Методическая разработка "Воспитание у детей интереса к природе родного края, отражая её красоту и особенности в самостоятельной творческой деятельности".
методическая разработка (старшая группа)
Методическая разработка "Воспитание у детей интереса к природе родного края, отражая её красоту и особенности в самостоятельной творческой деятельности".
Воспитание у детей интереса к природе родного края, отражая её красоту и особенности в самостоятельной творческой деятельности.
Цель: Учить наблюдать, замечать красоту природы, выражая свои чувства, своё отношение к ней через разнообразные средства выразительности, побуждающие к развитию фантазии и воображения у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._konkurs_ekologiya.doc | 615.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» - филиал «Ачитский детский сал «Ромашка»
Воспитание у детей интереса к природе родного края, отражая её красоту и особенности в самостоятельной творческой деятельности
Методическая разработка
Русинова Людмила Александровна
Воспитатель, I категория
р.п. Ачит,
Сказочна и прекрасна природа –
неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний.
Воспитание у детей интереса к природе родного края, отражая её красоту и особенности в самостоятельной творческой деятельности.
Цель: Учить наблюдать, замечать красоту природы, выражая свои чувства, своё отношение к ней через разнообразные средства выразительности, побуждающие к развитию фантазии и воображения у детей.
В старшем дошкольном возрасте продолжается формирование предпосылок восприятия и понимания мира природы. Установлена связь ребенка с миром людей, природы, предметным миром, понимание общечеловеческих ценностей, любознательность, владение определёнными техническими навыками в художественной деятельности, позволяющие формировать интерес к творчеству.
Одной из требований ФГОСДО-создание условий развития ребёнка, развития инициативы и творческих способностей.
Проблемой восприятия и понимания мира природы детьми в детском саду в свое время занимались Веретенникова, Венгер, Саморукова, Запорожец. В настоящее время используются пособия О.А. Соломенникова, Николаева. Авторами исследовалось детское понимание мира природы в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы воздействия на детей.
Анализ показал, что понимание ребенком мира природы, выражая его отношение к ней, ярче всего прослеживается у старших дошкольников в самостоятельной творческой деятельности в непринужденной спокойной обстановке. Возникла необходимость в создании центра по самостоятельной творческой деятельности детей, позволяющим детям уединиться, заниматься любимым делом.
При создании центра придерживалась следующих принципов:
- наглядности;
- системности, последовательности;
- активности и самостоятельности;
- право выбора.
Задачи:
- Отражать действительность, происходящую в природе;
- Обеспечить наглядностью, свойственной для детского подражания и развития: образцы, многоразовые трафареты, упражнения;
- Оснащение разнообразными средствами выразительности для использования детьми права выбора в самостоятельной художественной деятельности.
Центры по самостоятельной творческой деятельности с наглядностью, отражающей явления, происходящие в живой и неживой природе в разное время года
Занимаясь в центре, постепенно дети опираются не только на наглядность, но и пытаются по представлению отражать действительность в своих работах, чтобы они были более, яркими и насыщенными появляется потребность в более тесном контакте с природой во время прогулок, экскурсий.
Последовательно спланированный и проведённый цикл наблюдений на прогулках способствует созданию детьми сюжета на определённую тематику. Он побуждает более тонко, необычно и интересно отразить увиденное, сделать сюжет более содержательным, дополняя своими решениями, показывая свою индивидуальность.
Сюжет «Зима в лесу»
Для создания детьми данной композиции проведён следующий цикл наблюдений:
- «Ель»;
- «Сравнение ели с сосной»;
- «Наблюдение за сезонными изменениями»;
- «Ель зимой».
Проанализировав детскую работу, выявила, что дети для нанесения снега используют пластилин, передающий наибольшую выразительность своей объёмностью. Еловые иголки в лесу заменили рисовыми зернышками, очень похожие на обледеневшую хвою деревьев. Дополнением сюжета послужило изображение лесных обитателей, нанесение сугробов выполненных плавным круговым размазыванием, изобретение самих детей.
Зимой очень своевременно побуждать детей к созданию декоративных композиций, опираясь на цикл наблюдений за снегом:
- «Наблюдение за снегом»;
- Наблюдение за снежинками»;
- «Снежинка»;
- «Узоры на окнах»;
- «Наблюдение за состоянием погоды».
Где внимание детей заостряется на узорах деде Мороза. Именно эти узоры позволят найти сходства с элементами декоративной росписи.
Следует сделать вывод, что детские работы получаются более содержательными, выразительными, с удачными дополнениями, творческими решениями, отражающие настроение и глубокое понимание об увиденном. Всё это произошло благодаря цикличности наблюдений, содержание которых можно объединить в единый сюжет.
Так осенью, чтобы дети могли составить и изобразить интересные натюрморты, проводится несколько наблюдений в огороде, где обращается внимание на строение растений, их особенности.
Побуждая к сюжету «Осень в лесу» планируются следующий цикл наблюдений в природе:
- «Листопад»;
- «Рябина осенью»;
- «Берёза осенью»;
- «Осенние листья»;
- «Прогулка в осенний лес».
В результате хорошо прослеживается осеннее расцвечивание деревьев. Удачно заменяют крону деревьев природным материалом и дополняют любыми способами и средствами выразительности на своё усмотрение.
Весной такой цикл наблюдений как
- «Небо»;
- «Облака»;
- «Кучевые облака»;
- «Первый гром (гоза)»;
- «Радуга».
Легко объединить в единый интересный весенний сюжет.
Так в сюжете «Весной после грозы» дети добавляют барашков, используя знакомые приёмы, композиция позволяет дополнить любыми животными, растениями на усмотрение детей.
Летом, как в самое прекрасное время года удобно проводить цикл наблюдений посвященных жизни насекомых, растений, цветов:
- «Одуванчик»;
- «Ромашка»;
- «Наблюдение за цветником».
В результате дети могут составить целые композиции по представлению «Букет в вазе», «Корзина с цветами».
В таких композициях дети также могут находить интересные творческие решения, используя хорошо знакомые приёмы, как и в сюжетных картинах. Особенности строения цветов и других растений позволяют упростить или усложнить изображение.
Экологическое воспитание через художественно – эстетическое развитие, позволяет понять воспитателю отношение ребёнка к миру природы, наличие точных и глубоких знаний о ней. Понимание существующей взаимосвязи в природе. Но не всегда на занятии дети раскрывают свои представления о природе, об окружающей действительности, так как это происходит в самостоятельной деятельности, вот поэтому детям необходимо создавать центры для свободной художественной деятельности. Но чтобы подготовить почву для творческого проявления необходимо цикличное планирование наблюдений, в результате которых ребенок мог полученные знания и впечатления отразить в едином сюжете. Так же большую роль для творческого проявления играет создание индивидуальных копилок с природным и бросовым материалом. Поиск и сбор которых производится в тесном контакте с природой на экскурсиях и целевых прогулках. Создание таких копилок так же позволяет ребенку уединиться, быть более внимательным, любознательным, проявлять глубокий интерес во время наблюдений за природными объектами. Появляется потребность в более тесном контакте с природой во время прогулок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование интереса к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста по средства метода проекта"
Большую роль в образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют ограниченные возможности для ...
«Формирование гражданской позиции дошкольника через воспитание любви и интереса к природе родного края»
Консультация...
Консультация «Формирование гражданской позиции дошкольника через воспитание любви и интереса к природе родного края»
Одна из задач нравственного воспитания ребенка – воспитание к Родине, своему краю. С самого раннего детства надо учить ребенка любить места, где он родился, рос, ежечасно открывая ...
Познавательно-творческий проект для детей старшего возраста Природа родного края
В период дошкольного детства закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.Таким образом, было принято решение ра...
Технологическая карта ООД Познавательное развитие Старшая группа Развитие познавательного интереса к природе родного края.
Тема: «Как Дед Мороз весну встречал»Цель: создание условий для развития познавательного интереса к природе родного края. Программные задачи: 1. Расширение представлений о ...
Воспитание интереса к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей...
Экологическая тропа, как средство формирования у дошкольников познавательного интереса к природе родного края
Экологическое воспитание – это формирование правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально – эстетический и действенный аспекты. Вз...