МАСТЕР-КЛАСС КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ
статья

Екатерина Геннадьевна Беседина

В статье рассматривается новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в рамках которой ведущей формой взаимодействия педагогов и родителей являются нетрадиционные формы, в частности мастер-класс.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_besedina_e.g._besedina_e.i.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Беседина Екатерина Геннадьевна

воспитатель

МДОУ «Детский сад №11 п. Комсомольский»

МАСТЕР-КЛАСС КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Ведущие современные социологи и специалисты в области семьи, такие как Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая, выделяют главенствующую роль семейного института в формировании института эмоциональных отношений. Данный подход нашел отражение в новой  концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, главным постулатом которой является идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, что подтверждают ряд нормативно-правовых документов («Концепция дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», ФЗ «Об образовании» и др.).

При этом главная цель педагогов дошкольного учреждения в рамках новой философии – «профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций».

Эффективность взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников во многом зависит от правильно выбранных форм и методов работы с родителями при условии  применении их в системе.

Формы взаимодейтсвия с семьями воспитанников подразделяются на традиционнные и нетрадиционные.

К традиционным формам относятся такие как, групповые, индивидуальные и наглядно-информационные.

  1. «Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы).
  2. Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

3. Наглядно-информационные формы работы с родителями играют роль опосредованного общения между психологом и родителями».

«Нетрадиционные формы взаимодействия – это формы общения и деятельности, организуемые между родителями и ДОУ и используемые с целью установления неформальных контактов с родителями».

Особое место среди инновационных методов работы с родителями занимает мастер-класс [1], основной принцип которого можно описать следующей фразой: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас» [2].

В технологии проведения мастер-класса главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности: прием, метод, методику или технологию. Поэтому передать продуктивные способы работы является одной из важнейших задач для педагога-мастера.

На основании проведенного анализа сформулированы следующие основные требования к организации и проведению мастер-класса:

  1. «мастер-класс является это оригинальным способом организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников);
  2. мастер-класс как технология передачи педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания.
  3. мастер-класс должен состоять из заданий, которые четко направляют деятельность участников на решения поставленной педагогической проблемы» [1].

В процессе проведения мастер-класса, педагог-мастер не должен, стремится просто передать знания. «Его главной задачей является задействование его участников в процесс, сделав их активными, таким образом, способствуя их саморазвитиию»[4].

Как показывает практика «родительские собрания, проводимые в нетрадиционной форме, дают возможность родителям узнать своего ребенка с другой стороны, наблюдая его в условиях детского сада; обсудить педагогические проблемы в свободной беседе; способствуют повышению чувства ответственности за воспитание детей и сплочению коллектива родителей в целом».

Таким образом, использование в системе разнообразных форм и методов взаимодейтсвия семей с ДОУ привело к следующим положительным результатам:

  1. Родители стали проявлять больший интерес к содержанию образовательного процесса в ДОУ.
  2. Возросла активность родителей на родительских собраниях (чаще возникают дискуссии по инициативе родителей, приводят примеры из собственного опыта, повысилась активность при анализе педагогических ситуаций и др.).
  3. Увеличилось число вопросов к педагогу-психологу, касающихся ребенка внутреннего мира, его личности.
  4. Возросло количество индивидуальных консультаций по инициативе родителей.

     Список литературы:

  1. Антипина, Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Г.А. Антипина // Управление ДОУ. – 2016. – № 12. – С. 95-98.
  2. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья./ Е.П. Арнатуова. – М.: Карапуз, 2012. – 264с.
  3. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду/ О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144с.
  4. Лагутина, Л.Ф. Детский сад как сообщество сотрудников, детей и родителей / Лагутина Л. Ф. // Воспитатель ДОУ. – 2015. – №17. – С. 114–118.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия с родителями воспитанников. Классика и современность.

Классические и современные формы работы с семьями воспитанников....

Обобщение опыта работы по теме: «Использование мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников».

Обобщение опыта работы по теме: «Использование  мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников»....

Мастер-класс как эффективная форма взаимодействия с родителями»

ldquo;Только вместе с родителями,общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье”.В.А.Сухомлинский          Одна из важ...

Презентация педагогической практики в форме Олимпийских игр («Интерактивные формы взаимодействия с родителями воспитанников»)

Организация эффективного взаимодействия педагогов группы с родителями на основе использования информационно - коммуникационных технологий, с целью решения актуальных  вопросов воспитания и развит...

"Мастер-класс как эффективная форма взаимодействия с семьей"

Одной из важнейших задач педагога в рамках реализации ФГОС дошкольного образования является создание единого образовательного пространства: «Детский сад - семья».Общение педагогов с...

«Мастер-класс как эффективная форма взаимодействия в ДОУ»

laquo;Мастер-класс как эффективная форма взаимодействия в ДОУ»  В современном обществе в сфере образования большую популярность набирают мастер-классы. Это форма взаимодействия не тол...

Мастер-класс как форма взаимодействия с родителями воспитанников.

Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми. Развитие творческого потенциала родителей, их компетентность в сфере новых игровых технологий....