Методическая разработка "Воспитание у детей интереса к природе родного края, отражая её красоту и особенности в самостоятельной творческой деятельности".
методическая разработка (старшая группа)

Методическая разработка "Воспитание у детей интереса к природе родного края, отражая её красоту и особенности в самостоятельной творческой деятельности".

Воспитание у детей интереса к природе родного края, отражая её красоту и особенности в самостоятельной творческой деятельности.

Цель: Учить наблюдать, замечать красоту природы, выражая свои чувства, своё отношение к ней через разнообразные средства выразительности, побуждающие к развитию фантазии и воображения у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2._konkurs_ekologiya.doc615.52 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» - филиал «Ачитский детский сал «Ромашка»

Воспитание у детей интереса к природе родного края, отражая её красоту и особенности в самостоятельной творческой деятельности

Методическая разработка

Русинова Людмила Александровна

Воспитатель, I категория

р.п. Ачит,

 

Сказочна и прекрасна природа –

неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний.

Воспитание у детей интереса к природе родного края, отражая её красоту и особенности в самостоятельной творческой деятельности.

Цель: Учить наблюдать, замечать красоту природы, выражая свои чувства, своё отношение к ней через разнообразные средства выразительности, побуждающие к развитию фантазии и воображения у детей.

В старшем дошкольном возрасте продолжается формирование предпосылок восприятия и понимания мира природы. Установлена связь ребенка с миром людей, природы, предметным миром, понимание общечеловеческих ценностей, любознательность, владение определёнными техническими навыками в художественной деятельности, позволяющие формировать интерес к творчеству.

Одной из требований ФГОСДО-создание условий развития ребёнка, развития инициативы и творческих способностей.

Проблемой восприятия и понимания мира природы детьми в детском саду в свое время занимались Веретенникова, Венгер, Саморукова, Запорожец. В настоящее время используются пособия О.А. Соломенникова, Николаева. Авторами исследовалось детское понимание мира природы в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы воздействия на детей.

Анализ показал, что понимание ребенком мира природы, выражая его отношение к ней, ярче всего прослеживается у старших дошкольников в самостоятельной творческой деятельности в непринужденной спокойной обстановке. Возникла необходимость в создании центра по самостоятельной творческой деятельности детей, позволяющим детям уединиться, заниматься любимым делом.  

При создании центра придерживалась следующих принципов:

  • наглядности;
  • системности, последовательности;
  • активности и самостоятельности;
  • право выбора.

Задачи:

  1. Отражать действительность, происходящую в природе;
  2. Обеспечить наглядностью, свойственной для детского подражания и развития: образцы, многоразовые трафареты, упражнения;
  3.   Оснащение разнообразными средствами выразительности для использования детьми права выбора в самостоятельной художественной деятельности.

 

Центры по самостоятельной творческой деятельности с наглядностью, отражающей явления, происходящие в живой и неживой природе в разное время года

 

Занимаясь в центре, постепенно дети опираются не только на наглядность, но и пытаются по представлению отражать действительность в своих работах, чтобы они были более, яркими и насыщенными появляется потребность в более тесном контакте с природой во время прогулок, экскурсий.

Последовательно спланированный и проведённый цикл наблюдений на прогулках способствует созданию детьми сюжета на определённую тематику. Он побуждает более тонко, необычно и интересно отразить увиденное, сделать сюжет более содержательным, дополняя своими решениями, показывая свою индивидуальность.

Сюжет «Зима в лесу»

Для создания детьми данной композиции проведён следующий цикл наблюдений:

  • «Ель»;
  • «Сравнение ели с сосной»;
  • «Наблюдение за сезонными изменениями»;
  • «Ель зимой».

Проанализировав детскую работу, выявила, что дети для нанесения снега используют пластилин, передающий наибольшую выразительность своей объёмностью. Еловые иголки в лесу заменили рисовыми зернышками, очень похожие на обледеневшую хвою деревьев. Дополнением сюжета послужило изображение лесных обитателей, нанесение сугробов выполненных плавным круговым размазыванием, изобретение самих детей.

Зимой очень своевременно побуждать детей к созданию декоративных композиций, опираясь на цикл наблюдений за снегом:

  • «Наблюдение за снегом»;
  • Наблюдение за снежинками»;
  • «Снежинка»;
  • «Узоры на окнах»;
  •  «Наблюдение за состоянием погоды».

Где внимание детей заостряется на узорах деде Мороза. Именно эти узоры позволят найти сходства с элементами декоративной росписи.

Следует сделать вывод, что детские работы получаются более содержательными, выразительными, с удачными дополнениями, творческими решениями, отражающие настроение и глубокое понимание об увиденном. Всё это произошло благодаря цикличности наблюдений, содержание которых можно объединить в единый сюжет.

Так осенью, чтобы дети могли составить и изобразить интересные натюрморты, проводится несколько наблюдений в огороде, где обращается внимание на строение растений, их особенности.

Побуждая к сюжету «Осень в лесу» планируются следующий цикл наблюдений в природе:

  • «Листопад»;
  • «Рябина осенью»;
  • «Берёза осенью»;
  • «Осенние листья»;
  • «Прогулка в осенний лес».

В результате хорошо прослеживается осеннее расцвечивание деревьев. Удачно заменяют крону деревьев природным материалом и дополняют любыми способами и средствами выразительности на своё усмотрение.

Весной такой цикл наблюдений как

  • «Небо»;
  • «Облака»;
  •  «Кучевые облака»;
  • «Первый гром (гоза)»;
  •  «Радуга».

 Легко объединить в единый интересный весенний сюжет.

Так в сюжете «Весной после грозы» дети добавляют барашков, используя знакомые приёмы, композиция позволяет дополнить любыми животными, растениями на усмотрение детей.

Летом, как в самое прекрасное время года удобно проводить цикл наблюдений посвященных жизни насекомых, растений, цветов:

  • «Одуванчик»;
  • «Ромашка»;
  • «Наблюдение за цветником».

В результате дети могут составить целые композиции по представлению «Букет в вазе», «Корзина с цветами».

В таких композициях дети также могут находить интересные творческие решения, используя хорошо знакомые приёмы, как и в сюжетных картинах. Особенности строения цветов и других растений позволяют упростить или усложнить изображение.

Экологическое воспитание через художественно – эстетическое развитие, позволяет понять воспитателю отношение ребёнка к миру природы, наличие точных и глубоких знаний        о ней. Понимание существующей взаимосвязи в природе. Но не всегда на занятии дети раскрывают свои представления о природе, об окружающей действительности, так как это происходит в самостоятельной деятельности, вот поэтому детям необходимо создавать центры для свободной художественной деятельности. Но чтобы подготовить почву для творческого проявления необходимо цикличное планирование наблюдений, в результате которых ребенок мог полученные знания и впечатления отразить в едином сюжете. Так же большую роль для творческого проявления играет создание индивидуальных копилок с природным и бросовым материалом. Поиск и сбор которых производится в тесном контакте с природой на экскурсиях и целевых прогулках. Создание таких копилок так же позволяет ребенку уединиться, быть более внимательным, любознательным, проявлять глубокий интерес во время наблюдений за природными объектами. Появляется потребность в более тесном контакте с природой во время прогулок.

        

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование интереса к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста по средства метода проекта"

Большую роль в образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют ограниченные возможности для ...

Консультация «Формирование гражданской позиции дошкольника через воспитание любви и интереса к природе родного края»

   Одна из задач нравственного воспитания ребенка – воспитание к Родине, своему краю. С самого раннего детства надо учить ребенка любить места, где он родился, рос, ежечасно открывая ...

Познавательно-творческий проект для детей старшего возраста Природа родного края

В период дошкольного детства закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.Таким образом, было принято решение ра...

Технологическая карта ООД Познавательное развитие Старшая группа Развитие познавательного интереса к природе родного края.

Тема: «Как Дед Мороз весну встречал»Цель:  создание условий для развития  познавательного интереса к природе родного края. Программные задачи: 1. Расширение представлений о ...

Экологическая тропа, как средство формирования у дошкольников познавательного интереса к природе родного края

Экологическое воспитание – это формирование правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально – эстетический и действенный аспекты. Вз...