнения требований ФГОС ДО, приняли решение изменить (усовершенствовать) развивающую предметно-пространственную среду группы так, чтобы она способст...