Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей с ТНР
материал

Белянская Светлана Вениаминовна

Правильно организованная предметно-пространственная среда в логопедической группе является первым социальным условием становления речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_organizatsii_rpps_v_gruppe_dlya_detey_s_tnr.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

                              «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка

                             не оказывала бы влияния, нет способности, которая не

находилась бы в прямой зависимости от непосредственно

        окружающего ребенка конкретного мира.»

Е.И. Тихеева

В свете современных тенденций развития дошкольного образования образовательная среда учреждения выступает в качестве многомерного пространства, наполнение которого призвано учесть развитие общества и индивидуальные потребности дошкольника.

В дошкольном образовании термин «предметно - пространственная среда» понимается как комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых. Согласно требованиям ФГОС создание развивающей предметно-пространственной среды преследует цель развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.

Для реализации данной цели развивающая предметно-пространственная среда должна отличаться насыщенным содержанием, быть гибкой (трансформируемой), многофункциональной, соответствующей индивидуальным и гендерным особенностям, возрасту детей. Кроме того, обязательным условием эффективности развивающей предметно-пространственной среды является ее доступность и безопасность.

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Для них первостепенное значение имеют: организация педагогического процесса во всех образовательных областях, адаптированного в соответствии с психофизическими возможностями воспитанников (адаптированная предметно-пространственная развивающая среда, адаптированное содержание обучения и воспитания, адекватные для детей с ТНР технологии обучения); организация профессиональной коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений речи у воспитанников; единое образовательное пространство «ДОУ – семья», организация интегрированного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (педагогов, специалистов, родителей).

В работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях логопедической группы актуализируется проблема создания обогащенной предметной среды, которая способствовала бы развитию деятельности детей, приобщению их к творчеству в игре или других видах деятельности.

Изучением особенностей организации предметно-развивающей среды в логопедической группе в настоящее время занимается ряд логопедов, педагогов и методистов (Нищева Н.В., Филичева Т.Б., Соколова Е.В., Шигина Г.Ф., Баль Н.Н. и др.).

В соответствии с ФАОП ДО и «Комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. ФГОС» Нищевой Н. В. организация образовательного пространства и разнообразие материалов,   оборудования и инвентаря в групповом помещении должны обеспечивать:

— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

—  эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;

— возможность самовыражения детей.

Предметно-пространственная среда логопедической группы должна состоять из полузамкнутых мини-зон (микропространств), которые оборудованы для игр и занятий как индивидуальных, так и подгрупповых.

Предметно-развивающее пространство следует  организовать  таким  образом,  чтобы  каждый  ребенок  имел  возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его не директивным руководством.

 Обстановка, созданная в групповом помещении, должна уравновешивать  эмоциональный  фон  каждого  ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию. Но не следует перегружать уголки, так как это затрудняет выбор игр ребенком, — лучше менять оборудование раз в неделю.

В оформлении группового помещения психологи советуют использовать мягкие пастельные цвета, отдавать предпочтение  нежно-голубой  и  нежно-зеленой  гамме,  именно  эти  цвета  спектра способствуют успешному речевому развитию. Необходимо продумать вопрос с дополнительным освещением каждого рабочего уголка, каждого центра.  В помещениях  должно  быть  уютно,  светло  и  радостно,  следует  максимально приблизить обстановку к домашней, чтобы снять стрессообразующий фактор.

Наполнение развивающих центров и в групповом помещении должно соответствовать изучаемой лексической теме и только что пройденной лексической теме, а это значит, что каждую неделю наполнение развивающих центров частично обновляется. (н-р, предметные и сюжетные картинки, наполняемость уголка книги)

Для детей с ТНР важную роль играет стабильность даже в предметно-пространственной среде, любые изменения должны проводиться периодически, но медленно: не стоит часто переставлять мебель в группе, тем более менять расположение микрозон и развивающих центров. Следует учитывать, что дети с тяжелой речевой патологией имеют плохо скоординированные действия и зачастую не обладают быстротой реакции, часто проявляют моторную неловкость. Поэтому пространственная организация среды должна одновременно и обеспечивать безопасность, и стимулировать двигательную активность.

У старших дошкольников развивается эстетическое восприятие действительности, поэтому эстетике оформления жизненного пространства уделяется особое внимание. Детей привлекают к организации развивающего пространства  в  групповом  помещении,  прислушиваются  к  их  пожеланиям,  используют для оформления интерьера выполненные ими поделки.

Отставание от нормы в развитии речи у детей с ТНР проявляется в нарушениях лексики, грамматики, звукопроизношения. Зачастую, понимая логическую взаимосвязь событий, в речи дети ограничиваются лишь перечислением действий, пропускают отдельные звенья. Детям с ТНР трудно дается рассказ-описание, обычно они просто называют отдельные предметы и их части, а некоторые способны только отвечать на вопросы.

Таким образом, в логопедических группах для детей с ТНР должна быть создана развивающая предметно-пространственная среда, которая будет служить выбранной коррекционной цели - стимулировать активность ребёнка, создавать возможность для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии.

В центре речевого развития:

                 Следует предусмотреть разделы: обогащение словаря детей и овладение звуковой культурой речи; формирование лексико-грамматического строя речи; развитие связной речи; ознакомление с художественной литературой и подготовки детей к усвоению грамоты, а также речевое общение. В центре может быть собрана большая картотека разнообразных игр игровых упражнений, стихов, считалок, чистоговорок, также ритуалы приветствия, упражнения на релаксацию и саморегуляцию, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, динамические упражнения, гимнастика для глаз, карточки-опоры алгоритмы для проведения массажа рук карандашами, шишками, массажными мячами.

Центр «Будем говорить правильно» в групповом помещении

1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.

2. Стульчики или скамеечка для занятий у зеркала.

3. Полка или этажерка для пособий.

4. Пособия и игрушки для выработки направленной воздушной струи (дыхательные тренажеры, мыльные пузыри, надувные игрушки, бумажные птички-оригами и т. п.).

5. Пособия по развитию мелкой моторики (мозаика, конструкторы, шнуровки, застежки, волчки; игры с пуговицами, веревочками, пластилином, прищепками и др.)

6. Сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации поставленных звуков (ст.группа), звуков всех групп (подг.группа) в предложениях и рассказах.

7.  Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации по-ставленных звуков (ст.группа), звуков всех групп (подг.группа).

8. Картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

9. «Алгоритмы» и схемы описания предметов и объектов; мнемотаблицы для заучивания стихов и пересказа текстов.

10. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синте-за предложений (фишки, семафорчики, флажки, разноцветные геометриче-ские фигуры и т. п.).

11. Настенный алфавит, разрезная и магнитная азбука, алфавит на кубиках.

11. Игры для совершенствования грамматического строя речи («Разноцветные листья», «Веселый повар», «На полянке», «За грибами» и др.).

12. Лото, домино и другие игры по изучаемым лексическим темам

13. Наборы игрушек для инсценировки трех-четырех сказок.

Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда в логопедической группе является первым социальным условием становления речи.

Наряду с использованием традиционных и инновационных методов в организации развивающей предметно-пространственной среды не стоит забывать о том, что особое значение в коррекционном обучении детей с ТНР имеют организационные средовые составляющие: единый речевой режим в образовательном учреждении и семье; предоставление детям образцов речи педагогов (орфоэпической правильности, неторопливого темпа, достаточной громкости, выразительности и слитности речи, правильного речевого дыхания и т. п.); дифференцированность дозировок речевого и языкового материала, подбор лингвистического материала, коммуникативно значимого для ребёнка, доступного по содержанию, соответствующего его произносительным возможностям.

Вывод: "Правильно организованная предметно-пространственная среда в логопедической группе создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности."  (Нищева Н.В.)

Литература: 

  1. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д.,    Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной  среды в соответствии  с  федеральным  государственным  образовательным  стандартом дошкольного  образования.  Методические  рекомендации  для  педагогических работников  дошкольных  образовательных  организаций  и  родителей  детей дошкольного  возраста. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.
  2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. ФГОС; Нищева Н.В. 2023
  3. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Спб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006
  4. Предметно-развивающая среда (РППС) в ДОУ/ Евдокимова М.А./ Актион- Образование
  5. Тунина Е.Г., детский психолог. «Как эффективно создавать развивающую среду для дошкольников. Примеры из практики» (вебинар).  Сайт «Дефектология ПРОФ. Московский институт коррекционной педагогики».
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; 2013
  7. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; 2022

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе на тему:ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Родительское собрание в старшей группе на тему:ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ...

«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в средней группе»

Идеальная цель педагогического процесса, к которой должен стремиться каждый воспитатель ДОУ – это воспитание всесторонне развитой личности и счастливого ребенка.  Все, что окружает ребенка, форми...

Консультация для педагогов "Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста"

Консультация для педагогов "Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста"...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе ДОУ.

Младший возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этот пе­риод происходит его переход к новым отношениям с взрослыми, сверстника­ми и с предметным миром. Главные задачи этого этапа: обеспе...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Для гармоничного развития детей с ТНР и в рамках выполнения требований ФГОС ДО, приняли решение изменить (усовершенствовать) развивающую предметно-пространственную среду группы так, чтобы она способст...